Отражение политической теории «Москва – третий Рим» в древнерусской литературе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отражение политической теории «Москва – третий Рим» в древнерусской литературе.



1380 г. – победа на Куликовом поле

1439 г. – падает авторитет Византии (Флорентийская уния)

1448 г. – автокефальность Руси

1453 г. – завоевание Византии турками

Московская Русь претендует на роль Вселенской Империи и Вселенской церкви.

Лучше всего эта теория получила отражение в послании к Василию III Филофея. А также в текстах:

© «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера: символическое знамение борьбы змея (мусульманства) с орлом (христианством) – падение Константинополя. И указание Львом Премудрым на «русый» народ, который спасёт Византию. Героем изображён император Константин. Жестоким, но справедливым изображается турецкий султан Магмет (новый шаг в развитии исторической повести).

© «Повесть о Вавилонском царстве» (переводной текст)

© «Сказание о князьях Владимирских» (начало 16 в.): попытка установить генеалогическую связь московских князей с основателем Римской империи Августом-Кесарем. Эта легенда служила важным политическим средством обоснования прав московских князей на царский титул и на самодержавную форму правления государством, содействовала укреплению внутриполитического авторитета этой власти и способствовала упрочению международного престижа Московского государства.

 

22. Житийная литература 14 – 15 вв. Творчество Епифания Премудрого.

В конце 14 – начале 15 вв. в агиографической литературе происходит возрождение экспрессивно-эмоционального стиля литературы. Это связано с подъёмом национального самосознания, вызванного борьбой с иноземными поработителями, формированием идеологии централизованного государства, укреплением авторитета великокняжеской власти. На первый план выдвигается нравственный идеал человека целеустремлённого, стойкого, способного к самопожертвованию во имя блага народа.

Епифаний Премудрый большую часть своей жизни провёл в стенах Троице-Сергиева монастыря из-за его богатой библиотеки. Его перу принадлежат два произведения.

«Житие Стефана Пермского». Цель жития – прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далёкой коми-пермяцкой земле, показать торжество христианства над язычеством. Житие открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть и три плача (пермских людей, пермской церкви и «Плач и похвала инока списающа»). Главную заслугу Стефана Епифаний видит в его просветительской деятельности, в создании пермской азбуки и переводе на пермский язык «священного писания». Плачи в этом житии выражают не только чувство скорби пермских людей, но и чувство восторга, удивления перед величием подвига героя.

Житие нарушало традиционные рамки канона:

© Размером

© Обилием фактического материала

© Критику симонии («поставление» на церковные должности за деньги)

© Новой трактовкой отрицательного героя

© Отсутствием описания как прижизненных, так и посмертных чудес

© Композиционной структурой.

По-видимому, Епифаний предназначал его для индивидуального чтения и, подобно Феофану Греку, писал невзирая на канонические образцы.

«Житие Сергия Радонежского». Оно написано с большой исторической точностью, но стиль изложения менее риторичен. Епифаний хорошо передаёт факты биографии Сергия, с лирической теплотой говорит о его деятельности, связанной с укреплением централизованного Русского государства. Задача – актуализировать память о Сергии (через 25 лет после его смерти), запечатлеть его в истории, духовной русской жизни. Текст насыщен чудесами (даже до рождения).

Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал русский язык, содействовал дальнейшему развитию литературы, изображая психологические состояния человека, динамику его чувств.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.005 с.)