Общая характеристика административного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика административного права



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Управление означает упорядочение управляемой системы, обес­печение ее функционирования и развития.

Управление состоит из следующих основных элементов:

—принятие решения по упорядочению отношений;

—реализация решения — исполнение;

—контроль за реализацией решения и ее корректировка.
Административное право регулирует управленческие отношения,

существующие в сфере государственного управления, связанные с функ­ционированием и развитием системы исполнительной власти на всех территориальных уровнях РФ.

Исполнительная власть имеет в своем распоряжении все наи­более существенные атрибуты государственной власти: финан­сы, средства коммуникации, армию, милицию, службы внеш­ней и внутренней безопасности, исправительно-трудовые учреж­дения и т.д.

В управленческих отношениях, регулируемых административ­ным правом, обязательно участвует специальный субъект — орга­ны исполнительной власти (исполнительный орган).

СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Наиболее типичными видами управленческих отношений, ре­гулируемых административным правом, являются отношения:

—между соподчиненными органами исполнительной власти:
вышестоящими и нижестоящими органами;

—между несоподчиненными субъектами исполнительной вла­сти, например между двумя министерствами;

—между субъектами исполнительной власти и находящимися в их подчинении, ведении государственными организациями;

—между субъектами исполнительной власти и исполнитель­ными органами местного самоуправления;

—между субъектами исполнительной власти и негосударствен­ными организациями;

между исполнительной властью и общественными объединениями;

— между субъектами исполнительной власти и людьми: граж­данами, иностранцами, лицами без гражданства.

Во всех отношениях обязательно присутствует исполнительный орган. В управленческих отношениях непосредственно реализуют­ся задачи, права, обязанности, ответственность исполнительной власти.

Административное право выполняет следующие функции:

—правоприменительную;

—правотворческую;

—правоохранительную.

Метод административного права — это совокупность правил, средств, способов воздействия на управленческие отношения.

Любая отрасль права использует три юридических способа пра­вового регулирования:

—возложение обязанности или предписание;

—установление запретов как разновидность обязанностей;

—предоставление прав, или дозволение.

Отрасли права различаются по удельному весу использования того или иного способа. В управленческих отношениях в основном сторо­ны неравноправны, так как эти отношения — властеотношения.

Нормы административного права делятся на виды:

—материальные, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений;

—процессуальные, определяющие порядок реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами матери­ального права.

Процессуальные нормы определяют полномочия органов уп­равления по правовой оценке поведения лиц или организаций и применению к ним мер административно-принудительного ха­рактера. Они устанавливают, например, Регламент Правительства РФ и Положение об Аппарате Правительства РФ1.

По другому основанию нормы административного права делят на следующие виды:

— запрещающие;

<— уполномочивающие;

—стимулирующие;

—рекомендательные.

 

Физические лица

По отношению к государству физические лица делятся на граж­дан, иностранцев, лиц без гражданства. Административно-право­вой статус граждан РФ устанавливается Конституцией РФ и дру­гими нормативными правовыми актами.

Гражданин, о чем уже не раз говорилось ранее, обладает двумя юридическими свойствами — правоспособностью и дееспособно­стью. В административных отношениях эти свойства имеют свои особенности.

Правоспособность возникает с рождения и прекращается со смертью. Человек реализует свою правоспособность в следующих отношениях:

—с государственной системой управления;

—с органами местного самоуправления;

—с негосударственными организациями.

Административная дееспособность, т. е. способность своими дей­ствиями приобретать права; осуществлять права; лично нести от­ветственность за нарушения, возникает в полном объеме с 18 лет. Частичная дееспособность возникает раньше, например: субъек­тами административной ответственности правонарушений явля­ются дети, достигшие 16 лет. Учащиеся школ, дошкольных уч­реждений несут дисциплинарную ответственность с момента по­ступления в школу, детский сад.

Права граждан в административных отношениях делятся на:

—личные (личная неприкосновенность и т.д.);

—социально-экономические (право частной собственности и т.д.);

—социальные (право на образование и т.д.);

—социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества и т.д.);

—политические (право на свободу слова и т.д.).

На граждан возлагаются обязанности, реализация которых по­зволяет государству использовать свои права. Это обязанности:

—платить налоги и сборы;

—сохранять природу и окружающую среду;

защищать Отечество и т.д.

Гарантом прав граждан является прежде всего закон. Однако закон для выполнения этой функции должен обладать рядом свойств. Он должен быть:

—стабильным;

—соответствовать экономической и политической ситуации в
стране;

—отвечать требованиям юридической техники;

—содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;

—содержать ответственность сторон за неисполнение обязан­ностей.

Важнейшим правом граждан является право на обращение в орган исполнительной власти. Основными видами обращения являются:

предложение обращение внимания исполнительной влас­ти на возможность улучшения ее работы;

заявление обращение по поводу реализации права или за­конного интереса, не связанное с нарушением права или интереса;

жалоба обращение в государственные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права.

Жалобы делятся на общие и специальные. Общие жалобы де­лятся на административные и судебные. Жалоба должна быть раз­решена в срок до одного месяца.

Обжалованию подлежат действия государственных, муници­пальных служащих, в результате которых:

—нарушены права и свободы;

—созданы препятствия для регистрации прав;

—на граждан незаконно возложены обязанности;

—гражданин незаконно привлечен к ответственности.

 

Государственные служащие

Государственные служащие — работники государственных орга­нов, осуществляющие профессиональную деятельность по обеспече­нию исполнения полномочий государственных органов.

В федеральных органах государственной власти, органах госу­дарственной власти субъектов РФ, иных государственных орга­нах образуются государственные должности трех категорий — А, Б, В.

Должности категории А созданы для исполнения и обеспече­ния полномочий данного государственного органа. К этим долж­ностям относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др. Они не являются государствен­ными служащими.

Государственные должности категории Б создаются для непо­средственного обеспечения исполнения полномочий лиц, заме­щающих должности категории А.

Государственные должности категории В установлены для обес­печения полномочий государственных органов, в которых служат исполнители этих должностей.

Перечень государственных должностей государственной служ­бы определяется в Реестре государственных должностей РФ.

Государственная служба делится на федеральную государствен­ную службу и на государственную службу субъектов РФ. Кроме того, в зависимости от принципа разделения властей различают государственную службу в органах представительной, исполни­тельной и судебной власти

 

Государственные должности делятся на классы:

—действительные государственные советники РФ 1, 2, 3 клас­са — высшие должности;

—государственные советники РФ 1, 2, 3 класса — главные
должности;

—советники РФ 1, 2, 3 класса — старшие должности;

—референт государственной службы 1, 2, 3 класса — млад­шие должности.

Государственные служащие делятся на группы:

—должностные лица — государственные служащие, которые наделены правами совершать властные действия, влекущие юри­дические последствия, например: подписывать денежные документы, издавать нормативные правовые акты, применять меры изыскания и поощрения и т.д.;

—представители административной власти (работники мили­ции и др.);

—оперативный состав (специалисты — экономисты, социо­логи, юристы и др.);

—вспомогательный состав (работники, создающие условия для необходимого выполнения служебных функций другими служа­щими).

Религиозные объединения

Религиозным объединением в РФ признается добровольное объ­единение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основани­ях проживающих на территории РФ, которое создается в целях совместного исповедания и распространения веры.

Религиозные объединения: не могут вмешиваться в дела госу­дарства, участвовать в выборах органов государственной власти и деятельности политических партий, но имеют возможность уча­ствовать в социально-культурной жизни.

Формы управления

Существуют формы реализации исполнительной власти, т.е. формы государственно-управленческой деятельности.

Традиционно выделяют следующие государственно-управлен­ческие формы:

—издание нормативных правовых актов;

—утверждение программ развития;

заключение административно-правовых договоров (напри­
мер, между органами исполнительной власти субъекта РФ и водопользователями)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Управление означает упорядочение управляемой системы, обес­печение ее функционирования и развития.

Управление состоит из следующих основных элементов:

—принятие решения по упорядочению отношений;

—реализация решения — исполнение;

—контроль за реализацией решения и ее корректировка.
Административное право регулирует управленческие отношения,

существующие в сфере государственного управления, связанные с функ­ционированием и развитием системы исполнительной власти на всех территориальных уровнях РФ.

Исполнительная власть имеет в своем распоряжении все наи­более существенные атрибуты государственной власти: финан­сы, средства коммуникации, армию, милицию, службы внеш­ней и внутренней безопасности, исправительно-трудовые учреж­дения и т.д.

В управленческих отношениях, регулируемых административ­ным правом, обязательно участвует специальный субъект — орга­ны исполнительной власти (исполнительный орган).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.015 с.)