Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная политика и культурная революцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из первых решений Советской власти явилось установление 8-часового рабочего дня (декрет 29 октября 1917 г.); для подростков был определен сокращенный рабочий день. Стала обязательной выплата пособий по безработице и болезни. Декрет от 10 ноября 1917 г. ликвидировал сословное деление общества. Вводилось единое для всего населения России наименование граждан Российской республики. Уравнивались права мужчин и женщин. В феврале 1918 г. страна была переведена на общеевропейский григорианский календарь: следующий после 31 января день стал считаться 14 февраля. 19 января 1918 г. был издан декрет об отделении школы от церкви, а церкви от государства. Этим решением закреплялось равноправное положение всех вероисповеданий в России, а также право государства на ведение широкой атеистической пропаганды. Декрет был болезненно воспринят в церковных кругах. Поместный Собор Русской православной церкви; работавший с августа 1917 г., поначалу воздерживался от оценки Октябрьского переворота. Но уже 20 января 1918 г. Тихон, возведенный Собором в ноябре 1917 г. впервые с петровских времен в сан патриарха, предал советских правителей церковному проклятию — анафеме. Начало культурной революции Сразу после Октября на базе Министерства народного просвещения формируется новое центральное ведомство — Наркомат просвещения во главе с А.В.Луначарским. Уже к середине 1918 г. это ведомство сосредоточило управление дошкольным воспитанием, начальной, средней и высшей школой, политическим просвещением населения и издательским делом; профессиональной подготовкой рабочих, научными и культурными учреждениями. Появление наркомпроса было вызвано стремлением как можно быстрее реализовать главную цель большевиков в начатой ими «культурной революции»: опираясь на государственную власть, политизировать культуру, превратить систему образования, гуманитарную науку, литературу, искусство, театр в инструмент воздействия правящей партии на народные массы, утвердить в обществе безраздельное господство марксистской идеологии. Вместе с тем было бы ошибкой не видеть и другой стороны «культурной революции», обращенной на решение давно назревших задач в области духовного развития российского общества. После Октября устраняются сословно-классовые препоны, мешавшие трудящимся пользоваться благами культуры и просвещения. Общественным достоянием стали крупнейшие художественные и книжные собрания, музеи и дворцы, киностудии и театры. Конституция законодательно закрепляла за государством обязанность «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». Они получили значительные преимущества при поступлении в учебные заведения, включая самые престижные университеты. Важнейшей задачей культурной революции являлась ликвидация неграмотности. Соответствующий декрет Совнаркома был издан в самом трудном для Советской власти году — 1919. Грамоте должны были обучаться все не умевшие читать и писать граждане России в возрасте от 8 до 50 лет. В 1920 г. была начата широкая кампания по обучению грамоте взрослого населения страны. Если до революции грамотным было 25% населения России, то к 1926 г. — более 50%. На первый план в политике большевиков в области куль- туры выдвинулась также проблема российской интеллигенции — малочисленной (около 2,2% населения), но особо значимой общественной группы. Подавляющая часть российской интеллигенции заняла нейтральную позицию, по отношению к большевикам, объявив себя стоящей «вне политики», хотя поначалу в ее среде преобладали антибольшевистские на- строения. Как и откровенных противников режима, интеллигенцию не удовлетворял и сам факт насильственного государственного переворота, и политика властей, которая кардинально расходилась с укоренившимися в этой среде идеалами либерализма и демократии. Подобные настроения отразила статья Максима Горького, увидевшая свет в петроградской газете «Новая жизнь» 10 января 1917 г.: «Вообразив себя Наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России — русский народ заплатит за это, озерами крови. Сам Ленин, конечно, человек исключительной силы, человек талантливый; он обладает всеми свойствами «вождя», а также и необходимым для этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс...». В дальнейшем колеблющаяся интеллигентская масса постепенно склонялась к большей лояльности властям. Первые представители беспартийной интеллигенции стали сотрудничать с Советской властью вскоре после Октября. Среди них были выдающиеся деятели науки и культуры: ученые К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, М.М. Губкин, К.Э.Циолковский, Н.Е.Жуковский; литераторы А.А. Блок, В.Я.Брюсов, В.В.Маяковский; театральные режиссеры Е.В.Вахтангов, К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.Э.Мейерхольд и др. Сильное впечатление в кругах интеллигенции произвело принятое в марте 1918 г. решение Российской Академии Наук предложить Совнаркому свое содействие в изучении природных богатств страны. В.И. Ленин тут же поставил перед учеными задачу разработать план реорганизации промышленности и экономического возрождения России. К лету 1918 г. на службу к большевикам добровольно перешло около 8 тыс. генералов и офицеров старой армии. Некоторые из них позднее стали крупными советскими военачальниками (М.Д.Бонч-Бруевич, И.И.Вацетис, С.С. Каменев, Б.М.Шапошников, А.И.Егоров, М.Н.Тухачевский и др.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.006 с.) |