Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. – М., 2003: Балибар Э. Существует ли «нео-расизм»? (с.27-37) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. – М., 2003: Балибар Э. Существует ли «нео-расизм»? (с.27-37)




Неорасизм розглядається як міжнаціональне явище!Але тут загвоздка у тому, як саме розглядати цей свмий неорасизм! По -перше, можна розгладати як історичне оновлення расистських рухів та расистської політики, а по -друге, як абсолютно новий расизм, який не зволиться до попередніх моделей

Гипотеза о неора- сизме, по крайней мере во Франции, была сформулирована главным образом исходя из внутренней критики теорий, пытав- шихся легитимировать политику исключения в терминах антрополо- гии и философии истории.

Расизм - действительно «то- тальное общественное явление» - проявляется и в практиках (в форме насилия, дискриминации, нетерпимости, унижения, эксплуатации), и в дискурсах, и представлениях, а именно в производстве интеллектуа- лами фантазма профилактики или сегрегации (необходимости очище- ния социального тела, сохранения самоидентичности и идентичности «нас» от всякого промискуитета, от любых смешанных браков, от вторжения всего чужеродного); и подобные дискурсы базируются на выделении признаков чуждости (имя, цвет кожи, религиозные прак- тики).

Расистские теории необхо- димы для формирования расистского сообщества. Действительность такова, что не существует расизма без теории(й). Бессмысленно задаваться вопросом, являются ли основным источником этих теорий элиты или массы, господствующие классы или классы подчиненные.-----------------> але раціоналізовані ці теорії інтелектуалами!!

Автор роздумує сприводу того, що "теорія" расизму в академічних колах розглядається задля того, щоб змішати вирішальну функцію НЕЗНАННЯ (без якої насилля було би неприйнятним для тих, хто ж його застосовує) і "волю до знання", тобто насильницьке бажання безпосередньо знати наявні суспільні відносини. Ці функції безпосередньо підсилюють одна одну, так як колективне насилля індивідів і соц груп стають загадкою для них самих, а така загадка потретує пояснення. (ГЕТЬ НЕ ПОНЯЛА, ШО ХОТІВ ЦИМ СКАЗАТИ АВТОР:((((((((((

Именно это обеспечивает единство интеллектуальной позиции идеологий расизма, какой бы утонченной ни казалась их разработка.

ТУТ ТИПУ ПОЯСНЮЄТЬСЯ ОТА ВИДЕЗГАДАНА ЄРЄСЬ —— > В отличие, например, от теологов, которые должны сохранять дистанцию (но не абсолют- ный разрыв, если они апеллируют к «гнозису») между эзотерической спекуляцией и адаптированным для народа учением, исторически эф- фективные расистские идеологии всегда создавали «демократиче- ские» доктрины, предназначенные для непосредственного понимания, как бы заранее адаптированные к низкому уровню масс, даже если в этих доктринах разрабатывались элитарные темы.

Они создавали учения, способные предоставить ключ к непосредственной ин- терпретации не только того, что переживают индивиды, но и того, что они суть в обществе, - в этом расистские доктрины близки к аст- рологии, характерологии и т. д. - даже если этот ключ принимает форму раскрытия «тайны» человеческого бытия —----------> ефект таємниці у даних доктринах

Использование категории иммиграция как субститута понятия ра- сы и фактора распада «классового сознания» открывает первое на- правление нашего исследования.Коллективы трудящихся- иммигрантов уже давно терпят дискриминацию и насилие ксенофо- бов, приверженных расистским стереотипам.

!!!!!!!!Новый расизм - это расизм «деколонизации» (смены полюсов в передвижении населения между старыми колониями и старыми метрополиями) и раскола человечества внутри одного политического пространства. Идеологически современный расизм, центрированный во Франции на комплексе иммиграции, впи- сывается в рамки «безрасового расизма», уже широко распространен- ного за ее пределами, особенно в англо-саксонских странах: главной темой этого расизма является не биологическая наследственность, а невозможность уничтожить культурные различия.

На первый взгляд, он постулирует не превосходство определенных групп и народов над другими, но «всего лишь» катастрофические последствия устране- ния границ, несовместимость образов жизни и традиций: этот расизм можно назвать точным термином дифференциалистский

Леви-Стросс, в свое время прославившийся доказательством того, что все цивилиза- ции равно сложны и необходимы для развития человеческой мысли (см. его «Расу и историю»), теперь, пусть и против его воли, постав- лено на службу той мысли, что «смешение культур», упразднение «культурных дистанций» означает интеллектуальную смерть челове- чества и, может быть, даже подвергает опасности регулятивные меха- низмы биологического выживания*.

В сущности мы присутствуем при глобальном смещении пробле- матики. Совершается переход от теорий рас или борьбы рас в челове- ческой истории (не важно, на биологии они основаны или на психоло- гии) к теории «этнических отношений» (или расовых отношений), и он совершается в обществе, которое натурализует не принадлеж- ность к расе, но расистское поведение.

С точки зрения логики, диф- ференциалистский расизм - это «метарасизм», его можно назвать ра- сизмом «второго порядка». Он извлек уроки из конфликта между ра- сизмом и антирасизмом и представляет собой политически эффектив- ную теорию, объясняющую причины социальной агрессивности.

ШЛЯХИ ПОДОЛАННЯ: Если мы хотим избежать расизма, прежде всего нам следует избегать «аб- страктного» антирасизма. Разумеется, «абстрактный» - это не эпистемологическая характе- ристика, а оценочное суждение, тем более что оно применяется к со- ответствующим более конкретным или более эффективным практи- кам: программам городских реформ, борьбы против дискриминации, и даже к антидискриминационным программам в школе и на работе (в современном американском праве это называется «изнанка дискрими- нации»; во Франции также все чаще и чаще слышны «разумные» го- лоса, которые не имеют никакого отношения к тем или иным экстре- мистским движениям, объясняющие, что «антирасизм и создает ра- сизм» - своей агитацией, которая провоцирует возникновение у массы граждан чувства национальной принадлежности)7.

ІСТОРИЧНИЙ ПОГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ: Расизм, основная движущая сила которого (даже на уровне вто- ричных теоретических разработок) - вовсе не псевдобиологическое понятие расы, существовал всегда. Прототипом такого расизма явля- ется антисемитизм. Современный антисемитизм - а начало его фор- мирования в Европе связано с эпохой Просвещения, если не с госу- дарственническим и националистским уклоном, который был придан теологическому антииудаизму в Испании времен Реконкисты и ин- квизиции - уже можно назвать «культуралистским» расизмом

Антисеми- тизм - это «дифференциалистский» расизм par excellence, и во многом любой современный дифференциалистский расизм формально может рассматриваться как обобщенный антисемитизм.

В неорасистских доктринах исчезновение темы иерархии - скорее видимость, чем реальность. И в самом деле, идея иерархии, которую можно сколько угодно во всеус- лышание объявлять абсурдной, восстанавливается, с одной стороны, в практическом применении доктрины (где об иерархии не обязательно объявлять открыто), а с другой стороны, в самом типе критериев, применяемых для осмысления различия культур

Исходя из различия культур, рассматриваемых как отдельные

В сущности (Kultur) или символические структуры, опознается культур- ное неравенство в самом «европейском» пространстве или, лучше сказать, сама «культура» опознаетсякакструктуранеравенств,котораятенденциозновоспро- изводится в индустриализованном обществе со средним и высшим образованием, все более и более интернационализируемом и глобали- зируемом. Таким образом можно понять, чем объясняется возвращение био- логической темы, выработка новых вариантов «биологического ми- фа» в рамках культурного расизма.

То есть вполне возможно, что неорасизм эволюцио- нирует к «пострасизму». Я мог бы поверить в это, тем более что гло- бализация общественных отношений и перемещение населения в рам- ках системы национальных государств рано или поздно приведут к переосмыслению понятия «граница» и его расширению, к тому, что оно обретет функцию социальной профилактики и будет связано с более индивидуализированными установками, в то время как технологические изменения, благодаря неравенству на образовательном уровне и интеллектуальной иерархии, будут играть все более важную роль в классовой борьбе и в перспективе всеобщей техно- политической селекции индивидов.

 

Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. – М., 2003: Расизм и национализм (с.48-81);


Расистские организации чаще всего отказываются от именования себя таковыми, настаивая на том, что они националистские и заявляя о невозможности отождествления этих понятий.

Сами изменения словарных значений наводят на мысль, что по крайней мере в устоявшемся на- циональном государстве националистические организации в некото- рых политических движениях неизбежно оказываются расистскими.

расизм - и как теоретический дис- курс, и как массовый феномен - развивается «на почве национализ- ма», повсеместного в нынешнюю эпоху1. Таким образом национализм / представляется если не единственной причиной расизма, то во всяком • случае определяющим условием его возникновения

расизм есть неизбежное следствие национализма, ни afortiori того, что если бы не существовало явного или латентного расизма, национализм исторически был бы невозможен

!!!!!ПРИЧИНИ: Исходя из каких моделей в конце XX века была сформирована кон- цепция расизма, зафиксированная в псевдоофициальных определени- ях? Это нацистский антисемитизм, сегрегация негров в Соединенных Штатах (понимаемая как далеко идущее последствие рабства) и, на- конец, «империалистический» расизм завоеваний, войн и колониальных владений

РОЗРІЗНЕННЯ:

1) различение расизма теоретического (доктринального) и спонтанного (расист- ских «предрассудков»). Последний рассматривается то как явление коллективной психологии, то как структура более или менее «созна- тельной» индивидуальной личности.

необ- ходимость по-разному интерпретировать расовое угнетение «черных» и дискриминацию «этнических» иммигрантов, приводит к более или менее абстрактному различению внутреннего (направленного против меньшинства в национальном пространстве) и внешнего (считающегося крайней формой ксенофобии) расизма.

2) расизма истребления или устранения и (включающего) расизма притеснения или эксплуатации. Первый стремится очистить социальное тело от грязи или опасности, которую несут с собой низшие расы; цель второго, - напротив, иерархизиро- вать общество, изолировать его части. Но сразу же становится замет- ным, что даже в крайних случаях ни одна из этих форм не существует в чистом виде: нацизм совмещал уничтожение и депортацию, «окон- чательное решение еврейского вопроса» и рабство; а колониальные империалистические государства практиковали одновременно прину- дительные работы, установление кастового режима, этническую дис- криминацию и «геноцид», то есть систематическое истребление насе- ления.


3) + інституціональний та соціологічний расизм. Тут не можу їх охарактеризувати, бо не поняла геть нічого з цього абзацу

не существует одного инвариантного расизма, но сущест- вуют различные его виды, оставляющие спектр ситуаций открытым;

!!! трудно найти современные общества, в которых не было бы расизма (конеч- но, если не считать разрешающими проблему заявления того, что публичное выражение расизма сдерживается господствующей куль- турой, или того, что «переход к действию», к насилию почти всегда преследуется по закону). Однако из этого не следует заключать, что все мы живем в одинаково «расистских обществах».

когда возникает вопрос, почему ненависть расизма, на- правленная на магрибов-иммигрантов, воспроизводит определенные классические черты антисемитизма, недостаточно только отметить аналогию положения еврейского меньшинства в Европе XIX и XX века и «арабо-исламских» меньшинств в современной Франции, или же ссылаться на абстрактную модель «внутреннего расизма», соглас- но которой общество проецирует на одну из своих частей собствен- ные фрустрации и страхи (или, скорее, страхи индивидов, составляю- щих это общество), но следует задаться вопросом об уникальном в своем роде ответвлении антисемитизма, отходящем от вопроса о «ев- рейской идентичности», - исходя из анализа его традиционных тем уже на собственно французских основаниях и соотносимо

На первый взгляд может показаться, что колониальный расизм яв- ляется по преимуществу примером «внешнего расизма», крайнего варианта ксенофобии, совмещающего страх и презрение и усиленного сознанием, что колонизаторы всегда убеждаются, вопреки их притя- занию на установление долговечного порядка, в том, что этот порядок покоится на обратимом отношении сил. Именно эта характеристика позволяет по многим пунктам противопоставить друг другу колони- альный расизм и антисемитизм

!!!!!существуют два прин- ципиально несовместимых типа (что, не без доли еврейского нацио- нализма, позволяет с уверенностью сказать, что «антисемитизм - это не расизм»): с одной стороны, расизм, который стремится истребить внутреннее меньшинство, не просто «ассимилированное», но с самого начала ставшее неотъемлемой частью культуры и экономики европей- ских наций; с другой стороны, расизм, который продолжает попытки, юридические и фактические, лишить гражданства, доминирования в культуре, общественного влияния большинство, покоренное силой, то есть «исключить» его абсолютно

!!!!!!!!!!!!!Вернемся к связи национализма и расизма. Начнем с того, что сама категория национализма неизбежно двусмысленна.

Почему же так трудно определить национализм? Прежде всего по- тому, что это понятие никогда не употребляется само по себе, но все- гда выступает внутри цепи, в которой оно является одновременно центральным и слабым звеном.

Что касается отношения национализм-нация, то смысловым ядром здесь является противопоставление «реальности» нации и «идеоло- гии» национализма.

Чтокасаетсяотношениямеждунационализмомирасизмом,сейчас их смысловым ядром является противопоставление «нормальной» идеологии и политики (национализма) «радикальной» идеологии и поведению (расизма), использующееся либо для того, чтобы развли- чить их, либо для того, чтобы сделать из одного подтверждение ис- тинности другого.

поня- тие национализма постоянно подразделяется. Всегда существует «хороший» и «плохой» национализм: один стремится создать госу- дарство или общество, а другой - подчинить и разрушить его; один обращается к праву, а другой обращается к насилию;

1. Ни одна нация (то есть ни одно национальное государство) не располагает реальной этнической базой. Это означает, что национа- лизм не может быть определен как этноцентризм, разве только как производство фиктивной этнической принадлежности.

Расизм всегда следует из национализма, не только во внешнем, но и во внутреннем плане. В Соединенных Штатах систематическое уста- новление сегрегации, блокировавшее первую волну движения за гра- жданские права, совпало с подключением Америки к мировой импе- риалистической конкуренции и с принятием ею идеи гегемониальной миссии нордических рас. Во Франции разработка идеологии «фран- цузской расы», основанной на прошлом «земли и умерших», совпада- ет с началом массированной иммиграции, подготовкой к реваншу с Германией и основанием колониальной империи. В свою очередь, на- ционализм следует из расизма в том смысле, что он не строился бы как идеология «новой» нации, если бы официальный национализм, на который он реагирует, не был в основе своей расистским: так, сио- низм происходит из антисемитизма, а национализмы в странах Третьего мира происходят из колониального расизма

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.016 с.)