Занятие 5. Типология культуры как научный метод исследования социокультурных систем и объектов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5. Типология культуры как научный метод исследования социокультурных систем и объектов.



Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Фронтальный опрос, предполагающий краткое изложение основных проблем темы.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Особенности типологии культуры как научного метода.

2. Концепция обособленных локальных «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

3. Типология локальных культур О. Шпенглера.

4. Концепция «единой истории» К. Ясперса.

 

Литература для подготовки:

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2011.

2. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 2010.

3. Тойнби А. Постижение истории. – М., 2010.

4. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 2007.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 2011.

 

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1. О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» пришел к выводу, что цивилизация это:

а) синоним культуры;

б) деградация, упадок культуры;

в) высший уровень, достигаемый развитием культуры.

(Правильный ответ подчеркнуть.)

 

2. Одной из важнейших категорий современной культурологии является понятие «осевое время». Кто ввел его в научный оборот:

а) К. Ясперс;

б) О. Шпенглер;

в) Г. Спенсер;

г) М. Хайдеггер.

(Правильный ответ подчеркнуть)

 

3. В книге О. Шпенглера «Закат Европы» высказана мысль о появлении и развитии нового типа культуры, характерного для будущего. О каком типе культуры идет речь?

а) азиатском;

б) евразийском;

в) южноамериканском;

г) русско-сибирском?

(Правильный ответ подчеркнуть)

Используемая образовательная технология.

Фронтальный опрос предполагает краткое, сжатое сообщение по одному из вопросов темы. Ответ не должен превышать 4-х минут. Студент должен свободно владеть материалом, излагать его без использования конспектов, уметь выбрать самое главное из подготовленного материала.

 

Занятие 6. Особенности развития западной и восточной цивилизации.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

Подготовка письменных докладов и их обсуждение на занятии.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация», их сходство и различие.

2. Особенности развития западной цивилизации и ее техногенный характер.

3. Восточная цивилизация или «традиционное общество». Особенности развития.

4. Специфика социокультурной динамики западной и восточной цивилизации.

Литература для подготовки:

1. Артановский С.Н. На перекрестке цивилизаций. – СПб., 2009.

2. Библер В.С. Цивилизация и культура. – М., 2003.

3. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX в. – М., 2010.

4. Зиновьев А. Запад: феномен «западнизма». – М., 2012.

5. Конрад Н.И. Запад и Восток. – М., 2010.

6. Шубарт В. Европа и душа Востока. – М., 2007.

Образцы тестовых и контрольных заданий:

 

1. Как называют бездумное заимствование англоамериканского или западно-европейского образа жизни в области политики, экономики, культуры:

а) вестернизация;

б) европеизация;

в) западничество.

(Правильный ответ подчеркнуть)

 

2. Как связаны между собой культура и цивилизация:

а) между культурой и цивилизацией существуют глубокие диалектические связи;

б) связей между ними не существует, так как эти социальные явления автономны;

в) связь между культурой и цивилизацией абсолютная, они тождественны;

г) абсолютность связей между ними проявляется уже в том, что эти понятия являются синонимами.

(Правильный ответ подчеркнуть)

 

3. Назовите священную книгу, в которой изложены основы ислама:

а) Талмуд;

б) Библия;

в) Коран;

г) Тора.

(Правильный ответ подчеркнуть)

 

Используемая образовательная технология

Семинар проводится в виде заслушивания коротких, подготовленных по дополнительным источникам, письменных докладов до 5 минут каждый. В группе должно быть не менее 8-10 докладчиков. Каждый доклад обсуждается, докладчикам задаются вопросы до 2 минут каждый. В конце занятия преподаватель подводит итог и отмечает лучший доклад, ориентируясь на мнение студентов в ходе обсуждения и количество заданных вопросов. Все участники получают призовые баллы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.005 с.)