I Охарактеризуйте следующие суждения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I Охарактеризуйте следующие суждения.



1) Люди живут во всех климатических зонах.

В России крепостное право отменили в 1861 г.

У планеты Марс два естественных спутника.

2) У всех планет солнечной системы существует своя орбита. Все

нотариусы − юристы.

Не все золушки становятся принцессами.

3) Все народы создали свои мифы и свои предания.

Некоторые собаки относятся к породе гладкошерстных.

Реки Ока и Кама – притоки Волги.

4) Календула – это ценное лекарственное растение.

Ни одна кошка не умеет лаять.

Осенью всегда идут дожди, а иногда и мокрый снег.

5) Все в подлунном мире смертно.

Некоторые преступления не раскрыты.

Подозреваемый или является искомым преступником или нет.

II Сделайте обращение и превращение в следующих суждениях:

1) Венера – планета солнечной системы.

Некоторые рыбы живут на очень больших глубинах.

Некоторые законы несовершенны.

2) Все государства имеют свою символику.

Конституция – основной закон государства.

Не все то золото, что блестит.

3) Хорошие поэты иногда писали плохие стихи.

Все кошки − хищники.

Некоторые преступления носят непреднамеренный характер.

4) Без кипятка не сварить супа.

В современном мире сильна власть денег.

Существует бесконечная Вселенная.

5) Некоторые планеты не имеют естественных спутников.

Все люди смертны.

Учение об атомах было создано в античности.

III Укажите, к каким видам сложных суждений относятся следующие суждения:

1) Сегодня с утра шел дождь, но к обеду небо прояснилось и

дождь прекратился.

2) Если студент добросовестно занимается в семестре, то он

обычно хорошо сдает сессию.

3) Данное деяние или содержит состав преступления, или не со-

держит состава преступления.

4) Невозможно человеку одновременно быть и преступником, и

жертвой.

5) Подозреваемый или виновен, или невиновен, ответ на вопрос

дает только суд.

6) Она секла лес, ловила рыбу, помогала класть сруб, корчевать

лес, сажала и рыла картошку.

7) У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем, и

ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

8) Если ночью шел дождь, то утром крыши будут мокрыми.

 

Тема 3а. Логика вопросов и ответов

План

1. Вопросно-ответная ситуация.

2. Виды вопросов.

3. Виды ответов.

Список литературы

1. Иванов Е. А. Логика. − М., 2001. − С. 113−115. − Разд. 2.1.

2. Ивлев Ю. В. Логика. − М., 2005. − Гл. 4, § 42.

3. Кириллов В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. − М.,

2002. − Гл. 5.

 

Методические указания

Рассматриваемая тема является своеобразным продолжением темы «Суждение», поскольку вопросы в языке, как и суждение, выражены предложением. Суждение в языке выражается предложением

повествовательным; вопрос – предложением вопросительным; ответ – предложением тоже повествовательным. Вопросно-ответная ситуация возникает там, где образуется неполнота информации, что не позволяет однозначно решить существующую проблему. Приступая к изучению логики вопросов и ответов, надо обратить внимание на то, что вопрос – это не отдельная форма мышления, а выраженная в форме вопросительного предложения неполнота знания. Восполнением этой неполноты будет ответ, выраженный новым суждением.

Новизна суждения (ответа) означает, что в предыдущем знании явно

данное суждение не присутствует.

История традиционной логики свидетельствует о том, что логика вопросов и ответов интересует ученых со времен софистов. В современной логике сформировалась классификация вопросов по разным основаниям. Прежде всего, необходимо различать вопросы риторические, не требующие ответа, и вопросы, которые позволяют осуществлять целенаправленный поиск необходимого ответа. Соответственно классификации вопросов в логике разработана и классификация ответов.

Овладение логикой вопросов и ответов, умение правильно задавать вопросы очень актуальны и для науки, и для юридической практики. Если ученый задает вопросы природе или иному изучаемому объекту, то юрист задает вопрос человеку, что имеет существенную специфику. В первую очередь именно для специалистов-профессионалов вопросно-ответная ситуация выступает как поединок, требующий умения задавать вопросы и быстро анализировать получаемые ответы.

Контрольные вопросы

1. Какая познавательная ситуация ведет к постановке вопроса?

2. Какие есть в логике типы вопросов?

3. Как различаются вопросы корректные и некорректные, релевантные и нерелевантные?

4. Какие есть типы ответов? В чем специфика вопросно-ответной ситуации в юридическом расследовании?

Упражнения

I Дайте характеристику вопросов:

1) Между кем и кем была русско-японская война?

2) И какой же русский не любит быстрой езды?

3) Для чего создана система МЧС?

4) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом, что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

5) Существует ли жизнь на других планетах?

6) Возможно ли организовать переселение человечества на другие планеты?

7) Сколько кремлей существует на территории России?

8) Когда было принято христианство на Руси?

9) Кто был первым Российским императором?

10) Скажи, скажи, какая вьюга в тебе оставила свой след?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.008 с.)