Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избирательное совершенствование гибкости

Поиск

Биомеханический анализ основных движений футболистов указывает на их значительную амплитуду. Так, например, во время удара по мячу отклонение бьющей ноги от вертикали составляет до 180º. В некоторых перехватах мяча футболист оказывается в положении, близком к шпагату.

Эффективность таких движений зависит от уровня развития гибкости. Методика тренировки гибкости базируется на двух основных положениях:

1) гибкость - сложное качество, проявления которого относительно независимы, и упражнения, увеличивающие гибкость в одних суставах или движениях, малопригодны для других;

2) развитие гибкости протекает нормально, если упражнения для ее совершенствования применяются ежедневно.

В соответствии с этими положениями целесообразно использовать сгибательные, разгибательные, вращательные и маховые движения, выполняемые во всех направлениях. Полная номенклатура таких движений изложена в курсе основной гимнастики.

Неспецифические упражнения для развития гибкости нужно включать в разминку всех тренировочных занятий, используя при этом вспомогательное оборудование (гимнастические стенки, скамейки, палки, резину и т.п.) или тренажеры.

Гибкость футболистов зависит от эластичности мышц и их массы. Поэтому перед упражнениями на гибкость, которые должны выполняться с максимальной амплитудой, необходима специальная разминка (бег, элементарные и общеразвивающие упражнения с непредельной амплитудой).

Некоторые упражнения на гибкость следует выполнять в парах.

 

7.6. Психологическая подготовка

Психологическая подготовка направлена на совершенствование механизмов нервно-психической регуляции функций организма и поведения футболистов.

Спортивная тренировка характеризуется значительными психическими напряжениями, постоянным “преодолением самого себя”; она требует строгой дисциплины и соблюдения режима. Эффективность подготовки зависит и от психической устойчивости футболистов.

Основные психические качества, необходимые футболисту, формируются и совершенствуются в процессе ежедневных тренировочных занятий, в активной соревновательной деятельности. Поэтому там, где процесс подготовки организован методически правильно, есть хорошая основа для совершенствования этих качеств.

Специальные приемы и методы психологической подготовки надо рассматривать как важное и обязательное дополнение к объемным, интенсивным и рациональным физическим нагрузкам.

Планируя содержание психологической подготовки, необходимо учитывать: 1) особенности спортивной команды, внутри которой действуют закономерности малой организованной группы; 2) структуру личностных качеств каждого члена этой команды.

Все действия тренеров команды должны быть направлены на укрепление таких групповых свойств и качеств малой группы, как сплоченность И психологический климат. Важно принимать предупредительные меры против ухудшения психологического климата.

Отмеченные выше свойства существенно зависят от психологической совместимости игроков, которая определяется совпадением их свойств темперамента, сенсорно-перцептивных процессов, показателей эмоциональной сферы. Этой совместимостью можно управлять, индивидуализируя тренировочные упражнения для каждого из футболистов. Например, в некоторых занятиях одни из них должны выполнять упражнения, воздействующие на быстроту и точность сложных реакций, другие - на быстроту стартового рывка. Повышение уровня развития этих и других качеств личности приведет к более согласованным действиям в играх и тренировочных занятиях и, следовательно, к более высокой совместимости.

Наиболее важным в футболе представляется совершенствование психических качеств, от которых зависит тактическое мастерство футболистов. К ним относятся: наблюдательность и внимательность, мышление и воображение, долговременная и оперативная память, антиципация.

Эти качества развиваются в тренировочных занятиях, но только при условии, что используются сложные специфические упражнения, в которых эти психические качества проявляются.

Эффективность тренировочного процесса в значительной степени зависит от психологической подготовки футболиста к нему. Поэтому созданию мотивов и благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса должно уделяться постоянное внимание. Лучше всего для этого использовать: 1) постановку перспективных целей (в том числе и самых

высоких); 2) установку на достижение успеха в соревнованиях; З) установку на длительную и напряженную тренировочную работу; 4) развитие традиций команды; 5) поощрения и наказания (Г.Д.Горбунов).

Футболисты должны твердо знать, что

1) большие по величине, рациональные и систематические нагрузки - единственный путь к достижению высоких результатов;

2) в ходе выполнения тренировочных заданий возможны нервно-психические перенапряжения, через которые нужно обязательно пройти; они естественны, и их не нужно бояться;

3) нужны не только большие по величине нагрузки; должно быть высоким качество выполнения тренировочных заданий;

4) каждый из занимающихся должен выработать собственную систему самовоспитания и психорегуляции.

Важный раздел психологической подготовки - формирование и совершенствование свойств личности и психических состояний, которые позволяют адаптироваться к экстремальным условиям соревнований и успешно в них выступать (Г.Д. Горбунов). Хладнокровие, уверенность в себе, боевой дух - эти качества в значительной степени определяют действия футболиста в игре.

Управлять психическими состояниями, как предсоревновательными, так и в соревнованиях, можно как подбором специальных упражнений в тренировочном процессе, так и использованием различных способов их саморегуляции (отключение и переключение, регуляция тонуса мышц, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка).

Регуляция соревновательных психических состояний во многом зависит от действий тренера. Он должен быть спокоен, уверен в успехе. Раздражительность, сомнение, суетливость наставника немедленно передаются команде и могут отрицательно повлиять на ход и результаты игры. Следует избегать длительных разговоров о важности результатов игры, проводить продолжительные собрания и установки. Информация о сопернике должна быть объективной: не нужно излишне преувеличивать его возможности или умалять достоинства.

Психологической подготовке футболистов надо уделять внимание на каждом занятии (как теоретическом, так и практическом).

 

Планирование спортивной тренировки

Современный футбол предъявляет высокие требования к личности спорт- смена, его подготовленности. Нужно изыскивать более совершенные, прогрессивные организационные формы, методы и средства подготовки. Это, в свою очередь, требует высокого уровня знаний, умений тренера, научного подхода к спортивной тренировке.

Программа подготовки спортсменов является важнейшим документом, в котором отражаются количественные показатели тренировочного процесса.

На основании программы подготовки футболистов составляются документы планирования. В практике учебно-тренировочной работы по футболу применяют перспективное, годовое, этапное и оперативное планирование.

 

7.7.1. Перспективное планирование

Перспективное планирование определяет содержание и направленность подготовки футболистов на четырехгодичный цикл, включающий проведение чемпионата мира и олимпийских игр. При этом определяются задачи на каждый год подготовки, динамика тренировочных и соревновательных нагрузок, периодизация тренировки в годичных циклах.

Перспективный план должен предусматривать решение следующих проблем:

1) повышение спортивных результатов игроков и успешное выступление во всесоюзных и международных соревнованиях;

2) повышение эффективности учебно-тренировочного процесса;

3) совершенствование системы отбора в команду;

4) совершенствование материально-технической базы;

5) совершенствование системы комплексного контроля;

б) совершенствование научно-исследовательской работы и повышение эффективности научно-методического обеспечения подготовки;

7) создание необходимых условий для успешного обучения игроков в высших учебных заведениях (или их трудовой деятельности).

Перспективный план включает в себя следующие разделы:

1. Цель и задачи подготовки.

2. Этапы подготовки.

З. Комплектование команды (по годам).

4. динамика соревновательных и тренировочных нагрузок.

5. Научно - методическое и медицинское обеспечение.

б. Воспитательная работа.

7. Повышение квалификации тренерского состава.

8. Материально-техническое обеспечение.

9. Контроль за реализацией плана и его коррекция (по этапам).

7.7.2. Годовое планирование

Годовой план составляется в соответствии с содержанием перспективного плана. Его основа - календарь российских и международных соревнований. Он имеет следующие разделы:

1.Цель подготовки.

2. Задачи подготовки.

3. Периоды подготовки.

4. Виды подготовки.

5. Содержание процесса тренировки.

6. динамика тренировочных и соревновательных нагрузок.

7. Распределение времени на разные виды и средства подготовки по периодам годового цикла.

8. Научно-методическое обеспечение.

9. Комплексный контроль тренировки, соревнований и восстановления (методы и содержание контроля).

10. Медико-санитарное обеспечение.

11. Воспитательная работа.

12. Материально-техническое обеспечение.

13. Контроль за реализацией плана (изменения и дополнения гш периодами).

14. Годовой план включает в себя подготовительный, соревновательный и переходный периоды подготовки футболистов.

Подготовительный период

Продолжительность этого периода для команд высшего дивизиона в последние годы сократилась до 8—10 недель, что привело к сокращению объема неспецифических нагрузок. Однако применять их нужно, и прежде всего на первом этапе этого периода, решая главным образом задачу общей физической подготовки. Кроме того, неспецифические нагрузки используются в тонизирующих микроциклах и в тонизирующих тренировочных занятиях. Много внимания надо уделять гимнастическими акробатическим упражнениям, способствующим развитию гибкости и ловкости. для развития общей выносливости рекомендуется использовать главным образом бег с учетом того, что в игре футболист пробегает до 7000-8000 м. На общеподготовительном этапе варьируется только интенсивность. На специальном подготовительном этапе этот же объем беговой работы выполняется в упражнениях с мячом.

В режим работы, при восьминедельном подготовительном периоде, целесообразно включать проведение ежедневных тренировочных занятий (от 1 до 3 раз в день) с наращиванием физических нагрузок в течение семи недель за счет уменьшения дистанции пробегаемых отрезков, увеличения скорости, введения прыжковых упражнений, увеличения количества ударов в ворота и проведения двух игр в неделю. Восьмая неделя должна быть разгрузочной.

Воспитанию специальной выносливости способствуют упражнения с мячом, такие, как 3х2, 4х3, 5х3, 6х3, 4х4, 6х6, 8х8, 11х11 и др.

За 8-10днейдо начала соревнований совершенствуют скоростные качества, используя старты из различных положений спурты на коротких дистанциях (5-20 м) и на более длинных отрезках (30-70 м).

Технико-тактическая подготовка в начале подготовительного периода направлена на восстановление двигательных навыков и тактических умений. Затем управление движениями совершенствуется в упражнениях с мячом с максимальной скоростью и усилиями, эффективностью и точностью, направленных на отработку групповых и командных взаимодействий.

Планируя тренировочный процессе подготовительном периоде, необходимо помнить, что динамика и компоненты нагрузки тренировочных занятий должны обеспечивать повышение физической, технической и тактической подготовленности, создание предпосылок, на основе которых возникает спортивная форма и происходит непосредственное ее становление.

Один из вариантов целесообразной динамики нагрузок в подготовительном периоде может быть таким, как показано на рис. 81 (по А.К. Белякову). Здесь для каждого из тренировочных микроциклов запланированы частные объемы нагрузок в зависимости от степени их специализированности, сложности и направленности. Видно, например, что в первые три недели частный объем игровых упражнений составляет 40- 50%, а в последние четыре недели подготовительного периода он превышает 75% от общего времени занятий. При этом объем сложных специфических упражнений также увеличивается к концу подготовительного периода. В этом периоде основное внимание уделяется развитию общей выносливости, а также проявлениям футболистами специфических физических качеств (упражнения смешанной направленности).

 

Соревновательный период

Продолжительность периода - до 9 месяцев, условно он делится на три этапа: первый круг, конец первого - начало второго и второй круг.

Содержание тренировочных занятий зависит от уровня подготовленности футболистов и от длительности межигровых циклов. В начале первого круга продолжается приобретение спортивной формы. Уменьшается объем неспецифических упражнений и увеличивается количество упражнений в технике и тактике игры. Подбор специальных упражнений и их дозирование должны обеспечивать подведение игрока к наивысшей готовности к каждому матчу.

Тренировка в тактике игры включает шлифовку тактических комбинаций, которые будут использоваться в соревнованиях. Следует уделять внимание наигрыванию различных вариантов игры с учетом тактических планов соперников. Одновременно совершенствуются основные способы реализации голевых ситуаций с помощью коллективных действий. Важным является воспитание у игроков способности распределять внимание в игровых ситуациях (пространственная ориентация, способность видеть действия партнеров и соперников), умения выбрать наиболее эффективные средства реализации тактических действий в каждом моменте игры и при стандартных положениях.

 

Переходный период

Переходный период начинается сразу же после окончания соревнований. Основная задача - постепенное снижение физических нагрузок и переход к активному отдыху. Здесь возможно переключение на другие игры (теннис, баскетбол, бадминтон, хоккей и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.008 с.)