Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Экологическая культура

Поиск

Ауд.: 0,1 (4 ч.) + 0,3 (10 ч.) на самост. работу

 

Темы:

7. Формирование экологической культуры

Ауд.: 0,1 (2 ч.) + 0,1 (3 ч.) на самост. работу

 

Проблема формирования массового экологического мировоззрения. Экологическая грамотность (уровень естественнонаучных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности).

 

Экологическая культура как совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. Социальные аспекты формирования экологической культуры.

Важнейшие принципы экологической культуры. Становление экологической этики.

Ноосферное мышление. Экологическое общество.

Экологические аспекты культуры народов мира. Экологические функции нематериальных предметов культуры. Экологически значимые культурные архетипы поведения человека.

Культурный ландшафт. Системы традиционного природопользования. Экологические традиции. Российские модели природопользования. Подходы к природопользованию в Красноярском крае (городское сообщество, сельское сообщество, субкультура столбистов, старожильческое сообщество, этнические сообщества приенисейской территории). Вандализм в природе и меры его предупреждения. Экологические вопросы эргономики. Экожилье. Экопоселения (экологические деревни, экообщины).

Понятие и парадигмы устойчивости. Институциональный, экономический, политический и экологический подходы к устойчивому развитию. Понятие и особенности внутрипоколенческой и межпоколенческой справедливости.

Основные положения концепции сбалансированного (устойчивого) экологически безопасного развития и трудности в ее практической реализации.

Особенности разработки и проблемы реализации концепции устойчивого развития в России.

 

8. Экологическое сознание

Ауд.: 0,1 (1 ч.) + 0,1 (3 ч.) на самост. работу

 

Развитие экологического сознания в процессе социогенеза.

Содержание экологического сознания.

Параметры экологического сознания. Основные элементы экологического сознания (знание, эмоциональное отношение, поведение, оценка). Культурное сознание экоцентрического типа. Экологическое правосознание.

Общие закономерности развития субъективного отношения к природной среде в различных возрастных периодах.

Свойства экологического сознания.

Уровни формирования экологического сознания.

Типы экологического сознания.

Диагностика экологического сознания.

Способы формирования экологического сознания. Создание эколого-ориентированной образовательной среды как совокупности условий, способствующих формированию у учащихся различных компонентов экологического сознания.

9. Экологическое образование, воспитание и просвещение

0,1 (1 ч.) + 0,1 (4 ч.) на самост. работу

 

Понятие и цели экологического образования.

Концепция непрерывного экологического образования. Экологическое образование как часть естественнонаучной области знания. Ориентация на мировоззренческий характер экологических проблем. Идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций как основа современного экологического образования. Экологическое просвещение.

Содержание программ экологического образования в рамках компетентностного подхода (направлено на развитие личности в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней). Природоохранная деятельность как средство формирования экологического сознания. Экологическая, природоориентированная деятельность как основной (системообразующий) фактор экологического образования.

Учебный экологический проект как форма организации учебного процесса (разработка «экологической тропы»). Экологические игры.

Экологическое образование в различных странах: два основных направления. Инвайронментальная педагогика. Экологическая психопедагогика.

Роль и место дополнительного экологического образования. Содержание экологического образования с учетом региональных особенностей.

Роль общественности в обеспечении здоровой среды обитания.

Вклад общественных организаций в экологическое образование, просвещение, воспитание. Общественные природоохранные организации РФ, Красноярского края, города Красноярска.

Раздел 4. Экологические аспекты социальной работы

Ауд.: 0,1 (1 ч.) + 0,3 (10 ч.) на самост. работу

 

Возникновение экологического подхода в социальной работе. Экосистемный подход как стратегия комплексного управления ресурсами. Принципы экосистемного подхода. Использование экологического (экосистемного) подхода на современном этапе развития социальной работы.

Экологическая карта (экокарта) как инструмент технологии социальной работы в экосистемном подходе.

3.3 Практические занятия

 

№ п/п № раздела дисциплины Темы занятий, трудоемкость
    Модуль 1 Возникновение и развитие экологии   1. Социально-экологические условия и проблемы жизнедеятельности в г. Красноярске 0,1 (2 ч.) 2. Распространение социальных болезней в РФ и Красноярском крае 0,1 (3 ч.)  
  Модуль 2 Экологические условия оптимального состояния внутренней и внешней средычеловека   3. Правовое и экономическое регулирование экологической безопасности на территории Красноярского края 0,1 (1 ч.) 4. Характеристика экологической политики государства ЕС (по выбору) 0,1 (1 ч.) 5.Характеристика экологической политики Китая. 0,1 (1 ч.) 6. Экологический конфликт: глобальный, региональный и локальный уровень 0,1 (1 ч.) 7. Стратегия разрешения экологических конфликтов 0,1 (1 ч.) 8. Контрольная работа (тест) 0,1 (1 ч.)    
    Модуль 3 Роль экологической культуры в разрешении экологического кризиса   9. Экологические аспекты культуры народов мира 0,1 (2 ч.) 10. Системы традиционного природопользования: сравнительный анализ 0,1 (2 ч.) 11. Общественные экологические организации 0,1 (1 ч.) 12. Диагностика уровня сформированности экологического сознания (студентов х курса). 0,1 (2 ч.) 13. Сравнительная характеристика методик диагностики экологического сознания 0,1 (2 ч.). 14. Экологическое образование в различных странах мира 0,1 (1 ч.) 15. Разработка экокарты 0,1 (1 ч.)  

 

3.4 Лабораторные занятия

 

Учебным планом не предусмотрено.

 

3.5 Самостоятельная работа

 

Самостоятельная работа студентов организуется с целью развития у них навыков работы с учебной и научной литературой, для систематизации изученного материала, выработки навыков анализа и интерпретации информации, рефлексивных подходов к социально-экологическим явлениям.

Обязательная самостоятельная работа студентов выполняется по заданию преподавателя во внеаудиторное время. Она включает выполнение домашних заданий по курсу, самостоятельную работу со специальной литературой, письменные практические задания (например, составление программ исследования и проведение опросов), анализ новостных передач и т.д.

Для самостоятельного изучения теоретического материала используются учебники и учебные пособия, Интернет-ресурсы, приведенные в списке литературы (п. 4.1). Общий объем самостоятельного изучения теоретического материала составляет 0,1 з.е. (6 часов).

В течение семестра преподаватель дает студентам задания для самостоятельного выполнения. Результат выполнения этих заданий разбираются в последующем на практических занятиях (представлен в виде разработок – видеоматериалов, презентаций, отчета о проведенной работе). В качестве самостоятельной работы предлагаются групповые и индивидуальные задания 0,8 (30 час.), при выполнении которых необходимо использовать Интернет-ресурсы (см. 4.1.), проводить исследования. Все модули включают элементы групповой работы, поскольку умение работать в команде – один из приоритетов курса. Другой приоритет определен следующим образом - «развитие навыков самообучения как одного из результатов обучения».

Итого самостоятельной (неаудиторной) работы: 1,0 (36 ч.).

Далее списком приводятся темы заданий для самостоятельной работы студентов по модулям:

№ модуля № работы Темы для самостоятельной работы
1.   Экологический паспорт территории – 0,1 (6 ч.)
  2.     Традиционные и современные модели природопользования в Сибири – 0,1 (5)
  Творческая работа (эссе) – 0,1 (5)
  3.   Использование экологического подхода в конкретной ситуации для социальной работы – 0,3 (3)
  Отношение к природе в русской культуре 0,1 (2)
  Выявление современных региональных особенностей взаимодействия с природной средой 0,3 (8)
  Природоохранная деятельность общественных организаций Красноярского края 0,2 (3)
  Разработка экокарты малой группы – 0,4 (4)

 

3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

См. Табл. 3.6.

 

 

4 Учебно-методические материалы по дисциплине

В качестве учебно-методических материалов представлены различные информационные материалы различного формата. Перечисленные информационные источники расположены по алфавиту и разбиты на четыре группы:

1/ в основную литературу включены материалы, обязательные для ознакомления и использования в подготовке к текущим формам контроля и итоговой аттестации.

2/ в качестве дополнительной литературы представлены издания, рекомендуемые для подготовки к практическим, семинарским, самостоятельным письменным работам, а также для других видов работы в течение семестра.

3/ интернет-адреса в качестве информационных баз данных, куда включены также адреса интернет-библиотек, содержащих электронный вариант книг по социологии в свободном доступе.

4/ периодические издания как наиболее актуальные материалы анализа современной социально-экологической ситуации.

4.1 Основная и дополнительная литература, информационные

ресурсы

 

Основная литература

 

1. Экология: учебник для вузов по направлению подготовки «Менеджмент дисциплине «Экология» / С. Х. Карпенков. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 662 с.

2. Нефтегазовый север: социальная ситуация и технологии ее регулирования: монография / А. Н. Силин. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 250 с.

3. Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития / А. В. Усс, В. Л. Иноземцев [и др.]; отв. за вып. В. С. Ефимов; Сиб. федерал. ун-т, Сиб. эксперт. клуб. - Красноярск: СФУ, 2013. - 393 с.

 

 

Дополнительная литература

 

4. Агаджанян Н.А. Экология, здоровье, качество жизни / Н.А. Агаджанян. М., 1996. 250 с.

5. Агаджанян Н.А. Экологическая физиология человека / Н.А. Агад-
жанян, А. Г. Марачев, Г.А. Бобков. М.: Крук, 1998. 415 с.

6. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических
нишах Земли / Т.И. Алексеева. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

7. Бганба В.Р. Социальная экология / В.Р. Бганба. М., 2005. 308 с.

8. Бирюлин Е.В., Кранина Е.И. Экологические проблемы КНР: опыт правового регулирования М., 2005.

9. Булатов В.И. 200 ядерных полигонов СССР / В.И. Булатов. Новосибирск, 1993.

10. Владимиров В.В. Урбоэкология / В.В. Владимиров. М., МНЭПУ, 2006. 240 с.

11. Гладкий Ю.Н. Россия в лабиринте географической судьбы / Ю.Н. Гладкий. СПб., 2006. Гл. 3. «Антилиберальная» природа. С. 240-343. Гл. 6. Россия изнутри. С. 534-567.

12. Гор А. Неудобная правда: глобальное потепление /А. Гор. М., 2005. 280 с.

13. Горно-химический комбинат: независимый взгляд: В.И. Михеев, В.Г. Хижняк. - Красноярск, Красноярское краевое экологическое движение, 1998. 200 с.

14. Гостева С.С. Современное экологическое сознание: формирование

и социализация / С.С. Гостева, В.М. Попов, Г.Г. Провадкин. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. 176 с.

15. Григорьев Ал.А. Экологические уроки прошлого и современности / Ал.А. Григорьев. Ленинград, Наука, 1991.

16. Дажо Р. Основы экологии / Дажо Р. М. Прогресс, 1975. 415 с.

17. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь / Дедю И.И. Кишинев: Изд-во МСЭ, 1990 406 с.

18. Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза / А.В. Дончева, К.Н. Дьяконов. М., Аспект-Пресс, 2005. 384 с.

19. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Дерябо. М., 1999. 310 с.

20. Захаров В.М. Здоровье среды: практика оценки / В.М. Захаров. М.: Центр экологической политики России, 2000. 316 с.

21. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию/ под ред. В.Михеева. М., 2005.

22. Клоков К.Б. Биосферные резерваты как форма природопользования / К.Б. Клоков. М., 1998.

23. Козлов О.В. Задачник по экологии / О.В. Козлов. Р/н/Дону, Феникс, 2006.

24. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050: стратегия соразвития. М., 2006.

25. Лосев А.В. Социальные аспекты экологии / А.В. Лосев, Г.Г. Про­вадкин. Воронеж: Истоки, 1996. 246 с.

26. Маркович Д.Ж. Социальная экология: Учеб. пособие / Д.Ж. Марко­вич, М., Изд-во РУДН. 1997. 437 с.

27. Минеральные ресурсы Красноярского края. Книга 1, 2. Красноярск, 2002. 620 с.

28. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1990.

29. Плющ И.В. «Столбы» как социокультурный феномен / И.В. Плющ. Духовно-исторические чтения: материалы межвузовской научно-практической конф. - Выпуск IX. - Красноярск. 2004. - С. 226-232.

30. Плющ И.В. Одно из условий формирования городской культуры \\ Современные проблемы науки и образования: электрон. журнал. № 6. 2013. Секция «Культурология» // http://online.rae.ru/1676

31. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб. и справ, пособие / В.Ф. Протасов. М.: Финансы и статистика, 1999. 670 с.

32. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания / П. Ревелль, Ч. Ревелль. В 4 кн. М., Мир, 1995.

33. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. М.: Россия молодая, 1994.

34. Селиванов А.О. Природа, история, культура: экологические аспекты культуры народов мира / А.О. Селиванов. М., ГЕОС, 2002. 322 с.

35. Социальная экология: Хрестоматия / А.А. Горелов. М., 2002. - 408 с.

36. Сынзыныс Б.И. Экологический риск / Б.И. Сынзыныс. М., Логос, 2005. 168 с.

37. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию (ноосферная

стратегия) / А.Д. Урсул. М.: Ноосфера, 1998. 500 с.

38. Ушаков И.В. экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты природопользования в Китае / И.В. Ушаков. М., 2008. 176 с.

39. Формы экологического образования в школе: учебно-методическое пособие под ред. В.А. Сковородкина, И.З. Сковородкиной - Архангельск, 1994.

40. Хёсле В. Философия и экология / В. Хёсле. М., Изд. Фирма АО, 1994. 190 с.

41. Хрестоматия по общей экологии: развитие идей / Сост. Н.А. Кузнецова. М., МНЭПУ. 2001. – 292 с.

42. Экологическое состояние территории России / под ред. С.А. Ушакова. М., Академия, 2004. 128 с.

43. Экологические аспекты духовной культуры. Под ред. В.И. Козлова, А.Н. Ямскова. М., ИЭА РАН, 2005.

 

Нормативные акты

 

44. Всеобщая декларация прав человека// Диалог. 1990. № 8.

45. Конвенция ООН о правах ребенка// Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

46. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

47. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. М., 1993.

48. ФЗ РФ «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ. М., 1996.

49. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

50. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» № 7 от 10.01.2002. М., 2006.

51. ФЗ РФ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» № 12 от 15.06. 2004.

52. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ.

53. Проект ФЗ РФ ФЗ «О зонах экологического бедствия (о статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории).

54. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

55. «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» / СП 2.6.1. 299-99. Постановление от 27.12 1999 г.

56. «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами» / Постановление о введение в действие СП 2.6.6.1168-02 от 23 октября 2002 г. / Режим доступа:

http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_76827.html

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.252 (0.01 с.)