Структура административного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура административного права



Наиболее типичными видами управленческих отношений, ре­гулируемых административным правом, являются отношения:

—между соподчиненными органами исполнительной власти:
вышестоящими и нижестоящими органами;

—между несоподчиненными субъектами исполнительной вла­сти, например между двумя министерствами;

—между субъектами исполнительной власти и находящимися в их подчинении, ведении государственными организациями;

—между субъектами исполнительной власти и исполнитель­ными органами местного самоуправления;

—между субъектами исполнительной власти и негосударствен­ными организациями;

между исполнительной властью и общественными объединениями;

— между субъектами исполнительной власти и людьми: граж­данами, иностранцами, лицами без гражданства.

Во всех отношениях обязательно присутствует исполнительный орган. В управленческих отношениях непосредственно реализуют­ся задачи, права, обязанности, ответственность исполнительной власти.

Административное право выполняет следующие функции:

—правоприменительную;

—правотворческую;

—правоохранительную.

Метод административного права — это совокупность правил, средств, способов воздействия на управленческие отношения.

Любая отрасль права использует три юридических способа пра­вового регулирования:

—возложение обязанности или предписание;

—установление запретов как разновидность обязанностей;

—предоставление прав, или дозволение.

Отрасли права различаются по удельному весу использования того или иного способа. В управленческих отношениях в основном сторо­ны неравноправны, так как эти отношения — властеотношения.

Нормы административного права делятся на виды:

—материальные, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений;

—процессуальные, определяющие порядок реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами матери­ального права.

Процессуальные нормы определяют полномочия органов уп­равления по правовой оценке поведения лиц или организаций и применению к ним мер административно-принудительного ха­рактера. Они устанавливают, например, Регламент Правительства РФ и Положение об Аппарате Правительства РФ1.

По другому основанию нормы административного права делят на следующие виды:

— запрещающие;

<— уполномочивающие;

—стимулирующие;

—рекомендательные.

 

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Субъекты административного права — это физические и юри­дические лица, наделенные правами, обязанностями, ответственно­стью в отношениях, регулируемых административным правом.

К ним относятся:

—физические лица;

—органы исполнительной власти;

—органы местного самоуправления;

—государственные служащие;

—предприятия, учреждения и другие организации;

—общественные объединения.

Физические лица

По отношению к государству физические лица делятся на граж­дан, иностранцев, лиц без гражданства. Административно-право­вой статус граждан РФ устанавливается Конституцией РФ и дру­гими нормативными правовыми актами.

Гражданин, о чем уже не раз говорилось ранее, обладает двумя юридическими свойствами — правоспособностью и дееспособно­стью. В административных отношениях эти свойства имеют свои особенности.

Правоспособность возникает с рождения и прекращается со смертью. Человек реализует свою правоспособность в следующих отношениях:

—с государственной системой управления;

—с органами местного самоуправления;

—с негосударственными организациями.

Административная дееспособность, т. е. способность своими дей­ствиями приобретать права; осуществлять права; лично нести от­ветственность за нарушения, возникает в полном объеме с 18 лет. Частичная дееспособность возникает раньше, например: субъек­тами административной ответственности правонарушений явля­ются дети, достигшие 16 лет. Учащиеся школ, дошкольных уч­реждений несут дисциплинарную ответственность с момента по­ступления в школу, детский сад.

Права граждан в административных отношениях делятся на:

—личные (личная неприкосновенность и т.д.);

—социально-экономические (право частной собственности и т.д.);

—социальные (право на образование и т.д.);

—социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества и т.д.);

—политические (право на свободу слова и т.д.).

На граждан возлагаются обязанности, реализация которых по­зволяет государству использовать свои права. Это обязанности:

—платить налоги и сборы;

—сохранять природу и окружающую среду;

защищать Отечество и т.д.

Гарантом прав граждан является прежде всего закон. Однако закон для выполнения этой функции должен обладать рядом свойств. Он должен быть:

—стабильным;

—соответствовать экономической и политической ситуации в
стране;

—отвечать требованиям юридической техники;

—содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;

—содержать ответственность сторон за неисполнение обязан­ностей.

Важнейшим правом граждан является право на обращение в орган исполнительной власти. Основными видами обращения являются:

предложение обращение внимания исполнительной влас­ти на возможность улучшения ее работы;

заявление обращение по поводу реализации права или за­конного интереса, не связанное с нарушением права или интереса;

жалоба обращение в государственные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права.

Жалобы делятся на общие и специальные. Общие жалобы де­лятся на административные и судебные. Жалоба должна быть раз­решена в срок до одного месяца.

Обжалованию подлежат действия государственных, муници­пальных служащих, в результате которых:

—нарушены права и свободы;

—созданы препятствия для регистрации прав;

—на граждан незаконно возложены обязанности;

—гражданин незаконно привлечен к ответственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.008 с.)