Микроэкономика: предприятия в условиях разгосударствления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микроэкономика: предприятия в условиях разгосударствления



Как известно, предприятия - это ячейки народного хозяйства. Именно в них создаются материальные и нематериальные блага и услуги. Поэтому экономика предприятий, их взаимоотношения с центром и между собой, с банками и другими кредитными учреждениями должны стать объектами пристального внимания теории и практики переходного периода. Однако, чтобы повысить эффективность деятельности предприятий, необходимо изменить их статус: с государственного предприятия со строгим регламентом работы на сравнительно большую самостоятельность. Последней можно достичь лишь при достаточно энергичной политике разгосударствления.

Пути и формы разгосударствления. Наиболее сложным делом в ходе разгосударствления предприятий является не только определение форм и методов разгосударствления (акционирование, приватизация, передача в аренду и т. п.), но и выработка механизма взаимоотношений предприятий с государственными и местными органами управления. В 1990 г. государству принадлежало 90-95% производственных фондов. С 1992 г. посредством политики разгосударствления, приватизации и принятия пакета законов о конкуренции и ограничения монополистической деятельности можно ожидать некоторого снижения доли предприятий государственного подчинения.

Децентрализация материально-технического снабжения предполагает переход прежде всего к оптовой торговле средствами производства. От жесткого централизованного распределения необходимо перейти к двухсторон­ним связям типа "предприятие - предприятие", к продаже товаров через товарно-сырьевые биржи, а также к свободному поиску партнеров. Конечно, какая-то часть товаров все же останется для централизованного распределения (электроэнергетика, железные дороги, военное производство), но пропорции уже будут значительно более подвижными, чем это было до сих пор.

Высокая степень монополизации производства, которая оказалась результатом ошибочного представления о важности небольшого количества специализированных предприятий, сегодня стала труднопреодолимым препятствием. Официальные данные показывают, что среднее число занятых на одном предприятии в 1987 г. в промышленно развитых странах составило 86 чел., в Венгрии - 186, в Болгарии - более 504, в СССР 813 чел. 70-80% числа хозяйственных организаций в развитых странах Запада - мелкие и средние предприятия. Так, в США такие фирмы производят 50% ВНП страны, создают более половины рабочих мест. В СССР удельный вес предприятий с числом занятых до 200 чел. составлял примерно 50% производственных организаций страны, но их доля в промышленном производстве - около 5,3%.

Как видим, степень монополизации производства в нашей стране очень высока. Не будет, видимо, ошибочным утверждение, что практически любой вид производства в той или иной степени монополизирован. Безусловно, такое положение дел создает и еще создаст немало трудностей в ходе разгосударствления и демонополизации.

Предприятие и его связи в условиях перехода к рынку. Новый характер взаимоотношений начинает складываться между предприятиями. На смену обязательному разрешению из центра приходят самостоятельные контакты, основанные на взаимном интересе и взаимной выгоде. Это нормальные экономические отношения. В нашем случае они, конечно, не так просты, учитывая, что, во-первых, далеко не всегда у предприятий есть выбор, во-вторых, власть центра еще необходима для определенных гарантий (госзаказ, традиции и т. п.). По мере развертывания политики разгосударст­вления и демонополизации, формирования рыночных структур взаимоотно­шения между предприятиями будут становиться более стабильными, товары во взаимных поставках более качественными, ибо у обеих сторон будет появляться больше выбора.

Постепенно меняются отношения между предприятиями и банками. Это очень серьезная проблема, если учитывать, что банки еще в недавнем прошлом не играли серьезной роли в экономике. Не имея самостоятельности, банки не могли распоряжаться кредитами так, как этого требовал статус самих банков как кредитных учреждений. Например, кредиты выдавались предприятиям, заранее известным как неплатежеспособные заемщики. Нередко в кредитной политике использовался командный стиль, когда вышестоящие руководители просто приказывали выдавать кредит, не требуя его обеспечения.

Ныне формируется совершенно новая для России банковская система. Ее элементами становятся коммерческие банки, функционирующие на основе самостоятельности, самоокупаемости, с повышенным риском в кредитной политике вплоть до банкротства банков. Теперь уже банк выдает кредит предприятию на свой страх и риск, поэтому, прежде чем предоставить кредит, банк должен четко представлять экономическое и финансовое положение клиента. Союзный закон о банках и банковской деятельности в СССР положил начало для современной банковской деятельности. В дальнейшем появились свои законы, регулирующие банковскую деятельность, в государствах, входивших ранее в СССР.

Новые отношения формируются у предприятий с государственным бюджетом. Здесь серьезно меняются источники финансирования предприятий: от преимущественно бюджетных инъекций (без возврата) деньги все больше поступают как кредиты (с возвратом, оплатой и в срок). Теперь предприятие должно рассчитывать на себя, памятуя о том, что деньги уже не только можно получить, но и нужно возвратить в срок, оплатив процент за пользование ими. В таких взаимоотношениях совершенно новая роль появляется у страховых учреждений. Наряду с Госстрахом начинают появляться новые страховые компании, которые, как и банки, работают на свой коммерческий риск. Если степень риска высока, банк может, например, предложить предприятию застраховать кредит, перекладывая свой риск на страховую компанию. Получается как бы двойной контроль: банк и страховая компания совместно оценивают платежеспособность предприятия, изучают целевое назначение кредита и затем принимают решения. Если страховая компания отказывается страховать этот коммерческий риск, то уже дело банка - выдавать кредит или отказать в нем.

Короче говоря, новая роль банка и страховых компаний призвана поднять планку ответственности предприятий по своим обязательствам, более тщательно продумывать и взвешивать свои планы. В свою очередь, сами предприятия также повышают требования к качеству услуг, предоставляемых банками и страховыми компаниями. Например, точность, оперативность и своевременность банковских операций обеспечивают необходимое качество

предпринимательских сделок. В этих условиях страховые компании могут увеличить сумму взятого на себя риска и понизить плату за него.

Система социальной защиты

Эта система предполагает совокупность взаимосвязанных элементов, направленных как на облегчение тягот переходного периода к рынку, так и на стимулирование деловой активности всех слоев населения. Прежде всего система социальной защиты предполагает обеспечить защиту наиболее уязви­мой части общества: стариков, инвалидов, многодетных семей, сирот, больных. Это достигается путем индексации пенсий, пособий, раздачей различного рода талонов, обедов, других видов помощи. Важную роль для этих слоев общества могут и должны сыграть благотворительные организации и фонды, государственные и коммерческие предприятия, вклады отдельных граждан.

Во-вторых, государство призвано и обязано создать необходимые условия для развития мелких и средних предприятий, способных принять освобождающихся работников из государственного сектора.

В-третьих, государство, а позднее и предпринимательские структуры, должны нести определенные материальные затраты, связанные с повышением квалификации, переквалификации или увольнением работника по причине производственного или экономического порядка.

В-четвертых, государство создает систему законов, обеспечивающих каждому гражданину право широкого выбора в своей жизнедеятельности, не противоречащей нормам общечеловеческой морали, поведения и т. п.

Переходный период к рыночной экономике - серьезное испытание для каждого человека. Кто-то этот этап проходит легко, кто-то труднее, а для некоторых людей - это просто катастрофа. Но этот период для нас неизбежен, ибо нынешние трудности были заложены еще в командно-административной системе, подлежащей ныне демонтажу.

Одновременно опыт проведения экономических реформ в различных странах при переходе от командной экономики к рыночной с возможным использованием ее различных моделей позволяет выявить ряд общих закономерностей.

Следует отметить, что суть экономических закономерностей как объектив­ных процессов состоит в том, что это более разнохарактерные объективные процессы, чем экономические законы. Последние отражают конкретные, глубинные сущности в экономических процессах, систематически повторяю­щиеся при определенных условиях, например, экономический закон спроса при наличии рыночных отношений.

Экономические закономерности также объективны. Их нельзя создать или волюнтаристски отменить. При переходе к рыночным отношениям для них объективно создаются условия и они начинают действовать.

Суть этих закономерностей в том, что они отражают совокупное проявление во взаимодействии самих экономических законов и экономических категорий.

К числу таких общих закономерностей стран с переходной (ре­формируемой) экономикой можно отнести:

- постепенное достижение макроэкономической стабильности с исполь­зованием различных способов задействования государственной, муниципаль­ной и частной собственности и структурной перестройки экономики;

- неизбежное временное снижение в переходных условиях показателей экономического роста;

- либерализацию цен на потребительские товары, услуги и тарифы, продукцию производственного назначения и в связи с этим некоторый рост инфляции;

- напряженность формирования доходной части государственного бюджета, рост его дефицитности;

- недостаточную экономическую и юридическую защищенность частной и иных видов собственности и усиление криминализации экономики;

- возникновение структурных кризисов в экономике и системных кризисов в обществе в целом;

- рост дифференциации доходов основных групп населения и социального расслоения;

- наличие и проявление различных моделей переходной экономики, их нацеленности на формирование плюрализма собственности и конкурентной среды;

- радикальную перестройку экономической деятельности государственных и иных общественных институтов в связи с их новыми задачами по формированию рыночной среды;

- повышение роли научной экономической теории в обосновании проблем переходной к рыночным отношениям экономики.

Общие закономерности переходной к рынку экономики, с существенными для страны особенностями, реально проявляются в российской экономичес­кой действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.009 с.)