Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международное разделение труда.↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ГИПЕРТЕКСТ КУРС: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Часть 1. Введение в экономику. Часть 2. Основы микроэкономики. Деятельность фирмы, ее издержки и доходы. Часть 3. Фирма, формы конкуренции и распределение доходов населения. Часть 4. Текущие микроэкономические проблемы. Факторные рынки и особенности их экономического анализа. Часть 5. Основы макроэкономики. Макроэкономические параметры. Часть 6. Макроэкономические проблемы инфляции, экономических циклов и безработицы. Часть 7. Макроэкономические принципы. Совокупный спрос и совокупное предложение. Часть 8. Деньги, денежное обращение, денежно-кредитная и финансовая политика. Часть 9. Основные макроэкономические школы. Экономический рост. Мировая экономика. ЧАСТЬ 9 Рассмотрены основные положения современных макроэкономических концепций, проблемы экономического роста, мировой экономики и международного разделения труда. Часть 9 соответствует профессиональной образовательной программе № 3 Оглавление стр. Программа курса по данному разделу................................................................................. 4 Литература................................................................................................................................... 4 КуРСОВЫЕ ЗАДАНИЯ...................................................................................................................6 ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................................................21 ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ...................................................................................22 Основные макроэкономические школы...................................................................................22 Концепция экономики предложения........................................................................................27 Теория рациональных ожиданий...............................................................................................28 Экономический рост...................................................................................................................34 Модели экономического роста..............................................................................................35 Типы экономического роста..................................................................................................37 Проблема темпов экономического роста.............................................................................37 Темпы экономического роста в современном мире............................................................38 Народонаселение и экономический рост................................................................................. 39 Народохозяйственное прогнозироавние и факторы экономического роста.........................43 Факторы экономического роста............................................................................................46 Желателен ли экономический рост?.....................................................................................47 Государственное регулирование экономического роста.........................................................49 Экономический рост развивающихся стран.............................................................................50 Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ......................... 55 Экономические отношения в системе всемирного хозяйства и их регулирование..............63 Международные аспекты экономического развития...............................................................67 Экономическая система и ее структура....................................................................................70 Альтернативные системы...........................................................................................................71 Распад социалистической системы и экономические реформы............................................74 Проблемы перехода к рыночной экономике............................................................................75 Сравнительный анализ экономических систем........................................................................87 Происходит ли сближение экономических систем?................................................................88 Система национальных счетов...................................................................................................91 КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ……………………………………………………………………...97
ЧАСТЬ 9 ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СОДЕРЖАНИЕ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ) Основные макроэкономические школы. Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования управления спросом. Монетаризм как экономическая концепция. Теория социального рыночного хозяйства. Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения (экономика предложения). Теория рациональных ожиданий. Великий неоклассический синтез. Экономическая школа марксизма. Экономический рост. Модели экономического роста и его стадии. Народонаселение и экономический рост. Народнохозяйственное прогнозирование и факторы экономического роста. Экономический рост развивающихся стран. Концепция "порочного круга бедности". Международное разделение труда. Мировая экономика: международная торговля. Концепция сравнительных преимуществ, ее современные модификации. Макроэкономика свободной торговли. Экономическая интеграция. Экономическая система и ее структура. Альтернативные системы. Распад социалистической системы и экономические реформы. Эволюционный переход России в рыночной экономике. Сравнительный анализ экономических систем. Система национального счетоводства. ЛИТЕРАТУРА Базовые учебники *1.Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (Основы экономической политики): Учебник. М., 1997. С. 46-47, 82-94, 183-219. *2. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика: Пер. с англ. М., 1997. С. 42-71, 178-220, 655-691, 695-728, 731-7771, 775-778. *3. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. акад. Л.И. Абалкина. М., 1997. С. 7-8, 91-106, 281-343, 551-600. *4. Курс экономики: Учебник/Под ред. Б.А. Райзберга. М., 1997. С. 40-73, 621-651, 677-679, 681-703. *5. Курс экономической теории / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1994. С. 468-534, 55-559. 6. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996. С. 450-536. *7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. 11-е изд. М., 1992. Т.1. С. 47-49, 194-203, 232-255, 320-337, 380-395. Т.2. С. 320-340, 365-383. 8. Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина. М., 1997. С. 12-80, 166-189. *9. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М., 1995. С. 7-24, 509-599. *10. Экономика: Учебник для экономических академий, вузов и факультетов / Под ред. доц. А.С. Булатова. М., 1995. С. 14, 24-49, 401-413, 484-496, 558-576. 11. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов, 2-е изд. М., 1997. С. 98-113, 142-155, 179-208. Основные учебные пособия 12. Агапова И.И. История экономических учений. М., 1996. С. 35-40, 76-91. 13. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. 4-е изд. М., 1994. С. 51-56, 136-150, 607-641. *14. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. М., 1995. С. 42-45, 118-149. *15. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). М., 1994. С. 302-324, 340-344, 347-354, 361-363. *16. Киреев А.П. Международная экономика: Учебное пособие для вузов. М., 1997. 4.1. С. 15-45, 79-116, 341-360, 361-388. *17. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович. М., 1997. С. 62-64, 333-355, 356-420, 634-644, 688-733. *18. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России: Учебное пособие для вузов / М.М. Загорулько, В.М. Белоусов, Л.А. Васютина и др.; Под ред. М.М. Загорулько, О.В. Иншакова, В.Н. Овчинникова, 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. С. 257-288. *19. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. М., 1994. С. 292-329. 20. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории: Учеб. пособие для неэкон. спец. вузов / Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П.В.Савченко. М., 1996. С. 294-307, 314-331, 338-362. *21. Самуэльсон П. Экономикс. М., 1993. Т.1. С.32-34, 308-309. Т.2. С. 234-261, 268-297, 315-344, 373-376. 22.Теория переходной экономики: Учебное пособие / Под ред. Е.В. Красниковой. М., 1998. Т.2. С. 182-209. 23. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебное пособие / А.Г. Грузнова, Т.В. Чечелева и др. М., 1997. С. 25-60, 88-127, 220-337. Дополнительная литература 24. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996. С. 327-338, 437-471. 25. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика: Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. М., 1996. С. 198-202, 214-220, 224-232. *26. Фридмен М. Количественная теория денег: Пер. с англ. М., 1996. С. 40-123. 27. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. М., 1998. С. 338-362. *28. Ховард К., Журавлева Г. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономике): Учебник. М., 1995. С. 10-33, 311-363. *29. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995. С. 14-73, 76-83, 411-415.
Примечание. Знаком (*) отмечены работы, выдержки из которых вошли в файл материалов. В остальных работах указаны страницы, наиболее важные для изучения.
КУРСОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Составьте логическую схему базы знаний по материалам данного раздела и дополните определениями терминологический словарь (см. с. 23). 2. Вопросы для подготовки к экзаменам: Каковы содержание и цели основных современных макроэкономических школ и направлений? В чем суть экономической теории маржинализма? Что характерно для теории и практики институционализма? В чем суть теорий и практики кейнсианства и неокейнсианства? Каковы особенности теории и практики "социального рыночного хозяйства"? Что из них возможно использовать в современных условиях России? Каковы главные задачи и особенности экономической теории монетаризма? Кто ее важнейшие представители? Как относятся теоретики монетаризма к проблеме инфляции? Что характерно для теории и практики неолиберализма? Какова суть концепции "великого неоклассического синтеза", в чем ее новизна и кто ее главные представители? В чем особенности экономической теории К.Маркса и какие ее положения сохраняют свое значение для анализа современных макроэкономических процессов? Что вкладывается в понятие "экономика предложения"? В чем суть экономической концепции рациональных ожиданий? Как в экономической теории обосновывается суть экономического роста? Каково место проблемы занятости в теории и практике экономического роста? В чем суть основных моделей экономического роста? Каково значение анализа производственной функции в неоклассических моделях экономического роста? Что входит в понятие стадий экономического роста? Что понимается под темпами и факторами экономического роста? Какова взаимосвязь и зависимость между состоянием народонаселения и темпами экономического роста? Какими показателями характеризуются современные темпы экономического роста в странах с развитой рыночной экономикой и переходной к рынку экономике России? Каково значение прогнозирования экономического роста и какие методы при этом могут быть использованы? В чем суть государственного регулирования экономического роста? Желателен ли чрезмерный экономический рост в странах с развитой рыночной экономикой? В чем суть и особенности проблемы экономического роста в развивающихся странах? Каково содержание концепции "порочного круга бедности"? В чем суть и каковы основные причины международного разделения труда? Что такое мировое хозяйство? Каковы его черты и различные подходы к его характеристике? В чем суть проблемы специализации экономик отдельных стран и формирования концепции сравнительных преимуществ? Кто ее основоположники? Какова суть современной модификации концепции сравнительных преимуществ? В чем ее конкретные особенности? Каково содержание и особенности экономической политики свободной торговли и протекционизма? От чего зависит макроэкономическое равновесие в мировом хозяйстве и как действует мультипликатор внешней торговли? В чем суть и причины экономической интеграции стран с развитой рыночной экономикой и дезинтеграции экономик стран СНГ? Что входит в понятие "экономическая система" и каковы характерные элементы ее структуры? Каковы наиболее известные альтернативные экономические системы и в чем их характерные особенности? В чем причины распада социалистической системы и необходимости радикальных экономических реформ в странах - бывших членах данной системы? Каковы основные черты и проблемы переходной к рынку экономики в странах бывшей социалистической системы? Какая модель переходной к рынку экономики характерна для современного этапа в России? Какова роль государства в формировании рыночных структур в странах с переходной экономикой? Какие можно сделать выводы из сравнительного анализа экономических систем? Каким образом система национального счетоводства (СНС) может способствовать усилению экономического сотрудничества стран, ее применяющих? 3. Темы рефератов (факультативно): Основные современные макроэкономические школы и направления: характеристика и особенности [1, 4, 6, 11, 13, 20, 24, 28]. Кейнсианство и монетаризм: суть и особенности [1, 2, 6, 7, 9, 14, 25, 26]. Стадии, типы и темпы экономического роста [2, 3, 5, 7, (Т.2), 17, 18, 20, 21, 22]. Экономический рост и эволюционная макроэкономика [2, 5, 9, 10, 15, 17, 23, 24]. Интернационализация хозяйственной жизни и мировой рынок [4, 5, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 18]. Теория сравнительных преимуществ: история и современность [5, 7 (Т.2.), 9, 15, 16, 18, 20, 28]. Место России в мировом хозяйстве [3, 4, 14, 16, 17, 18, 20, 22]. Причины распада социалистической системы и объективная потребность в экономических реформах [3, 5, 9, 10, 14, 17, 18, 22, 24, 29]. Сравнительный анализ экономических систем [3, 4, 9, 10, 17, 19, 23, 27, 29]. 4. Тест-тренинг: 4.1. Установите соответствие между авторами, датами их жизни и экономическими взглядами, которые они обосновывали.
4.2. Установите соответствие между наименованием и содержанием приведенных экономических теорий.
4.3. Поставьте в соответствие авторов и написанные ими произведения.
4.4. Определите допущенные в приведенных предложениях смысловые ошибки. Исправьте их, дополнив правильным текстом. 1. Экономический рост является одним из важнейших экономических критериев развития общества и выражается в росте народонаселения, занятости в сфере материального производства, накоплении сбережений у населения. 2. Модели экономического роста - это теоретико-описательные формы реальных или прогнозируемых процессов динамики экономического развития, не поддающихся воздействию человеческого разума и существующих независимо от уровня технического прогресса и характера экономических отношений. 3. Стадии экономического роста - это временные периоды в развитии общества, характеризующиеся сменой политических режимов, воздействием на социально-экономические процессы земных катаклизмов, различного рода катастроф. 4. Факторы экономического роста - это важнейшие его источники, в числе которых в первую очередь следует назвать: а) количество и качество природных ресурсов; б) количество и качество трудовых ресурсов; в) политический строй в стране; г) количество обращающихся в стране денег. 4.5. Из двух предложенных разъяснений выберите то, которое раскрывает содержание данного понятия. 1. Инвестиции - это а) деньги для приобретения материальных благ б) активы для экономической деятельности 2. Инновации - это а) дешевые потребительские блага б) новаторские разработки 3. Народонаселение - это а) социальный состав населения в стране б) численность населения и его динамика 4. Народнохозяйственное прогнозирование - это а) разработка гипотезы развития экономики б) анализ текущей экономической информации 5. Производственная функция Кобба-Дугласа а) Y=1,01*La*Kr б) ES=f(A1,А2,...Аn) 6. Теорема Хекшера-Олина обосновывает а) экспорт товара при использовании самого дешевого фактора производства б) превышение экспорта над импортом 4.6. Восстановите недостающие смысловые взаимосвязи так, чтобы они правильно отражали содержание понятий. Понятия А. Международное разделение труда представляет из себя... В. Мировое хозяйство составляет... С. Мировой рынок проявляется через... D. Сравнительные преимущества стран во внешнеэкономических отношениях проявляются через... Определения а.... систему взаимосвязанных внешнеэкономических отношений национальных хозяйственных комплексов многих стран друг с другом. в.... специализацию экономик отдельных стран на производстве конкретных видов продукции, предназначенной для внешнего рынка. с.... систему поддержания сравнительно или относительно более низких издержек производства в данной стране, чем у производителей такого же продукта в других странах. d.... систему устойчивых товарно-денежных связей между различными странами на основе их участия в международном разделении труда. 4.7. Восстановите недостающие смысловые взаимосвязи так, чтобы они правильно отражали содержание понятий. Понятия А. Протекционизм - экономическая политика государства, направленная... В. Тарифы в международной торговле - это система ставок... С. Квоты в системе международной торговли... D. Свободная экономическая зона... Определения а.... на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции на основе введения высоких пошлин на импортируемые товары, ограничение или полный запрет ввоза некоторых товаров. в.... связанная с определением размера платы за экспортируемые или импортируемые товары из одной страны в другую. с.... обособленная часть территории страны, на которой государственными или местными органами власти создаются наиболее благоприятные условия для разнообразных внешнеэкономических операций как для иностранных партнеров, так и для национальных хозяйствующих субъектов. d.... количественный или стоимостный предел для некоторых видов товаров, разрешаемых для ввоза в данную страну или вывоза из нее. 4.8. Определите правильность соответствия характеристики экономической системы, приведенной в графе 1, общепринятому наименованию данной системы в экономической науке - графа 2. Поставьте в этой графе соответствующий порядковый номер данной системы: 1) чистый капитализм; 2) командная экономика; 3) смешанная экономика; 4) традиционная экономика.
4.9. Ответьте на усложненные вопросы с открытым ключом, требующие дополнительной проработки материала для ответа (ответы должны быть даны по возможности более подробно).
5. Разрешите следующие ситуации: Ситуация 1 В целях уяснения ряда важнейших положений, относящихся к проблемам макроэкономики, внимательно прочитайте и объясните, как вы понимаете изложенные в приводимых отрывках из работ А.Смита, К.Маркса и Дж. М.Кейнса проблемы макроэкономического характера. Уточните, к каким экономическим школам относятся данные положения и что для них особенно характерно. 1. В книге А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" говорится: "Таким образом, поскольку отпадают все системы предпочтения или стеснений, очевидно, остается и утверждается простая и незамысловатая система естественной свободы. Каждому человеку, пока он не нарушает законов справедливости, предоставляется совершенно свободно преследовать по собственному размышлению свои интересы и конкурировать своим трудом и капиталом с трудом и капиталом другого лица и целого класса. Государь совершенно освобождается от обязанности, при выполнении которой он всегда будет подвергаться бесчисленным обманам и надлежащее выполнение которой недоступно никакой человеческой мудрости и знанию, от обязанности руководить трудом частных лиц и направлять его к занятиям, более соответствующим интересам общества. Согласно системе естественной свободы, государю надлежит выполнить только три обязанности, правда, три обязанности весьма важного значения, но ясные и понятные для обычного разумения: во-первых, обязанность ограждать общество от насилия и вторжения других независимых обществ; во-вторых, обязанность ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или обязанность установить хорошее отправление правосудия; и, в-третьих, обязанность создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, потому что прибыль от них не сможет никогда оплатить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и сможет часто с излишком оплатить их "большому обществу" (А.Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1931. С.279-280). Объясните: а) О какой экономической концепции идет речь в данном отрывке? Какие изменения она претерпела в конце XIX - начале XX вв.? Что может быть использовано в современных условиях в нашей стране? б) Какие государственные экономические функции, отмеченные в этом тексте, оправдывают себя в современных условиях рыночного развития и что потребовалось дополнительно внести в экономическую деятельность государства и почему? Как вы понимаете современное положение о "фиаско" рынка? в) Как вы оцениваете положение А.Смита об общественных сооружениях и учреждениях применительно к современным рыночным процессам? Обратитесь к современным учебникам "Экономикс" и уточните для себя их подход к понятию "общественные блага и услуги". 2. К.Маркс в своей работе "Капитал" (т.3), рассматривая конкурентные рыночные процессы, писал: "Если спрос и предложение определяет рыночную цену, то, с другой стороны, рыночная цена, а при дальнейшем анализе рыночная стоимость определяет спрос и предложение. По отношению к спросу это очевидно, так как он изменяется в направлении, противоположном ценам: повышается, когда цены падают, и наоборот. Но то же самое применимо и к предложению. В самом деле, цены средств прои
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.219 (0.015 с.) |