![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструкция по работе с методическим указанием.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МАТЕМАТИКА Часть первая
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников первого курса МИППС специальностей 130501, 130503,130504, 130602, 140101, 140104, 140211, 140607 Краснодар
Составители:ассистент В.Н. Лисянская; к.ф.-м.н., доцент, И.В. Терещенко
УДК 517
Математика. Часть первая. Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников первого курса МИППС специальностей 130501, 130503,130504, 130602, 140101, 140104, 140211, 140607 / Сост.: В.Н. Лисянская, И.В. Терещенко; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. Общей математики. – Краснодар: 2009. – 31 с.
В методических указаниях изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы практических занятий, вопросы к зачету (или экзамену), рекомендуемая литература, приведены примеры выполнения и требования к оформлению контрольных работ.
Ил. 2 Библиогр.: 6 назв.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.
Рецензенты: канд. тен. наук Силинская С.М. канд. тех. наук Нестеров С.В.
Содержание
Введение Инженер должен в области математики иметь представление: - о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений; - о математическом моделировании; - об информации, методах ее хранения, разработки и передачи. Знать и уметь использовать: - основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики;
- математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике; - вероятностные модели для конкретных процессов и проводить расчеты в рамках построенной модели. Иметь опыт: - употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов; - исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценки пределов применимости полученных результатов: - использования основных приемов обработки экспериментальных данных; - аналитического и численного решения алгебраических уравнений; - исследования, аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений; - аналитического и численного решения основных уравнений математической физики; - программирования и использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения; Цель курса «Математика»: - дать студентам необходимую математическую подготовку для изучения общенаучных, общеинженерных и специальных дисциплин; - привить студентам навыки логического и алгоритмического мышления; - овладеть методами исследования и решения математических и прикладных задач по специальности; - выработать умения самостоятельно расширять математические знания и применять их при анализе инженерных задач.
Инструкция по работе с методическим указанием. В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы. В конце тем приводятся вопросы для самопроверки и литература из списка рекомендуемой литературы с указанием глав, страниц, где излагается материал темы. Пример. Литература: [2, гл.2 c. 3-9], [4, c. 143-162], где 2 и 4 – порядковые номера литературных источников из списка рекомендуемой литературы. Вариант контрольного задания выбирается по последней цифре шифра зачётной книжки. Последняя цифра шифра (0) соответствует 10 варианту в контрольном задании. В разделе «Темы практических занятий» приводятся наименования практических занятий, которые будут проводиться в период экзаменационной сессии, и указывается литература для подготовки.
2 Программа дисциплины.
Тема 1. Элементы линейной и векторной алгебры. Определители второго и третьего порядков, их свойства, вычисление. Решение систем линейных уравнений по формулам Крамера. Понятие вектора. Скалярное произведение векторов и его свойства. Выражение скалярного произведения через координаты. Некоторые приложения. Векторное произведение векторов и его свойства. Выражение векторного произведения через координаты. Некоторые приложения. Смешанное произведение векторов и его свойства и геометрический смысл. Выражение смешанного произведения через координаты. Некоторые приложения.
Литература: [3, c. 123 – 129, 153 – 165], [4, c. 259 – 268, 223 – 239 ], Вопросы для самоконтроля. 1. Вычисление определителя третьего порядка. 2. Решение систем линейных уравнений по правилу Крамера. 3. Определение скалярного произведения векторов. 4. Понятие векторного произведения векторов, его приложения. 5. Смешанное произведение векторов, его приложения.
Тема 2 .Элементы аналитической геометрии. Прямая на плоскости. Различные формы уравнения прямой на плоскости. Плоскость в пространстве. Прямая в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости. Литература: [2, с. 15-23], [4, гл.3 c. 43-49, гл.9 с.244-252]. Вопросы для самоконтроля. 1. Уравнения прямой на плоскости. 2. Взаимное расположение прямых на плоскости. 3. Плоскость в пространстве. Уравнение плоскости, проходящей через три точки, уравнение плоскости по точке и нормали. 4. Угол между плоскостями. 5. Уравнения прямой в пространстве.
Тема 3. Введение в математический анализ. Понятие функции. Предел функции. Односторонние пределы. Предел функции при Литература: [1, гл.2 §2-11], [4, гл.4 §2-9]. Вопросы для самоконтроля. 1. Что называется пределом функции. 2. Бесконечно малые и бесконечно большие функции. 3. Раскрытие неопределенностей 0/0 и ∞/∞. 4. Первый и второй замечательный пределы, их следствия. 5. Дать определение непрерывности функции. 6. Точки разрыва и их классификация.
Тема 4. Дифференциальное исчисление функции одной переменной. Производная функции, ее геометрический смысл. Основные правила и формулы дифференцирования. Производная сложной, обратной функции. Производные высших порядков. Некоторые теоремы о дифференцируемых функциях. Приложения производной. Правило Лопиталя. Условия монотонности функций. Необходимое и достаточное условия экстремума. Выпуклость и вогнутость, точки перегиба графика функции. Асимптоты. Общая схема исследования функции. Литература:[1, гл.3 §2-16, гл.5 §2-11], [4, гл.5 §1-7, гл.6 §2,4], [2, гл.7 §1,2]. Вопросы для самоконтроля. 1. Дать определение производной функции, ее геометрический и физический смысл. 2. Сформулировать основные правила дифференцирования. 3. Основные приложения производной. 4. Как определить промежутки монотонности и экстремумы функции. 5. Нахождение асимптот графика функции. 6. Сформулировать необходимое и достаточное условия экстремума. 7. Определение выпуклости и вогнутости, точек перегиба графика функции. Тема 5 .Интегральное исчисление. Неопределенный интеграл. Определенный интеграл. Приближенное значение определенного интеграла. Приложения определенного интеграла. Несобственные интегралы.
Литература: [4, гл7,8 с. 159-221]. Вопросы для самоконтроля. 1. Вычисление неопределенных интегралов. 2. Определенный интеграл и его приложения. 3. Вычисление несобственных интегралов первого и второго рода. 4. Вычисление приближенного значения интеграла Контрольные работы. Программой дисциплины «Математика» для студентов I курса в первом семестре предусмотрено выполнение контрольных работ №1. При выполнении контрольной работы №1 необходимо изучить элементы линейной и векторной алгебры, аналитической геометрии на плоскости и в пространстве. Изучить теорию пределов. Научиться вычислять основные типы пределов ‑ неопределенности Аналитическая геометрия Прямая в пространстве. Каноническим уравнением прямой, проходящей через точку
Вектор называется направляющим
Плоскость в пространстве. Общим уравнением плоскости в пространстве называется уравнение
Вектор
Если даны три точки
Задание 1. По координатам вершины пирамиды 1. длину ребер 2. угол между ребрами 3. площадь грани 4. объем пирамиды 5. уравнение прямых 6. уравнения плоскостей 7. угол между плоскостями Пример. Выполнить задание 1, если 1) Если заданы точки а)
б)
2) Угол между ребрами
Скалярное произведение
Тогда
Откуда (вычисления проводим на инженерном калькуляторе) 3)
Тогда
4) Учитывая геометрический смысл смешанного произведения векторов, получим формулу для вычисления объема пирамиды:
Найдем координаты вектора Смешанное произведение этих векторов найдем через их декартовы координаты
Отсюда
5) Найдем канонические уравнение прямых прямая прямая 6) Уравнение плоскости, проходящей через три точки
Составимуравнение плоскости, проходящей через три точки
Разложив определить по первой строке, получим
Итак, уравнение плоскости Аналогично составимуравнение плоскости, проходящей через три точки
Разложив определить по первой строке, получим
Итак, уравнение плоскости 7) Угол
Подставляя их значения из пункта 6) находим величину угла Задание №2 а) Найти решение системы с помощью правила Крамера; б) Записать систему в матричной форме и решить средствами матричного исчисления. Пример. а) Составим и вычислим главный и вспомогательные определители системы:
Находим по правилу Крамера решение системы
б) Составим матрицу коэффициентов системы и столбец правых частей
и найдем обратную матрицу по формуле:
где
Составим теперь обратную матрицу и найдем столбец неизвестных по формуле
Отсюда Задание №3. Вычислить пределы функций, не пользуясь средствами дифференциального исчисления При вычислении предела дробно-рациональной функции при Пример 1. Для вычисления предела этой функции нужно числитель и знаменатель разделить на
(при В том случае, когда при вычислении предела дробно-рациональной функции при Пример 2. Данный предел имеет неопределенность вида
Сократив рациональную дробь на
При вычислении пределов тригонометрических функций часто используется первый замечательный предел и его следствия:
Пример 3. Преобразовав разность косинусов в произведение, получим
Если в пределе встречается неопределенность Пример 4. Выполнив преобразования и применив второй замечательный предел, найдём
Пример 5. Выполнив преобразования и применив формулу
Задание №4. Исследовать функцию на непрерывность. Найти точки разрыва функции и определить их тип. Функция
Это равенство означает выполнение трех условий: 1) функция 2) функция 3) предел функции в точке Если в точке Точка разрыва х0 называется точкой разрыва первого рода функции При этом: 1) если 2) если Точка разрыва х0 называется точкой разрыва второго рода функции Пример. Дана функция Функция
Следовательно Задание №5. Найти производные первого порядка данных функций, используя правила дифференцирования. При выполнении данного задания необходимо знать правила дифференцирования (производная суммы, произведения и частного двух функций), а также изучить таблицу производных. Пример. 1)
2)
3) Производная функции, заданной параметрически, вычисляется по формуле:
Тогда Задание №6. Составить уравнения касательной и нормали к графику функции Приведем уравнение касательной, проведенной к графику функции
и уравнение нормали к этой касательной Пример. Для функции 1) Найдем значение функции 2) Найдем значение
3) Составим уравнения касательной и нормали: Задание №7. Найти предел функции с помощью правила Лопиталя. Напомним правило Лопиталя для раскрытия неопределенностей вида Пусть
Замечания: 1) Правило Лопиталя остается справедливым и в том случае, если 2) Если Примеры: 1) 2) 3) Задание №8. Построить график функции Общая схема исследования функции и построения графика. 1. Найти область определения функции. 2. Определить тип функции (четность, нечетность). 3. Найти точки пересечения с осями координат и интервалы знакопостоянства функции. 4. Найти асимптоты графика функции: а) вертикальные; б) невертикальные (наклонные). 5. Найти точки возможного экстремума и интервалы возрастания и убывания функции. 6. Найти точки перегиба и интервалы выпуклости, вогнутости функции. 7. Построить график функции, учитывая проведенные исследования. Пример. Построить график функции 1. Областью определения функции является множество всех действительных чисел, кроме 2. Для определения типа функции найдем значение
Следовательно, функция 3. Так как уравнение Определим интервалы знакопостоянства функции:
а) Исследуем поведение функции вблизи точки разрыва
Следовательно прямая б). Определим существование наклонной асимптоты:
Следовательно, график функции имеет наклонную асимптоту 5. Для нахождения точек возможного экстремума найдем производную функции:
Приравняем Исследуем знак производной. Для чего решим неравенство Находим знаки
Следовательно, функция возрастает на промежутках
и убывает на промежутках
По изменению знака
6. Для нахождения точек перегиба и интервалов выпуклости, вогнутости найдем вторую производную функции:
Так как Исследуем знак второй производной, решая неравенство
По результатам исследования строим графи
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.68.154 (0.015 с.) |