Народные песенки и их характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народные песенки и их характеристика



Серии книг

«Моя первая книжка», «Читаем сами».

Жанры

· Колыбельные

· Считалки

· Пестушки

· Азбука

Типы героев

· Почемучка

· Фантастические

· Герои сверстники

· Герои, терпящие бедствия

 

2. Специфика детской литературы: герои, типы книг, тематика, художественное своеобразие (приёмы и способы изображения, хар-ка языка).

Для дет. лит-ры характерны особые виды и типы книг:

1) Книжка-картинка без текста

2) Книжка-картинка с текстом

3) Книжка-вырубка

4) Книжка-театр

5) Книжка-игрушка

Жанры

· Колыбельные

· Считалки

· Пестушки

· Азбука

Типы героев

· Почемучка

· Фантастические

· Герои сверстники

· Герои, терпящие бедствия

3. Устное народное творчество – содержание, специфика. Народные песенки их характеристика. Использование в работе с детьми.

Фольклор – народная мудрость

Специфика фольклора:

1) устная форма повествования

2) коллективное и анонимное тв-во

3) своеобразный поэтический язык

4) вариативность

Русская народная сказка – определение и специфика жанра. Характеристика сказок о животных.

Сказка – жанр устного народн. тв-ва, имеющий фантастическое содержание и опирающ. на реалистическую основу.

Особенности:

Композиция

- присказка

- зачин («жили-были, в некотором царстве…»)

- экспозиция

- завязка

- сюжет

- кульминация

- развязка

- концовка («Я там был, мёд, пиво пил…»)

 

Худ. Своеобразие:

Характерны волшебство, приключения, превращения и т.д.

Антропоморфизм, олицетворение, присутствуют магические числа 3,7 и закон троекратного повторения.

Антропоморфизм - наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий

Язык сказок очень эмоциональный, красочный.

Встречаются постоянные эпитеты, устные выражения, пословицы и поговорки.

Самая главная мысль – борьба добра и зла и победа добра.

Сказки о животных:

«Лиса и Журавль»; «Кот, Петух и Лиса»; «Зимовье зверей».

Это сказки о домашних и диких животных. Главная мысль – побеждает ум, а не грубая сила. Животные имеют типичный характер: Лиса – хитрая, Зайчик – робкий, трусливый; Волк – глупый.

Ведущий приём – антропоморфизм. В основе сюжета – яркое событие или диалог. В диалогах раскрывается характер персонажей. Используется антитеза. Встречаются песенки, пословицы, прибаутки.

Язык очень простой и доступный для детей.

Анализ сказки о животных:

1) Название

2) Тема

3) Идея

4) Характеристика главного героя

5) Художественные особенности

6) Выводы

 

Русская народная сказка – определение и специфика жанра. Характеристика волшебных сказок.

Сказка – жанр устного народн. тв-ва, имеющий фантастическое содержание и опирающ. на реалистическую основу.

Особенности:

Композиция

- присказка

- зачин («жили-были, в некотором царстве…»)

- экспозиция

- завязка

- сюжет

- кульминация

- развязка

- концовка («Я там был, мёд, пиво пил…»)

Художественное своеобразие

· Антропоморфизм (наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий)

· Олицетворение (очеловечивание неживой природы)

· Закон троекратного повторения

· Кумулятивность (повторение одного и того же эпизода или с небольшими изменениями)

· Волшебство, приключения

Анализ волшебной сказки:

1) Название

2) Тема

3) Идея

4) Характеристика главного героя

5) Художественные особенности

6) Выводы

 

Худож. особенности

Главные герои – животные (иногда люди или предметы)

Приемы

Антропоморфизм (наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий), олицетворение

Аллегория – ведущий прием.

В основе сюжета – описание какого-либо действия, либо диалог или монолог героев. Мораль всегда есть в баснях. В баснях язык простой, бытовой, разговорный, используются просторечья, пословицы и поговорки. Главные герои в баснях являются носители каких-либо отрицательных качеств.

План разбора басни

1) Название, автор, жанр

2) Тема

3) Мораль

4) Хар-ка гл. героев или образов

5) Худож. особенности

6) Вывод

В.А. Жуковский

«Сказка об Иване Царевиче и Серый волк», «Сказка о Царе Берендее», «Кот в сапогах», «Спящая царевна».

А.С. Пушкин

«Сказка о Рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «О Попе и его работнике Балде», «О Золотом Петушке»

П.П. Ершов

«Конёк-Горбунок».

Сказки А.С Пушкина.

Связь с детской литературой Оригинальность.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (в основе: русская народная сказка «Волшебное зеркальце»). «Сказка о царе Салтане» (в основе: «Сказка о чудесных детях») Идейность: Борьба добра и зла, торжество добра. Использует традиционных сказочных героев (старик, старуха, царь,царевна) «Сказка о рыбаке и рыбке» «О Золотом Петушке» - поэтические Идейный замысел более развёрнутый (ценность семейных отношений, осуждение коварства,зла и обмана)Зло всегда наказывается самими героями.   Вводит в свои сказки новых героев: Королевич Елисей, Гвидон, царевна Лебедь, Более развёрнутые характеристики героев, передатое через поступки, через речь. Например: Главное внутренняя красота.

Лев Николаевич Толстой

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель. Родился в аристократической графской семье.

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ.

В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе.

«Азбука» Л. Н. Толстого и книги для чтения. В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материал из жизни родины, легко запоминающийся и производящий на детей сильное впечатление.

В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге Толстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под заглавием «Новая азбука». Им были составлены также четыре «Русские книги для чтения». Как «Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше 30 изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с «Родным словом» Ушинского самыми распространенными учебными книгами в земских начальных школах.

Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки? Например:

«Два брата» (сказка)

«Какая бывает роса на траве» (описание)

«Как ходят деревья» (рассказ)

«Три медведя» (сказка)

С большой любовью он относился к детям, особенно к крестьянским. О знал о тяжкой крестьянской доле, сочувствовал им, и именно поэтому в своем поместье в Ясной Поляне он открыл школу для крестьянских детей. Он сам об этом говорил так: «Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого оторваться нельзя – это школа».

17. Пейзажная лирика-своеобразие. Творчество поэтов 2-й пол. 19 века в детском чтении (по выбору студента)

А.А.Фет — один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Ничто в мире природы не ускользнуло от его внимательного и любящего взора. В его сборниках мы найдем целые циклы стихотворений, посвященных всем временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».

Явления природы описываются Фетом детально, предельно конкретизировано. Например, для русской поэзии свойственно обращаться к образам птиц. Но зачастую образы эти использовались поэтами как символические или аллегорические изображения определенных понятий и свойств: орел — смелость, мощь, свобода; соловей — любовь; лебедь — верность и красота и так далее. Фет же, кроме привычных обозначений, наделяет птиц и вполне конкретными свойствами, которыми они обладают как представители живого мира природы. Кроме традиционных для литературы птиц мы встретим в его стихах и сыча, и луня, и чибиса, и черныша, и кулика, и стрижа, и многих других. По голосу поэт определяет не только какая это птица, но и где находится, и какова сила звука, который она издает, как это соотносится с общей картиной и общим настроением в природе и в душе человека:

За облаком до половины скрыта, Луна светить еще и смеет днем. Вот жук взлетел и прожужжал сердито, Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.

Даже цветы у Фета обладают своим особым характером, как в стихотворении «Георгины»:

Вчера — уж солнце рдело низко — Средь георгин я шел твоих,

И как живая одалиска Стояла каждая из них. Как много пылких или томных, С наклоном бархатных ресниц, Веселых, грустных и нескромных отвсюду улыбалось лиц!

Такое точное воспроизведение возможно лишь в том случае, когда поэт способен к обостренному восприятию природы, если он чувствует непосредственную близость своей души к ее миру:

Я долго стоял неподвижно, В далекие звезды вглядясь, — Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась...

Эта связь и есть определяющий фактор его взаимоотношений с миром природы.

Отношения Фета с природой — это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда:

Я жду. Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

Я жду... Темно-синее небо

И в мелких, и в крупных звездах,

Я слышу биение сердца

И трепет в руках и ногах.

Я жду... Вот повеяло с юга;

Тепло мне стоять и идти;

Звезда покатилась на запад...

Прости, золотая, прости!

 

Природа в лирике Фета живет своей разнообразной жизнью и показана не в каких-то статических, закрепленных во времени и пространстве состояниях, а в динамике, в движении, в переходах из одного состояния в другое:

Растут, растут причудливые тени,

В одну сливаясь тень...

Уж позлатил последние ступени

Перебежавший день.

Что звало жить, что силы горячило —

Далеко за горой.

Как призрак дня, ты, бледное светило,

Восходишь над землей.

В строках фетовской лирики чудодейственно зримо рисуется пейзаж средней полосы России. И выполнения одной этой задачи было бы достаточно, чтобы имя Фета запечатлелось в истории нашей литературы. Но Фет ставил цель еще более грандиозную: за полем в прямом смысле слова читатель должен был увидеть поле души человеческой. Ради этого, как писал Л. Озеров, Фет и растирал краски на своей палитре, ради этого присматривался, и прислушивался, и приникал к деревьям и травам, озерам и рекам. Лирика Фета изображает природу и воспринимающего ее человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений.

Прав был С. Маршак, восхищавшийся «свежестью, «непосредственностью и остротой фетовского восприятия природы», «проникновенными пейзажами», «чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки», говоря, что «его стихи вошли в русскую поэзию,стали ее неотъемлемой частью».

 

Серии книг

«Моя первая книжка», «Читаем сами».

Жанры

· Колыбельные

· Считалки

· Пестушки

· Азбука

Типы героев

· Почемучка

· Фантастические

· Герои сверстники

· Герои, терпящие бедствия

 

2. Специфика детской литературы: герои, типы книг, тематика, художественное своеобразие (приёмы и способы изображения, хар-ка языка).

Для дет. лит-ры характерны особые виды и типы книг:

1) Книжка-картинка без текста

2) Книжка-картинка с текстом

3) Книжка-вырубка

4) Книжка-театр

5) Книжка-игрушка

Жанры

· Колыбельные

· Считалки

· Пестушки

· Азбука

Типы героев

· Почемучка

· Фантастические

· Герои сверстники

· Герои, терпящие бедствия

3. Устное народное творчество – содержание, специфика. Народные песенки их характеристика. Использование в работе с детьми.

Фольклор – народная мудрость

Специфика фольклора:

1) устная форма повествования

2) коллективное и анонимное тв-во

3) своеобразный поэтический язык

4) вариативность

Народные песенки и их характеристика

1) Колыбельные – предназначены для убаюкивания и успокаивания ребенка. Они сюжетные. Домашние животные (образы) «сказочные персонажи»

2) Пестушки – стихотворные приговоры, сопровождающие движения младенца в первые месяцы жизни.

3) Потешки - (Сорока-белобока, Ладушки) стишки, сопровождающие игры ребенка с пальчиками, ручками, ножками и т.д.

4) Прибаутки – напоминает небольшую сказочку в стихах, в ней есть сюжет, часто встречается вопросно-ответная композиция.

Виды:

Небылицы – необычное содержание

Перевертыши -Произведения в которых нарушены логические связи и отношения (ввел Чуковский и доказал их педагогическое значение – развивают чувство юмора и логическое мышление).

5) Заклички – поэтические отношение к явлениям природы (Радуга-дуга)

6) Приговорки – поэтическое отношение и обращение к живой природе (рыбам, животным) («Божья коровка …» и тд.)

 

4. Устное народное творчество – содержание, специфика. Детский игровой фольклор, содержание и тематика.

Фольклор – народная мудрость

Специфика фольклора:

1) устная форма повествования

2) коллективное и анонимное тв-во

3) своеобразный поэтический язык

4) вариативность

Детский игровой фольклор.
В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном ионическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра — серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра — посильный труд». Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей — важный способ познания л обучения.
Дети всегда придумывали очень много самых разнообразных игр. Е. Д. Покровский в книге «Детские игры, преимущественно русские» (1878) подробно описал более 500 детских игр. Названия игр и их образы тесно связаны с крестьянским бытом. Например: «Конь», «Корова», «Козел», «Комар», «Пчелы», «Курочки», «Уточка», «Плетень», «Овин», «Косые огороды», «Жук», «Ястреб и голуби», «Гуси и лебеди», «Волки и овцы» и т. п.
В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в играх «Репка», «Редька» и «Хрен» изображается выдергивание названных овощей, в игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. В игре «Охотники» имитируется охота на диких зверей и т. п.
Именно в игре дети впервые выступают создателями фольклора.
Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки.
Жеребьевые приговорки — это коротенькие рифмованные стишки (в две — четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др. Простейшая форма жеребьевки состоит из вопроса к «маткам» (водящим). Темы и образы жеребьевок всецело обусловлены бытовой обстановкой, в которой жили крестьянские дети. Создание этих миниатюр не представляло для детей больших трудностей. Жеребьевки создавались ими легко и с удовольствием.
Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки.

Считалка — это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре.
В считалках довольно часто употребляются слова счета — числительные (пример считалки). Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования.

 

5. Устное народное творчество – содержание, специфика. Пословицы, поговорки, загадки - определения, виды, тематика.

Фольклор – народная мудрость

Специфика фольклора:

1) устная форма повествования

2) коллективное и анонимное тв-во

3) своеобразный поэтический язык

4) вариативность

Пословица – это образное, многозначное, широко употребляющееся в речи выражение (в речи представлена как предложение), обобщает социально исторический опыт народа и имеет поучительный смысл (напр.: «Хлеб – всему голова», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семеро одного не ждут» и т.д.).

Поговорка – словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Из простейших поэтических произведений могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание. Это – не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр.: «свинья под дубом», «собака на сене», «не рыба, не мясо», или «он выносит сор из избы» и т.д.).

Загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, часто в форме вопроса.

Виды загадок:

1) Описательная

2) Загадка-иносказание – в них описание переносится в другую область вещественного мира.

Загадки построены на отрицании сравнений.

3) Загадка-вопрос

4) Загадки-задачи

(Привести примеры загадок)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.245 (0.077 с.)