Модуль 1. Возникновение и развитие экологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Возникновение и развитие экологии



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина Б2.Б.4 «Социальная экология»

 

Укрупненная группа 39.00.00 «Социология и социальная работа»

 

Направление 39.03.02. «Социальная работа»

Профиль 39.03.02.16 «Социальная работа с молодежью»

 

Институт Юридический

 

Кафедра Теории и методики социальной работы

 

Красноярск


РаБОЧАЯ программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по укрупненной группе 39.00.00 «Социология и социальная работа»

направления (профиля) 39.03.02 «Социальная работа»

 

Программу составила доцент Плющ И.В.__________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

 

 

И.О.Заведующего кафедрой Никитина Н.А.___________

(фамилия, и. о., подпись)

«_____»_______________201__г.

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ____________________________

__________________________________________________________________________

«______» _________________ 201___ г. протокол № _____________

И.О. Заведующего кафедрой Никитина Н.А.___________

(фамилия, и. о., подпись)

 

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ ____________________________

_________________________________________________________________________

«______» __________________ 201___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

 

 

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры __________________

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

 

И.О. Заведующего кафедрой Никитина Н.А_____________

(фамилия, и.о., подпись)

1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

 

Социальная экология (социальный аспект антропоэкологии) является разделом общей экологии человека, рассматривающим процессы взаимодействия общностей людей с их внешним природным и социальным окружением, динамику этих процессов и их последствия. Социальная экология изучает качественные аспекты взаимодействия человеческих общностей с окружающей средой, количественные данные, позволяющие определить индикаторы и стандарты экологической безопасности, устанавливает особенности влияния условий окружающей среды на качество жизни. В качестве сравнительного нового формирующегося научного интегрированного направления, социальная экология рассматривает среду обитания человека в качестве системы, включающей человека-общество-природу в единый механизм функционирования и жизнеобеспечения, то есть взаимоотношения человеческого сообщества с природной средой в их целостности.

Развитие экологических проблем послужило катализатором осмысления и осознания взаимообусловленности развития человеческого сообщества и природной среды. Экологические кризисы в ХХ веке трансформировались в глобальные кризисы, затрагивающие политические и культурные аспекты развития общества. Анализ особенностей социальных процессов ХХ века позволяет понять обусловленность проблем развития общества не столько противостоянием общества и природы, сколько результатами исторически сложившейся организации систем деятельности. Таким образом, конкретная экологическая ситуация может рассматриваться как продукт реализации определенных социо-культурных норм и моделей, изменение которых должно лежать в основе разрешения экологического кризиса.

Социальная экология как научная дисциплина сложилась лишь в последней трети двадцатого столетия. Основными вопросами рассмотрения социальной экологии является преобразовательная деятельность людей природной среды их обитания, в первую очередь – негативные последствия сознательной деятельности. В качестве объекта изучения социальной экологии принято рассматривать социально-экологические системы. Таким образом, социальная экология ориентирована на разработку основ адаптации человеческого сообщества к природным и искусственным условиям жизнедеятельности.

Цель преподавания социальной экологии как учебной дисциплины определена следующим образом: освоение основ экологического мышления как условия принятия адаптационной модели жизнедеятельности в природных и искусственных условиях среды проживания.

 

1.2 Задачи изучения дисциплины

 

Основными задачами и темами изучения социальной экологии являются:

а) знакомство с эволюцией взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды, возникновением экологии как качественно новым этапом отношения человека к природе;

б) рассмотрение основных закономерностей взаимоотношений природы и общества, в том числе осознание экологического кризиса как точка бифуркации в развитии цивилизации;

в) анализ различных аспектов глобальной трансформации современного мира, политических и экономических механизмов социального управления качеством среды обитания человека; сравнительный анализ путей решения экологического кризиса;

г) использование методов получения информации о качестве окружающей человека среде и взаимообусловленности ее с качеством жизни, экологических аспектах здоровья;

д) выявление тенденций и особенностей формирования экологической культуры и экологического мышления, экологической этики;

е) характеристика региональных особенностей взаимодействия с природной средой как модели культурно-экологической безопасности;

ж) приобретение опыта в описании экологических аспектов социальной работы, применении экологического подхода в анализе конкретных ситуаций практической деятельности в рамках социальной работы;

з) описание опыта социальных служб в формировании экологической культуры.

Курс социальной экологии является курсом цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» общепрофессиональных дисциплин для направления «Социальная работа». Он читается в течение одного семестра второго курса.

В результате изучения социальной экологии студент должен:

- Знать и уметь пользоваться системой понятий и показателей социальной экологии;

- Ориентироваться в вопросах социальной экологии и иметь целостное представление о процессах взаимодействия общества и природной среды;

- Иметь представление о региональной культурно-экологической системе;

- Уметь использовать различные источники информации для получения знаний по социальной экологии (в том числе современные информационные средства);

- Уметь обосновывать теоретические положения данными социальной экологии;

- Уметь использовать экологические данные, экологические правовые и культурные нормы при разработке социальных проектов и программ;

- Владеть навыками экологической интерпретации различных аспектов социальной сферы, ситуаций практической деятельности в области социальной работы

- Иметь опыт использования экологического подхода к анализу природных и искусственных условий среды проживания и деятельности, региональных особенностей взаимодействия с природной и искусственной средой;

- Иметь позитивную ценностную ориентацию на сохранение и поддержание стабильности существования природной и/или социокультурной системы любого уровня.

 

1.3 Межпредметная связь

 

В основе успешного освоения курса социальной экологии лежат в первую очередь дисциплины, позволяющие выявить сущность биосоциальных процессов и их взаимосвязей, то есть естествознание, демография, антропология, социология и социальная психология. Не менее важны для освоения курса социальной экологии знания и навыки, полученные в процессе прохождения курса философии, лежащие в основе понимания философских аспектов взаимодействия общества и природы; а также политологии, как основы понимания и формирования экологической политики.

Социальная экология является основой при изучении следующих базовых для данной специальности курсов: социальная медицина, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе; экономические основы социальной работы (раздел «экономика природопользования»), а также курсов: технология социальной работы; опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций.

Ценностные установки, сформированные в процессе прохождения курса социальной экологии, служат основой в дисциплинах: управление в социальной работе; правовое обеспечение социальной работы; а также в дисциплинах, связанных с изучением организации работы территориальных служб в конкретном этническом, культурном и правовом пространстве.

 


2 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) 3 семестр  
 
Общая трудоемкость дисциплины 2 (72) 2 (72)  
Аудиторные занятия: 1,0 (36) 1,0 (36)  
Лекции 0,3 (15) 0,3 (15)  
практические занятия (ПЗ) 0,3 (10) 0,3 (10)  
Семинарские занятия (СЗ) 0,3 (10) 0,3 (10)  
промежуточный контроль 0,1 (1) 0,1 (1)  
Самостоятельная работа: 1,0 (36) 2,5 (36)  
изучение теоретического курса (ТО) 0,1 (6) 0,1 (6)  
индивидуальные задания 0,6 (20) 0,6 (20)  
групповые задания 0,3 (10) 0,3 (10)  
Вид промежуточного контроля (зачет)      

 

3 Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

 

№ п/п Модули и разделы дисциплины Лекции зачетные единицы (часы) ПЗ / СЗ зачетные единицы (часы) Самостоятельная работа зачетные единицы (часы) Формируемые компетенции
  1.   1. Социальная экология как научное направление и учебная дисциплина 2. Экология окружающей среды   -     0,1 (5)     0,1 (2)       0,2 (6)   ОНК1, ОНК6, ОПК2, СЛ4
  2.   3.Экологические аспекты здоровья 4.Экологическая безопасность       0,1 (5)   0,1 (3)   0,1 (3)       0,1 (5)   0,1 (5)     ОНК1, ОНК5, ОНК6, ОПК2, СЛ2, СЛ4, СЛ5, СЛ6
3. 5. Экологическая культура 6. Экологические аспекты социальной работы     0,1 (5)             0,1 (6)   0,2 (6)   0,3 (10)   0,3 (10)     ОНК1, ОНК5, ОНК6, ОПК2, СЛ2, СЛ4, СЛ5, СЛ6

 

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Нормативные акты

 

44. Всеобщая декларация прав человека// Диалог. 1990. № 8.

45. Конвенция ООН о правах ребенка// Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

46. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

47. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. М., 1993.

48. ФЗ РФ «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ. М., 1996.

49. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

50. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» № 7 от 10.01.2002. М., 2006.

51. ФЗ РФ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» № 12 от 15.06. 2004.

52. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ.

53. Проект ФЗ РФ ФЗ «О зонах экологического бедствия (о статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории).

54. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

55. «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» / СП 2.6.1. 299-99. Постановление от 27.12 1999 г.

56. «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами» / Постановление о введение в действие СП 2.6.6.1168-02 от 23 октября 2002 г. / Режим доступа:

http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_76827.html

 

Красноярский край

 

44. Гражданский Центр ядерного нераспространения / http://www.ccnnp.ru

45. Российское представительство Всемирного фонда дикой природы (WWF) в Алтай-Саянском экологическом регионе / http://www. nsu.ru/ community/nature/org/ngo/kras_wwf.htm

46. «Друзья сибирских лесов» / http://www. nsu.ru/ community/nature/org/ngo/forestfriend.html

47. ККЭД «Красноярское краевое экологическое движение» / http://www.ccnnp.ru

48. КрасЭКО «Общественная организация студентов, молодежи и специалистов» при СФУ / http://www. nsu.ru/ community/nature/org/ngo/kraseco.htm

49. Красноярская региональное экологическое объединение «За чистый город, чистую Сибирь» / http://www. nsu.ru/ community/nature/org/ngo/clearsib.htm

50. МОФ СЦПОИ «Агентство общественных инициатив» (Краевой филиал СЦПОИ) / http://www. nsu.ru/ community/nature/org/ngo/mofscpi.htmККЭИ (ККЭФ) «Красноярский Краевой Экологический институт (фонд)» / http://www. nsu.ru/ community/nature/org/ngo/kkei.htm

51. СпАЕН – «Спасение (Реабилитация) Ангары - Енисея»

52. «Центр Непрерывного экологического образования» при СибГТУ /

 

ГРАФИК

 

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине _ Социальная экология

направления социальная работа с молодежью, юридического института, 3 курса на 5 семестр

 

№ п/п Наименование дисциплины Семестр Число часов аудиторных занятий Форма контроля Часов на самостоятельную работу Недели учебного процесса семестра
Всего По видам Всего По видам                                    
  Социальная экология     Лекции – 15 зачет   ТО – 6 ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО ТО
Практические – 20                                        
  ИЗ / Т – 30   ВИЗ 1,2     СИЗ 1,2 / ТМ1 ВИЗ 3,4       СИЗ 3,4   ВИЗ 5,6 / ТМ2     СИЗ 5,6 / ТМ3
    КН           КН               КН        
                                         

Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; ИЗ – индивидуальные задания; ВИЗ – выдача индивидуального задания / Т – тестовые задания; ТМ – выполнение тестов по соответствующему модулю; СИЗ – сдача индивидуального задания; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя).

И.О. Заведующего кафедрой: Н.А. Никитина

«____» _______________ 201___ г.

Директор Юридического института: И.В. Шишко

«____» _______________ 201___ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина Б2.Б.4 «Социальная экология»

 

Укрупненная группа 39.00.00 «Социология и социальная работа»

 

Направление 39.03.02. «Социальная работа»

Профиль 39.03.02.16 «Социальная работа с молодежью»

 

Институт Юридический

 

Кафедра Теории и методики социальной работы

 

Красноярск


РаБОЧАЯ программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по укрупненной группе 39.00.00 «Социология и социальная работа»

направления (профиля) 39.03.02 «Социальная работа»

 

Программу составила доцент Плющ И.В.__________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

 

 

И.О.Заведующего кафедрой Никитина Н.А.___________

(фамилия, и. о., подпись)

«_____»_______________201__г.

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ____________________________

__________________________________________________________________________

«______» _________________ 201___ г. протокол № _____________

И.О. Заведующего кафедрой Никитина Н.А.___________

(фамилия, и. о., подпись)

 

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ ____________________________

_________________________________________________________________________

«______» __________________ 201___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

 

 

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры __________________

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

 

И.О. Заведующего кафедрой Никитина Н.А_____________

(фамилия, и.о., подпись)

1 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

 

Социальная экология (социальный аспект антропоэкологии) является разделом общей экологии человека, рассматривающим процессы взаимодействия общностей людей с их внешним природным и социальным окружением, динамику этих процессов и их последствия. Социальная экология изучает качественные аспекты взаимодействия человеческих общностей с окружающей средой, количественные данные, позволяющие определить индикаторы и стандарты экологической безопасности, устанавливает особенности влияния условий окружающей среды на качество жизни. В качестве сравнительного нового формирующегося научного интегрированного направления, социальная экология рассматривает среду обитания человека в качестве системы, включающей человека-общество-природу в единый механизм функционирования и жизнеобеспечения, то есть взаимоотношения человеческого сообщества с природной средой в их целостности.

Развитие экологических проблем послужило катализатором осмысления и осознания взаимообусловленности развития человеческого сообщества и природной среды. Экологические кризисы в ХХ веке трансформировались в глобальные кризисы, затрагивающие политические и культурные аспекты развития общества. Анализ особенностей социальных процессов ХХ века позволяет понять обусловленность проблем развития общества не столько противостоянием общества и природы, сколько результатами исторически сложившейся организации систем деятельности. Таким образом, конкретная экологическая ситуация может рассматриваться как продукт реализации определенных социо-культурных норм и моделей, изменение которых должно лежать в основе разрешения экологического кризиса.

Социальная экология как научная дисциплина сложилась лишь в последней трети двадцатого столетия. Основными вопросами рассмотрения социальной экологии является преобразовательная деятельность людей природной среды их обитания, в первую очередь – негативные последствия сознательной деятельности. В качестве объекта изучения социальной экологии принято рассматривать социально-экологические системы. Таким образом, социальная экология ориентирована на разработку основ адаптации человеческого сообщества к природным и искусственным условиям жизнедеятельности.

Цель преподавания социальной экологии как учебной дисциплины определена следующим образом: освоение основ экологического мышления как условия принятия адаптационной модели жизнедеятельности в природных и искусственных условиях среды проживания.

 

1.2 Задачи изучения дисциплины

 

Основными задачами и темами изучения социальной экологии являются:

а) знакомство с эволюцией взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды, возникновением экологии как качественно новым этапом отношения человека к природе;

б) рассмотрение основных закономерностей взаимоотношений природы и общества, в том числе осознание экологического кризиса как точка бифуркации в развитии цивилизации;

в) анализ различных аспектов глобальной трансформации современного мира, политических и экономических механизмов социального управления качеством среды обитания человека; сравнительный анализ путей решения экологического кризиса;

г) использование методов получения информации о качестве окружающей человека среде и взаимообусловленности ее с качеством жизни, экологических аспектах здоровья;

д) выявление тенденций и особенностей формирования экологической культуры и экологического мышления, экологической этики;

е) характеристика региональных особенностей взаимодействия с природной средой как модели культурно-экологической безопасности;

ж) приобретение опыта в описании экологических аспектов социальной работы, применении экологического подхода в анализе конкретных ситуаций практической деятельности в рамках социальной работы;

з) описание опыта социальных служб в формировании экологической культуры.

Курс социальной экологии является курсом цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» общепрофессиональных дисциплин для направления «Социальная работа». Он читается в течение одного семестра второго курса.

В результате изучения социальной экологии студент должен:

- Знать и уметь пользоваться системой понятий и показателей социальной экологии;

- Ориентироваться в вопросах социальной экологии и иметь целостное представление о процессах взаимодействия общества и природной среды;

- Иметь представление о региональной культурно-экологической системе;

- Уметь использовать различные источники информации для получения знаний по социальной экологии (в том числе современные информационные средства);

- Уметь обосновывать теоретические положения данными социальной экологии;

- Уметь использовать экологические данные, экологические правовые и культурные нормы при разработке социальных проектов и программ;

- Владеть навыками экологической интерпретации различных аспектов социальной сферы, ситуаций практической деятельности в области социальной работы

- Иметь опыт использования экологического подхода к анализу природных и искусственных условий среды проживания и деятельности, региональных особенностей взаимодействия с природной и искусственной средой;

- Иметь позитивную ценностную ориентацию на сохранение и поддержание стабильности существования природной и/или социокультурной системы любого уровня.

 

1.3 Межпредметная связь

 

В основе успешного освоения курса социальной экологии лежат в первую очередь дисциплины, позволяющие выявить сущность биосоциальных процессов и их взаимосвязей, то есть естествознание, демография, антропология, социология и социальная психология. Не менее важны для освоения курса социальной экологии знания и навыки, полученные в процессе прохождения курса философии, лежащие в основе понимания философских аспектов взаимодействия общества и природы; а также политологии, как основы понимания и формирования экологической политики.

Социальная экология является основой при изучении следующих базовых для данной специальности курсов: социальная медицина, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе; экономические основы социальной работы (раздел «экономика природопользования»), а также курсов: технология социальной работы; опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций.

Ценностные установки, сформированные в процессе прохождения курса социальной экологии, служат основой в дисциплинах: управление в социальной работе; правовое обеспечение социальной работы; а также в дисциплинах, связанных с изучением организации работы территориальных служб в конкретном этническом, культурном и правовом пространстве.

 


2 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) 3 семестр  
 
Общая трудоемкость дисциплины 2 (72) 2 (72)  
Аудиторные занятия: 1,0 (36) 1,0 (36)  
Лекции 0,3 (15) 0,3 (15)  
практические занятия (ПЗ) 0,3 (10) 0,3 (10)  
Семинарские занятия (СЗ) 0,3 (10) 0,3 (10)  
промежуточный контроль 0,1 (1) 0,1 (1)  
Самостоятельная работа: 1,0 (36) 2,5 (36)  
изучение теоретического курса (ТО) 0,1 (6) 0,1 (6)  
индивидуальные задания 0,6 (20) 0,6 (20)  
групповые задания 0,3 (10) 0,3 (10)  
Вид промежуточного контроля (зачет)      

 

3 Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

 

№ п/п Модули и разделы дисциплины Лекции зачетные единицы (часы) ПЗ / СЗ зачетные единицы (часы) Самостоятельная работа зачетные единицы (часы) Формируемые компетенции
  1.   1. Социальная экология как научное направление и учебная дисциплина 2. Экология окружающей среды   -     0,1 (5)     0,1 (2)       0,2 (6)   ОНК1, ОНК6, ОПК2, СЛ4
  2.   3.Экологические аспекты здоровья 4.Экологическая безопасность       0,1 (5)   0,1 (3)   0,1 (3)       0,1 (5)   0,1 (5)     ОНК1, ОНК5, ОНК6, ОПК2, СЛ2, СЛ4, СЛ5, СЛ6
3. 5. Экологическая культура 6. Экологические аспекты социальной работы     0,1 (5)             0,1 (6)   0,2 (6)   0,3 (10)   0,3 (10)     ОНК1, ОНК5, ОНК6, ОПК2, СЛ2, СЛ4, СЛ5, СЛ6

 

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Модуль 1. Возникновение и развитие экологии

Ауд.: 0,1 (5 ч.) + 0,2 (6) на самост. работу

Темы:

1. Социальная экология как научное направление и учебная дисциплина

0,1 (2) на самост. работу

 

Предмет и задачи курса. Происхождение и фазы развития экологии. Экология как наука, комплекс наук, мировоззрение и идеология. Уровни комплексной экологии: биоэкология, глобальная экология, социальная экология, экология человека. Противоречия социально-экологического развития мировой и локальных цивилизаций. Природа как "живое" существо. Экология как форма самосознания цивилизации.

Исторические формы и этапы социоприродных отношений. Генезис теоретических представлений о характере и специфике взаимодействия человека, общества и природы.

Характеристика основных сфер взаимодействия человека, общества и природы: антропосфера, социосфера, техносфера, ноосфера.

Проблемы разработки социальной теории окружающей среды. Экологическая оценка современных теорий общественного развития. Социально-экологические аспекты фундаментальных альтернатив общественного развития.

Развитие представлений о взаимодействии человека и природы. Возникновение экологии как качественно нового этапа отношения человека к природе.

Этапы развития экологии и выделение социальной экологии как интегрированного научного направления.

Понятие «социальная экология». Основные понятия и категории социальной экологии. Общество как объект природных воздействий. Формы отношения человека к природе. Система "общество-природа" как объект изучения социальной экологии. Законы соответствия общества и природы.

Основные подходы к структуре социальной экологии. Характеристика и границы действия основных и смежных направлений социальной экологии: экологической социологии, факторной экологии, социобиологии, экологической демографии, эконологии, организационной экологии.

Место социальной экологии в системе наук. Современные точки зрения на предмет изучения социальной экологии.

Основные категории социальной экологии.

Методы социальной экологии.

Современные экологические проблемы и их связь с другими глобальными проблемами.

 

2. Экология окружающей среды

Ауд.: 0,1 (5 ч.) + 0,1 (4 ч.) на самост. работу

 

Окружающая среда. Понятие и элементы окружаю­щей среды.

Значение сохранения биоразнообразия на Земле.

Оптимальные условия существования и стабильного воспроизводства. Лимитирующие факторы.

Естественное состояние и функционирование экосистем.

Качество жизни и качество окружающей сре­ды. Природная, урбанистическая, техническая и социальная среда обитания человека.

Экологически опасные факторы (химические, физические, биологические, механические, комплексные). Маркерные характеристики для различных типов загрязнения.

Обобщенные показатели качества жизни. Система экологических показателей, характеризующих качество жизни. Город как среда обитания: социальные и экологические условия и проблемы жизнедеятельности.

Экологические проблемы РФ, СФО, Красноярского края, г. Красноярска.

Основные этапы развития охраны окружающей среды.

Роль особоохраняемых территорий. Заповедники. Эколого-просветительская и научная работа заповедников. Музеи и визит-центры для посетителей. Развитие концепции биосферных резерватов.

Основные теории охраны окружающей среды (бентамиста, мальтузианства, постоянного состояния, уровня жизни, экономического оптимизма, замкнутого круга, географического подхода, постиндустриальной эпохи, децентрализации общественной системы, концептуальной модели биосферы).

Социологический аспект охраны окружающей среды. Инвайронментальная социология.

Природоохранные меры (правовые, технические, образовательные, политические).

Природоохранные организации (государственные и общественные).

Ресурсы и их ограниченность. Энергетическое обеспечение технологического развития и проблема обеспечения качества жизнедеятельности. Виды загрязнений.

Эколо­гический кризис и возможности его решения. Региональные и глобальные проявления экологического кризиса, степень опасности для человека. Регион экологического неблагополучия.

Понятие и причины, основные составляющие экологического кризиса.

Преодоление экологического кризиса. Две точки зрения на возможности выхода из экологического кризиса для современного общества. 1. Биологическая стабилизация окружающей среды (В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев) - биота планеты, являясь важнейшим фактором формирования и стабилизации природной среды при условии сохранения ее в достаточном для обеспечения стабильности объеме, в состоянии вернуть биосфере ее устойчивость. Основной механизм стабилизации (замыкание биосферных циклов сохранившимися экосистемами) на основе действия основного принципа устойчивости экосистем - круговорота веществ, поддерживаемого потоком энергии. Значимость и функции экосистем, не подверженных прямому антропогенному прессу (Россия, Канада, Австралия, Бразилия).

7. Идея "вписания" человечества в природные круговороты. Тезис о том, что у биоты планеты нет резервов, все экосистемы в той или иной степени деградировали (уменьшилось биоразнообразие, изменились видовой состав экосистем, их физико-химические параметры, водный и почвенный режим, климатические условия и т.п.) если и не напрямую, то опосредованно как основание второй точки зрения. Влияние новых типов объектов техники и человеческой деятельности - сложных саморазвивающихся систем, в которых включены человеко-машинные (производственные) системы, локальные природные экосистемы и социокультурная среда, принимающая новую технологию. Точка бифуркации как отсутствие однозначности развития сложной системы. Результативность деятельности человека, который работает саморазвивающейся системой, в которую он сам включен, обуславливается запретами на некоторые виды взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. Ограничения определяются не только объективными знаниями о возможных путях развития биосферы, но и сформированной в обществе системой ценностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.11 с.)