Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. – М., 2003: Балибар Э. Существует ли «нео-расизм»? (с.27-37)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гипотеза о неора- сизме, по крайней мере во Франции, была сформулирована главным образом исходя из внутренней критики теорий, пытав- шихся легитимировать политику исключения в терминах антрополо- гии и философии истории. Расизм - действительно «то- тальное общественное явление» - проявляется и в практиках (в форме насилия, дискриминации, нетерпимости, унижения, эксплуатации), и в дискурсах, и представлениях, а именно в производстве интеллектуа- лами фантазма профилактики или сегрегации (необходимости очище- ния социального тела, сохранения самоидентичности и идентичности «нас» от всякого промискуитета, от любых смешанных браков, от вторжения всего чужеродного); и подобные дискурсы базируются на выделении признаков чуждости (имя, цвет кожи, религиозные прак- тики). Расистские теории необхо- димы для формирования расистского сообщества. Действительность такова, что не существует расизма без теории(й). Бессмысленно задаваться вопросом, являются ли основным источником этих теорий элиты или массы, господствующие классы или классы подчиненные.-----------------> але раціоналізовані ці теорії інтелектуалами!! Автор роздумує сприводу того, що "теорія" расизму в академічних колах розглядається задля того, щоб змішати вирішальну функцію НЕЗНАННЯ (без якої насилля було би неприйнятним для тих, хто ж його застосовує) і "волю до знання", тобто насильницьке бажання безпосередньо знати наявні суспільні відносини. Ці функції безпосередньо підсилюють одна одну, так як колективне насилля індивідів і соц груп стають загадкою для них самих, а така загадка потретує пояснення. (ГЕТЬ НЕ ПОНЯЛА, ШО ХОТІВ ЦИМ СКАЗАТИ АВТОР:(((((((((( Именно это обеспечивает единство интеллектуальной позиции идеологий расизма, какой бы утонченной ни казалась их разработка. ТУТ ТИПУ ПОЯСНЮЄТЬСЯ ОТА ВИДЕЗГАДАНА ЄРЄСЬ —— > В отличие, например, от теологов, которые должны сохранять дистанцию (но не абсолют- ный разрыв, если они апеллируют к «гнозису») между эзотерической спекуляцией и адаптированным для народа учением, исторически эф- фективные расистские идеологии всегда создавали «демократиче- ские» доктрины, предназначенные для непосредственного понимания, как бы заранее адаптированные к низкому уровню масс, даже если в этих доктринах разрабатывались элитарные темы. Они создавали учения, способные предоставить ключ к непосредственной ин- терпретации не только того, что переживают индивиды, но и того, что они суть в обществе, - в этом расистские доктрины близки к аст- рологии, характерологии и т. д. - даже если этот ключ принимает форму раскрытия «тайны» человеческого бытия —----------> ефект таємниці у даних доктринах Использование категории иммиграция как субститута понятия ра- сы и фактора распада «классового сознания» открывает первое на- правление нашего исследования.Коллективы трудящихся- иммигрантов уже давно терпят дискриминацию и насилие ксенофо- бов, приверженных расистским стереотипам. !!!!!!!!Новый расизм - это расизм «деколонизации» (смены полюсов в передвижении населения между старыми колониями и старыми метрополиями) и раскола человечества внутри одного политического пространства. Идеологически современный расизм, центрированный во Франции на комплексе иммиграции, впи- сывается в рамки «безрасового расизма», уже широко распространен- ного за ее пределами, особенно в англо-саксонских странах: главной темой этого расизма является не биологическая наследственность, а невозможность уничтожить культурные различия. На первый взгляд, он постулирует не превосходство определенных групп и народов над другими, но «всего лишь» катастрофические последствия устране- ния границ, несовместимость образов жизни и традиций: этот расизм можно назвать точным термином дифференциалистский Леви-Стросс, в свое время прославившийся доказательством того, что все цивилиза- ции равно сложны и необходимы для развития человеческой мысли (см. его «Расу и историю»), теперь, пусть и против его воли, постав- лено на службу той мысли, что «смешение культур», упразднение «культурных дистанций» означает интеллектуальную смерть челове- чества и, может быть, даже подвергает опасности регулятивные меха- низмы биологического выживания*. В сущности мы присутствуем при глобальном смещении пробле- матики. Совершается переход от теорий рас или борьбы рас в челове- ческой истории (не важно, на биологии они основаны или на психоло- гии) к теории «этнических отношений» (или расовых отношений), и он совершается в обществе, которое натурализует не принадлеж- ность к расе, но расистское поведение. С точки зрения логики, диф- ференциалистский расизм - это «метарасизм», его можно назвать ра- сизмом «второго порядка». Он извлек уроки из конфликта между ра- сизмом и антирасизмом и представляет собой политически эффектив- ную теорию, объясняющую причины социальной агрессивности. ШЛЯХИ ПОДОЛАННЯ: Если мы хотим избежать расизма, прежде всего нам следует избегать «аб- страктного» антирасизма. Разумеется, «абстрактный» - это не эпистемологическая характе- ристика, а оценочное суждение, тем более что оно применяется к со- ответствующим более конкретным или более эффективным практи- кам: программам городских реформ, борьбы против дискриминации, и даже к антидискриминационным программам в школе и на работе (в современном американском праве это называется «изнанка дискрими- нации»; во Франции также все чаще и чаще слышны «разумные» го- лоса, которые не имеют никакого отношения к тем или иным экстре- мистским движениям, объясняющие, что «антирасизм и создает ра- сизм» - своей агитацией, которая провоцирует возникновение у массы граждан чувства национальной принадлежности)7. ІСТОРИЧНИЙ ПОГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ: Расизм, основная движущая сила которого (даже на уровне вто- ричных теоретических разработок) - вовсе не псевдобиологическое понятие расы, существовал всегда. Прототипом такого расизма явля- ется антисемитизм. Современный антисемитизм - а начало его фор- мирования в Европе связано с эпохой Просвещения, если не с госу- дарственническим и националистским уклоном, который был придан теологическому антииудаизму в Испании времен Реконкисты и ин- квизиции - уже можно назвать «культуралистским» расизмом Антисеми- тизм - это «дифференциалистский» расизм par excellence, и во многом любой современный дифференциалистский расизм формально может рассматриваться как обобщенный антисемитизм. В неорасистских доктринах исчезновение темы иерархии - скорее видимость, чем реальность. И в самом деле, идея иерархии, которую можно сколько угодно во всеус- лышание объявлять абсурдной, восстанавливается, с одной стороны, в практическом применении доктрины (где об иерархии не обязательно объявлять открыто), а с другой стороны, в самом типе критериев, применяемых для осмысления различия культур Исходя из различия культур, рассматриваемых как отдельные В сущности (Kultur) или символические структуры, опознается культур- ное неравенство в самом «европейском» пространстве или, лучше сказать, сама «культура» опознаетсякакструктуранеравенств,котораятенденциозновоспро- изводится в индустриализованном обществе со средним и высшим образованием, все более и более интернационализируемом и глобали- зируемом. Таким образом можно понять, чем объясняется возвращение био- логической темы, выработка новых вариантов «биологического ми- фа» в рамках культурного расизма. То есть вполне возможно, что неорасизм эволюцио- нирует к «пострасизму». Я мог бы поверить в это, тем более что гло- бализация общественных отношений и перемещение населения в рам- ках системы национальных государств рано или поздно приведут к переосмыслению понятия «граница» и его расширению, к тому, что оно обретет функцию социальной профилактики и будет связано с более индивидуализированными установками, в то время как технологические изменения, благодаря неравенству на образовательном уровне и интеллектуальной иерархии, будут играть все более важную роль в классовой борьбе и в перспективе всеобщей техно- политической селекции индивидов.
Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. – М., 2003: Расизм и национализм (с.48-81);
Сами изменения словарных значений наводят на мысль, что по крайней мере в устоявшемся на- циональном государстве националистические организации в некото- рых политических движениях неизбежно оказываются расистскими. расизм - и как теоретический дис- курс, и как массовый феномен - развивается «на почве национализ- ма», повсеместного в нынешнюю эпоху1. Таким образом национализм / представляется если не единственной причиной расизма, то во всяком • случае определяющим условием его возникновения расизм есть неизбежное следствие национализма, ни afortiori того, что если бы не существовало явного или латентного расизма, национализм исторически был бы невозможен !!!!!ПРИЧИНИ: Исходя из каких моделей в конце XX века была сформирована кон- цепция расизма, зафиксированная в псевдоофициальных определени- ях? Это нацистский антисемитизм, сегрегация негров в Соединенных Штатах (понимаемая как далеко идущее последствие рабства) и, на- конец, «империалистический» расизм завоеваний, войн и колониальных владений РОЗРІЗНЕННЯ: 1) различение расизма теоретического (доктринального) и спонтанного (расист- ских «предрассудков»). Последний рассматривается то как явление коллективной психологии, то как структура более или менее «созна- тельной» индивидуальной личности. необ- ходимость по-разному интерпретировать расовое угнетение «черных» и дискриминацию «этнических» иммигрантов, приводит к более или менее абстрактному различению внутреннего (направленного против меньшинства в национальном пространстве) и внешнего (считающегося крайней формой ксенофобии) расизма. 2) расизма истребления или устранения и (включающего) расизма притеснения или эксплуатации. Первый стремится очистить социальное тело от грязи или опасности, которую несут с собой низшие расы; цель второго, - напротив, иерархизиро- вать общество, изолировать его части. Но сразу же становится замет- ным, что даже в крайних случаях ни одна из этих форм не существует в чистом виде: нацизм совмещал уничтожение и депортацию, «окон- чательное решение еврейского вопроса» и рабство; а колониальные империалистические государства практиковали одновременно прину- дительные работы, установление кастового режима, этническую дис- криминацию и «геноцид», то есть систематическое истребление насе- ления.
не существует одного инвариантного расизма, но сущест- вуют различные его виды, оставляющие спектр ситуаций открытым; !!! трудно найти современные общества, в которых не было бы расизма (конеч- но, если не считать разрешающими проблему заявления того, что публичное выражение расизма сдерживается господствующей куль- турой, или того, что «переход к действию», к насилию почти всегда преследуется по закону). Однако из этого не следует заключать, что все мы живем в одинаково «расистских обществах». когда возникает вопрос, почему ненависть расизма, на- правленная на магрибов-иммигрантов, воспроизводит определенные классические черты антисемитизма, недостаточно только отметить аналогию положения еврейского меньшинства в Европе XIX и XX века и «арабо-исламских» меньшинств в современной Франции, или же ссылаться на абстрактную модель «внутреннего расизма», соглас- но которой общество проецирует на одну из своих частей собствен- ные фрустрации и страхи (или, скорее, страхи индивидов, составляю- щих это общество), но следует задаться вопросом об уникальном в своем роде ответвлении антисемитизма, отходящем от вопроса о «ев- рейской идентичности», - исходя из анализа его традиционных тем уже на собственно французских основаниях и соотносимо На первый взгляд может показаться, что колониальный расизм яв- ляется по преимуществу примером «внешнего расизма», крайнего варианта ксенофобии, совмещающего страх и презрение и усиленного сознанием, что колонизаторы всегда убеждаются, вопреки их притя- занию на установление долговечного порядка, в том, что этот порядок покоится на обратимом отношении сил. Именно эта характеристика позволяет по многим пунктам противопоставить друг другу колони- альный расизм и антисемитизм !!!!!существуют два прин- ципиально несовместимых типа (что, не без доли еврейского нацио- нализма, позволяет с уверенностью сказать, что «антисемитизм - это не расизм»): с одной стороны, расизм, который стремится истребить внутреннее меньшинство, не просто «ассимилированное», но с самого начала ставшее неотъемлемой частью культуры и экономики европей- ских наций; с другой стороны, расизм, который продолжает попытки, юридические и фактические, лишить гражданства, доминирования в культуре, общественного влияния большинство, покоренное силой, то есть «исключить» его абсолютно !!!!!!!!!!!!!Вернемся к связи национализма и расизма. Начнем с того, что сама категория национализма неизбежно двусмысленна. Почему же так трудно определить национализм? Прежде всего по- тому, что это понятие никогда не употребляется само по себе, но все- гда выступает внутри цепи, в которой оно является одновременно центральным и слабым звеном. Что касается отношения национализм-нация, то смысловым ядром здесь является противопоставление «реальности» нации и «идеоло- гии» национализма. Чтокасаетсяотношениямеждунационализмомирасизмом,сейчас их смысловым ядром является противопоставление «нормальной» идеологии и политики (национализма) «радикальной» идеологии и поведению (расизма), использующееся либо для того, чтобы развли- чить их, либо для того, чтобы сделать из одного подтверждение ис- тинности другого. поня- тие национализма постоянно подразделяется. Всегда существует «хороший» и «плохой» национализм: один стремится создать госу- дарство или общество, а другой - подчинить и разрушить его; один обращается к праву, а другой обращается к насилию; 1. Ни одна нация (то есть ни одно национальное государство) не располагает реальной этнической базой. Это означает, что национа- лизм не может быть определен как этноцентризм, разве только как производство фиктивной этнической принадлежности. Расизм всегда следует из национализма, не только во внешнем, но и во внутреннем плане. В Соединенных Штатах систематическое уста- новление сегрегации, блокировавшее первую волну движения за гра- жданские права, совпало с подключением Америки к мировой импе- риалистической конкуренции и с принятием ею идеи гегемониальной миссии нордических рас. Во Франции разработка идеологии «фран- цузской расы», основанной на прошлом «земли и умерших», совпада- ет с началом массированной иммиграции, подготовкой к реваншу с Германией и основанием колониальной империи. В свою очередь, на- ционализм следует из расизма в том смысле, что он не строился бы как идеология «новой» нации, если бы официальный национализм, на который он реагирует, не был в основе своей расистским: так, сио- низм происходит из антисемитизма, а национализмы в странах Третьего мира происходят из колониального расизма
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.207.112 (0.014 с.) |