Культурологическая теория МК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурологическая теория МК



представлена в работах Маклюэна, который разработал типологию исторически развивающихся систем культуры (устная культура, письменная, аудио-визуальная), которые были основаны на различных средствах общения. Он считал, что главная задача понимания воздействия информации на человека - изучение коммуникативных средств. На протяжении человеческой истории соотношение органов чувств уходит в пользу слуха и тактильности. Пользуясь электронной информации, мы вынуждены думать не при помощи знаков, а мозаично. Мозаичность культуры создается при помощи СМК.

 

ТЕОРИИ "ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА" выделяют в отдельные группы теорий

Основой этих теорий является концепция постиндустриального общества, которая была разработана американским социологом Дэниелом Беллом.

Основные постулаты теории информационного общества:

1. информация - главные источник и главное средство производства, а также его продукт.

2. СМК являются мощным стимулом для потребления информации, для ее оценки, стимулируют коммуникативные технологии.

3. изменения в обществе и их возможность заложены не в содержании информации, а в способах и средствах ее передачи.

 

Методы исследования МК:

1. Наблюдение за массовыми коммуникативными ситуациями

2. Наблюдение за частными коммуникативными актами

3. Эксперименты

4. Описание СМК в историческом развитии

 

Структура и функции МК:

КТО? Производством и распределением МК занимаются профессионалы.

Профессиональные группы коммуникаторов делятся на две основные группы: редакции (непосредственные создатели и передатчики текстов, делятся на журналистов и техников=дикторы, операторы, работники типографии, верстальщик) и издатели (владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы=специалисты в сфере связей с общественностью).

Издатели делятся на медиакратов (владельцы СМК) и спиндокторов (те, кто в силу личного авторитета, обладают знакомством с журналистами, знают информационную инфраструктуру и имеют возможность влиять на подготовку информационных сообщений).

 

ЧТО? Массовая информация - социально значимая информация, которая передается широким аудиториям, которые рассредоточены во времени и пространстве, а сама передача информации происходит при помощи искусственных каналов (технических средств).

Характеристики МК:

Количественные (меры ее потребоения и усвоения, которые зависят от времени, отведенные потребителем на ее усвоение)

Качественные

 

ПО КАКОМУ КАНАЛУ? Современную систему средств массовых коммуникаций можно разделить на три вида:

1. СМИ - организационно-технические комплексы, которые позволяют быстро передавать, массово тиражировать большие объемы текстовой, образной и музыкальной информации. К СМИ относится пресса (массовые периодические информационные издания, в системе которых основное место занимают газеты), аудио-визуальные СМИ, информационные службы = организации, собирающие и пересылающие новости; традиционно составляю базу сообщений (рекламные агентства, информационные агентства, PR-агентства=организации, разрабатывающие и предлагающие комерческим, государственным, политическим структурам ключевую концепцию политики в сфере связей с общественностью; PR - основная цель: формирование образа, иммиджа)

2. Телекоммуникации - технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений (инженеры и техники)

3. Интернет

 

КОМУ? Массовые аудитории, массовые индивиды, которые потребляют информационные потоки. Создание и потребление массовой информации непосредственно связан с усвоением информации индивидами, рассредоточенными в пространстве. Аудитория может классифицироваться по ряду критериев.

 

ЭФФЕКТ? (Реакция) можно выделить несколько типов реакции на массовую информацию:

1. Реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов

2. Явные и скрытые реакции

3. Нежелательные/желательные

4. Неожиданные/предусмотренные

5. Основные/побочные

6. Продолжительные/краткосрочные

7. Мгновенные/замедленные

 

Функции МК:

✔Информационная (предоставить аудитории сведения)

✔Регулирующая (регулирует общественное мнение)

✔Социализация (усвоение норм и ценностей)

✔Культурологическая (ознакомление с достижениями культуры и искусства)

 

Становление межкультурной коммуникации как учебной дисциплины изначально было обосновано расширением экономики, политики и культуры США после второй мировой войны и люди, работавшие в США быстро поняли, что знания языка для гармоничного существования в американском обществе мало.

1946 год - институт службы за границей под руководством Э. Холла

Для работы в этом институте были привлечены специалисты антропологии, социологии, психологии и лингвистики. Выводы делались в основном интуитивно.

Выяснили: представители госорганов и бизнеса, работающих за рубежом, хотят получить быстрые и конкретные советы по поведению в рамках иной культуры, а не погружаться в нюансы.

1954 год - выход книги Холла "Культура как коммуникация" = рождение термина межкультурной коммуникации, который отражал особую область человеческих отношений.

Наибольший объем теоретических и методологических знаний накоплен такими науками как этнология и фольклористика. Сложились два основных направлений исследования межкультурной коммуникации:

1. основан на фольклористике и носит описательный характер (выявление, описание, интерпретация повседневного поведения людей с целью объяснения глубинных причин и факторы их культурных особенностей)

2. имеет культурно-антропологический характер. Предмет исследования: различные виды культурной деятельности соц. групп и общностей, их нормы, правила и ценности.

Выделяют 6 типов определений культуры:

1. описательные (интерпретируют культуру как сумму всех видом человеческой деятельности, обычаев, верований)

2. исторические (связывают культуру с традициями и социальным наследием общества)

3. нормативные (рассматривают культуру как совокупность норм и правил)

4. психологические (культура выступает как совокупность форм приобретенного поведения, возникающего в ходе культурной адаптации)

5. структурные (представляют культуру в виде различного рода моделей, систем взаимосвязанных феноменов)

6. генетические (основываются на понимании культуры как результата адаптации человеческих групп к среде своего обитания).

В повседневной жизни понятие К употребляется как минимум в трех значениях:

1. сфера жизни общества (театры, музеи, галереи), которые занимаются производством духовных ценностей

2. совокупность ценностей и норм, присущих большо социальной группе

3. выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности

"Чужой" - выпадающий из культуры

Этнический уровень наблюдается между локальными этносами, этноязыковыми, историко-этнографическими, этноконфессиональными общностями

Во взаимодействии культур на этническом уровне присутствуют две тенденции:

1. взаимное усвоение элементов культуры, которое способствует интеграции и взаимному культурному обмену

2. сопровождается усилением этнического самосознания и стремлением закрепления своей этнической специфики

Национальный уровень межкультурной коммуникации возможен при наличии национального единства (возможно на моно- и полиэтнической основе через общую хоз. деятельность и пр.)

Формы межкультурной коммуникации:

Культурные контакты являются важным компонентом общения между народами

Аккультурация - процесс и результат взаимного влияния культур, при котором все или часть представителей одной культуры принимает нормы, ценности, традиции другой.

Фактически понятие аккультурация синонимично понятию межкультурная коммуникация. В процессе аккультурации в качестве культуры-донора и культуры-реципиента выступают две или более взаимодействующих культур. Степень их влияния друг на друга может быть не одинаковой. Представители одной культуры могут избирательно подходить к ценностям другой культуры. В процессе аккультурации человек решает две основных проблемы. Каждый из нас пытается сохранить свою культурную идентичность и включиться в другую культуру.

Существуют 4 основных стратегии аккультурации:

1. ассимиляция (при ассимиляции человек полностью принимает нормы и ценности другой культуры и пи этом отказывается от своих норм ценностей)

2. сепарация (отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой; в этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры); сегрегация: когда на изоляции настаивает доминантная культура

3. маргинализация (отрицании чужой и собственной культуры)

4. интеграция (противоположность маргинализации, то есть идентификация как со старой, так и с новой культурой)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.015 с.)