IV. Религиозно-нравственное состояние народа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Религиозно-нравственное состояние народа



А. Партии и секты

Фарисеи

Религиозно - политические течения и стремления эпохи сошествия на землю Господа Иисуса Христа нашли свое выражение в деятельности современных религиозных партий или сект. Главными из них были фарисеи и саддукеи; к ним можно присоединить и ессеев.

Наибольшее значение имела секта фарисеев. Самое слово «фарисеи» значит «обособленные» или «отделенные» в смысле, понятно, лучшей или избранной части иудейского народа, настоящих хранителей всех истинных религиозно - национальных традиций.

Фарисеи считали, что спасение иудеев - в том, чтобы как можно строже соблюдать правила своей поры, отнюдь не поддаваясь иноземным языческим влияниям. Исходя из этого, они твердо хранили основные начала истинной веры, открытые Господом своему избранному народу. Они верили в бессмертие души, в вечное воздаяние за гробом, в воскресение, во всяком случае, праведных, в существование ангелов и демонов.

К этим истинам примешивались, однако, и заблуждения и, прежде всего, ложное учение о будущем Мессии, которого они представляли в образе воинствующего монарха - победителя: он освободит иудеев от власти язычников, положит основание будущему Царству Божию на земле и изгонит оттуда грешников. Единственными истинными наследниками этого Царства фарисеи считали самих себя.

Нравственное учение фарисеев отличалось узким формализмом и мелочностью: они считали необходимым не только соблюдение всех правил и постановлений Закона Моисеева, но также и преданий всех книжников, истолковывавших Закон. Эти предания, по толкованию некоторых из них, оказывались даже более обязательными, чем самый Закон. Между тем они заключали в себе неисчислимое количество предписаний с невероятными подробностями: можно было, например, не нарушая покоя субботнего дня, работать одной рукой, а не двумя, разрешалось привязывать ведро у колодца поясом, а не веревкой и т. д.

Религиозность фарисеев ограничивалась одной лишь обрядностью чисто внешнего характера. Если внешние предписания выполнены, то человек ничего больше не должен Богу. Фарисеям были безразличны внутренние побуждения души - смиренная и усердная молитва, искреннее раскаяние. Мелочность преданий заслоняла перед ними самые важные основы Божественного Закона. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23.21). говорил им Спаситель. Отсюда проистекало то, что нравственный облик фарисеев представляется в весьма невыгодном для них освещении, и не только в Евангелии, но также и в Талмуде, где, например, в трактате Беракот, сказано, что из семи фарисеев лишь один действует по побуждениям любви.

Черты, из которых слагается этот нравственный облик, могут быть сведены к трем: лицемерие, безмерная гордость и презрение к «толпе». Под личиной добродетели фарисеи нередко скрывали самые низкие пороки: «Уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23.27).

Религиозная ревность фарисеев носила чисто внешний характер. Правда, со стороны получалось впечатление, будто они живут и действуют исключительно во славу Божию. Однако на самом деле они искали славы и чести только для самих себя. В конце концов вся их деятельность имела в основании лишь одну руководящую идею: мы, фарисеи, - дети Авраама; Бог должен заниматься только нами, иначе Его обетования не смогут осуществиться. Вся эта фарисейская гордость ярко обрисована в евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк. 18.9-14).

Эта гордость и чрезмерная самооценка наполняла душу фарисея презрением ко всякому, кто не был фарисеем, кто был «невеждой», т. е. не изучал Закона и не соблюдал всех мелочных правил предания.

Возвышенность идеала, который фарисеи выставляли целью своей деятельности, их национально религиозные стремления и, в особенности, постоянно внушаемая ими вражда к римлянам, содержание их учения, мелочное соблюдение Закона и внешняя суровость и строгость их жизни, важность и достоинство в манере себя держать, большая, чем у саддукеев, внимательность к нуждам простого народа - все это способствовало росту значения фарисеев и их влияния на массы. Они очень ревниво относились к своему авторитету. Естественно поэтому, что они становились врагами всякого, кто мог снискать любовь и уважение народа. В молодом Пророке из Назарета, Который проповедовал учение, шедшее вразрез с их учением, Который обличал их лицемерие и столь возвышался над ними величием Своей нравственной Личности и силою Своих чудес, они не могли не увидит соперника. Признать же Его за посланного Вогом Мессию они не могли, так как Он предстал пред ними в бедности и уничижении, что в корне противоречило их мессианским представлениям и чаяниям. Оставалось место лишь для двух чувств - зависти и порожденной ею ненависти.

Злоба их ко Христу была удовлетворена лишь в тот день, когда они увидели Его умирающим на кресте, между двумя разбойниками.

И однако, несмотря на все это, из трех религиозных партий или сект иудейского народа наиболее близки ко Христу были все-таки фарисеи. У Христа были друзья среди фарисеев - Никодим, Иосиф Аримафейский, а может быть, и другие, скрывавшие свою близость к Нему «страха ради иудейска». Из членов синедриона один лишь фарисей Гамалиил советует иудейским начальникам прекратить преследование Апостолов, проповедовавших Христа, дабы вдруг не оказаться богопротивниками» (Деян. 5 39). Надо полагать, что значительную часть первохристианской Церкви в Иерусалиме составляли бывшие фарисеи (Ср. Деян. 15.5), из фарисеев был и ученик Гамалиила Св. Аи. Павел.

С другой стороны, нам совершенно неизвестны случаи обращения ко Христу саддукеев. Нельзя не признать и того, что в известной мере, фарисейская пропаганда во всем мире расчистила пути для позднейшей проповеди христианства: ведь и фарисеи чаяли пришествия Мессии, учили о бессмертии души, воскресении и будущем суде, говорили о независимости веры от государства.

Саддукеи

Противниками фарисеев были саддукеи. Саддукеи более походили на политическую партию, чем на религиозную секту. Пользуясь нынешним словоупотреблением, ее можно было бы назвать партией либеральной или космополитической. Они считали нелепым превозноситься преимуществами иудейского народа, как избранного Богом. Нужно допустить и признать, что первый народ в мире - римляне, и что единственная истинная цивилизация - это цивилизация греко - римская. Если принять такую точку зрения, то можно будет надеяться избегнуть многих тяжелых осложнений. Исходя из этого основного положения, саддукеи пришли к более свободному «либеральному» истолкованию Св. Писания. Они допускали согласование различных мест Библии с учениями греческих философов. Такие сопоставления приводили их нередко к тому, что, в их освещении, св. книги еврейского народа становились новой формой выражения мифов и легенд, встречавшихся и у других народов.

Понятно, что учение саддукеев должно было коренным образом отличаться от учения фарисеев: саддукеи признавали только писаный Закон и отвергали предания, отрицали существование ангелов и демонов, воскресение мертвых, а может быть, также и загробную жизнь и воздаяние, не веровали в промысл Божий, будучи в общем, в конце концов, сознательными или несознательными материалистами.

По своему составу партия саддукеев охватывала представителей правящей иудейской аристократии. Первосвященники, занимавшие высшее положение в синедрионе, были саддукеями.

В нравственном отношении они были еще ниже фарисеев: вся цель их деятельности сводилась к сохранению за собой господствующего положения в стране. Если фарисеи стремятся все-таки держать себя более или менее независимо по отношению к римской власти, то саддукеи готовы всегда склониться пред всякой властью, лишь бы их личные интересы были ограждены. Отрицая будущую жизнь и воскресение, они, естественно, приходили к тому, что единственной целью существования может быть лишь достижение земных благ: надо устроиться наиболее ловким способом, закрепив за собою выгоды настоящей жизни. Св. Иоанн Предтеча называет их «порождения ехиднины» (Мф. 3. 7). Саддукеи были яростными врагами Христа (Мф. 16.1, 6-12; Мк. 8.15; Мф. 22.23 и слл.; Мк. 12.18 и слл.; Лк. 20.27). Осуждение Господа на смерть явилось, главным образом, их делом. Они же были потом и самыми ярыми врагами Иерусалимской Церкви и первых христиан (Деян. 4.1).

Фарисеи и саддукеи спорили, соперничали и даже враждовали друг с другом. Но в одном пункте обе партии были согласны - в ненависти и во вражде ко Христу.

Ессеи

Секта ессеи представляла собою немногочисленную {около 4.000 членов) религиозную общину, отделившуюся от прочих израильтян. Они установили для себя обязательное безбрачие: у них была общая собственность, и пищу они принимали все вместе. Признавая безусловно необходимым мелочно строгое исполнение всех правил Закона Моисеева, ессеи отвергали однако принесение кровавых жертв. Формализм ессеев был еще мелочное и строже, чем у фарисеев: они считали осквернением не только соприкосновение с язычниками, но и со всяким, кто не принадлежал к их секте. О ессеях см. Важнейшее археологическое открытие в 1947 г. стр. 602 слл.

Иродиане

Иродиане представляли собою не религиозную секту, а чисто политическую партию: так назывались сторонники династии Ирода. Признавая римское владычество совершившимся фактом, они выставляли на показ свою лояльность и стремились добиться милостей от императора, от которого они надеялись получить когда - нибудь и полную автономию. Иисус Христос казался им опасным, потому ли, что в Нем они усматривали помеху к осуществлению своих надежд, потому ли, что они видели в Нем претендента на трон Ирода. Как бы то ни было, но и Иродиане были Его злейшими врагами.

Книжники или учители закона

В Евангелии книжники упоминаются вместе с первосвященниками (Мф. 2.4; 21.15) или с фарисеями (Мф. 15. 1; 20.4). Почти все книжники были фарисеями, откуда, впрочем, вовсе не следует, что и все фарисеи были книжниками. Книжники представляли собою класс образованных людей, знатоков Закона; фарисеи же представляли собою партию, выражавшую определенное религиозное течение.

Книжники списывали книги Св. Писания, хранили в памяти предания. В синагоге книжник истолковывал только что прочитанный отрывок из Библии.

Книжники были и юристами, истолковывавшими все случаи применения предписаний Закона п предания. Книжники руководили школами, п кокону и преданиям. Важную роль и грачи книжники и Синедрионе, где они являлись как бы судьями - экспертами, указывая в каждом нужном случае, подходящие нормы Закона и предания. Итак книжник являлся в одно и то же время ученым, учителем, юристом и судьей.

Книжники придерживались буквального толкования Закона, строго еле дуя предписаниям предании. Б религии они были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил. Иисус Христос, напротив, говорил от Своего имени, указывал на. внутренний смысл Закона и, одухотворяя его, освобождал от мелких ненужных добавлений, придуманных книжниками. Книжники очень скоро увидели поэтому, что дух Христовой проповеди совершенно разнится от духа их учения. А поняв это, они не могли не стать врагами Христа. Они всячески способствовали тому, чтобы Пилат осудил Его, и у подножия Креста издевались над Ним:Мк. 15.31).

Священство

Священство было наследственным. Все колено Левиино было посвящено на служение Богу при храме. Во главе всех священнослужителей стоял первосвященник, происходивший по прямой линии из рода Ааронова и носивший свое звание пожизненно. Однако Ирод и его преемники присвоили себе право самовольно назначать и смещать первосвященников: во времена Спасителя, например, законный первосвященник Анна был отстранен и замещен своим зятем Каиафой.

Остальные священнослужители делились на священников и левитов. Священники должны были происходить из рода Аарона, хотя бы и не по прямой линии. Они разделялись на 24 класса, из которых каждый по очереди совершал служение в храме в течение недели. (Лк. 1.5,9). Вначале преподавание Закона Моисеева лежало на обязанности священников. После Вавилонского пленения они предоставили эту заботу книжникам, сами же ограничились исключительно совершением богослужения.

Левиты принадлежали к колену Левиину, не происходя однако из рода Ааронова. Они исполняли обязанности служителей при храме: производили уборку, наблюдая за порядком в святом месте,

Синедрион

Синедрион, или Великий Сонет, упоминаемый в повествовании о страданиях Спасителя, был Высшим Судом у евреек. Число членов Синедриона, вместе с председательствующим первосвященником, равнялось 71. Все они делились на три категории:

1. Первосвященники - т. е. правящий первосвященник, все бывшие первосвященники, а также и главы важнейших священнических семейств;

2. Старейшины т. е. священники и миряне, представлявшие наиболее влиятельные н богатые семьи еврейского народа, и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.249.77 (0.012 с.)