Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка



Ошибочное словоупотребление порой приводит к алогизмам, или логическим ошибкам. Их причины кроются в непонимании значения слова, в противопоставлении однородных или соединении в одном ряду разнородных (общих и частных, абстрактных и конкретных) понятий. Например: «Достоевский правдиво, но с огромной худо­жественной силой раскрыл внутренний мир Раскольникова»; «Тихон Щербатый — простая русская душа, которая любила свой народ и ненавидела его врагов», «Образ Чацкого не одинок».Часто в суждениях учеников правильные сами по себе положения связываются без достаточных логических оснований: «Есенин — на­родный поэт, так как он воспел русскую природу» (только ли поэтому мы считаем Есенина народным поэтом?).

Чтобы более точно выразить мысль, употребить слово в нужном значении, следует полнее использовать словарные богатства русского языка, и в частности его с инонимические средства. Синонимы различаются оттенками значения, эмоциональной окраской, принадлежностью к определенному стилю речи. Так, в сочинении по сатирическому произведению можно употребить слова обличает, высмеивает, бичует, разоблачает, иронизирует, уничтожает, развенчивает и т.д.

Большинство сочинений отличает низкая стилистическая грамотность, причина которой кроется в недостаточно высоком уровне общей речевой культуры пишущих сочинение. Многочисленные стилистические ошибки (в расширительном значении, включая ошибки речевые и грамматические) возникают как результат неправильного словоупотребления, а также как следствие отклонений от различных грамматических норм: словообразовательных (нарушение структуры слова), морфологических (нарушение формы слова), синтаксических (нарушение структуры словосочетания или предложения). Приведем примеры разновидностей этих ошибок.

1. Смешение причастий действительного и страдательного залога: «Снимки, сделавшие опытным фотографом».

2. Использование слова в значении, ему не свойственном: «Величество, могущество русского народа проявляются в его борьбе» (вместо величие); «Это издательство комедии является наиболее полным»; «Отец хотел, чтобы Некрасов получил военную карьеру».

3. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.; «Чацкий наблюдал эту сцену и упрекает Софью».

4. Нарушение лексической сочетаемости: «Булгаков придавал огромное внимание театру»; «В стихах Есенина особую роль имеют сравнения»; «Образ Андрея Болконского играет огромное воспитательное значение».

5. Употребление лишнего слова (плеоназм): «Подлинная правда»; «Молодой юноша»; «Помещичье дворянство»; «Негодовал от возмущения».

6. Использование близко однокоренных слов (тавтология): «В образе Базарова изображен разночинец-демократ», «Враги приближались ближе»; «В книге показано, какие достижения достигла наука».

7. Употребление слова или выражения иной стилевой окраски: «У Базарова не было сообщников, поэтому его дело не получило распространения».

8. Ошибочное словообразование, искажения слов: «Разночинская интеллигенция»; «полность изображения»; «благородность души»; «взятничество»; «упорность»; «надсмешка»; «скупидомка»; «скучание»; «ихние слова»; «завсегдатели трактира»; «жаждает».

9. Неправильное использование причастных и деепричастных оборотов: «Многие воины, сражающиеся на фронтах Отечественной войны, погибли за нашу свободу»; «Став владельцем имения, у Порфирия проявляются еще и другие качества»; «Прочитав роман, передо мной встали образы».

10. Нарушение согласования: «Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его»; «По обоим сторонам дороги тянулись холмы»; «Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной».

11. Нарушение управления: «Согласно закона»; «Он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем»; «Особое внимание было уделено на составление плана»; «Следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид»; «Ему характерны многие отрицательные черты»; «Уверен в будущее»; «Соня жалела и переживала за Раскольникова».

12. Неудачное употребление местоимений: «Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону»; «Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет»; «Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку».

13. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Обычно молодежь является носителями передовых идей»; «Произошло еще ряд событий».

14. Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры: «В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов»; «Порфирий был любимцем с детства матери»; «Она уговорила отдать подводы для Раненых, на которых уже были уложены вещи».

15. Отсутствие согласования в числе между существительным и местоимением, которое это существительное заменяет: «Чацкий ненавидит фамусовское общество с их тщеславием и высокомерием»; «В этом произведении изображается мещанство. Они далеки от общественных интересов».

16. Нарушение границ предложения: «Петр с усмешкой слушал генерала. Который излагал свой план действий»; «В передней стоял лакей Павлуша. Лет четырнадцати».

Приведенные примеры стилистических ошибок свидетельствуют о том, что грамотность, хороший (литературный) язык сочинений могут быть достигнуты лишь при условии серьезного внимания к каждому слову, к каждой фразе, упорной и тщательной их обработки.

 

Требования к сочинению

ТРЕБОВАНИЯ к сочинению РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
ОШИБКИ 1. Отсутствие ошибок в сочинении: орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических. Повышай грамотность, критически оценивай написанное, делай проверку даже по самым простым правилам!
ЯЗЫК 2.Богатство словаря, точность словоупотребления, разнообразие морфологических категорий и синтаксических конструкций, используемых в сочинении. Больше читай! Старайся запоминать и употреблять новые слова, подбирай синонимы, даже при отсутствии практической необходимости в них! Экспериментируй: вырази мысль с помощью разных синтаксических конструкций! Стремись к совершенству!
СТИЛЬ 3.Стилистическое единство и выразительность сочинения. Можно надеть смокинг и кроссовки? Иногда опасно соединять несоединимое. Так и неосторожно употребленное слово или выражение способно испортить все впечатление!
ЛОГИКА 4.Последовательность изложения, логическая связь мыслей в сочинении. Мысль развивается плавно, медленно, без внезапных скачков, автор делает небольшие промежуточные выводы - такую работу легче понять читающему!
ТЕКСТ И ЕГО ФАКТЫ 5.Знание текста (текстов) произведения (произведений), отсутствие фактических ошибок в сочинении. Запоминай имена героев произведений, его сюжет! Составляй краткие конспекты изученных произведений! Железное правило: если в чем-то не уверен, не пиши! Не стоит путать имена, названия, сюжеты - эта ошибка очень "дорого" обходится!
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, НАВЫКИ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 6.Знание некоторых сведений по теории литературы и умение эти сведения использовать для анализа художественного произведения. Можно сдавать экзамен по физике и при этом не употреблять слов "джоуль", "ватт", "ампер"? Понятия "форма" и "содержание", "идея", "жанр", "система персонажей", "конфликт", "кульминация", "композиция", "деталь" и другие жизненно необходимы автору сочинения, претендующему на хорошую оценку.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ 7.Самостоятельность пишущего во взглядах, оценках, т.е., наличие собственной точки зрения, развитого мировоззрения. Знакомься с разными точками зрения и оценками художественного произведения, пытайся понять авторскую позицию, определи свое отношение к ней, полемизируй со всеми, в том числе и с собой, но не забывай главного: любая точка зрения всегда нуждается в доказательствах, аргументах.
КРУГОЗОР 8.Широкий кругозор. Иногда следует отвлечься от деталей и посмотреть по сторонам
ТЕМА 9.Самое важное, самое главное!   Главное в каждом сочинении — его тема! Следуй выбранной теме, не отклоняйся от неё на посторонние размышления!

Этапы работы над сочинением

Итак, написать сочинение — это значит передать в систематизированном виде ряд мыслей и фактов, изложенных под определенным углом зрения, с мотивированным объяснением точки зрения автора. Каковы же этапы работы над сочинением?
I. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания
Если вы не будете следовать этому требованию, ваше сочинение может быть написано не на тему, «мимо» темы, «по поводу» темы и т. д. Вы должны понимать, к чему обязывает вас каждое слово в формулировке темы. Ответ на вопрос, поставленный темой, будет правильным и исчерпывающим лишь тогда, когда четко осознан и выявлен весь круг проблем, содержащихся в теме. Возьмем, к примеру, следующую тему: «Любимые герои Л. Н. Толстого в романе «Войн; т мир». Какой круг проблем содержится в этой теме?
1. Кто из действующих лиц романа является любимым героем Л. Н. Толстого?
2. Почему эти персонажи являются любимыми героями писателя? Заметим одновременно, что речь идет не об одном герое, а о нескольких.
Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.
II. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения
Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы.
III. Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса
Форма доказательства может быть дедуктивной, когда сначала высказывается тезис (общая мысль), потом называются частные мысли (аргументы), развивающие общую мысль, т. е. от общей мысли идут к частным, или индуктивной, при которой сначала называются частные мысли, затем та общая, которая ими подтверждается. Обычно на экзаменах предлагаются темы, допускающие дедуктивный путь их раскрытия.
От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).
IV. Подбор фактического и цитатного материала
Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для подтверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным отрывкам. Что касается отрывков из произведений художественной прозы или литературно-критических статей, которые труднее выучить наизусть, то их можно передать своими словами, разумеется, не заключая в кавычки. В противном случае неточное цитирование может считаться фактической ошибкой. Итак, главная часть сочинения — это тезис и аргументы.

Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основной части. Если вступление такой функции не выполняет, лучше обойтись без него. Механически привязанное к главной части, оно, нарушает композиционно-логическую стройность.
В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе, когда было написано произведение, или дает краткую характеристику проблематики
творчества писателя, поэта, определяя место в нем анализируемого произведения. Часто во вступлении излагаются взгляды пишущего сочинение по проблеме, стоящей в центре рассматриваемого произведения. Интересны нетрадиционные, нестандартные вступления, когда для зачина берется какой-либо факт из жизни или творчества писателя и, отталкиваясь от него, освещается тема сочинения.
Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части (заключение может быть выжимкой из текста). Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.
Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.251 (0.012 с.)