Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденция зависимость закономерностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
NB
• Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция. • Основные задачи социологии: — в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей; — каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы. • Под внутридисциплинарной матрицей социологии понимается совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания. • Внугридисциплинарную матрицу можно представить в виде перевернутого дерева, где корнем выступает социология в целом, ветвями — отраслевые социологии, многие из которых, в свою очередь, расщепляются на дополнительные ветви (поддисциплины). • Иерархия социологического знания. В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и мыслить здание социологической науки состоящим из пяти этажей. — на самом верхнем расположена научная картина мира (философские предпосылки), — на четвертом — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, — на третьем находятся частные, или специальные теории — обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов, — на втором этаже размещаются эмпирические исследования — сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания, — на нижнем этаже находятся прикладные исследования — маломасштабные и нерепрезентативные исследования, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. • Четыре верхних этажа социологического здания занимает фундаментальная социология, а последний, пятый — прикладная. Три верхних уровня в пятиэтажном здании социологии занимает теоретическое знание, a два нижних принято именовать общим названием эмпирическое знание. • Прикладные исследования — это исследования местных событий. Цель прикладного исследования — не описание социальной реальности, а ее изменение. • Эмпирические исследования нацелены на приращение знаний, и они подтверждают либо опровергают какую-то частную теорию. • Научная картина мира в социологии — это совокупность самых общих представлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. Научная картина мира управляет и регулирует процесс создания общей социологической теории, а последняя влияет на образование частных теорий. • Среди основных понятий социологии следует выделить два главных, которые выполняют функцию первокирпичиков, — это статус и роль. • Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. • Любой статус состоит из ролей, а те — из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. • Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, называется ролью. • Совокупность пустых, т. е. не заполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. • Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. • Семья, производство, религия, образование, государство — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. • Государство — универсальный политический институт, осуществляющий на определенной территории поддержание политического порядка и управление общественными процессами на основе использования легитимных форм принуждения. • Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. • Совокупность всех социальных групп (демографических, политических и экономических, религиозных, профессиональных и др.) образует социальный состав населения. • Социальная стратификация — совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами. • Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы) описывается понятием социальной мобильности. • Социальное действие — это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. • При сборе первичных данных в социологии используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности (они указаны в скобках): — опрос (анкетирование и интервьюирование); — анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]); — наблюдение (невключенное и включенное); — эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.006 с.) |