Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-гуманитарный институт↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Социально-гуманитарный институт Кафедра литературы и русского языка ЛИТЕРАТУРА (Русская литература ХХ в.) Учебно-методический комплекс для специальностей Народное художественное творчество» Кемерово – 2012
Утвержден на заседании кафедры литературы и русского языка 3 сентября 2012 г., протокол № 1.
Литература (Русская литература ХХ в.): Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071301 «Народное художественное творчество». – Кемерово: КемГУКИ, 2012. – 27 с. Составитель: канд. филол. наук, доцент Мироненко Е.А. Учебно-методический комплекс по курсу «Литература (Русская литература ХХ в.)» (лекции – 24 ч., практические занятия – 12 ч., зачет)
ВВЕДЕНИЕ Литература - важнейшее звено мировой художественной культуры, чем обусловлено включение настоящей дисциплины в учебный процесс. Курс истории русской литературы ХХ века является составной частью курса «Литература», входящего в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (раздел «Общие профессиональные дисциплины») в области культуры и искусства для специальностей 071301 «Народное художественное творчество» и 530100 «Музыкальное искусство» (раздел «Специальные дисциплины»). Данный курс завершает знакомство студентов с русской литературой как частью мирового литературного процесса. Особенностью курса является объединение в его рамках трех историко-литературных периодов: литературы рубежа Х1Х-ХХ веков. Соответственно структура лекционного курса состоит из трех тематических блоков: литература рубежа Х1Х-ХХ веков, советского периода и современный литературный процесс. Актуальность предлагаемого курса определяется необходимостью формирования у студентов представления о едином культурно-историческом пространстве, взаимосвязи и взаимообусловленности развития литературы и других видов искусства в ХХ веке. Особенно важным представляется создание целостного представления о литературном процессе начала ХХ века, который характеризовался взаимодействием философии, литературы, живописи и музыки, стремлением к жизнетворчеству и синтезу искусств. Специфика литературы «серебряного века» предполагает обращение к философско-эстетическому контексту эпохи, религиозно-философским исканиям. Политические события 1917 года повлекли за собой кардинальные изменения в культурной жизни России, в том числе и в литературе. Процесс разделения единого литературного потока на литературу метрополии и русского зарубежья, возникновение так называемой литературы «внутренней эмиграции» предполагает включение социокультурного аспекта в изучение указанного периода. В литературе метрополии происходит смена не только эстетических принципов, но и идеологии, морально-этических принципов. В связи с этим при знакомстве студентов с данным литературным этапом обращается внимание на этический и эстетический плюрализм в литературе 1920 годов, столкновение революционного гуманизма, новой «пролетарской» морали и традиционной системы ценностей, тенденции организованного упрощения искусства и зарождение теории социального заказа, проявление утопического мышления и антиутопической линии, насильственный обрыв последней. При изучении литературы тоталитарной эпохи предлагается знакомство с социально-историческим контекстом эпохи, идеологическим и эстетическим содержанием метода «социалистического реализма». Программа предусматривает также знакомство с основными тенденциями в литературе второй половины ХХ века, связанными с высвобождением литературы от эстетического и идеологического давления, литературными направлениями данного периода (соцреализм, традиционный реализм, постмодернизм). Своеобразие современного литературного процесса слагается из взаимовлияния и взаимоотталкивания реалистических и постмодернистских тенденций. Десакрализация литературы в эпоху постмодернизма, концепция «мир как текст», принцип «игры ради игры» становятся общими принципами искусства постмодернизма, что позволяет связать изучение современного литературного процесса с социокультурной ситуацией рубежа ХХ - ХХ1 веков, характеризующейся глобальными кризисами, вызванными, в первую очередь, кризисом духовным. Специфика курса предполагает использование исторического и типологического принципов изложения материала. Объем часов, отводимых на изучение русской литературы ХХ века, предусматривает обращение к наиболее значимым и характерным для того или иного литературного периода авторам и произведениям. Цель курса - дать целостное представление о специфике и основных этапах развития русской литературы ХХ века, ее эстетических закономерностях и связи с социально-культурными процессами в России. Задачи обусловлены спецификой литературного процесса ХХ века и заключаются в выявлении влияния различных философских и социологических теорий на литературный процесс, уяснении многообразия идейно-художественных исканий, освещении основных этапов развития литературы ХХ века, их конкретно-исторической и культурологической обусловленности, а также знакомстве с идейной проблематикой творчества и художественной индивидуальностью наиболее характерных писателей эпохи. В результате изучения курса студенты должны знать: - специфику развития литературного процесса ХХ века, его социально-исторический и философско-эстетический контекст; - философско-эстетические особенности литературных направлений, течений, школ в литературе ХХ века; - тексты художественных произведений, указанных в обязательном минимуме; - уметь аналитически подходить к изучению учебной и научно-методической литературы; - совершенствовать навыки работы с различными типами учебной и научно-методической литературы, составления тезисов, конспектов, рефератов. Изучение курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Философия», «История искусств», «Культурология», «Теория и история народной художественной культуры», «Социология», «Отечественная история», «История религии», «История театра». В процессе изучения курса студентам предлагается вести «читательский дневник», содержащий наиболее важные для анализа произведения цитаты, который разрешается использовать при устном ответе на экзамене при условии отсутствия в нем посторонних записей (конспектов, научных, энциклопедических и литературно-критических статей). Курс читается в течение 5 семестра и включает 24 лекционных и 12 часов практических занятий. Значительное место занимает самостоятельная работа студентов, предполагающая знакомство с художественными текстами, указанными в списке для обязательного прочтения, анализ произведений и изучение литературоведческих источников. После знакомства с каждым разделом курса предусмотрено проведение контрольных работ, ставящих целью выявить уровень усвоения студентами учебного материала. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 2. Символизм. Философская основа и литературно-критические манифесты символизма. Символизм и декаданс. В. Брюсов как глава московских символистов, концепция символизма как эстетического явления, индивидуализм и этический релятивизм лирического героя. Поэтика мига, музыкальность стиха К.Бальмонта. Д. Мережковский как идеолог петербуржских символистов: религиозно-мистическое понимание символизма, историософская проблематика романного творчества, концепция Третьего Завета в романной трилогии «Христос и Антихрист», история как борьба двух правд – небесной и земной. Эстетическая программа младших символистов. Жизнетворческая идея пути как основа творческой эволюции А.Блока. «Трилогия вочеловечения»: от Прекрасной Дамы к Незнакомке и России. Драматургия Блока («Балаганчик», «Незнакомка», «Роза и Крест»).
Тема 3. Акмеизм. Основные манифесты и литературно-эстетическая программа акмеистов. Смена художественной парадигмы, культ аполлонического начала в творчестве, сакрализация поэтического слова. Синтез символистских и акмеистских тенденций в лирике Н.Гумилева. Поэтический мир А.Ахматовой: лирическая героиня, вещность поэтического мира, психологизм, новеллистичность, семантическая наполненность слова. Поэма «Реквием»: история создания, конфликт добра и зла, живой личности и мертвого государства, тема памяти и беспамятства, особенности композиции и хронотопа, литературные аллюзии, проблема жанра. Преломление эстетических принципов акмеизма в творчестве О.Мандельштама, понимание акмеизма как «тоски по мировой культуре».
Тема 4. Футуризм. Философская основа авангардизма и эстетика футуризма: принцип дисгармонии, отказ от категории прекрасного, эстетика «безобразного», конструктивный принцип искусства, примат формы. Экзистенциальное одиночество субъекта в авангардном искусстве. Основные группировки футуристов. Кубофутуризм и его манифесты, связь с итальянским футуризмом и национальная специфика. В.Хлебников: поиск мировых закономерностей, философия слова. Ранняя лирика В.Маяковского: урбанизм, катастрофичность, противоречивость мироощущения как основа социального бунтарства. Поэма «Облако в штанах»: характер лирического героя, социальный и экзистенциальный конфликт. Феномен «песочных часов» в послеоктябрьском творчестве В.Маяковского. Тема 6. Литература 1920-х гг. Революция и судьбы литературы. Христианская мораль и пролетарский гуманизм – два идейных полюса литературы 1920-хх гг. Трагедия гибели культуры в «Окаянных днях» И.Бунина, апокалиптические мотивы в «Солнце мертвых» И.Шмелева, идейный пафос защиты культуры в «Несвоевременных мыслях» М.Горького. Проблема «пролетарской культуры» и массового героя, «публицистика в образах», идея «организованного упрощения искусства», «социальный заказ». Поэзия 1920-х годов. Романтическая поэзия 1920х гг. (Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов). Трагедия разрушения «избяного космоса» в лирике С.Есенина. Драматические поэмы «Пугачев», «Страна негодяев» как попытка осмысления природы «русского бунта», особенности драматургического конфликта. Проза 1920х гг. Трагическое осмысление гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова. Карнавальное мироощущение, категория ужасного в «Конармии» И.Бабеля. Утопическое мышление и жанр антиутопии и предупреждения в прозе 1920-х гг. (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов). Пьеса В.Маяковского «Клоп»: идейная проблематика, особенности конфликта, характер условности (сатирическая гипербола, эксцентрика, фантастика).
Тема 8. Литература 1930-50-х гг. Феномен русской советской литературы. Создание нормативной эстетики и тенденция унификации. Идеологическая и эстетическая сущность социалистического реализма. Вытеснение условности, борьба с «формализмом» и судьбы реализма, романтизма и модернизма. Творческое и идейное размежевание писателей по принципу отношения к художественной правде. Приоритет воспитательной функции искусства (Н.Островский, А.Макаренко). Роман А.Платонова «Чевенгур»: кризис русского правдоискательства. Национальная трагедия в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон»: социально-историческая и философская проблематика, диалектика соединения романного и эпопейного начал, судьбы личности и народа. Трагическое в романе. Драматургия М.Булгакова. «Дни Турбиных»: история создания, трагедия белого движения, бытие интеллигенции, тема России, образы-символы, время историческое и время художественное. Роман-миф «Мастер и Маргарита»: философская проблема добра и зла, нравственного выбора, любви, свободы, творчества.
Тема 9. Литература конца 1950-1960-х гг. Оживление общественной и литературной жизни, реабилитация интимного, духовное учительство в литературе, расшатывание мифа о монолитности советской литературы. Активизация журнальной деятельности. Размежевание в писательской среде по принципу: официальная линия – оппозиция – почвенники. Возрождение авангардных и модернистских тенденций. Историческая ограниченность и противоречивость оттепельных процессов. Критика противоречий современной цивилизации, бунтарство лирического героя «эстрадной лирики». «Тихая» поэзия: онтологический характер лирики Н.Рубцова. Возникновение «авторской песни» и ролевая лирика В.Высоцкого. «Доктор Живаго» Б.Пастернака как философский роман: историософская концепция, пасхальный архетип, поэтика модернизма. «Деревенская проза»: социологическая и лирическая линии. Крестьянское мировоззрение как выражение национального менталитета, тип природного человека, прогнозирование кризиса личностного начала, тип маргинальной личности в прозе В.Шукшина, Ф.Абрамова, В.Белова.
Тема 10. Литература 1970-1980-х гг. Усиление философского потенциала прозы, духовные искания литературы, противостояние политической стагнации, кризис рационалистических представлений, обращение к мифу в поисках универсальных основ бытия. Онтологическая проза: быт и бытие, личность и род, влияние современной цивилизации на вековую систему духовных ценностей, связь экологии и нравственности (В.Астафьев «Царь-рыба», В.Распутин «Прощание с Матерой»). «Магический реализм»: Ч.Айтматов («Буранный полустанок»). «Военная проза»: эволюция темы войны, обнаружение причинно-следственной связи войны и социально-политической ситуации 1930х гг. Лирико-исповедальные интонации, экзистенциальные мотивы, в произведениях Ю.Бондарева, В.Быкова, Г.Бакланова, Б.Васильева. «Лагерная проза»: антитоталитарный пафос произведений А.Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»). «Городская проза»: исследование самосознания современного интеллигента, социального детерминизма, конформизма, мотив подменной жизни в прозе Ю.Трифонова. Лирика экзистенциального переживания А.Тарковского. Театр А.Вампилова, его новаторство: концепция «случая», принцип перевертыша, парадокса, жанровое своеобразие пьес. Вампиловский герой, его типы, персонажи-двойники.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Поэзия 1960х годов. Задание: 1. Прочитать рекомендуемые стихотворения. Выучить наизусть одно из стихотворений. 2.Ознакомиться с разделами «Авангардистская поэзия», «Лирика социального переживания», «Онтологическая лирика» электронного учебного пособия Т.Л.Рыбальченко «Русская поэзия второй половины ХХ века». 3. Прочитать рекомендованную литературу и подготовиться к беседе по вопросам. План:
Литература:
1. Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века. 1940-1990-е годы. - М., 2001. 2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. – М., 2006. - Кн. 1. – С.115-131 («Лирический «взрыв» и поэзия «шестидесятников»). Кн.2. – С. 47 -58 (разделы «Тихая лирика» и сдвиг культурной парадигмы»). 3. Рыбальченко Т.Л. Русская поэзия второй половины ХХ века: электронный курс. - Томск, 2003.
Дополнительная литература:
4. Баранова Т. «Я пою от имени всех» // Вопросы литературы. – 1997. - № 4. – С. 75-102. 5. Золотусский И. Вина и жертва: А.А.Тарковский // Смена. -1998. - №1. 6. Кулагин Н. Поэзия В.С.Высоцкого. – М., 1997.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Литературная ситуация конца Х1Х – начала ХХ вв. 2. Символизм как литературное направление. Старшие символисты: кружки, представители, различное понимание символизма. 3. Младшие символисты: философско-религиозная основа, эстетическая программа, представители. 4. «Трилогия вочеловечения» в лирике А.Блока. 5. Акмеизм как литературное направление: эстетическая платформа, манифесты, представители. 6. Лирическая героиня А.Ахматовой. 7. Поэма А.Ахматовой «Реквием»: нравственная проблематика. 8. Эволюция лирики Н.Гумилева. Лирический герой поэта. 9. Футуризм как авангардное течение в литературе начала ХХ в.: манифесты, группировки, представители. 10. Лирический герой ранней лирики В.Маяковского. Идейно-художественное своеобразие поэмы В.Маяковского «Облако в штанах». 11. Реализм в литературе начала ХХ века. 12. Концепция человека в ранней прозе М.Горького. 13. Основные темы прозы А.Куприна. 14. Экзистенциальные мотивы в прозе И.Бунина. 15. Экзистенциальная проблематика в творчестве Л.Андреева. 16. Проблема искусства и духовности в повести И.Шмелева «Неупиваемая чаша». 17. Тема гражданской войны в прозе 1920х гг. 18. Жанр антиутопии в литературе 1920х гг. 19. Национальная трагедия в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон». 20. Роман-миф М.Булгакова «Мастер и Маргарита». 21. Типы и характеры «деревенской прозы». 22. Онтологическая линия «деревенской прозы»: концепция мира и человека. 23. Экзистенциальные мотивы в «военной прозе». 24. Театр А.Вампилова. Анализ пьесы по выбору. 25. Постмодернизм в современном литературном процессе. Анализ произведения по выбору.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.Тестовые задания по литературе рубежа Х1Х – ХХ вв. 1. Символизм – это: А) литературное течение В) литературно-эстетическое направление С) литературная школа
2. Младшие символисты (исключить лишнее): А) А.Блок В) С.Соловьев С) А.Белый Д) Д.Мережковский Е) Эллис
3. Кому принадлежат слова: «… три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности»? А) А.Белому В) Вяч. Иванову С) В.Брюсову Д) Д.Мережковскому Е) Вл. Соловьеву
4. Философская платформа младших символистов (исключить лишнее): А) идея теургического творчества В) идея жизнетворчества С) эсхатологизм мировосприятия Д) идея соборности Е) приятие мира и примирение с ним в душе художника
5. Тема поэмы А.Блока «Соловьиный сад»: А) мистической любви В) «страшного мира» С) искусства и жизни Д) возмездия Е) крушения гуманизма
6. В концепции младших символистов поэт – это: А) гражданин В) демиург С) мастер Д) сверхчеловек Е) пророк, теург
7. Поэты – акмеисты (исключить лишнее): А) В.Хлебников В) А.Ахматова С) Г.Адамович Д) С.Городецкий Е) О.Мандельштам
8. «Задача искусства – одухотворение материи», - утверждал: А) А.Белый В) Вл. Соловьев С) Д.Мережковский Д) А. Блок Е) Вяч.Иванов
9. Эстетическая программа акмеизма (исключить лишнее): А) приятие мира В) пластичность слова С) «музыка прежде всего» Д) «прекрасная ясность» Е) «искусство точно выверенных слов»
10. Кому удалось синтезировать достижения символизма и акмеизма? А) О.Мандельштаму В) А.Ахматовой С) Н.Гумилеву Д) А.Белому Е) В.Хлебникову
11. Футуризм – это: А) литературное течение В) литературное направление С) литературная школа
12. Идею какого произведения В.Маяковский сформулировал следующим образом: «Долой вашу любовь! Долой вашу религию! Долой ваше искусство! Долой ваш строй!» А) «Человек» В) «Облако в штанах» С) «Про это» Д) «Хорошо» Е) «Левый марш»
13. Одна из повестей А.Куприна называется именем ее героини: А) Анна В) Олеся С) Танька Д) Катерина Е) Аграфена
14. В творчестве какого писателя представлена романтико-анархическая концепция личности? А) Л.Андреева В) М.Горького С) И.Бунина Д) И.Шмелева Е) Б.Зайцева
15. Кто из писателей явился автором своеобразного «антижития»? А) Б.Зайцев В) И.Бунин С) А.Куприн Д) М.Горький Е) Л.Андреев
Вариант 2
16. Поэты-символисты старшего поколения (исключить лишнее): А) С.Соловьев В) Д.Мережковский С) З.Гиппиус Д) В.Брюсов Е) К.Бальмонт
17. Философские идеи Вл.Соловьева (исключить лишнее): А) Богочеловечества В) Вечной Женственности С) преображающей функции искусства Д) единства Истины, Добра и Красоты Е) Диониса и Аполлона
18. Идея «жизнетворчества» стала основополагающей в философско-эстетической программе: А) старших символистов В) младших символистов С) акмеистов Д) футуристов Е) реалистов
19. Конечная цель младших символистов: А) творение собственного мира В) разработка поэтики намеков, недомолвок С) «Музыка прежде всего» Д) установление соответствий между личностью поэта и миром Е) преображение личности
20. В каком произведении А.Блока возрождается образ «Стихов о Прекрасной Даме»? А) «Двенадцать» В) «На поле Куликовом» С) «Скифы» Д) «Соловьиный сад» Е) «Родина»
21. Акмеизм – это: А) тип поэтики В) литературно-эстетическое направление С) литературная школа Д) литературное течение
22. Манифест какого литературного течения содержал призыв «бросить Пушкина с парохода современности»? А) акмеистов В) футуристов С) реалистов Д) символистов
23. «Миф об Адаме – блудном сыне» воплощен в контексте жизни и творчества: А) К.Бальмонта В) О.Мандельштама С) С.Есенина Д) А.Блока Е) Н.Гумилева
24. Основная тема ранней лирики А.Ахматовой: А) гражданская В) философская С) любовная Д) пейзажная Е) тема поэзии
25. Основные черты футуризма (исключить лишнее): А) творчество как продолжение природы В) «словотворчество и словоновшество» С) отказ от всяческих традиций и правил Д) прекрасная ясность Е) эстетическая агрессия
26. Кубофутуристы (исключить лишнее): А) В.Маяковский В) В.Хлебников С) Д.Бурлюк Д) А.Крученых Е) И.Северянин
27. Лирический герой какого поэта одновременно «хулиган» и «сплошное сердце»? А) В.Брюсова В) Н.Гумилева С) А.Блока Д) В.Хлебникова Е) В.Маяковского
28. Для творчества какого писателя характерно регулярное противопоставление природы и цивилизации? А) М.Горького В) Л.Андреева С) И.Шмелева Д) А.Куприна Е) И.Бунина
29. Интерес к иррациональному, изображение борьбы темных инстинктов и разума характерны для творчества: А) Л.Андреева В) М.Горького С) И.Бунина Д) А.Куприна Е) Б.Зайцева
30. Кого берет в союзники Человек из одноименной поэмы М.Горького? А) Любовь В) Жалость С) Дружбу Д) Гордость Е) Мысль 2. Тестовые задания по литературе ХХ века (послеоктябрьский период). 1. В каком произведении дано трагическое изображение гражданской войны? А) «Конармия» И. Бабеля В) «Сорок первый» Б.Лавренева С) «Разгром» А.Фадеева Д) «Донские рассказы» М. Шолохова Е) «Железный поток» А.Серафимовича
2. Герой-повествователь какого произведения носит имя Лютов? А) «Конармии» И. Бабеля В) «Сорок первый» Б.Лавренева С) «Разгром» А.Фадеева Д) «Донские рассказы» М. Шолохова Е) «Железный поток» А.Серафимовича
3.Какое стихотворение В. Маяковского стало своеобразным символом революционного утопического мировоззрения? А) «Левый марш» В) «О дряни» С) «Письмо Татьяне Яковлевой» Д) «Приказ по армии искусств» Е) «Люблю»
4. Почему «Тихий Дон» трагедиен, а «Война и мир» - нет? А) У Шолохова больше смертей В) Шолохов был пессимистом С) Шолохов был участником событий, а Толстой работал с документами Д) Шолохов показывает гибель ценностей, а Толстой их обретение Е) все вышеуказанное
5. Образ Голубой Руси принадлежит: А) С.Есенину В) А. Блоку С) В.Маяковскому Д) Б.Пастернаку Е) А.Белому
6. Какое произведение не является предупреждением? А) «Мы» В) «Собачье сердце» С) «Котлован» Д) «Чевенгур» Е) «Конармия»
7. Какой роман строится как антитеза «Фаусту» Гете? А) «Мастер и Маргарита» В) «Мы» С) «Чевенгур» Д) «Доктор Живаго»
8. В каком произведении используется идея посещения ада? А) «Реквием» В) «Доктор Живаго» С) «Мастер и Маргарита» Д) «Чевенгур» Е) «Мы»
9. Героя какого произведения звали Благодетель? А) «Мастер и Маргарита» В) «Чевенгур» С) «Мы» Д) «Клоп» Е) «Котлован»
10. Путь Григория Мелехова романе-эпопее «Тихий Дон»: А) путь утраты нравственных ценностей В) бег по кругу С) путь утраты близких Д) метание между красными и белыми Е) путь обретения нравственных ценностей
11. Романтическая поэзия 1920-х гг. (исключить лишнее): А) культ мировой революции В) культ сверхчеловека С) культ классовой борьбы Д) романтическое двоемирие Е) христианская мораль
12. Для поэтов «парижской ноты» характерно (исключить лишнее): А) пессимизм В) тема страданий и смерти С) ностальгия Д) гражданский пафос Е) установка на скуку
13. «Парижская нота» - наследница: А) реализма В) символизма С) акмеизма Д) футуризма Е) романтизма
14.Для творчества какого писателя характерна тема «утраченного рая»? А) И. Бунина В) В. Набокова С) Б.Зайцева Д) И.Шмелева Е) Б.Зайцева
15.Укажите импрессионистический бессюжетный рассказ И.Бунина: А) «Господин из Сан-Франциско» В) «Антоновские яблоки» С) «Братья» Д) «Грамматика любви» Е) «Легкое дыхание»
Вариант 2
1. В каком произведении представлена карнавальная концепция изображения гражданской войны? А) «Конармия» И. Бабеля В) «Сорок первый» Б.Лавренева С) «Разгром» А.Фадеева Д) «Донские рассказы» М. Шолохова Е) «Железный поток» А.Серафимовича
2. В каком произведении впервые показан внутренний мир красного командира? А) «Конармия» И. Бабеля В) «Сорок первый» Б.Лавренева С) «Разгром» А.Фадеева Д) «Донские рассказы» М. Шолохова Е) «Железный поток» А.Серафимовича
3. В каком произведении присутствует былинный мотив? А) «Конармии» И. Бабеля В) «Сорок первый» Б.Лавренева С) «Разгром» А.Фадеева Д) «Донские рассказы» М. Шолохова Е) «Железный поток» А.Серафимовича
4. В каком произведениии С. Есенина выражено гармоническое мироощущение? А) «Радуница» В) «Страна негодяев» С) «Москва кабацкая» Д) «Инония» Е) «Черный человек»
5. Жанр романа «Мы»: А) антиутопия В) роман-эпопея С) социально-психологический роман Д) философский роман Е) любовный роман
6. Григорий Мелехов: А) враг Советской власти В) шут С) правдоискатель Д) человек, мятущийся между белыми и красными Е) человек без системы ценностей
7. Кто из героев «Мастера и Маргариты» является носителем высшего гуманизма? А) Пилат В) Мастер С) Маргарита Д) Воланд Е) Иешуа Га-Ноцри
8. Какой нумер носил герой романа «Мы»? А) Д-3 В) Д-53 С) Д-503 Д) Д- 513 Е) Д-533
9. Какой конфликт положен в основу пьесы В.Маяковского «Клоп»? А) прошлого и будущего В) любовный С) мещане – новые люди Д) эгоистические идеалы – коллективизм Е) обыватель – стерильное бездуховное общество
10. Авторская идея в «Тихом Доне»: А) необходимость возврата к прежнему миропорядку В) исторической неизбежности победы революции С) идея самостийности казачества Д) трагическая гибель национального единства Е) необходимости преодоления трагического раскола нации
11. Какая тема объединяет «Разгром» А.Фадеева, «Конармию» И.Бабеля и «Донские рассказы» М.Шолохова? А) памяти В) «живой» и «мертвой» души С) дома и бездомья Д) художника и власти Е) гражданской войны
12. Поэты «парижской ноты» (исключить лишнее): А) Г.Иванов В) В.Ходасевич С) И.Одоевцева Д) Г.Адамович
13.Духовная проза – характеристика творчества: А) Б.Зайцева и И.Шмелева В) И.Бунина и И.Шмелева С) В.Набокова и Б.Зайцева Д) А.Куприна и Б.Зайцева Е) И.Бунина и Б.Зайцева
14. Укажите лауреатов Нобелевской премии: А) Бунин, Мережковский, Солженицын В) Бунин, Солженицын, Бродский С) Бродский, Шмелев, Солженицын Д) Солженицын, Бунин, Мережковский Е) Бунин, Солженицын, Куприн
15. Кто из писателей обратился к жанру беллетризованного жития? А) Б.Зайцев В) И.Бунин С) А.Куприн Д) М.Горький Е) Л.Андреев
3.Тестовые задания по литературе второй половины ХХ в. Вариант 1 1. Какая из черт не характерна для литературы оттепельного периода? А) невозможность воспевания классовой ненависти и насилия В) возрождение идеи личности С) идеологический плюрализм Д) возрождение различных художественных методов Е) относительная свобода слова
2. К современному литературному процессу относят литературу: А) 1990 – 2010гг. В) 1956-2010 гг. С)1956-1990 гг. Д) 1970-1990гг.
3. Творчество этих писателей основано на использовании фольклорно-мифологических мотивов (исключить лишнее): А) Ч.Айтматова В) В. Распутина С) Ю.Трифонова Д) Саши Соколова Е) А. Кима
4. Теория бесконфликтности господствовала в литературе: А) 1941—1945х гг. В) послевоенного десятилетия С) оттепельного периода Д) литературы периода застоя Е) 1990-2000х гг.
5. Тип «природного человека» характерен для: А) «военной прозы» В) «городской прозы» С) «деревенской прозы» Д) «лагерной прозы» Е) всего перечисленного
6. Тип маргинальной личности явился открытием: А) «военной прозы» В) «городской прозы» С) «деревенской прозы» Д) «лагерной» прозы Е) всего вышеперечисленного
7. Какой образ является двойником Хозяина («Прощание с Матерой»)? А) Дарья В) Катерина С) Петруха Д) Павел Е) Богодул
8. Смысл названия пьесы «Утиная охота»: А) События разворачиваются на охоте В) Охота – символ убийства, герой убивает в себе человека С) Герой умертвляет все с ним соприкасающееся Д) Охота – мечта о другом мире Е) Парадоксальное единство обозначенного в пп В), С), Д)
9. Кто выразил свое поэтическое кредо словами: «Поэт в России – больше, чем поэт»? А) И.Бродский В) Е.Евтушенко С) В.Высоцкий Д) Н.Рубцов Е) Б.Окуджава
10. Что из указанного не характерно для «военной прозы»? А) Утверждение общечеловеческой морали В) Моделирование ситуации выбора С) Исследование психологии человека в экстремальной ситуации Д) Самоценное изображение войны Е) Исследование проблемы цели и средства на войне
11. Время публикации «возвращенной литературы»: А) 1956-1964гг. В) 1941-1945гг. С) 1965-1986гг. Д) 1987-1992гг. Е) 1990-е гг.
12. Найти представителя «тихой лирики»: А) В.Высоцкий В) Р. Рождественский С) Б.Окуджава Д) Е.Евтушенко Е) Н. Рубцов
13. В каком произведении представлен образ Мирового Древа? А) «Тавро Кассандры» В) «Белка» С) «Калина красная» Д) «Прощание с Матерой» Е) «Буранный полустанок»
14. В творчестве какого писателя нашла продолжение каторжная тема Ф.М.Достоевского? А) Ч.Айтматова В) Ю.Трифонова С) В.Шукшина Д) Ю.Домбровского Е) А.Солженицына
15. Кто утверждал, что поэт – «меньше единицы»? А) Е.Евтушенко В) А.Вознесенский С) В.Высоцкий Д) И.Бродский Е) Н.Рубцов
Вариант 2
1. В каком произведении присутствует пасхальный архетип? А) «Буранный полустанок» В) «Тавро Кассандры» С) «Доктор Живаго» Д) «Школа для дураков»
2. Укажите автора строк: «Гул затих. Я вышел на подмостки, / Прислоняясь к дверному косяку./ Я ловлю в далеком отголоске, / Что случится на моем веку…» А) Н.Рубцов В) И.Бродский С) Б.Пастернак Д) А.Вознесенский Е) В.Высоцкий
3. Тема «тихой родины» характерна для творчества: А) Н.Рубцова В) И.Бродского С) Б.Пастернака Д) А.Вознесенского Е) В.Высоцкого
4. В одном из произведений деревенской прозы представлен образ «царского(ой)»: А) дуба В) кедра С) лиственя Д) сосны Е) ели
5. Поэзия 1990-х (Исключить лишнее): А) концептуализм В) метареализм С) ироническая поэзия Д) поэзия духовного опыта Е) «тихая лирика»
6. Какой писатель вынужден был отказаться от Нобелевской премии? А) Ю.Домбровский В) Ч.Айтматов С) Б.Пастернак Д) И.Бродский Е) А.Солженицын
7. Какой из образов-символов в «Прощании с Матерой» не имеет мифологической основы? А) Матеры В) дома С) Хозяина Д) лиственя Е) тумана
8. Кто возглавлял «Новый мир» в 1960-е гг.? А) К.Симонов В) А.Твардовский С) Л. Леонов Д) М. Шолохов Е) Ф. Абрамов
9. Найти представителей магического реализма: А) Ч.Айтматов и А.Ким В) Т.Толстая и А.Ким С) С.Соколов и Ч.Айтматов Д) Саши Соколов и А.Ким Е) Т.Толстая и Ч.Айтматов
10. Укажите автора строк: «Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы как истории планет…» А) Е.Евтушенко В) А.Вознесенский С) Н.Рубцов Д) В.Высоцкий Е) И.Бродский
11. Автор строк: «Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал…»: А) Е.Евтушенко В) А.Вознесенский С) Б.Окуджава Д) В.Высоцкий Е) И.Бродский
12. Творчество какого писателя не относится к деревенской прозе? А) В. Распутина В) В. Астафьева С) В. Белова Д) Ч. Айтматова Е) Ф.Абрамова
13. Творчество какого писателя не относится к «военной прозе»? А) К. Симонова В) Ю.Бондарева С) В. Быкова Д) Б. Васильева Е) Г.Бакланова
14. Определение «онтологическая» характеризует: А) «деревенскую прозу» В) «военную прозу» С) «лагерную прозу» Д) «городскую прозу» Е) постмодернистскую про
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.012 с.) |