Занятие 4. Специфика культурологического знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Специфика культурологического знания.



Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Написание эссе по молодежным субкультурам, желательно с использованием опыта личного общения и участия в них.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Культура и социальный идеал. Смена социальных идеалов как смена культур.

2. Понятие субкультуры и контркультуры.

3. Традиционалистские, инновационно-авангардные и молодежные субкультуры.

4. Массовая и элитарная культура.

 

Литература для подготовки:

1. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. Критический анализ. – М., 2010.

2. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – М., 2008.

3. Сидоркина Т.Ю. Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей. – М., 2011.

4. Субкультурные объединения молодежи. – М., 2013.

5. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М., 2013.

Образцы тестовых и контрольных заданий:

1. Как называются группы молодежи на Западе, которые отвергают установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведут бродяжнический образ жизни:

а) панки;

б) клошары;

в) бомжи;

г) хиппи.

(Правильный ответ подчеркнуть)

 

2. Как называется в культурологии право существования групп и меньшинств и готовность господствующей культуры поддерживать это право:

а) массовая культура;

б) либерализм в культуре;

в) плюрализм в культуре;

г) демократизм в культуре.

(Правильный ответ подчеркнуть)

 

3. Как в культурологии называется культура, ориентированная на восприятие её «лучшей» частью общества, обладающей особой художественной восприимчивостью:

а) светская;

б) идеалистическая;

в) аристократическая;

г) элитарная.

(Правильный ответ подчеркнуть)

 

Используемая образовательная технология:

Написание эссе (попытка, проба, очерк) по молодежным субкультурам с использованием опыта общения с их представителями или личного участия в данных субкультурах. Обсуждение данного материала в группе. Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее любую тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения. Эссеический стиль отличается образностью, афористичностью, подчеркнутой субъективностью и установкой на воспроизведение разговорной речи.

 

Раздел 3. Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов

 

Тема 3.1. Типология культуры как научный метод. Основания для типологий культуры в этнографии. Типология культуры, основанная на анализе мировосприятия и методов познания. Единство и многообразие культур. Культурный анализ или «схождение культур». Соотношение понятий «культуры» и «цивилизация», их сходство и различие.

 

Тема 3.2. Существует ли единая мировая культура или история – это смена локальных культур. Концепция обособленных локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Типология локальных культур О. Шпенглера. Концепция «единой истории» К. Яспера и его классификации периодов развития мировой истории.

 

Тема 3.3. Цивилизационный подход к анализу общественной жизни. Западная, восточная, российская цивилизации как особые геосоциокультурные понятия. Особенности развития западной цивилизации и ее техногенный характер. Восточная цивилизация как «традиционное общество». Место России в диалоге культур. Специфика Российской цивилизации.

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 6. Типология культуры как научный метод. Особенности типологии культуры как особого культурологического метода познания социокультурных систем и объектов. Единство и многообразие культур. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация», их сходство и различие
Лекция 7. Концепция единой мировой истории и концепция локальных культур. Типология локальных культур О. Шпенглера. Концепция обособленных локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Концепция «единой истории» К. Ясперса и его классификация периодов развития мировой истории. Западная и восточная цивилизации.
Лекция 8. Место России в диалоге культур. Специфика российской цивилизации. Западники и славянофилы. Евразийское представление о российской культуре. Россия как особая промежуточная цивилизация, сочетающая элементы Запада и Востока.

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 5. Типология культуры как научный метод исследования социокультурных систем и объектов. Проводится в форме фронтального опроса с кратким изложением материала темы. Особенности типологии культуры как научного метода исследования социокультурных систем и объектов. Концепция обособленных, локальных «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. Типология локальных культур О. Шпенглера. Концепция «единой истории» К. Ясперса.
Занятие 6. Особенности развития западной и восточной цивилизаций. Проводится в форме письменных докладов и их обсуждения на занятии. «Запад» и «восток» как особые геосоциокультурные понятия. Техногенный характер западной цивилизации. Восточная цивилизация как особое «традиционное общество». Особенности социокультурной динамики запада и востока.  
Занятие 7. Место России в диалоге культур. Проводится в форме семинара пресс-конференции. Специфика российской цивилизации. Западники и славянофилы. Самобытность российской культуры и истории. Евразийское представление о российской культуре. Россия как особая промежуточная цивилизация, сочетающая элементы Запада и Востока.

Методические указания по изучению темы и организация самостоятельной работы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.005 с.)