Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святая земля во времена господа нашего Иисуса Христа

Поиск

Семинар

Святая земля во времена господа нашего Иисуса Христа

I. Географическое положение Палестины

II. Политическое положение Палестины

III. Всеобщее ожидание Спасителя

IV. Религиозно-нравственное состояние народа

V. О библейской археологии

I. Географическое положение Палестины

Величина

Поверхность Палестины равняется 25.124 кв. км. По величине это - одна из самых маленьких стран на свете: она меньше таких небольших по занимаемой территории европейских государств, как Швейцария и Бельгия.

Положение и границы

Палестина занимает южную часть Сирии. Она граничит на севере - с Ливаном, Антиливаном и южными склонами Ермона; на востоке - с Сирийско-Аравийской пустыней; на юге - неправильной линией отделяется от пустыни Синайского полуострова; на западе - со Средиземным морем.

Долина Иордана

На всем протяжении с севера на юг Палестина разделена на две части долиной Иордана. Долина Иордана представляет собою громадную расщелину, находящуюся в глубине двух стенообразно расположенных, отвесных оголенных скал; уровень русла реки более чем на тысячу метров ниже их вершин. В течение большей части года в этом ущелье стоит удушливая жара, доходящая иной раз до 50 гр. в тени. На берегах Иордана никогда не было никаких городов. По ним никогда не проходила дорога. Иордан несудоходен и потому никогда не служил средством сообщения и сношения между народами, жившими около него.

Истоки Иордана - в горной цепи Ермона. Приняв в себя воды еще ряда горных ручьев, он бурно стекает в озеро Мером. Шестнадцатью километрами южнее Иордан протекает красивейшее в мире большое пресноводное и богатое рыбой Геннисаретское или Тивериадское озеро, называемое также Галилейским морем.

От Тивериадского озера Иордан устремляется к Мертвому морю, при чем уровень его снижения от Ермона до Мертвого моря равняется 914 метрам. В своем устье Иордан на 392 метра ниже Средиземного моря.

Мертвое море, в которое впадает Иордан, представляет собою огромное озеро, занимающее поверхность более чем 920 кв. км. Греки называли Мертвое море также Асфальтовым, так как вода его содержит черную смолу, асфальт, плавающую на его поверхности. Мертвое море замечательно богатым содержанием в нем солей и других твердых веществ, составляющих около 25 % его состава. В водах Мертвого моря невозможна жизнь: в них не водятся ни рыбы, ни моллюски; в них нет растений. Прозрачные воды Мертвого моря горьки и так тяжелы, что самые мощные ветры едва-едва колышут их поверхность. На берегах его не видно птиц; нет зелени.

Мертвое море состоит из двух бассейнов, из которых нижний, менее глубокий, образовался, как предполагают, не так давно, заполнив собой долину Сиддим (Быт. 14. 3), где были испепелены небесным огнем нечестивые города Содом и Гоморра.

Области Палестины

Долина реки Иордана делит всю Палестину на две глубоко отличные по природе и по историческим судьбам части: на область, лежащую к западу от реки Иордана, и на Заиорданье, лежащее к востоку от нее.

А. Часть Палестины к западу от Иордана

Эта часть страны представляет собою гористую местность, перерезанную частыми, довольно широкими долинами, орошаемыми потоками. Вся она естественно разделяется на три области - Галилею, Самарию и Иудею

Галилея

Галилея славилась плодородием и живописностью пейзажа. В ней довольно много небольших возвышенностей; главная из них Фавор, на которой, по преданию, преобразился Господь. Обширная равнина Ездрилонская, орошаемая потоком Киссоном, отделяет все эти возвышенности от цепи Кармила.

Население Галилеи было многочисленно, богато и трудолюбиво. Галилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, восприимчивы, вспыльчивы, любили новизну и легко поддавались новым в смелым идеям; они отличались при этом глубокой религиозностью. В Галилее жило много язычников. Постоянное общение с ними выработало в галилеянах дух терпимости, которого были лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализмом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которою они общались. С язычниками, и высмеивали их скверное произношение. Этим произношением Петр обнаружил свое происхождение, когда стоял во дворе Каиафы, дожидаясь исхода суда над Учителем (Мф. 26.73).

Главными городами Галилеи были: на берегу Геннисаретского озера, Тивериада, Хоразин и Вифсаида - родина Св. Апостолов Петра и Андрея, и, по всей вероятности, также и обоих сыновей Зеведеевых - Св. Иоанна Богослова и Св. Иакова; Капернаум, в котором Спаситель прожил большую часть времени своего общественного служения; Назарет, в котором Он провел первые тридцать лет своей жизни; Кана, где Он совершил первое чудо, (Ин. 2.1-11) и Наин, где Он воскресил сына вдовы (Лк. 7.11-6).

Самария

Эта область лежала к югу от Галилеи. Небольшие известковые возвышенности покрывают территорию Самарии от равнины Саронской на побережье Средиземного моря до долины Иордана и окрестностей Иерусалима. Из них наиболее известны - вершины Гевал и Гаризим, где находился храм самарян, Гелвуйские горы и Вефильскии холм. В прежние времена вид этой области был менее суров.

Главный город Самарии тоже называется Самария. Народонаселение образовалось от смешения различных рас. В 721 г. до Р. X. Ассирийский царь Саргон увел в плен десять колен израильтян, на место которых из различных провинций ассирийской монархии были переселены целые колонии военнопленных. Эти пришельцы, смешавшись с небольшим количеством оставшихся в стране израильтян, усвоили их основные религиозные идеи, приняли Пятикнижие Моисеево, стали поклоняться Яхве, но не оставили при этом служения и своим богам. Таким образом религия самарян являлась смесью истины с заблуждениями. Когда иудеи возвратились из вавилонского пленения и начали строить храм, самаряне захотели принять участие в этом деле, но не были допущены иудеями; тогда самаряне выстроили себе отдельный храм на горе Гаризиме. Приняв книги Моисея, самаряне отвергли писания пророков и все предания; поэтому евреи считали их за язычников, даже хуже язычников, не принимали их в свое общество и не имели с ними никаких сношений.

Во времена земной жизни Спасителя храм на горе Гаризиме уже не существовал; он был разрушен в 134 г. до Р. X. Иоанном Гирканом, царем Иудеи. Непримиримая вражда вырыла глубокую пропасть между обоими народами.

Иудея

Граница между Самарией и Иудеей весьма условна и не может быть точно определена. Устройство поверхности, в общем, тоже, что и в Самарии: горы, находящиеся в Иудее, образуют продолжение гор Самарии, но природа Иудеи гораздо более бедна и сурова по сравнению с природой Галилеи и Самарии. На западе отлогости иудейских гор оканчиваются в равнине Сефиля, населенной в былое время филистимлянами. Прилежащая к Средиземному морю прибрежная часть этой равнины усеяна в некоторых местах песчаными дюнами; внутренняя же ее часть была плодородна и приносила обильную жатву.

Иудея была населена, за редкими исключениями, только евреями. Их столица, Иерусалим, построенный на горах, являлся центром всей области. Население Иерусалима доходило до 200.000 жителей. В нем находился храм и тысячи синагог, обслуживавшихся многочисленными священнослужителями, левитами и учителями. Ежегодно на большие праздники многочисленные толпы еврейских паломников стекались в Иерусалим со всех стран света.

Идумея

(Мк. 3.8).

Греко-римское название Едома. Она включала юг Иудеи и окрестности Хеврона. В 126 г. до Р. X. Идумея была завоевана Иоанном Гирканом I (135-104 г.), и ее население обращено в иудейство.

Б. Заиорданье

Заиорданье представляет собою плоскогорье возвышающееся в среднем на 1.000 метров над уровнем моря. Обильное водами Заиорданье издревле славилось своими богатыми пастбищами.

В своей северной части Заиорданская Палестина обнимала пять округов - Итурею; Голан (к востоку от Тивериадского озера) с городами Кесарией Филипповой и Юлией; Трахинитиду, расположенную более к востоку; Ваталею, включавшую и себя горный край Васан; и А вран.

К югу от Голана и к западу от Аврана был расположен ряд городов, известных в Евангелии под общим названием Десятиградия или, по-гречески, Декаполис. Города эти лежала к северо-востоку от потока Иавока. Впрочем, границы области Десятиградия не могут быть в настоящее время точно определены.

Южная область Заиорданья называлась Галаад или Перея, хотя этим последним названием часто обозначалось и все Заиорданье. Эта область отличалась очень неровной поверхностью и дикостью природы, и славилась своим плодородием. Важнейшими городами Переи были Пелла и Филадельфия, или Раква Аммонитская.

Св. Ев. Лука упоминает также Лвилинею. Так назывался край, расположенный на север от Дамаска с главным городом Авила; впрочем этот округ не принадлежит к Палестине.

Когда Господь проповедовал в Заиорданье, то толпы народа сбегавшиеся, чтобы послушать Его, состояли, по всей вероятности, по большей части из евреев, живших в этих местах, или из язычников, сочувствовавших иудейству.

А. Партии и секты

Фарисеи

Религиозно - политические течения и стремления эпохи сошествия на землю Господа Иисуса Христа нашли свое выражение в деятельности современных религиозных партий или сект. Главными из них были фарисеи и саддукеи; к ним можно присоединить и ессеев.

Наибольшее значение имела секта фарисеев. Самое слово «фарисеи» значит «обособленные» или «отделенные» в смысле, понятно, лучшей или избранной части иудейского народа, настоящих хранителей всех истинных религиозно - национальных традиций.

Фарисеи считали, что спасение иудеев - в том, чтобы как можно строже соблюдать правила своей поры, отнюдь не поддаваясь иноземным языческим влияниям. Исходя из этого, они твердо хранили основные начала истинной веры, открытые Господом своему избранному народу. Они верили в бессмертие души, в вечное воздаяние за гробом, в воскресение, во всяком случае, праведных, в существование ангелов и демонов.

К этим истинам примешивались, однако, и заблуждения и, прежде всего, ложное учение о будущем Мессии, которого они представляли в образе воинствующего монарха - победителя: он освободит иудеев от власти язычников, положит основание будущему Царству Божию на земле и изгонит оттуда грешников. Единственными истинными наследниками этого Царства фарисеи считали самих себя.

Нравственное учение фарисеев отличалось узким формализмом и мелочностью: они считали необходимым не только соблюдение всех правил и постановлений Закона Моисеева, но также и преданий всех книжников, истолковывавших Закон. Эти предания, по толкованию некоторых из них, оказывались даже более обязательными, чем самый Закон. Между тем они заключали в себе неисчислимое количество предписаний с невероятными подробностями: можно было, например, не нарушая покоя субботнего дня, работать одной рукой, а не двумя, разрешалось привязывать ведро у колодца поясом, а не веревкой и т. д.

Религиозность фарисеев ограничивалась одной лишь обрядностью чисто внешнего характера. Если внешние предписания выполнены, то человек ничего больше не должен Богу. Фарисеям были безразличны внутренние побуждения души - смиренная и усердная молитва, искреннее раскаяние. Мелочность преданий заслоняла перед ними самые важные основы Божественного Закона. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23.21). говорил им Спаситель. Отсюда проистекало то, что нравственный облик фарисеев представляется в весьма невыгодном для них освещении, и не только в Евангелии, но также и в Талмуде, где, например, в трактате Беракот, сказано, что из семи фарисеев лишь один действует по побуждениям любви.

Черты, из которых слагается этот нравственный облик, могут быть сведены к трем: лицемерие, безмерная гордость и презрение к «толпе». Под личиной добродетели фарисеи нередко скрывали самые низкие пороки: «Уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23.27).

Религиозная ревность фарисеев носила чисто внешний характер. Правда, со стороны получалось впечатление, будто они живут и действуют исключительно во славу Божию. Однако на самом деле они искали славы и чести только для самих себя. В конце концов вся их деятельность имела в основании лишь одну руководящую идею: мы, фарисеи, - дети Авраама; Бог должен заниматься только нами, иначе Его обетования не смогут осуществиться. Вся эта фарисейская гордость ярко обрисована в евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк. 18.9-14).

Эта гордость и чрезмерная самооценка наполняла душу фарисея презрением ко всякому, кто не был фарисеем, кто был «невеждой», т. е. не изучал Закона и не соблюдал всех мелочных правил предания.

Возвышенность идеала, который фарисеи выставляли целью своей деятельности, их национально религиозные стремления и, в особенности, постоянно внушаемая ими вражда к римлянам, содержание их учения, мелочное соблюдение Закона и внешняя суровость и строгость их жизни, важность и достоинство в манере себя держать, большая, чем у саддукеев, внимательность к нуждам простого народа - все это способствовало росту значения фарисеев и их влияния на массы. Они очень ревниво относились к своему авторитету. Естественно поэтому, что они становились врагами всякого, кто мог снискать любовь и уважение народа. В молодом Пророке из Назарета, Который проповедовал учение, шедшее вразрез с их учением, Который обличал их лицемерие и столь возвышался над ними величием Своей нравственной Личности и силою Своих чудес, они не могли не увидит соперника. Признать же Его за посланного Вогом Мессию они не могли, так как Он предстал пред ними в бедности и уничижении, что в корне противоречило их мессианским представлениям и чаяниям. Оставалось место лишь для двух чувств - зависти и порожденной ею ненависти.

Злоба их ко Христу была удовлетворена лишь в тот день, когда они увидели Его умирающим на кресте, между двумя разбойниками.

И однако, несмотря на все это, из трех религиозных партий или сект иудейского народа наиболее близки ко Христу были все-таки фарисеи. У Христа были друзья среди фарисеев - Никодим, Иосиф Аримафейский, а может быть, и другие, скрывавшие свою близость к Нему «страха ради иудейска». Из членов синедриона один лишь фарисей Гамалиил советует иудейским начальникам прекратить преследование Апостолов, проповедовавших Христа, дабы вдруг не оказаться богопротивниками» (Деян. 5 39). Надо полагать, что значительную часть первохристианской Церкви в Иерусалиме составляли бывшие фарисеи (Ср. Деян. 15.5), из фарисеев был и ученик Гамалиила Св. Аи. Павел.

С другой стороны, нам совершенно неизвестны случаи обращения ко Христу саддукеев. Нельзя не признать и того, что в известной мере, фарисейская пропаганда во всем мире расчистила пути для позднейшей проповеди христианства: ведь и фарисеи чаяли пришествия Мессии, учили о бессмертии души, воскресении и будущем суде, говорили о независимости веры от государства.

Саддукеи

Противниками фарисеев были саддукеи. Саддукеи более походили на политическую партию, чем на религиозную секту. Пользуясь нынешним словоупотреблением, ее можно было бы назвать партией либеральной или космополитической. Они считали нелепым превозноситься преимуществами иудейского народа, как избранного Богом. Нужно допустить и признать, что первый народ в мире - римляне, и что единственная истинная цивилизация - это цивилизация греко - римская. Если принять такую точку зрения, то можно будет надеяться избегнуть многих тяжелых осложнений. Исходя из этого основного положения, саддукеи пришли к более свободному «либеральному» истолкованию Св. Писания. Они допускали согласование различных мест Библии с учениями греческих философов. Такие сопоставления приводили их нередко к тому, что, в их освещении, св. книги еврейского народа становились новой формой выражения мифов и легенд, встречавшихся и у других народов.

Понятно, что учение саддукеев должно было коренным образом отличаться от учения фарисеев: саддукеи признавали только писаный Закон и отвергали предания, отрицали существование ангелов и демонов, воскресение мертвых, а может быть, также и загробную жизнь и воздаяние, не веровали в промысл Божий, будучи в общем, в конце концов, сознательными или несознательными материалистами.

По своему составу партия саддукеев охватывала представителей правящей иудейской аристократии. Первосвященники, занимавшие высшее положение в синедрионе, были саддукеями.

В нравственном отношении они были еще ниже фарисеев: вся цель их деятельности сводилась к сохранению за собой господствующего положения в стране. Если фарисеи стремятся все-таки держать себя более или менее независимо по отношению к римской власти, то саддукеи готовы всегда склониться пред всякой властью, лишь бы их личные интересы были ограждены. Отрицая будущую жизнь и воскресение, они, естественно, приходили к тому, что единственной целью существования может быть лишь достижение земных благ: надо устроиться наиболее ловким способом, закрепив за собою выгоды настоящей жизни. Св. Иоанн Предтеча называет их «порождения ехиднины» (Мф. 3. 7). Саддукеи были яростными врагами Христа (Мф. 16.1, 6-12; Мк. 8.15; Мф. 22.23 и слл.; Мк. 12.18 и слл.; Лк. 20.27). Осуждение Господа на смерть явилось, главным образом, их делом. Они же были потом и самыми ярыми врагами Иерусалимской Церкви и первых христиан (Деян. 4.1).

Фарисеи и саддукеи спорили, соперничали и даже враждовали друг с другом. Но в одном пункте обе партии были согласны - в ненависти и во вражде ко Христу.

Ессеи

Секта ессеи представляла собою немногочисленную {около 4.000 членов) религиозную общину, отделившуюся от прочих израильтян. Они установили для себя обязательное безбрачие: у них была общая собственность, и пищу они принимали все вместе. Признавая безусловно необходимым мелочно строгое исполнение всех правил Закона Моисеева, ессеи отвергали однако принесение кровавых жертв. Формализм ессеев был еще мелочное и строже, чем у фарисеев: они считали осквернением не только соприкосновение с язычниками, но и со всяким, кто не принадлежал к их секте. О ессеях см. Важнейшее археологическое открытие в 1947 г. стр. 602 слл.

Иродиане

Иродиане представляли собою не религиозную секту, а чисто политическую партию: так назывались сторонники династии Ирода. Признавая римское владычество совершившимся фактом, они выставляли на показ свою лояльность и стремились добиться милостей от императора, от которого они надеялись получить когда - нибудь и полную автономию. Иисус Христос казался им опасным, потому ли, что в Нем они усматривали помеху к осуществлению своих надежд, потому ли, что они видели в Нем претендента на трон Ирода. Как бы то ни было, но и Иродиане были Его злейшими врагами.

Книжники или учители закона

В Евангелии книжники упоминаются вместе с первосвященниками (Мф. 2.4; 21.15) или с фарисеями (Мф. 15. 1; 20.4). Почти все книжники были фарисеями, откуда, впрочем, вовсе не следует, что и все фарисеи были книжниками. Книжники представляли собою класс образованных людей, знатоков Закона; фарисеи же представляли собою партию, выражавшую определенное религиозное течение.

Книжники списывали книги Св. Писания, хранили в памяти предания. В синагоге книжник истолковывал только что прочитанный отрывок из Библии.

Книжники были и юристами, истолковывавшими все случаи применения предписаний Закона п предания. Книжники руководили школами, п кокону и преданиям. Важную роль и грачи книжники и Синедрионе, где они являлись как бы судьями - экспертами, указывая в каждом нужном случае, подходящие нормы Закона и предания. Итак книжник являлся в одно и то же время ученым, учителем, юристом и судьей.

Книжники придерживались буквального толкования Закона, строго еле дуя предписаниям предании. Б религии они были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил. Иисус Христос, напротив, говорил от Своего имени, указывал на. внутренний смысл Закона и, одухотворяя его, освобождал от мелких ненужных добавлений, придуманных книжниками. Книжники очень скоро увидели поэтому, что дух Христовой проповеди совершенно разнится от духа их учения. А поняв это, они не могли не стать врагами Христа. Они всячески способствовали тому, чтобы Пилат осудил Его, и у подножия Креста издевались над Ним:Мк. 15.31).

Священство

Священство было наследственным. Все колено Левиино было посвящено на служение Богу при храме. Во главе всех священнослужителей стоял первосвященник, происходивший по прямой линии из рода Ааронова и носивший свое звание пожизненно. Однако Ирод и его преемники присвоили себе право самовольно назначать и смещать первосвященников: во времена Спасителя, например, законный первосвященник Анна был отстранен и замещен своим зятем Каиафой.

Остальные священнослужители делились на священников и левитов. Священники должны были происходить из рода Аарона, хотя бы и не по прямой линии. Они разделялись на 24 класса, из которых каждый по очереди совершал служение в храме в течение недели. (Лк. 1.5,9). Вначале преподавание Закона Моисеева лежало на обязанности священников. После Вавилонского пленения они предоставили эту заботу книжникам, сами же ограничились исключительно совершением богослужения.

Левиты принадлежали к колену Левиину, не происходя однако из рода Ааронова. Они исполняли обязанности служителей при храме: производили уборку, наблюдая за порядком в святом месте,

Синедрион

Синедрион, или Великий Сонет, упоминаемый в повествовании о страданиях Спасителя, был Высшим Судом у евреек. Число членов Синедриона, вместе с председательствующим первосвященником, равнялось 71. Все они делились на три категории:

1. Первосвященники - т. е. правящий первосвященник, все бывшие первосвященники, а также и главы важнейших священнических семейств;

2. Старейшины т. е. священники и миряне, представлявшие наиболее влиятельные н богатые семьи еврейского народа, и

Б. Храм

Иерусалимский храм нанимал огромную площадь, со всех сторон окруженную портиками, своды которых давали защиту от солнца и непогоды. Под сводами этих портиков законоучители поучали народ; на особо отведенных местах торговцы продавали скот, предназначенный для жертвоприношения, а менялы обменивали иностранную монету на еврейскую, единственно допустимую для уплаты в храме. Все эти торговцы и менялы зачастую завладевали преддверьями храма; тогда мычание быков, блеяние овец, крики и ссоры торговцев нарушали молитвенное настроение верующих. Вполне понятно негодование Спасителя, изгнавшего однажды этих торгашей из дома молитвы (Мк. 11. 15-17).

Обширное пространство, замкнутое портиками, заключало в себе три террасы под открытым небом, возвышавшиеся одна над другой и соединенные между собою лестницами. Первая терраса называлась Двором или Папертью язычников, потому что всякий мог взойти на нее, даже язычник; вторая -Двором или Папертью Израиля (делившемся, в свою очередь, на Двор Женщин, который назывался так потому, что женщины не имели права проникать дальше, и Двор Израильтян); и третья Двором Священников. В глубине Двора священников находилась главная часть храма, заключавшая в себе Святилище и Святое Святых.

В Святилище находились золотой семисвечник, кадильный алтарь, тоже из золота, и стол для хлебов предложения из дерева с отделкой из золота.

Последней частью храма было Святое Святых. Только первосвященник имел право входить туда, и то лишь однажды в год, в праздник Очищения, когда он вносил туда жертвенную кровь. Святое Святых было совершенно пусто с тех пор, как Ковчег Завета исчез во время разрушения Иерусалима Навуходоносором в 580 г. до Р. X. Святое Святых отделялось от Святилища завесой, которая разорвалась на две части в минуту крестной смерти Господа.

В. Синагоги

У евреев мог быть только один храм. Это служило выражением веры в существование единого Бога. Но после возвращения из Вавилонского пленения евреи стали строить по всех более или менее значительных городах так называемые синагоги. Слово синагога обозначает собственно «дом собрания». Внутри такие дома представляли собою довольно просторные залы, обыкновенно прямоугольной формы, иногда разделенные колоннадой на три придела. В глубине находился особый шкаф, завешенный покрывалом. В нем хранились свитки Закона и других книг Св. Писания, Посреди синагоги возвышалась кафедра с сидением для чтеца или проповедника и с налоем для свитков. Общие молитвенные собрания в синагоге происходили каждую субботу. Кроме того, менее торжественные и необязательные собрания происходили по понедельникам и четвергам; для частной молитвы в синагогу можно было ходить ежедневно.

Собрания начинались общей молитвой; потом читался отрывок из Св. Писания и следовало его пояснение.

Начальник синагоги поручал эту обязанность тому, кого он считал способным удовлетворительно выполнить ее.

Синагога служила также и школой, в которой дети получали первоначальное научение в Св. Писании.

Г. Священнослужители

Священные лица были избранники из избранного народа для посвящения их на исключительное служение Богу. Они составляли вес колено Левиино, и соответственно трем частям скинии разделялись на три степени: левитов, «питомников и первосвященника. Левиты были простые церковнослужители, которые назначены были для исправления низших обязанностей при скинии. До построения Храма Соломонова они должны были носить скинию со всеми её принадлежностями, наблюдать за порядком, чистотою и сохранностью священных предметов и сосудов; приготовлять необходимые материалы для священнодействия и заботиться о поступлении должных доходов на содержание скинии и се учреждений. Левитами считались все члены мужеского пола колена Левиина, кроме семейства Ааронова, в возрасте 30 до 50 лет. Они разделялись па три класса, сообразно с родовым происхождением их от трех сыновей Левин - Гирсона, Каафа и Мерарн, и каждому классу назначены были особые обязанности при служении и особенно при перенесении скинии. На служение они поступали чрез особое посвящение, состоявшее в очищении их, рукоположении и принесении жертв. Священниками были все сыновья, а затем и потомки Аарона, достойные этого священного звания по своим нравственным и телесным качествам. На свое служение они посвящались чрез окропление священным миром, смешанным с кровью. На них лежала обязанность приносить в определенное время жертвы во дворе скинии и курение в святилище, каждый вечер зажигать светильник в нем. каждую субботу переменять хлебы предложения, трубить в трубы для сознания народа, очищать по особому чиноположению проказу и другие скверны и поучать народ в Законе Божием. Как священнослужителям им дано было особое одеяние, в которое они должны были облачаться при священнослужении. Одеяние их состояло из:

1) нижнего льняного платья - надраг «для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней»

2) верхнего белого платья, хитона, спускавшегося до полу и подхватывавшегося на талии белым –

3) поясом, украшенным разноцветным шитьем; затем круглое головное покрывало –

4) кидар - довершавшего это облачение для священников, которым не полагалось обуви, так как святость места богослужения требовала совершения священнослужения с босыми ногами. Во главе священных лиц стоял первосвященник, высшая должность которого присвоена была, лично Аарону, а затем старшему в его роде по преемству. Ему одному позволялось входить в Святое святых, что он и делал однажды в год, в день очищения, для окропления кровию. Достоинство его высшего звания не позволяло ему участвовать при погребении или разрывать своих одежд в знак печали. Посвящение в сан совершалось чрез обильное излияние хранившегося при скинии мира на главу посвящаемого, облачавшегося при этом в особые присвоенные первосвященническому сану одежды. Одежды эти были гораздо пышнее и сложнее, чем у священников. Сверх обычных священнических одежд надевалась еще особая безрукавная одежда или

1) верхняя риза, вязанная из пурпурно-голубой шерсти с изящно отороченным воротом и убранная внизу разноцветными яблоками и золотыми колокольчиками. Сверх нее надевался

2) эфод или особая короткая одежда с золотыми застежками на плечах, из которых на каждом было по камню ониксу с вырезанными на них именами двенадцати колен, по шести на каждом. Эфод стягивался особым поясом, одинаковым с ним по цвету и работе. Затем был особый

3) наперсник или нагрудник, прикреплявшийся голубыми шнурками и золотыми кольцами: на нем сверкало двенадцать драгоценных камней, вделанных в золото по три в ряд с вырезанными также на них именами двенадцати колен Израилевых. В связи с наперсником находились и таинственные урим и туммим {«светы и совершенства»), посредством которых первосвященнику сообщалась воля Божия.

4) Головной кидар первосвященника отличался от простого священнического не только большею роскошью, но и особенно тем, что на передней части его была золотая дощечка с выбитою на ней надписью: Святыня Господня. Первосвященник избранного народа по высоте и величию своего служения был прообразом «Первосвященника Великого, прошедшего небеса. Иисуса Сына Божия» (Евр. 4.14).

Д. Священные Времена

Суббота

Суббота как день покоя есть одно из самых первобытных учреждений ведущих свое начало от сотворения мира: «И благословил Бог седьмой день и освятил его». Синайским законодательством только подтверждено ее учреждение как покалывает и самая заповедь: «Помни день субботний, еже святити его». Заповедью этою не поощряется празднолюбивая леность, а только запрещается труд с корыстною целью, служение мамоне. Вместо этого труда суббота должна быть посвящена на служение Богу. В этот день народ собирался в скинию к богослужению, состоявшему в двойном принесении жертв, и возобновлялись хлебы предложения.

Праздники

Празднование субботы послужило основой для других торжественных праздников:

а) праздник новомесячия, который совершался при первом появлении всякой луны, о чем возвещалось всему народу двумя серебряными трубами; праздник состоял в усиленном принесении жертв,

б) Праздник труб, совершавшийся в первый день месяца Тишри, которым начинался гражданский год, но который был седьмым, так сказать, субботним месяцем священного года. Так как этот день всегда приходился л субботу, то и самое соблюдение его имело характер субботства. Наступление его возвещалось трубами, отчего он и получил свое название,

в) Субботний год, подобно тому, как освящался каждый седьмой день и седьмой месяц, так должен был освящаться и каждый седьмой год. Особенностью субботнего года было то, что в течение его и самая земля, как всецело принадлежавшая Господу, должна была соблюдать субботу, т.е. покоиться от обработки. Все уродившиеся сами собой плоды отдавались в пользование бедным и животным. Субботний год назывался также «годом прощения», потому что заимодавцы должны были в этот год прощать долги своим должникам. (Втор. 15.1,2). В том же году пользовался отпущением на свободу всякий израильтянин, попавший в рабство. Завершением семи субботних годов был

г) год юбилейный, совершавшийся в каждый пятидесятый год. Он начинался в 10-й день седьмого месяца Тишри, в великий день очищения. После торжественных жертвоприношений, раздавался звук юбилейной трубы, «объявлявшей на земле свободу всем жителям ее». Земля не обрабатывалась, как и в субботний год. Все земли, которых бедняки лишились в точение минувшего полустолетия, опять безвозмездно возвращались им в полную собственность. Все рабы освобождались. Все восстановлялось в том виде, как было при первоначальном разделении земли обетованной. Юбилейный год завершал собою великий круг субботних годов, после чего в известном смысле все обновлялось, и народ вступал как бы в новую жизнь. Предписания относительно субботнего и юбилейного годов строго не соблюдались, о чем и свидетельствует упреки пророков.

Кроме круга субботних праздников, было три особых великих исторических праздника:

а) Пасха, бывшая самым торжественным из трех годовых праздников, совершалась в течение семи дней, начиная с вечера, которым заканчивался четырнадцатый день Нисана или Авива, первого месяца года. Она установлена была в ночь пред исходом израильтян из Египта. Пасха имела глубочайшее прообразное значение. В своем первоначальном смысле это была в одно и тоже время и жертва, в которой невиннейшее из животного царства и приносилось во искупление за виновных во грехе, и радостное празднество по случаю избавления, --празднество имеете с тем историческое, и потому Пасха вкушалась с горькими травами и пресным хлебом (в воспоминание горечи египетского рабства и спешных сборов к избавлению от него) и в положении спешащих в пут странников. В своем высшем значении она была явным прообразом искупительного дела Христа, который как «Пасха наша, был заклан за нас» (1 Кор. 5.7), и притом заклан в самое время совершения обрядовой Пасхи, как «непорочный и чистый Агнец» (1 Петр. 1.19).

б) Пятидесятница, праздник жатвы, была, как бы дополнением Пасхи. Она продолжалась только один день, чрез 50 дней после 16 Нисана, в конце мая. Промежуток между ними был страдной порой жатвы, и п день Пятидесятницы приносились в жертву первые хлебы из новособранных плодов, С этим праздником соединялось и воспоминание о даровании Синайского закона, совершившемся чрез 50 дней после избавления из Египта (по переходе чрез Чермное море).

в) Праздник Кущей завершал собою круг годовых праздников, и отличался великим ликованием. Он был в одно и тоже время благодарением за собранную жатву и воспоминанием о том времени, когда израильтяне жили в кущах или палатках в течение своего странствования по пустыне. Он праздновался осенью, когда уже собраны были все плоды земли и продолжался семь дней, заканчивавшихся восьмым днем «священного собрания». В течение этих семи дней (от 15 до 22 числа месяца Тишри) народ обитал в шалашах из древесных ветвей, отчего и получил свое название праздника Кущей.

Совершенно особо от этих торжественных праздников стоял день очищения, единственный день покаяния и поста по Закону Моисееву, он соблюдался за пять дней до праздника Кущей и имел характер торжественной субботы, когда все должны были прекращать свои работы и «смирять свои души» под страхом истребления из народа. Установленные на этот день обряды знаменовали сокрушение о грехах, соделанных в прожитом году, и отпущение, совершаемое первосвященником в Святом святых, в которое он входил в этот именно день. Все жертвы этого дня приносились самим первосвященником и заканчивались изгнанием в пустыню «козла отпущения», как бы уносившего с собою все бремя грехов народа. Прообразное значение этого символического обряда заключалось в том, что окончательное искупление человеческого рода будет совершено «не кровию козлов и тельцов», но «ходатаем нового завета» Христом.

С священными временами связаны были священнодействия. Они состояли почти исключительно из приношения жертв, заимствовавшихся из царства животных или растений. Между ними явственно различаются жертвоприношения в собственном смысле, когда приносимая вещь всецело или частию истреблялась на жертвенном огне, и возношения, когда приношение лишь как бы освящалось пред лицем Яхве и затем потреблялось жертвователем. Жертвоприношения разделялись на пять родов.

1) Жертва всесожжения, называвшаяся так потому, что все приносимое вполне сожигалось на жертвеннике, означала то, что приноситель ее всецело принадлежал Богу и что душой и телом предавал себя на волю Божию. Жертва эта могла быть приносима или за весь народ, или за отдельных лиц, которые должны были приносить жертвенное животное



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.165 (0.014 с.)