Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация доходов и расходов в бюджетировании

Поиск

В бухгалтерском учете доходы классифицируются по следую­щим основным группам:

— доход (выручка) от реализации продукции (товаров, ра­бот, услуг);

— прочие операционные доходы;

— финансовые доходы;

— доходы от чрезвычайных событий.

Все виды затрат могут быть разделены на две основ­ные категории:

— постоянные;

— переменные.

Постоянные затраты это расходы, которые остаются неизменными в течение бюджетного периода, неза­висимо от изменения объемов продаж (например, управленчес­кие расходы, амортизация).

Переменные затраты — это расходы, которые изменяют­ся в прямой пропорции в соответствии с увеличением или уменьшением общего оборота (выручки от реализации). Эти расходы непосредственно связаны с операциями предприятия по закупке и доставке продукции потребителям (стоимость приобретенных товаров, сырья, комплектующих, некоторые расходы по перера­ботке, например, электроэнергия ит. п.).

В теории финансового менеджмента также принято выделять такие две категории, как прямые и накладные расходы.

Прямые расходы это те расходы, которые непосред­ственно и полностью относятся на себестоимость данной продук­ции. Они непосредственно связаны с хозяйственной деятельнос­тью иформируют себестоимость продукции (стоимость закуплен­ных сырья, материалов, комплектующих, расходы на ЗП по их переработке и на производственное обслуживание).

Накладные расходы - это расходы, косвенным образом связанные с производством данного продукта, бизнесом или хо­зяйственной деятельностью фирмы, являясь условием ее суще­ствования как организации.

Косвенные расходы предназначены для различных целей, их нельзя непосредственно отнести на стоимость отдельного про­дукта, контракта, клиента (например, реклама, административ­ные расходы, издержки связи).

Обычно выделяют три основные группы накладных расходов:

1. Управленческие расходы — это издержки на заработную плату работников аппарата управления предприятия или фирмы, их структурных подразделений, вспомогательно­го персонала, представительские, командировочные расходы, расходы на служебный транспорт, аренду, услуги юристов, консультантов, аудиторов со стороны, содержа­ние офисной техники и т. д.).

2. Коммерческие расходы по продаже и рассылке, по продвижению продукта на рынке и по его доставке потребителю (реклама, транспортные расходы, заработная плата сбытового персонала ит. д.).

3. Прочие накладные - расходы по обслуживанию кредитов и займов, амортизация ОФ и НМА и др.

Применительно к отдельным структурным подразделениям предприятий и фирм, проектам или видам бизнеса в рамках од­ной компании возникает проблема разделения накладных расхо­дов на общецеховые (или расходы по деятельности отдельного бизнеса) и общезаводские или общеорганизационные (расходы по финансированию операций в целом, необходимых для реали­зации данного бизнеса, например, маркетинговые исследования, общая для всего бизнеса компании реклама и т. п.).

Для более точного планирования всех видов затрат или особенностей поведения от­дельно взятых затрат и необ­ходимы операционные бюджеты. Они призваны помочь составителям бюджетов учитывать в деталях все виды издержек производства, обращения и управле­ния и специфику их начисления, планирования, отнесения куда-либо и на что-либо. Конкретный набор производственных иопе­рационных расходов также меняется от бизнеса к бизнесу и по­этому должен определяться самостоятельно руководителем ком­пании. Какие затраты отнести к переменным, а какие — к посто­янным в процессе бюджетирования - дело разработчиков бюд­жета.

 

 

Тема 4. Бюджетное планирование

  1. Сущность и преимущества бюджетного планирования.
  2. Принципы бюджетного планирования.
  3. Процесс бюджетного планирования.
  4. Методы бюджетного планирования.

1. Сущность и преимущества бюджетного планирования

Бюджетное планирование – это вид управленческой деятельности, который связан с разработкой на предприятии бюджетов разных видов и для разных объектов, формированием модели их консолидирования для получения сводных бюджетов предприятия.

Можно выделить следующие преимущества осуществления бюджетного планирования на предприятии:

- периодическое формирование бюджетов на предприятии создает более реальное представление об объемах, структуре, направлении доходов и расходов предприятия и его структурных подразделов в отличие от использования имеющейся финансовой отчетности для информационно-управленческих целей;

- структурным подразделам предоставляется больше возможностей в сфере формирования, анализа и экономии собственных контролируемых расходов и использование мотивационных ме­ханизмов с целью регулирования фонда оплаты труда;

-формирование бюджетов на всех уровнях и звеньях предприятия позволяет обеспечивать реалистичность бюджетных показателей;

- достигается экономия денежных ресурсов и оптимизация управления денежными потоками, которое обеспечит поддержание необходимого уровня платежеспособности предприятия.

В пределах бюджетного планирования существенного значения приобретает выбор бюджетного периода, т.е. термина, на который разрабатывают бюджеты на предприятии.

Бюджетным периодом является календарный или финансовый год, квартал, месяц, декада, неделя и т.п. Также продолжительность бюджетного периода может непосредственно зависеть от продолжительности производственного цикла.

Выбор бюджетного периода зависит от значительного перечня факторов, а именно: объектов производства и реализации, технологии и цикла производства, ассортимента продукции, сезонности, оборачиваемости запасов, наличия ресурсов (материальных, трудовых и финансовых), уровня предпринимательского риска и государственного регулирования (налоговых ставок, тарифов отчислений во внебюджетные фонды, учетной ставки банковского процента и т.п.).

 

 

2. Принципы бюджетного планирования

Принципы бюджетного планирования

1. Принцип системности – предусматривает рассмотрение объектов бюджетного планирования как системы, которая состоит из структурных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

2. Принцип сбалансированности – предусматривает обеспечение соответствия и равенства между потребностями и ресурсами бюджетов предприятия.

3. Принцип интегрированности – предусматривает ориентирование во время формирования бюджетов подразделов предприятия на основные консолидированные бюджеты, которые обеспечивают возможность отображения в них общей цели и стратегии предприятия.

4. Принцип оптимальности – означает, что весь комплекс решений, предусмотренных бюджетами, должен быть наилучшим для достижения поставленных целей.

5. Принцип экономичности – обеспечение рационального соотношения между результатами бюджетного планирования и расходами ресурсов на его осуществление.

6. Принцип гибкости – заключается в оперативном реагировании процесса бюджетного планирования и бюджетов на влияние внешней и внутренней среды функционирования.

7. Принцип взаимосогласования – предусматривает взаимосвязь бюджетов разных временных горизонтов и объектов бюджетного планирования.

8. Принцип непрерывности формирования и корректирования бюджетов – предусматривает, что процесс бюджетного планирования осуществляется систематически в пределах определенного бюджетного цикла.

9. Принцип точности – предусматривает, что бюджеты предприятий должны по возможности точнее количественно отображать будущие операции деятельности предприятия, базироваться на реальных прогнозах и конкретизироваться в той мерой, которой позволяют условия функционирования.

10. Принцип конфиденциальности – вся бюджетная информация предназначена только для владельцев управленцев, кредиторов и инвесторов и не подлежит открытому опубликованию и разглашению, т.е. является закрытой для всех других внешних пользователей и расценивается как коммерческая тайна.

11. Принцип унифицированности бюджетных форм и процедур – предусматривает создание на предприятии системы унифицированных бюджетных форм для разных подразделов и сфер организации.

12. Принцип альтернативности – Вытекает из возможности развития объектов бюджетного планирования в различныхнаправлениях, по разным взаимосвязям и структурным соотношениям в зависимости от разнообразных сценариев развития среды функционирования.

13. Принцип полноты – разработка бюджета должна охватывать все стороны деятельности и все подразделения предприятия.

14. Принцип реальности, обоснованности, достоверности и адекватности бюджетов – при формировании бюджетов должно учитываться влияние совокупности факторов среды функционирования, бюджетное планирование должно осуществляться на основе результатов прогнозирования развития объектов путем применения современных методов и качественного информационного обеспечения.

15. Принцип декомпозиции – каждый бюджет нижнего уровня является детализацией бюджетов высшего уровня, т.е. бюджеты подразделений предприятия формируют сводный бюджет предприятия.

3. Процесс бюджетного планирования

Бюджетное планирование реализовывается через определенные последовательные этапы.

Первый этап процесса бюджетного планирования заключается в информационном обеспечении разработки бюджетов и предусматривает целенаправленный отбор соответствующей информации из разных источников.

Второй этап бюджетного планирования состоит в установлении целей и определении задач.

Задача бюджетного планирования формируются в контексте определенных целей, но является более детализированными, привязанными к исполнителям или объектам бюджетного планирования и имеют конкретный срок выполнения.

Третий этап бюджетного планирования состоит в выборе методов бюджетного планирования. Методы бюджетного планирования — это способы и приемы формирования бюджетов на предприятии.

Четвертый этап бюджетного планирования состоит в определении видов, состава и структуры бюджетов предприятия.

Выбор видов бюджетов на предприятии происходит с учетом следующих факторов: размеров предприятия, видов деятельности, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджетов, уровня технического и информационного обеспечения, этапа жизненного цикла предприятия и т.п. Форма бюджетов должна быть простой, создавать возможности для сравнения плановых и фактических бюджетных показателей, включать статьи доходов и расходов, поступлений и расходов, активов и пассивов по необходимому уровню детализации, быть совместимой с другими формами и т.п.

Состав и структура бюджетов требует особого внимания, поскольку бюджетные статьи связаны со всеми сферами деятельности предприятия: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, социальным обеспечением, усовершенствованием производства и управления, капитальным строительством, материально-техническим снабжением, экономическим стимулированием работников и т.п.

На четвертом этапе осуществляется расчет и определения всех бюджетных показателей по избранным бюджетам.

Пятым этапом бюджетного планирования является обеспечения консолидирования бюджетных показателей. Консолидирование позволяет сформировать скоординированные сводные организационные бюджеты и создают информационную базу для принятия обоснованных управленческих решений.

Завершающий шестой этап бюджетного планирования состоит в формировании сводных бюджетов предприятия. На сегодня на предприятиях сводными бюджетами, как правило, являются основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и бюджет активов и пассивов).

 

4. Методы бюджетного планирования

Методы бюджетного планирования - это приемы разработки плановых бюджетов предприятия. Рассмотрим классификацию методов бюджетного планирования по следующим признакам:

1. По порядку разработки бюджетов.

Метод синхронного бюджетного планирования заключается в одновременной разработке и координировании бюджетов на разных уровнях и разного направления.

Метод последовательного бюджетного планирования - состоит в логической последовательной разработке росписи доходов и расходов, поступлений и расходов, активов и пассивов избранных объектов с целью формирования сводных бюджетов предприятия.

2. В зависимости от уровня централизации управления на предприятиях.

Метод централизованного бюджетного планирования ("сверху-вниз"). Менеджеров низшего уровня информируют о распределении ресурсов предприятия соответственно управленческим решениям менеджеров высшего уровня.

Метод децентрализованного бюджетного планирования ("снизу-вверх") предусматривает последовательную интеграцию бюджетов подразделов низшего уровня в бюджеты подразделов высшего уровня и в конце - в сводные общие бюджеты.

Метод "встречного" бюджетного планирования ("комбинированный") призван ликвидировать недостатки двух предыдущих методов и предусматривает передачу сверху вниз ориентировочных бюджетов, их обработка определенными предприятием центрами ответственности, подразделами и передача в обратном порядке для формирования сводных бюджетов.

3. По уровню приспособления бюджетного планирования к изменениям среды функционирования предприятий,

Метод стабильного (фиксированного) бюджетного планирования предусматривает формирование избранных бюджетов на бюджетный период и отсутствие изменений и корректировок на протяжении периода выполнения.

Метод гибкого бюджетного планирования имеет целью одновременной разработки нескольких вариантов бюджета для разных диапазонов деловой активности, которые могут быть достигнуты в пределах релевантного периода вследствие влияния ряда факторов (изменения уровня инфляции, курса валюты, налоговых ставок, объемов спроса и т.п.) и учитывают пессимистические и оптимистичные прогнозы.

Метод непрерывного (текущего) бюджетного планирования предусматривает формирование в неизменном временном периоде нового бюджета. Метод непрерывного бюджетного планирования рекомендуется применять при нестабильной среде функционирования, но он является весьма трудоемким, нуждается в постоянном внимании, значительных расходов времени, выделение специализированных подразделов в пределах предприятия для обеспечения бюджетного планирования.

4. По способу расчета плановых бюджетных показателей.

Нормативный метод базируется на началах вычисления плановых бюджетных показателей соответственно основным нормам использования ресурсов, структуры и распределения капитала, организации производства и т.п.

Динамико-статистический метод (экстраполяционный) предусматривает анализ динамики бюджетных показателей в предыдущих бюджетных периодах и перенесение тенденций изменения тех или других характеристик объекта, которые количественно сложились в анализируемом периоде, на прогнозируемый период.

Метод экономико-математического моделирования предусматривает формирование количественной оценки взаимосвязей между бюджетными показателями и факторами, которые влияют на их величину.

Оптимизационно-вариантный метод предусматривает разработку нескольких вариантов плановых бюджетных показателей и выбор наиболее оптимального из них по одному из критериев: минимизация расходов, максимизация прибыли, минимизация финансовых потерь, максимизация рентабельности активов и т.п.

5. По выбору объектов бюджетного планирования.

Метод пооперационного бюджетного планирования формирования бюджетов осуществляется по определенным операциям.

Метод бюджетного планирования по центрам ответственности предусматривает разработку бюджетов по структурным подразделам предприятия, определенным группам работников в пределах структурных подразделов, совокупностью подразделов предприятия, которые осуществляют или обеспечивают осуществление конкретных видов деятельности, которые несут ответственность за результативность своего участка работы в финансовом аспекте и отвечают за целевое использование ресурсов предприятий.

Проектно- и программно-целевой метод бюджетного планирования, который предусматривает формирование бюджетов на предприятии по конкретным целевым проектам и программам.

Смешанный (матричный) метод бюджетного планирования позволяет одновременно согласовывать пооперационные бюджеты, бюджеты структурных подразделов (центров ответственности) предприятия, видов бизнеса, проектов и программ, но его применение возможно лишь при условиях больших корпораций с развитой системой информационного и программного обеспечения,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.242 (0.008 с.)