Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Реализм в Русской литературе начала ХХ века.

Поиск

Кризис традиционного реализма в конце Х1Х века. «Знаньевский» реализм и неореализм. Вопрос «о сущности бытия, о назначении человека», углубление понимания личности. Различное понимание сущности человека: классово-идеологическое, индивидуалистическое, инстинктивное, христианское. М.Горький: социально-философская проблематика, романтико-анархическая концепция личности в ранней прозе М.Горького. «Пестрые» души и характеры, «выломившиеся» из среды. Горький и революция, отношение к интеллигенции. Горький и Ницше. Трансформация темы «маленького человека», концепция «естественного человека», интерес к загадкам подсознания, тема «вечной любви» в прозе А.И.Куприна. «Поединок»: социальная и философская проблематика. Красота как основополагающее понятие творчестваИ.Бунина. Импрессионизм ранней прозы, философско-притчевое начало, осмысление русского национального характера, экзистенциальные мотивы в прозе писателя. Л.Андреев: сознание и инстинкт в человеке, проблема отчуждения личности, проблема творческого метода. Особенности драматургии Л.Андреева: философско-символическое содержание, условно-аллегорический план («Жизнь человека»).

Тема 6. Литература 1920-х гг.

Революция и судьбы литературы. Христианская мораль и пролетарский гуманизм – два идейных полюса литературы 1920-хх гг. Трагедия гибели культуры в «Окаянных днях» И.Бунина, апокалиптические мотивы в «Солнце мертвых» И.Шмелева, идейный пафос защиты культуры в «Несвоевременных мыслях» М.Горького. Проблема «пролетарской культуры» и массового героя, «публицистика в образах», идея «организованного упрощения искусства», «социальный заказ». Поэзия 1920-х годов. Романтическая поэзия 1920х гг. (Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов). Трагедия разрушения «избяного космоса» в лирике С.Есенина. Драматические поэмы «Пугачев», «Страна негодяев» как попытка осмысления природы «русского бунта», особенности драматургического конфликта. Проза 1920х гг. Трагическое осмысление гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова. Карнавальное мироощущение, категория ужасного в «Конармии» И.Бабеля. Утопическое мышление и жанр антиутопии и предупреждения в прозе 1920-х гг. (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов). Пьеса В.Маяковского «Клоп»: идейная проблематика, особенности конфликта, характер условности (сатирическая гипербола, эксцентрика, фантастика).

 

Тема 8. Литература 1930-50-х гг.

Феномен русской советской литературы. Создание нормативной эстетики и тенденция унификации. Идеологическая и эстетическая сущность социалистического реализма. Вытеснение условности, борьба с «формализмом» и судьбы реализма, романтизма и модернизма. Творческое и идейное размежевание писателей по принципу отношения к художественной правде. Приоритет воспитательной функции искусства (Н.Островский, А.Макаренко). Роман А.Платонова «Чевенгур»: кризис русского правдоискательства. Национальная трагедия в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон»: социально-историческая и философская проблематика, диалектика соединения романного и эпопейного начал, судьбы личности и народа. Трагическое в романе. Драматургия М.Булгакова. «Дни Турбиных»: история создания, трагедия белого движения, бытие интеллигенции, тема России, образы-символы, время историческое и время художественное. Роман-миф «Мастер и Маргарита»: философская проблема добра и зла, нравственного выбора, любви, свободы, творчества.

 

Тема 9. Литература конца 1950-1960-х гг.

Оживление общественной и литературной жизни, реабилитация интимного, духовное учительство в литературе, расшатывание мифа о монолитности советской литературы. Активизация журнальной деятельности. Размежевание в писательской среде по принципу: официальная линия – оппозиция – почвенники. Возрождение авангардных и модернистских тенденций. Историческая ограниченность и противоречивость оттепельных процессов. Критика противоречий современной цивилизации, бунтарство лирического героя «эстрадной лирики». «Тихая» поэзия: онтологический характер лирики Н.Рубцова. Возникновение «авторской песни» и ролевая лирика В.Высоцкого. «Доктор Живаго» Б.Пастернака как философский роман: историософская концепция, пасхальный архетип, поэтика модернизма. «Деревенская проза»: социологическая и лирическая линии. Крестьянское мировоззрение как выражение национального менталитета, тип природного человека, прогнозирование кризиса личностного начала, тип маргинальной личности в прозе В.Шукшина, Ф.Абрамова, В.Белова.

 

Тема 10. Литература 1970-1980-х гг.

Усиление философского потенциала прозы, духовные искания литературы, противостояние политической стагнации, кризис рационалистических представлений, обращение к мифу в поисках универсальных основ бытия. Онтологическая проза: быт и бытие, личность и род, влияние современной цивилизации на вековую систему духовных ценностей, связь экологии и нравственности (В.Астафьев «Царь-рыба», В.Распутин «Прощание с Матерой»). «Магический реализм»: Ч.Айтматов («Буранный полустанок»). «Военная проза»: эволюция темы войны, обнаружение причинно-следственной связи войны и социально-политической ситуации 1930х гг. Лирико-исповедальные интонации, экзистенциальные мотивы, в произведениях Ю.Бондарева, В.Быкова, Г.Бакланова, Б.Васильева. «Лагерная проза»: антитоталитарный пафос произведений А.Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»). «Городская проза»: исследование самосознания современного интеллигента, социального детерминизма, конформизма, мотив подменной жизни в прозе Ю.Трифонова. Лирика экзистенциального переживания А.Тарковского. Театр А.Вампилова, его новаторство: концепция «случая», принцип перевертыша, парадокса, жанровое своеобразие пьес. Вампиловский герой, его типы, персонажи-двойники.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.203 (0.02 с.)