ТОП 10:

Установление семейного круга ребенка



После того как установлен состав семьи, психолог предлагает ребенку поиг­рать: «Мы сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них — члены твоей семьи».

Затем психолог подводит ребенка поближе к фигурам, указывая на четыре женские фигуры, и спрашивает: «Как ты думаешь, какая из них была бы самой лучшей мамой?» Он дает ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигу­ру, затем просит поставить ее на стол. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: «А теперь скажи мне, какую из них лучше всего сделать папой ?» Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол. Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчиков и девочек (в зависимости от пола испытуемо­го) и спрашивает: «Какой из них тебе хотелось бы быть самому(ой) ?» — и фигу­ра переносится на стол. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не поста­вит на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет выполнить несколько выборов, ему разрешается это сделать. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку. Когда семейный круг составлен, психолог может сказать: «Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура». Он вынимает фигуру «Никто», ставит возле членов семьи и гово­рит: «Имя этого человека „Никто ". Он тоже будет играть. Сейчас я тебе рас­скажу, что он будет делать».

Затем ребенок усаживается за стол с фигурами, расположенными на удоб­ном расстоянии от него. Если он хочет разместить фигуры в определенном порядке, ему разрешается это сделать. Исследователь кладет вопросы теста кучкой перед собой и обращается к ребенку (инструкция): «Видишь, здесь мно­го карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них ска­зано, а ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его человеку, которого зовут „ Никто ". Понятно, что я имею в виду? Возможно, тебе покажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку к этой фигуре, если кар­точка не подходит никому, ты даешь ее фигуре „Никто", если карточка подхо­дит нескольким людям, ты даешь ее мне».

Психолог переходит к тестированию, зачитывая текст на карточках и пере­давая их ребенку одну за другой. Если вопрос теста подходит нескольким чле-

нам семьи, тестирующий записывает, кто эти люди, и откладывает карточку в сторону. Вопросы зачитываются ребенку в случайном порядке. Однако после­довательность предъявления вопросов все время следует держать под контро­лем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность при­выкнуть к этому заданию, избежать появления тревожности и не вызвать сопротивления. Две первые карточки могут выражать нежные положительные чувства, следующие восемь вопросов — смесь слабых положительных и отри­цательных чувств. Остаток вопросов, за исключением двух последних, может быть прочитан как угодно, при условии того, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ребенка. Если выпало три вопроса, выражающих одинаковый вид чувств, то исследователю следует подобрать четвертый вопрос так, чтобы он непременно был другого вида. Он должен подобрать две последние карточки с вопросами положительного ха­рактера, чтобы ребенок не ушел с отголоском агрессии в сердце.

Жестких правил относительно того, как решить, проводить ли с ребенком форму для маленьких детей или форму для старших детей, является ли ребе­нок достаточно взрослым и сообразительным, чтобы справляться с более слож­ным набором вопросов, нет. В течение того времени, пока ребенок рассказы­вает, из каких членов состоит его семья, и выбирает фигуры для своего семейного круга, становится понятен уровень его развития, и это дает возмож­ность исследователю выбрать форму тестирования. Линия границы проходит где-то между шестью и восемью годами. Маленькие дети иногда, ошибаясь, отдают карточки фигуре, представляющей их самих, потому что им трудно по­нять, что карточки должны быть отданы другой фигуре. Поэтому желательно просить маленьких детей отвечать на вопросы, которые ставит вторая часть пункта, громко, вслух, чтобы тестирующий знал, какой фигуре направляется карточка. Ребенок подросткового возраста может пожелать читать вопросы сам. Если кажется, что ребенок желает читать вопросы самостоятельно и к этому нет никаких препятствий, то можно прекратить чтение после первых четырех вопросов и спросить ребенка, не хочет ли он прочитать остальные послания сам. Если ребенок отвечает утвердительно, исследователь отдает ему пачку кар­точек и предлагает читать про себя или вслух, как захочется.

Оформление и обработка результатов

Исследователь отмечает в специальном бланке, кому оказалось адресовано каждое утверждение. Если ребенок способен принять в этом участие, то его можно попросить помочь зачитать вслух номера вопросов. Помощь психологу успокоит ребенка и даст ему почувствовать свою значимость.

Обработка состоит в записи номеров утверждений в соответствующих кле­точках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены тому или иному человеку в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько чувств из каждой группы направляется ребенком определенному члену семьи.

Интерпретация результатов

1. Относительнаяпсихологическая значимость различных членов семьи.Ожи­даемое распределение высказываний (гипотетическое) представлено на рисун-







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.003 с.)