Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.
Соответствие теме
Главное в каждом сочинении — его тема, поэтому работа начинается с ее выбора. Обучающийся должен тщательно продумать формулировку темы, осмыслить содержание каждого понятия, входящего в заглавие, выяснить круг вопросов (в их последовательности), которые следует осветить. Однако многие пишущие сочинение не стараются вдуматься в тему и пишут о произведении в целом, о художественном образе вообще. Но ведь по одному образу, а тем более произведению могут быть предложены десятки самых различных тем, и раскрывать их надо по-разному. Например, «Образы Дикого и Кабанихи» — это одно, а «Темное царство" в изображении А. Н. Островского» — это уже иной аспект подхода к теме. Обе темы близки по содержанию, но требуют изложения материала в разном освещении. Приблизительное понимание или просто неправильное прочтение темы приводит, в сущности, к подмене ее другой.
Так, в сочинении на тему «Н. В. Гоголь как сатирик» ученики часто дают последовательные характеристики плутов, мошенников, небокоптителей, тогда как нужно выявить позицию художника, его отношение к изображаемому, то, что принято называть идеалом писателя, из которого он исходит в сатирическом воспроизведении жизни и ее оценке. Необходимо показать, какие художественные приемы использует Гоголь как сатирик в раскрытии типов помещиков и чиновников, в чем своеобразие комизма писателя, его творческого метода.
Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.
Это требование должно соблюдаться в письменных работах, самых разных по своему характеру: когда ученик анализирует конкретный литературный образ («Обломов — тип "лишнего" человека»), когда он раскрывает содержание всего произведения «"Век нынешний" и "век минувший" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"»), когда прослеживает творческий путь писателя («Гимн человеку и труду в творчестве М. Горького»).
Необходимо выбрать наиболее важные ситуации, в которых натура героя проявляется наиболее полно, раскрыть сущность явлений, событий, эпизодов. К сожалению, обучающиеся нередко уделяют много внимания второстепенным моментам и деталям, упуская при этом главное. Персонажи и события, необходимость анализа которых продиктована темой, рассматриваются односторонне, поверхностно, сочинения перегружаются чересчур подробными описаниями деталей, лишними сведениями.
Содержательность сочинения достигается прежде всего глубоким анализом его идейно-художественного своеобразия, умением оперировать литературоведческими понятиями, использовать литературную критику, исторические свидетельства и факты. Содержательность письменной работы определяется и тем, в какой степени пишущий сумел понять и оценить место анализируемого им художественного произведения в литературном процессе, как ему удалось связать образы героев с особенностями метода писателя и той конкретно-исторической средой, в которой действуют литературные герои.
План и логичность, последовательность изложения
От хорошо составленного плана зависят глубина и содержательность сочинения. Каждое новое положение, выдвигаемое его автором, должно быть следствием предыдущего, закономерно и естественно вытекать из него. Чтобы развить у себя умение логически и последовательно рассуждать, излагать свои мысли, нужно научиться доставлять рабочий план. Следует заметить, что план к одной и той же теме может иметь разные варианты: простой, развернутый, сложный, цитатный, состоящий из повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Составить план — значит четко представлять себе, о чем писать, показать понимание темы, определить главную мысль работы, ее составные части, их связь и взаимную обусловленность. Пункты и подпункты плана должны быть расположены в строгой логической последовательности. При этом план должен иметь определенную направленность: раскрыть черты характера героя, или выявить основные аспекты какой-то проблемы, или показать своеобразие языка действующих лиц и т. д.
Сочинение, написанное по четкому плану, отличает стройная композиция, соразмерность частей (по структуре), целостность изложения (если, к примеру, говорить о гоголевских мертвых и живых душах, то было бы неверно посвятить несколько страниц одним и лишь полстраницы — другим). Выводы, обобщения в таком сочинении закономерно вытекают из вышеизложенного, являются логическим следствием рассуждений. Иначе говоря, композиция полностью подчиняется раскрытию темы: в работе не должно быть отклонений от основной темы, резких скачков в переходах от одного положения к другому, от одной части к другой, смешений пунктов и подпунктов, излишних повторений, ненужного возврата к выясненным вопросам.
Самостоятельность мышления
В сочинении должно быть отражено собственное «я» ученика, его мнение, его знание прочитанного и способность квалифицированно анализировать произведение. Надо уметь передать свое впечатление о творчестве писателя, о содержании книги, эпизода, ситуации, выразить собственный взгляд на поступки героя, его характер, судьбу. Сочинение не должно быть примитивным пересказом текста, механическим повторением тех мыслей и суждений, которые высказаны о произведении в учебнике. Поступающий выразит в работе то, что его заинтересовало, заставило задуматься, что его привлекает или отталкивает, что, с его точки зрения, сохранило значение для современности и что ушло в прошлое. В такой работе взаимодействуют и интеллект и чувства пишущего, проявляется его личностное отношение к избранной теме.
Самостоятельность рассуждений — неотъемлемая черта сочинения. Однако это понятие весьма относительно: от выпускника не требуется, чтобы в экзаменационной работе он делал научные открытия, но он должен судить о произведении самостоятельно, с позиций истин, уже известных в литературной науке, и излагать эти суждения своими словами, так, как он их понимает и оценивает. Сочинение всегда предполагает творческий подход к теме, даже если она традиционна («Духовные искания героев Л. Н. Толстого», «Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» и др.), не говоря уже о «свободных» темах. Степень самостоятельности в освещении темы позволяет судить об уровне эстетического и нравственного развития обучающегося.
Требования к сочинению
ТРЕБОВАНИЯ к сочинению
| РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
| ОШИБКИ
| 1. Отсутствие ошибок в сочинении: орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических.
| Повышай грамотность, критически оценивай написанное, делай проверку даже по самым простым правилам!
| ЯЗЫК
| 2.Богатство словаря, точность словоупотребления, разнообразие морфологических категорий и синтаксических конструкций, используемых в сочинении.
| Больше читай! Старайся запоминать и употреблять новые слова, подбирай синонимы, даже при отсутствии практической необходимости в них! Экспериментируй: вырази мысль с помощью разных синтаксических конструкций! Стремись к совершенству!
| СТИЛЬ
| 3.Стилистическое единство и выразительность сочинения.
| Можно надеть смокинг и кроссовки? Иногда опасно соединять несоединимое. Так и неосторожно употребленное слово или выражение способно испортить все впечатление!
| ЛОГИКА
| 4.Последовательность изложения, логическая связь мыслей в сочинении.
| Мысль развивается плавно, медленно, без внезапных скачков, автор делает небольшие промежуточные выводы - такую работу легче понять читающему!
| ТЕКСТ И ЕГО ФАКТЫ
| 5.Знание текста (текстов) произведения (произведений), отсутствие фактических ошибок в сочинении.
| Запоминай имена героев произведений, его сюжет! Составляй краткие конспекты изученных произведений! Железное правило: если в чем-то не уверен, не пиши! Не стоит путать имена, названия, сюжеты - эта ошибка очень "дорого" обходится!
| ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, НАВЫКИ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
| 6.Знание некоторых сведений по теории литературы и умение эти сведения использовать для анализа художественного произведения.
| Можно сдавать экзамен по физике и при этом не употреблять слов "джоуль", "ватт", "ампер"? Понятия "форма" и "содержание", "идея", "жанр", "система персонажей", "конфликт", "кульминация", "композиция", "деталь" и другие жизненно необходимы автору сочинения, претендующему на хорошую оценку.
| САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
| 7.Самостоятельность пишущего во взглядах, оценках, т.е., наличие собственной точки зрения, развитого мировоззрения.
| Знакомься с разными точками зрения и оценками художественного произведения, пытайся понять авторскую позицию, определи свое отношение к ней, полемизируй со всеми, в том числе и с собой, но не забывай главного: любая точка зрения всегда нуждается в доказательствах, аргументах.
| КРУГОЗОР
| 8.Широкий кругозор.
| Иногда следует отвлечься от деталей и посмотреть по сторонам
| ТЕМА
| 9.Самое важное, самое главное!
| Главное в каждом сочинении — его тема! Следуй выбранной теме, не отклоняйся от неё на посторонние размышления!
|
Этапы работы над сочинением
Итак, написать сочинение — это значит передать в систематизированном виде ряд мыслей и фактов, изложенных под определенным углом зрения, с мотивированным объяснением точки зрения автора. Каковы же этапы работы над сочинением? I. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания Если вы не будете следовать этому требованию, ваше сочинение может быть написано не на тему, «мимо» темы, «по поводу» темы и т. д. Вы должны понимать, к чему обязывает вас каждое слово в формулировке темы. Ответ на вопрос, поставленный темой, будет правильным и исчерпывающим лишь тогда, когда четко осознан и выявлен весь круг проблем, содержащихся в теме. Возьмем, к примеру, следующую тему: «Любимые герои Л. Н. Толстого в романе «Войн; т мир». Какой круг проблем содержится в этой теме? 1. Кто из действующих лиц романа является любимым героем Л. Н. Толстого? 2. Почему эти персонажи являются любимыми героями писателя? Заметим одновременно, что речь идет не об одном герое, а о нескольких. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения. II. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы. III. Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса Форма доказательства может быть дедуктивной, когда сначала высказывается тезис (общая мысль), потом называются частные мысли (аргументы), развивающие общую мысль, т. е. от общей мысли идут к частным, или индуктивной, при которой сначала называются частные мысли, затем та общая, которая ими подтверждается. Обычно на экзаменах предлагаются темы, допускающие дедуктивный путь их раскрытия. От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке). IV. Подбор фактического и цитатного материала Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для подтверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным отрывкам. Что касается отрывков из произведений художественной прозы или литературно-критических статей, которые труднее выучить наизусть, то их можно передать своими словами, разумеется, не заключая в кавычки. В противном случае неточное цитирование может считаться фактической ошибкой. Итак, главная часть сочинения — это тезис и аргументы.
Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основной части. Если вступление такой функции не выполняет, лучше обойтись без него. Механически привязанное к главной части, оно, нарушает композиционно-логическую стройность. В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе, когда было написано произведение, или дает краткую характеристику проблематики творчества писателя, поэта, определяя место в нем анализируемого произведения. Часто во вступлении излагаются взгляды пишущего сочинение по проблеме, стоящей в центре рассматриваемого произведения. Интересны нетрадиционные, нестандартные вступления, когда для зачина берется какой-либо факт из жизни или творчества писателя и, отталкиваясь от него, освещается тема сочинения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части (заключение может быть выжимкой из текста). Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими. Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.
СОЧИНЕНИЕ-ХАРАКТЕРИСТИКА
Самым распространенным жанром является сочинение-характеристика. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя. Лирические отступления автора помогут сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях, представить его живым человеком. В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения). Для последнего должны быть характерны высокое эстетическое чувство, эмоциональность в изложении, И поэтому ученику нужно «погрузиться» в содержание В поэтического произведения, осмыслить его язык через изобразительно-выразительные средства, ритмику стиха. В сравнительной характеристике нужно избегать механического изложения «по порядку» основных черт И героев, надо углубить их общие и противоположные И черты, показать суть каждого через взгляды, образ жизни.
СОЧИНЕНИЕ-ЭТЮД
В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвященное какому-либо отдельному вопросу». Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие. Сочинение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.
СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ
Сочинение-эссе — это жанр критики, публицистики. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице...», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые...». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос. Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Есть жанры, которые стали популярными у учителей литературы: это рецензия, отзыв, обзор (обозрение), литературно-критическая статья, очерк (или рассказ).
СОЧИНЕНИЕ-РЕЦЕНЗИЯ
Сочинение-рецензия — это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино). В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении. Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев. Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой). Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника. Все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.
СОЧИНЕНИЕ-ОБОЗРЕНИЕ
Менее глубокий анализ возможен в сочинении-обозрении (обзор). Здесь уместны обращения к различнымпроизведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. В том случае, когда ученик на основе глубокого анализа одного или двух-трех произведений выдвигает одну или несколько проблем, затронутых автором, он обращается к новому жанру — литературно-критической статье. Цель ее — обстоятельно рассмотреть, исследовать главные проблемы творчества писателя с общечеловеческих позиций, то есть в центре внимания всегда будет нравственно-эстетическая ценность произведения. В сочинении-статье должны иметь место выводы и обобщения, сделанные в результате глубокого анализа текста, а потому именно в статье могут быть использованы самые различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.
СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК
Сочинение-очерк (или сочинение-рассказ) имеет одну отличительную черту — публицистичность изложения, то есть обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Сочинение-очерк — один из трудных жанров, к которому обращаются чаще всего одаренные, творчески думающие учащиеся. Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое или событии, явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.
СОЧИНЕНИЕ-ДНЕВНИК
Сочинение-дневник — жанр известный, но непростительно забытый. Это один из тех жанров, который помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. Перед тем как обратиться к этому сочинению, нужно рекомендовать ребятам прочитать дневники великих людей. В основе дневника, как литературной формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного, суждения о творчестве писателя. Повествование должно идти от первого лица. Большое место в сочинении-дневнике отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала. В программе литературного образования есть такие произведения, композиция которых располагает к написанию творческих работ в жанре путевые заметки (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н. В. Гоголь. «Мертвые души»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»). Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России (А, С. Пушкин, А. М. Горький, В. В. Маяковский, т. А. Т. Твардовский, В. Набоков), это тоже дает возможность обратиться к жанру путевые заметки. Итак, путевые заметки включают в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращения к читателю, портретные зарисовки, впечатления, отношения о встрече с героями и даже диалоги с теми, кого «встретили по пути». Вот примерные темы сочинений. — путевые заметки: «Я взглянул окрест себя...» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»), «Всем нужен Пушкин, нужен, как Россия».
СОЧИНЕНИЕ-ПИСЬМО
Сочинение-письмо — это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии нигилизма в целом). «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» — автор высказывает свое отношение к прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из Н XXI века» — об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»). Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения- письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания. Сочинение-интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за.всех, дающих интервью, Сочинение-исповедь (монолог) — один из самых редких жанров. Он опирается на глубокое знание текста, на неоднократное погружение в него. Пишущий сочинение на литературную тему в этом жанре ведет повествование от первого лица вслед за автором (идентичность с героем), поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения. Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь — это крик его души, откровенный, искренний, глубокий. Сочинения дают серьезную пишу для раздумий не только о школьном литературном образовании, но и об эффективности воздействия его на сердца воспитанников. Чтобы научить ребят не констатировать сказанное учителями, то есть «петь с чужого голоса», а говорить своим, но художественным языком, педагогам надо серьезно продумывать для них творческие задания. И вот в этом отношении немалую роль в пробуждении желания высказаться имеют нетрадиционные формулировки тем.
Соответствие теме
Главное в каждом сочинении — его тема, поэтому работа начинается с ее выбора. Обучающийся должен тщательно продумать формулировку темы, осмыслить содержание каждого понятия, входящего в заглавие, выяснить круг вопросов (в их последовательности), которые следует осветить. Однако многие пишущие сочинение не стараются вдуматься в тему и пишут о произведении в целом, о художественном образе вообще. Но ведь по одному образу, а тем более произведению могут быть предложены десятки самых различных тем, и раскрывать их надо по-разному. Например, «Образы Дикого и Кабанихи» — это одно, а «Темное царство" в изображении А. Н. Островского» — это уже иной аспект подхода к теме. Обе темы близки по содержанию, но требуют изложения материала в разном освещении. Приблизительное понимание или просто неправильное прочтение темы приводит, в сущности, к подмене ее другой.
Так, в сочинении на тему «Н. В. Гоголь как сатирик» ученики часто дают последовательные характеристики плутов, мошенников, небокоптителей, тогда как нужно выявить позицию художника, его отношение к изображаемому, то, что принято называть идеалом писателя, из которого он исходит в сатирическом воспроизведении жизни и ее оценке. Необходимо показать, какие художественные приемы использует Гоголь как сатирик в раскрытии типов помещиков и чиновников, в чем своеобразие комизма писателя, его творческого метода.
Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.
Это требование должно соблюдаться в письменных работах, самых разных по своему характеру: когда ученик анализирует конкретный литературный образ («Обломов — тип "лишнего" человека»), когда он раскрывает содержание всего произведения «"Век нынешний" и "век минувший" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"»), когда прослеживает творческий путь писателя («Гимн человеку и труду в творчестве М. Горького»).
Необходимо выбрать наиболее важные ситуации, в которых натура героя проявляется наиболее полно, раскрыть сущность явлений, событий, эпизодов. К сожалению, обучающиеся нередко уделяют много внимания второстепенным моментам и деталям, упуская при этом главное. Персонажи и события, необходимость анализа которых продиктована темой, рассматриваются односторонне, поверхностно, сочинения перегружаются чересчур подробными описаниями деталей, лишними сведениями.
Содержательность сочинения достигается прежде всего глубоким анализом его идейно-художественного своеобразия, умением оперировать литературоведческими понятиями, использовать литературную критику, исторические свидетельства и факты. Содержательность письменной работы определяется и тем, в какой степени пишущий сумел понять и оценить место анализируемого им художественного произведения в литературном процессе, как ему удалось связать образы героев с особенностями метода писателя и той конкретно-исторической средой, в которой действуют литературные герои.
|