Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школа классической политической экономииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исторический период существования и развития классической политической экономии пришелся на расцвет буржуазии, формирование и расцвет капитализма, т.е. это период постпромышленных революций. В это время предмет исследования от одного человека, его жизнедеятельности и обогащения сместился к государственности, т.е. предметом исследования служило государственное устройство, государственная политика, взаимоотношения между классами и слоями общества. В общем, они исследовали производственные отношения. Английская школа. Более зрелые сформировавшиеся очертания политической экономии получили в английской школе. Основатель английской школы А.Смит. В 1776 г. вышел его труд "Исследование о причинах и природе богатства народов". С его точки зрения, ценность создается только в материальном производстве, и ее величина распадается на доходы трех классов: Ø Зарплата – это доход рабочих; Ø прибыль – это доход капиталиста; Ø земельная рента – это доход фермеров. Ученые-экономисты этой школы создали трудовую теорию стоимости: стоимость любого товара может быть измерена количеством труда, затраченного на его создание. С точки зрения государственного вмешательства в экономику представители этой школы относятся к либеральному направлению, т.к. они отрицают любую регулирующую силу в рыночной экономике, их принцип: "laise faire" - ничего не делать. С их точки зрения, рынок - высоко организованный самонастраивающийся организм, способный самостоятельно справиться с нестабильностью и несбалансированностью. Роль государства, с их точки зрения, сводилась к роли арбитра или "ночного сторожа". То есть основные функции государства: - охрана собственности граждан, - содержание государственных учреждений: тюрем, судов и т.д. - обеспечение обороноспособности страны. Д.Рикардо рассматривал производство в сельском хозяйстве, исследовал причину и источник возникновения земельной ренты. Он выделяет два вида ренты: - абсолютная (земельный налог). - дифференциальная, которая бывает двух типов. Первый образуется на плодородных землях, а второй - на землях, худших по качеству. Итальянская школа В экономическую науку Ж.Б.Сэй вошел со своим знаменитым законом рынка сбытов: «товар при изготовлении создает равный по своей стоимости рынок сбыта», т.е. количество товара будет складываться из совокупных доходов всех экономических субъектов: Q = W + P + R – уравнение экономического равновесия
Это уравнение отражает равенство доходов и расходов в обществе. Этот закон соблюдается только при выполнении следующих условий: отсутствие сбережений (все полученные деньги используются только на потребление), отсутствие заемных денег, действие законов совершенной конкуренции. Т.Мальтус вывел теорию народонаселения, которая противоречит развитию капиталистического строя. В своей работе "Теория народонаселения" (1814) заметил, что население земного шара по своей численности увеличивается, т.е. земли будут использоваться все более интенсивно. Рост интенсивности будет приводить к оскудению плодородия земель, будут расти расходы на восстановление плодородия, вследствие этого будет увеличиваться рента, и доходность сельскохозяйственного производства будет падать. Отсюда с/х предприниматели будут терять интерес к своему делу и в странах начнется массовый голод. Такого же направления придерживался Дж. Милль. Он утверждал, что развитие и накал конкуренции будут приводить к тому, что цены на товары будут снижаться, следовательно, будет падать норма прибыли и предпринимательская активность. Марксистская школа. К.Маркс (1818-1883) в основном труде "Капитал" исследовал структуру производственного капитала. Маркс разделил весь капитал на: · постоянный - включает машины, станки и оборудование, а также сырье и материалы, необходимые для создания товаров и услуг · переменный - капитал, финансирующий найм рабочей силы. В ходе своей работы Маркс создал "теорию прибавочной стоимости", которая заключается в раскрытии причин обогащения капиталистов. Все время труда наемного работника он подразделяет на две части: · необходимое - время, в течение которого человек окупает свои затраты на труд, · прибавочное - когда он работает на капиталиста и создает ему прибыль. Таким образом, источником обогащения капиталиста служит неоплаченный труд. Чем больше человек трудится, тем большую он создает прибыль капиталисту. К.Маркс вводит понятие "отчуждение", смысл которого заключается в том, что работник не заинтересован в интенсивном и качественном труде, т.к. он отчужден от процесса производства и результата труда. Поэтому Маркс соглашается с Миллем о падении нормы прибыли капиталистов. Важное значение в трудах Маркса приобретает "теория макроэкономического равновесия". Маркс разбивает все общественное производство на два сектора: · производство средств производства (машины, техника, здания); · производство товаров потребления (одежда, обувь, бытовая техника). Маркс выводит равновесие между этими секторами через схемы использования в пропорциях постоянного и переменного капитала. Из теории Маркс выходит на исследование цикличности развития экономической системы и определяет причину, характер и структуру циклов. В заключение своих трудов Маркс рассматривает процесс концентрации капитала и производства, отмечая, что в процессе развития капитализма высокими темпами будет происходить концентрация капитала, накопление прибыли, будут увеличиваться экономические противоречия эксплуатации рабочих и произойдет неизбежная гибель капитализма. Социалистическая школа. Это направление представлено учеными социалистами-утопистами: Р.Оуэн, К.Сен-Симон и Ш.Фурье. Социалисты – утописты отрицают возможность эволюционных или революционных социально-экономических преобразований, взывая к агитации, пропаганде идей социальной справедливости, присущей социализму. Ученые этой школы пытались создать внутри существующего капиталистического строя островки справедливых обществ. Они считали, что капиталистическое общество – переход к индустриальному обществу, в котором крупная промышленность будет развиваться по определенному плану. Труд станет потребностью, и рабочий будет заинтересован трудиться качественней и лучше. Основная нить исследований этой школы – государственный социализм (государственная защита наемных рабочих). Реформисты. Представителями этого научного направления являются: Ш.Жид, А.Шеффле, А.Вагнер, Л.Брентано (государственный социализм), Г.Джордж. Основной идеей их научных концепций была контрактная договоренность между наемным работником и капиталистом. Они не видели необходимости в существенном изменении всего капиталистического строя. Необходимо провести только некоторые реформы, которые будут направлены на защиту интересов рабочих, на ослабление степени эксплуатации наемного труда, формирование у капиталистов образа скромных промышленников, т.е. капиталисты должны изменить свое отношение к наемным работникам, уважать, ценить и заботиться о подчиненных. Историческая школа Ф.Лист дал начало данной школе. Он отмечал, что экономика отдельных стран подчиняется своим собственным законам. В.Рошер считал, что общей экономической теории для всех стран существовать не может. Особое внимание он отводил истории развития экономической нации и отрицал экономические законы, т.к. в хозяйственной жизни нет повторяемости. Позже возникла новая историческая школа. В рамках этой школы была создана теория формаций - теория эволюционного развития обществ. И выявлены экономические противоречия между основными классами. Столкновение экономических интересов является основным толчком перехода от одной формации к другой. Маржинализм Эпоху зарождения и развития маржинализма в экономической науке чаще называют маржинальной революцией. Слово маржинализм происходит от франц. Marjinal - предел. Маржинальная революция изменила облик экономической науки и её предмет, на основе применения в анализе математических методов. В рамках этого направления экономической мысли сформировались и развивались различные известные экономические школы: Австрийская школа: Г.Госсен (1810-1858) В своей работе «Развитие законов человеческого общения и вытекающих из них правил человеческой деятельности» (1854) сформулировал законы, которым подчиняются получаемые людьми удовольствия. Первый закон Госсена свидетельствует об убывании полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, а второй закон Госсена свидетельствует о максимальной сумме удовольствий индивида от потребления различных благ при условии, что предельные полезности этих благ уравниваются. К. Менгер (1840-1921) в работе «Основания учения о народном хозяйстве» (1871) представил учение о благах, как изложении его субъективной теории ценности. Т.е. разделение всех благ на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющих потребности человека и блага второго, третьего и т.д., которые служат для производства благ первого порядка. С его точки зрения ценность блага вне сознания индивида существовать не может. Субъективная стоимость любого блага будет определяться стоимостью последней единицы этого блага приносящей индивиду пользу. В этом заключается смысл теории предельной полезности, как альтернатива трудовой теории стоимости, созданной представителями классической политэкономии. Ф.Визер (1851-1926) в работе «Естественная ценность» (1889) изложил теорию альтернативных издержек и вменения. Альтернативные издержки соизмеримы с полезностью продукта, так что любой экономический субъект осознано или не осознанно произведет необходимый расчет затрат. Теория вменения отражает утверждение о том, что общая ценность комбинации благ не равняется (больше) ценности каждого блага в отдельности. Евгений Бем-Баверк (1851-1914) в 1884 была опубликована первая часть, а в 1889 вторая часть его основного труда «Капитал и процент». Бем-Баверк указывает следующие причины существования процента: 1. «Оптимизм», который заключается в том, что хозяйственные субъекты склонны ожидать, что в будущем ресурсы будут менее редки, чем в настоящем. 2. Неопределенность будущего и скоротечность жизни. 3. Техническое превосходство настоящих благ над будущими. Т.е использование капитала ведет к длительности производства и повышает результативность процесса. Английская школа: У. Джевонс (1835-1882) В 1871 г выходит в свет его знаменитая книга «Теория политической экономии». В ней Джевонс рассматривает теорию обмена и приходит к выводу о том, что меновое соотношение товаров обратно соотношению их последних степеней полезности для обмениваемых сторон. Теории обмена посвящены и труды Ф. Эджуорта (1845-1926). В труде «Математическая психология» (1881) ученый рассматривает случай изолированного обмена (Пятница предлагает свой труд Робинзону за деньги) в результате которого, формируется контрактная линия, и в какой точке произойдет обмен, будет зависеть от того, насколько искусно будет вести себя каждая из сторон. Лозаннская (итальянская) школа: Основателем лозаннской школы является Л. Вальрас (1834-1910). Наиболее известной работой Вальраса является книга «Элементы чистой политической экономии, или теория общественного богатства» 1874-1877. Экономика Вальраса - это абстрактная система, в которой действуют суверенные и рациональные индивиды, оптимизирующие свои функции. Эту систему Вальрас представил как равенство спроса и предложения, открыв эру математизации экономической науки. Он создал первую математическую модель общеэкономического равновесия, которая представлена системой уравнений. Эти уравнения связывают спрос и предложение производимого товара, затраты факторов на единицу товара и его цену. Идеи Вальраса успешно развивал В. Парето. В. Парето (1842-1903) в работе «Курс политической экономии» (1897) им рассмотрена проблема достижения общего благосостояния. С точки зрения автора оптимальным считается такое состояние, когда выполняется следующее условие: ничье благосостояние не может быть улучшено без ухудшения благосостояния кого либо другого. В экономическую науку это утверждение вошло как состояние (распределение) оптимальное по Парето. Благодаря Парето в экономическую науку прочно вошли такие инструменты анализа, как кривая безразличия, карта безразличия, коробка Эджуорта. Следующий ученый - экономист итальянской школы - В.Пигу, все наследие которого связано с проблемой благосостояния. Взяв за основу труды своего предшественника В.Парето в книге «Богатство и благосостояние» (1912) Пигу изложил свое понимание благосостояния и поставил вопрос о вмешательстве правительства с целью устранения препятствий достижению и росту благосостояния. Благосостояние может быть измерено с его точки зрения национальным дивидендом (доходом), которому мешают присутствие монополий, трансакционные издержки, несовершенство информации и др. Благодаря Пигу прочно утвердилось мнение, что наличие внешних эффектов делает вмешательство государства в экономику необходимым, однако сам Пигу придерживался принципа невмешательства государства в общественные экономические процессы. Дальнейшее продолжение его работа получила в трудах американского экономиста Р.Коуза. Труды Парето и Пигу дали начало целому научному направлению – рыночному социализму, основой которого является примирения либерализма и социализма как пути достижения благосостояния и равновесия. Это научное течение представлено А.Лернером, О.Ланге, К.Эрроу. Кембриджская школа: представлена основателем неоклассического анализа – А.Маршаллом. (1842- 1924). В 1890 году вышла его знаменитая книга – «Принципы экономической науки». В этой книге Маршалл проводит анализ полезности и спроса, формулирует закон спроса, вводит понятие рыночного равновесия, эластичности спроса, потребительского излишка и влияния фактора времени на формирование равновесной рыночной цены. Дальнейшее продолжение теории общего равновесия получили в трудах ведущего американского ученого экономиста И.Фишера. (1867-1947). В работе «Покупательная сила денег» (1911) представлено изменение покупательной способности средств обращения, как величина, обратная уровню цен. В центре денежной теории Фишера – знаменитое уравнение обмена – выражение количественной теории денег: MV = PQ. Развитие маржинализма и его проникновение в сферу производства способствовали формированию теорий распределения дохода, которые представлены трудами американских ученых экономистов: ДЖ. Кларка, Ф. Укстида и К. Викселля, создавших теорию предельной производительности, поэтому это направление научной мысли часто называют американской школой маржинализма.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.009 с.) |