Тема 8. Государственное регулирование экономики России




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Государственное регулирование экономики России



 

Целью работы является изучение проблем взаимоотношений государства и экономики, разработка конкретных выводов и рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования отдельных сфер экономики.

Работу следует начать с раскрытия сущности государственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйства, затем показать объективную необходимость вмешательства государства в механизм принятия регулируемых решений. Также следует дать характеристику исторически сложившимся ведущим методологическим подходам к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианской школы (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и неоклассической школы. Затем необходимо рассмотреть цели государственного регулирования, объекты и субъекты регулирования, институциональные структуры государственного регулирования. В итоге можно выделить две главные модели государственного регулирования: реактивную (адаптационную) модель и проактивную модель.

В разные экономические эпохи и в разных экономических системах роль государства в экономике не может быть одинаковой. Мировая практика свидетельствует о длительной эволюции политики государственного вмешательства: от жесткого дирижизма к либеральному монетаризму, к созданию механизмов саморегуляции в форме функциональных экономических систем.

В работе следует выделить следующие закономерности эволюции государства и экономики в странах с цивилизованными рыночными отношениями:

- во первых, сохраняется определенный удельный вес государственной собственности, с тенденцией увеличения государственного присвоения и потребления;

- во вторых, интенсифицируется государственное регулирование хозяйственной деятельности предприятий, движение финансовых потоков;

- в-третьих, совершенствуются формы и методы государственного регулирования экономики;

- в-четвертых, меняется структура рыночных отношений в пользу инструментов корпоративно-монополистического и государственно-монополистического контроля.

Далее следует показать, что в современных условиях государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, прямые и косвенные. Затем следует перейти к раскрытию различных методов и инструментов государственного регулирования. Следует показать, что методы и инструменты государственного регулирования требуют их комплексного использования, охватывающего одновременно все фазы воспроизводства и экономического роста.

С использованием статистического материала необходимо раскрыть основные направления государственного регулирования экономики России. Государственное регулирование реализуется, во-первых, в направлении достижения сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Общепризнанной задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Во-вторых, новым является использование различных инструментов и совокупности разных форм в организации системы государственных заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, в реализацию государственных программ. В-третьих, активизируется деятельность государства по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования для национальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса. В-четвертых, в области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, качество товаров и услуг. Этим достигается смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, стимулирование экономической активности различных групп населения.

Примерный план по главам

Введение

1. Экономическая сущность государственного регулирования экономики

1.1 Объекты и цели государственного регулирования

1.2 Методы и инструменты государственного регулирования экономики

2. Особенности государственного регулирования экономики РФ

2.1 Основные инструменты регулирования российской экономики

2.2 Анализ эффективности государственного регулирования РФ

3. Основные перспективные направления экономической деятельности государства в России

3.1 Направления развития экономической деятельности государства

3.2 Возможности применения зарубежного опыта регулирования экономики в России

Заключение

Основная литература

1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред. А.В. Сидоровича. М., 1998.

2. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. М., 2001.

3. Экономическая теория. Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, 1997.

4. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М., 1998.

5. Экономическая теория на пороге ХХI века – 5: Неоэкономика / Под ред. Ю.М. Осипова, В.Г. Белолипецкого, Е.С. Зотовой. М., 2001.

Дополнительная литература

1. Багурин А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. 2002. №4.

2. Губанов С. Темпы роста и воздействия на них государства // Экономист. 2003. №6.

3. Ивашевский С. Современная политика в области науки: проблемы и перспективы // Труд и социальные отношения. 2012. №1.

4. Куликов В. В. Экономический кризис и выход из него: к уточнению критериев// РЭЖ. 2012. №4.

5. Мильнер Б. Исполнительная власть: принципы организации и управления // Вопросы экономики. 2002. №7.

6. Петров Ю. Эволюция налоговой системы России и возможности задействования фискальных инструментов для стимулирования экономического развития // Российский экономический журнал. 2012. №1.

7. Пороховский А. Феномен «новой экономики» и функции государства (материалы к лекциям и семинарам)//

8. Устиян И.П. Самуэльсон о государственном регулировании экономики // Экономист. 2001. №7.

 

Тема 9. Роль инвестиционного процесса в осуществлении
структурной перестройки

 

В начале курсовой работы следует остановиться на теоретических проблемах исследования структурных преобразований. Для этого целесообразно обратиться к трудам ученых-экономистов, непосредственно занимающихся данной проблемой. Здесь основное внимание должно быть уделено объективной необходимости структурных преобразований, а также предпосылкам и факторам, приводящим к структурным преобразованиям, среди которых можно отметить роль технико-технологической составляющей экономического развития, институциональных изменений, причины политического характера. Кроме того, в данной главе необходимо остановиться на основных закономерностях структурного развития экономики, отразить их проявление в отечественной экономике.

Далее в курсовой работе следует подробно остановиться на понятиях, раскрывающих содержание структурной перестройки: «структурные преобразования», «структурные сдвиги», «структурные изменения». С целью глубокого и детального исследования структурных преобразований следует рассмотреть трактовку самого понятия структуры экономики, которое характеризуется целостностью и взаимосвязанностью всех элементов, обеспечивающих нормальное и динамичное функционирование системы. В данной главе необходимо также остановиться на формах и методах осуществление структурных преобразований. Основными формами поведения структурной перестройки являются революционный путь («шоковая терапия») и эволюционный путь («градуалистическое направление»). Для осуществления структурной перестройки применяются разнообразные средства: законодательно-административные, экономические, прямые и косвенные, явные и скрытые и т.п. Они используются для регулирования количественных и качественных характеристик производительных сил, процесса накопления, НТП.

В курсовой работе необходимо также раскрыть роль инвестиционного процесса в формировании эффективной структуры экономики посредством прогрессивных структурных сдвигов. Для достижения целей структурной перестройки экономики необходимо создание эффективного механизма постепенного преобразования существующей структуры. При реализации такого механизма наиболее важной проблемой является определение приоритетных направлений структурной перестройки. Приоритеты структурной перестройки должны учитывать многообразный характер структуры народного хозяйства и природу движения структурных преобразований. Цели и задачи структурной перестройки экономики требуют наличия соответствующей им инвестиционной политики, которая призвана обеспечить ход такой перестройки. Рекомендуется осветить проблемы инвестиционной политики на современном этапе, обозначить ее задачи и функции.

Примерный план по главам

Введение

1.Теоретические основы исследования структурных преобразований

1.1 Сущность структурных преобразований в экономике

1.2 Необходимость структурных преобразований национальной экономики

2. Анализ особенностей структурных преобразований в российской экономике

2.1 Методы и инструменты структурной перестройки в РФ

2.2 Анализ эффективности структурных преобразований в России

3. Инвестиционный процесс как основа реализации структурных сдвигов в экономической системе

3.1 Перспективы развития экономики России

3.2 Возможности использования зарубежного опыта при изменении структуры экономики РФ

Заключение

Основная литература

1. Гайдар Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры. М., 1990.

2. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993.

3. Красильников О.Ю. Структурные сдвиги в экономике современной России. Саратов, 2000.

4. Маевский В.И. Структура экономики России. М., 2010.

5. Меньшиков В.И. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М., 1996.

6. Нечаев А.А. Межстрановый анализ структуры экономики. М., 2008.

Дополнительная литература

1. Акаев А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года// Вопросы экономики. 2012. №4.

2. Белоусов А.Р. Этапы становления российской модели воспроизводства // Проблемы прогнозирования. 2001. № 1.

3. ЛинчиуН., Линчиу К. Финансирование инновационного развития аграрного сектора // АПК: экономика, управление. 2012. №10.

4. Раткин Л. «Перепрограммирование» научной деятельности в России: новый этап снижения отечественного инвестиционного и инновационного потенциала? Инвестиции в России. 2012. №10.

5. Сухарев О. К разработке комплексной методики анализа структурных сдвигов в национальной экономике// Инвестиции в России. 2012. №12.

6. Шулус А., Шаповалов В., Шулус В. Интенсификация формирования и развития на инновационной основе научно-технического, технологического и интеллектуального потенциалов России (теоретико-методологические и прикладные аспекты) // Инвестиции в России. 2012. №6.

7. Юрченко А.В., Крылова Л.В. Значение иностранных инвестиций в модернизации экономики России // Труд и социальные отношения. 2012. №4.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.013 с.)