Коллективно-групповое написание сочинения по одной из тем четвёртого направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективно-групповое написание сочинения по одной из тем четвёртого направления



Пояснение для учителя: На первом этапе обучения класс вновь разбивается на группы. Направление и тема предлагаются одинаковые, чтобы потом в ходе проверки обменяться опытом и путями подхода к раскрытию темы сочинения. В основе данного урока – направление четвертое «Спор поколений: вместе и врозь»

 

Чтение инструкции для выпускников

Выберите ОДНУ из ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на одну тему. Рекомендуемое количество слов – 350 (2-2,5 листа размера А4). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. Не забывайте: «Зачет» по критериям №1 и №2 обязателен. «Зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

2. Просмотр короткометражного фильма «Что это? - Воробей» (4 минут)

Задание после просмотра:

— Понравился фильм? Какое впечатление оставил? Почему?

— О чём заставил задуматься?

— Вот теперь со своих размышлений и начните сочинение на одну из тем четвёртого направления

Работа над сочинением по четвёртому направлению «Связь поколений: вместе и врозь». Обсуждение тем и подбор произведений для аргументации.

Темы

1. Почему предают родные и близкие люди?

2. Одиночество среди родных людей.

3. «Мысль семейная» в художественной литературе.

4. Взаимосвязь людей разных поколений.

5. «Вечная» проблема «отцов» и «детей»

6. «Что бы ни делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполняет своего долга перед родителями. (Б.Ауэрбах, немецкий писатель)

7. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин)

Направление четвёртое

Формулировка темы тезис Аргументы
в форме вопроса в форме назывного предложения Отечественная литература Зарубежная литература
1.Почему предают родные и близкие люди?   Тема предательства родных людей   В основе предательства родных людей лежит их эгоизм и равнодушие Высказывания (для вступления): Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин.) Произведения: 1. К.Паустовский «Телеграмма» 2. А.Н.Островский «Свои люди – сочтемся». Произведения: 1. Тони Магуайр. «Когда вернётся папа... История одного предательства» 2. Катерина Шпиллер. «Мама, не читай! Исповедь "неблагодарной" дочери»
2. Почему одиночество в семье стало нормой современного общества? Одиночество среди родных Одиночество среди родных людей – опасный симптом духовной болезни, называемой равнодушием Высказывания (для вступления): Одиночество – вот проклятая вещь. Вот что может погубить человека (А.Фадеев) Произведения: 1. А.Вампилов. «Старший сын» 2. А. Лиханов «Обман» Высказывания (для вступления): 1. «Ничто не сравнится со страданием быть одиноким». (Габриэль Марсель) Произведения: 1. Томас Вулф. «Взгляни на дом свой, ангел». 2. В.Шекспир. «Гамлет»

Работа на черновиках

5. Домашнее задание.

1. Допишите сочинение по выбранной вами теме.

2. Подготовьтесь к сочинению, продумав темы и подобрав аргументы к темам первого направления:

Темы

1. Тема патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова

2. Тема духовного одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова

3. Лермонтовское понимание смысла жизни.

4. Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова.

5. Отражение человеческих характеров в творчестве поэта.

В помощь ученикам Для вступления: Мы узнаем в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова. ( В. Г. Белинский)

 

Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова План 1 I. Вступление (можно отметить факты биографии писателя: одиночество с юных лет, смерть матери, вынужденная разлука с отцом, преследование и жизнь изгнанника в последние годы) II. Основная часть 1. Невозможность что-либо изменить в этой жизни («И скучно, и грустно…», «Узник») 2. Разочарование («Выхожу один я на дорогу…», «Парус», «Как часто пестрою толпою окружен…») 3. Одиночество в творчестве («Нет, я не Байрон…») III. Заключение.Тема одиночества – сквозная тема в творчестве М.Ю.Лермонтова. План 2 I. Вступление(можно сказать о том, что «лишние люди» – болезнь века») II. Основная часть 1. Тема одиночества в лирике поэта: а) характерное для его времени настроение лирического героя («Дума», («На севере диком…», «Утес» «Мцыри»); б) неразделенная, несчастная любовь («Я не унижусь пред тобой…»); 2. «…история души человеческой…» («Герой нашего времени») III. Заключение.Тема одиночества – сквозная тема в творчестве М.Ю.Лермонтова.

 

УРОК 6 и последующие (до экзамена)

Самостоятельное написание сочинений и на уроках, и дома.

Учитель предлагает 5 тем, ученики выбирают тему самостоятельно. План – набросок ОБЯЗАТЕЛЕН.

Блок 2

1. Тема патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова

2. Война и детские судьбы…

3. Истоки безответственного отношения человека к природе.

4. Роль семьи в жизни ребенка.

5. «Закон, живущий в нас, называется совестью». (И.Кант)

Блок 3

1. Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2. Влияние войны на судьбу человека

3. Философское звучание пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

4. «Мысль семейная» в художественной литературе.

5. Тема счастья в художественной литературе.

Блок 4

1. Изображение каких явлений человеческой натуры наблюдается в творчестве М.Ю.Лермонтова?

2. В чём проявляется бесчеловечная сущность войны?

3. Какую роль играет природа в художественных произведениях?

4. «Все семьи счастливы одинаково» и «каждая семья несчастна по-своему» (Л.Н.Толстой)

5. Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?

Блок 5

1. Тема «лишнего человека» в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Героизм и предательство в годы войны.

3. Благодарная природа и неблагодарный человек.

4. Тема предательства в семье.

5. «Честь дороже жизни» (Ф.Шиллер)

Блок 6

1. Отражение человеческих характеров в творчестве М.Ю.Лермонтова

2. Бесчеловечная сущность войны.

3. Природа – лекарь человеческой души.

4. «У добрых супругов – две души, но одна воля». (М.де Сервантес)

5. Высокомерие – это, в сущности, та же гордыня, во всеуслышание заявляющая о своём присутствии. (Франсуа Ларошфуко, французский писатель-моралист)

Блок 7

1. «Талант — это единственная новость, которая всегда нова». (Б.Пастернак)

2. “Война – преступление против всего живого, против самой природы”. (Чингиз Айтматов)

3. «Мы нуждаемся в животных гораздо больше, чем они в нас... они могут дать нам что-то такое, чего мы сами не умеем добиться». (Джон Адамсон)

4. «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. (Эмиль Золя, французский писатель)

5. «Мещанство – большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя». (А.П.Чехов)

Блок 8

1. «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьется». (Д.Хармс)

2. «Павшие умели побеждать./Живые обязаны помнить». (М.Дудин)

3. «Каждый в природе любит своё». (Л.Бродская)

4. «Родители продолжают жить в детях». (Фр. Ницше)

5. «Без истинной дружбы жизнь – ничто». (Цицерон)

Блок 9

1. «Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать». (А.И.Гончаров)

2. «Война – это безумие, заставляющее усомниться в разуме людей» (Л.Н.Толстой)

3. «Наставницей я взял себе Природу - Учительницу всех учителей». (Леонардо да Винчи)

4. «Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало – родителей». (Арнольд Конар)

5. «Книга всегда найдет того, кому она нужна». (Д.С.Лихачев)

Блок 10

1. «Я меж людей беспечный странник, /Для мира и небес чужой». (М.Ю.Лермонтов)

2. «Жизнь мертвых продолжается в памяти живых». (Цицерон)

3. «Самый опасный браконьер - в душе каждого из нас». (В.П.Астафьев)

4. «Относись к родителям точно так же, как ты хотел бы, чтобы дети твои относились к тебе». (Джакомо Леопарди, итальянский писатель, поэт-романтик)

5. «Учитель – это человек, который держит в руках грядущий день страны, будущее планеты». (Ф.А.Абрамов)

Уважаемые коллеги!

Возможно, кому-то мой материал поможет подготовить учеников быстро и продуктивно. Буду рада. Удачи Вам!

Уверена, у нас и наших учеников всё получится!

И НТЕНСИВНАЯ

Т ВОРЧЕСКАЯ

О БЩАЯ

Г ОТОВНОСТЬ

К ЗИМНЕМУ СОЧИНЕНИЮ

НОВОЕ (с сайта http://sochinenie11.ru)

НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

1. «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…»

2. Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова.

3. Лермонтов и Кавказ. «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ…», «То сердце, где кровь кипела…»

4. «Что такое счастие?». Тема любви в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

5. «…Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить».

6. Я думал: жалкий человек

7. Согласны ли вы с утверждением Печорина: «Один из друзей всегда раб другого…»?

8. «В наш век все чувства лишь на срок». Можно ли оценивать афоризмом М.Ю.Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?

9. Что в имени тебе моём?

10. Имя Лермонтова на карте России

11. «Большое видится на расстоянье». Антивоенный пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Валерик»

НАПРАВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

1. Между жизнью и смертью.

2. Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне.

3. Дети и война.

4. Мемориал – памятник с особым значением.

5. 891 день мужества ленинградцев.

6. «По ком звонит колокол».

7. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

8. Значение войн для государства и для человека.

НАПРАВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

1. «Природа не имеет органов речи, но создаёт языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» (Иоганн Вольфганг Гёте)

2. «Человек разрушает мир скорее, чем научится в нём жить» (Вильгельм Швебель)

3. «Природа – творец всех творцов» (Иоганн Вольфганг Гёте)

4. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» (Л.Н.Толстой)

5. Красота природы.

6. Природа в жизни человека.

7. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)

8. Поэзия родной природы.

9. Роль природы в жизни человека

10. Благодарная природа и неблагодарный человек.

11. «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» (Иоганн Готфрид Зейме)

12. Природа – главный помощник человека.

13. Борьба человека за чистоту окружающего мира.

14. «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская) «Леса учат человека понимать прекрасное » (А.П.Чехов)

НАПРАВЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

1. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

2. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

3. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А.Сухомлинский).

4. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

5. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса

6. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"?

7. Смысл названия романа "Отцы и дети"

8. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

9. Дети и детство в русской литературе

10. Современные проблемы детей

11. Любовь и дети

12. Роль семьи в жизни человека

13. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

14. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р.Роллан).

НАПРАВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

1. "...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" (А.П. Чехов).

2. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С.Пушкин).

3. "Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский).

4. «Поэзия - это форма любви» (М.М. Пришвин).

5. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).

6. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).

7. «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д. С. Лихачёв).

8. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский).

9. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. Е. Салтыков-Щедрин).

10. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б.Л.Пастернак).

11. «Человек – это…живая загадка» (С.Н.Булгаков).

12. Нравственные проблемы современных людей.

13. Проблема лени и безволия.

14. "Сильные люди всегда просты" (Л.Н. Толстой).

15. Почему люди держатся за старое? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир ").

16. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г.Чернышевский).

17. «Человек – целый мир…» (Ф.М.Достоевский).

18. Современное понимание термина герой нашего времени.

19. Человек в поисках смысла.

20. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С.Лихачев).

21. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский).

22. Социальные проблемы в современной русской литературе.

23. Профессия и призвание... Могут ли они совпадать?

24. Проблемы молодежи в современной литературе.

25. Поиски счастья в русской литературе.

26. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь).

27. «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П. Некрасов).

28. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В.Г.Белинский).

29. «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» (В. Г. Белинский).

30. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В.Г.Белинский).

31. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М.Достоевский).

32. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М.Достоевский).

33. «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М.Достоевский).

34. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский).

35. «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г.Паустовский).

36. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).

 

Список использованной литературы

1. Богданова О.Ю. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному / О.Ю.Богданова, Л.В.Овчинникова, Е.С.Романичева; под ред. О.Ю.Богдановой. – М.: просвещение, 1997.

2. Готовимся к сочинению. Пособие для учителя. Коллективный сборник. – Воронеж, 2014. Интернациональные коммуникации

3. http://www.kakprosto.ru/kak-54939-kak-zakonchit-esse#ixzz3FluRDlJb

4. http://sochinenie11.ru/spor/108-temy-po-napravleniyu-spor-pokoleniy-vmeste-i-vroz.html

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

МАЛЕНЬКИЕ ТЕКСТЫ

Направление первое



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.088 с.)