Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Понятие, место и роль административного права в российской правовой системе.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос 11. Меры административного принуждения Виды мер административного принуждения. 1) административно-предупредительные меры; 2) меры административного пресечения; 3) меры административной ответственности; 4) меры административно-процессуального обеспечения. Административно-предупредительные меры. Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия органов внутренних дел, устанавливающих административный надзор в отношении определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы; пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т.д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также охрана общественной безопасности. Основанием для применения а.п. мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п. Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность. Среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы: 1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и-тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.; 2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность); 3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и проч.); 4) особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д. и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи названных предметов с объявлением лицу, в отношении которого предусмотрена данная мера, либо его законному представителю о запрете распоряжаться, а если необходимо, то и пользоваться ими. Эта мера применяется, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно или их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Предметы, на которые наложен арест, могут быть также переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест); привод.
По результатам рассмотрения дела может быть принято постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу. Если лицо не согласно с результатами рассмотрения жалобы, оно вправе подать повторную жалобу. В случае если постановление уже вступило в законную силу, оно может быть отменено только на основании протеста прокурора. Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям. Протесты правомочны пересматривать председатели верховных судов субъектов РФ и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители, а также Высший Арбитражный Суд РФ. После вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу оно подлежит исполнению (главы 31-32 КоАП). 4. Исполнение постановления по делам об административных правонарушениях:
ВОПРОС 17 В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием 1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования; 2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения); 3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации. Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления. К компетенции государственных органов управления образованием относятся: разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования; разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации; установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов; формирование структуры системы образования. разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; . Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти. Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образования РФ и Высшей аттестационной комиссии РФ. Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 5 апреля 1997, являются: осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда; разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования; реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности; совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования. Министерство обеспечивает контроль за реализацией законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений. Минобразования России в соответствии с возложенными на него задачами: создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), утверждает персональный состав советов и устанавливает перечень научных специальностей, по которым предоставляется право приема к защите диссертаций; присуждает на основании ходатайства соответствующего диссертационного совета ученую степень доктора наук; присваивает по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученое звание профессора по специальности; проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук; оформляет в установленном порядке дипломы доктора наук и кандидата наук и аттестаты профессора по специальности; осуществляет в пределах своей компетенции переаттестацию научных и научно-педагогических работников — граждан России, имеющих ученые степени (ученые звания), присужденные (присвоенные) им в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий. Минобразования России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; инспектировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием. В субъектах Федерации управление образованием осуществляют: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах Федерации — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции Минобразования России, но осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей. ВОПРОС 19 -- Здоровье населения является критерием качества народонаселения. Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. Уровень экономического развития, благосостояния отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения определяет способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов. Такие же факторы здоровья, как старение населения, распространение заболеваний, наступлений инвалидности, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии страны. Вопрос 23 Российская Федерация, как и любое государство в мире, имеет свою государственную границу, охрана и обеспечение неприкосновенности которой является одной из функций государства. Основным законодательным актом, непосредственно закрепляющим и регулирующим вопросы охраны границы, ее режима, пограничного режима и т.д.,является Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации». Данный Закон определяет государственную границу Российской Федерации как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность,определяющую пределы государственной территории (суши, воды, недр и воздушного пространства) Российской федерации. Государственной границей на море является линия внешнего предела территориального моря. Защита и охрана государственной границы является одной из важнейших функций государства по обеспечению безопасности Российской Федерации. Защита государственной границы является неотъемлемой частью системы безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации. Защита государственной границы предполагает обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и государства на государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий,объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе,пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска). Она осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Охрана государственной границы осуществляется с целью недопущения противоправного изменения ее прохождения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу. Перечисленные меры по охране государственной границы (пограничные меры) входят составной частью в систему мер безопасности, которые осуществляются в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности Российской Федерации. Охрана государственной границы предполагает функционирование соответствующих правовых режимов. Законом закрепляются следующие режимы: а) режим государственной границы; б) пограничный режим; в)режим в пунктах пропуска через государственную границу. Охрана государственной границы Российской Федерации на суше,море, реках, озерах и других водоемах осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС России); воздушного пространства — войсками противовоздушной обороны; участков границы в подводной среде — Военно-Морским Флотом. Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривает возможность граждан участвовать на добровольной основе в охране государственной границы. Эту деятельность они осуществляют в составе добровольных народных дружин по охране государственной границы Российской Федерации в составе иных общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников пограничной службы и др. Их задачи и полномочия определены в правовом акте «Порядок привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации», который был утвержден Постановлением Правительства Российской федерации от 15 апреля 1995 года.. Определенных законодательством случаях в охране государственной границе участвуют ФСБ России, федеральные органы внешней разведки, войска Минобороны России, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации и др.
Вопрос5))) По своей социальной природе юридические факты - это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами, и может произойти так, что законодатель на каком-то этапе развития общественных отношений перестанет связывать правовые последствия с данным юридическим фактом. Однако делается это не произвольно, не по прихоти законодательного органа, а под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому юридические факты имеют глубокую общественную природу и представляют собой еще один выход права на практику, еще один канал связи права с социальной сферой. Таким образом, юридические факты - это общественно-юридические явления. Юридические факты опосредуют движение правовых отношений (возникновение, изменение, прекращение). И если правосубъектность рассматривать как особого рода юридическое право в рамках общерегулятивных правоотношений, то фактические условия правосубъектности (возраст, вменяемость и т.п.) по своей природе и механизму действия тоже являются юридическими фактами. 3. Юридические факты вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами. Юридический факт выполняет роль «пускового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связующие нормы права и правовые отношения. Вопрос 1. Понятие, место и роль административного права в российской правовой системе. Административное право является одной из основных отраслей системы права наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих административно-правовые отношения (которые составляют предмет административного права). Центральное место в системе административно-правовых отношений занимают управленческие правоотношения, связанные с осуществлением государственного управления (регулирования) органами исполнительной власти. Для административного права характерен императивный метод правового регулирования. Для данного метода характерны иерархичность и подчинённость, государственно-властные отношения, императивный характер норм и предписаний. Субъектами административного права и административно-правовых отношений являются граждане, юридические лица, государственные органы, должностные лица. Административное право огромно по объёму и разнообразно по содержанию, единой кодификации административного права не существует, а его нормы содержатся в самых различных законах и подзаконных актах. Согласно Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Однако единого, универсального административного процесса также не существует. Многие нормы административного права базируются на Конституции РФ и нормах конституционного права. Деятельность органов исполнительной власти регулируется Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти", положениями о федеральных органах исполнительной власти (утверждаются Президентом РФ или Правительством РФ), другими законами и подзаконными актами. Некоторые законы регулируют определённые сферы и виды государственного управления, например, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Государственная служба регулируется Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ", другими законами и подзаконными актами. Различные разрешительные и регистрационные режимы регулируются Законами РФ "О государственной границе РФ", "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", "О чрезвычайном положении", другими федеральными законами, другими нормативными правовыми актами. С административным правом тесно связано финансовое право. Вопрос 6. Понятие и виды субъектов административного права Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий в сфере государственного управления, возложенных на него административным правом. Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место: • административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта; • административная правоспособность и дееспособность субъекта; • основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения. Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений. Субъект административно-правовых отношений - лицо,которое в соответствии с действующим законодательством является участником управленческих отношений,регулируемых нормами административного права, наделено определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способно их осуществлять. Субъекты административного права (административно-правовых отношений) могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальные субъекты: граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства. Коллективные субъекты: а) государственные организации: органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и их объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. б) негосударственные организации: общественные объединения (партии, союзы,общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; различные коммерческие структуры; органы местного самоуправлении
Вопрос 4. Административные правовые отношения: понятие, особенности и виды Норма административного права - это основа возникновения административного правоотношения, поскольку она в общей форме предусматривает, что при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческие отношения приобретают характер административно-правовых. Административно-правовые отношения - это предусмотренные нормами административного права общественные отношения, возникающие в связи и по поводу государственного управления (вариант - осуществления исполнительной власти), в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. Характерные черты государственно-управленческих отношений: 1. Это управленческие отношения, следовательно, имеют особый характер воздействия субъекта на объект (властный характер отношений). 2. Это отношения общественные, социальные, складывающиеся между людьми их группами (коллективами, объединениями и т.д.). 3. Это отношения волевые, поскольку люди обладают волей и сознанием, само управление есть подчинение воль многих или воли одного единой управляющей воле. 4. По сути своей это отношения организационные (упорядочивающие, регулирующие). 5. Это отношения, в которых реализуется общественный (социальный) интерес. Данные отношения превращаются в административно-правовые, если складываются в связи с публичным интересом (тезис науки зарубежного административного права), в российском административном праве - если возникают по поводу и в связи с государственным управлением (исполнительной властью), что обусловливает необходимость их правового опосредования (урегулирования правовыми нормами). Не все управленческие отношения становятся административными: во-первых, кроме публичного управления есть частное, и это не сфера государственного управления, во-вторых, не вся деятельность по государственному управлению протекает в правовых рамках, то есть, не все отношения регулируются правом, остается много организационных, не влекущих правовых последствий, отношений. Два основных фактора превращают управленческие отношения в административные: - принадлежность к государственному управлению (в современном варианте - публичный интерес); - органическая связь с нормами административного права. Характерные черты административных правоотношений: 1. Административные правоотношения складываются в специфической сфере, а именно, в области государственного управления (в узком смысле). Не только в связи с осуществлением государственного управления, но и по поводу - когда нет, например, еще управляющего воздействия, но идет подготовка к нему, собирается информация, принимается совместное решение, проводится обсуждение и т.д. 2. Для административных правоотношений характерно наличие обязательного субъекта (субъекта управления), то есть должен быть наделенный государственно-властными полномочиями субъект (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, служащий и т.п.), другой же стороной может быть любой субъект. 3. Этот субъект всегда действует юридически-властно (не следует путать с административно-властно, речь идет о юридическом праве одной стороны, а не обязательно об организационной или иной подчиненности, подвластности). 4. Эти отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не обязательно. 5. Споры, возникающие из данных отношений, разрешаются, как правило, в административном, то есть, внесудебном порядке, могут рассматриваться не только судом, а уполномоченным на то органом исполнительной власти или иным органом государства, которому переданы полномочия по разрешению данных споров. Для правового государства предпочтителен судебный порядок. 6. В случае нарушения одной из сторон требований административно-правовых норм она несет ответственность не перед другой стороной, а перед государством в лице его уполномоченных органов. .Виды административно - правовых отношений По целевому назначению, по направленности на возникновение правовых последствий для второй стороны - позитивные (повседневная управленческая деятельность органов исполнительной власти) и негативные (юрисдикционные, деликтные). По времени действия - постоянные и эпизодические. По конкретному содержанию - имущественного и неимущественного характера. По способу защиты в судебном и во внесудебном (административном) порядке.В зависимости от норм, на основе которых возникают - материальные и процессуальные. Возможны иные основания. Например, по субъектному составу - с различными участниками. Наиболее интересная классификация - в зависимости от положения сторон отношения - вертикальные и горизонтальные правоотношения. Вертикальные отношения - это отношения, непосредственно выражающие воздействие субъекта управления на объект, это и есть собственно властные отношения, в которых субъект властен - объект подвластен (властеотношения). Горизонтальные отношения - это отношения равенства (юридического равноправия сторон относительно друг друга). В литературе существовали споры о том, возможны ли такие отношения. В последнее время признается, что такие отношения существуют, но они являются вспомогательными по отношению к основным, то есть, властным отношениям, складываются до того или после того. Исходя из сущности управления, властеотношения являются основными, преобладающими, но не исключительными. Обоснование возможности возникновения горизонтальных отношений: во-первых, управление не всегда - воздействие, но и взаимодействие, значит, взаимодействуют две стороны; во-вторых, управление имеет различные стадии, например, сбор и обработка информации не требуют обязательного властного воздействия; в-третьих, это отношения - не просто управленческие, но и правовые, а это предполагает взаимные права и обязанности сторон, иное означало бы полное бесправие и управленческий (административный) произвол. Вертикальные отношения возникают всегда в следующих случаях: - в условиях организационной подчиненности; - возможны при отсутствии таковой, но при условии обязательности актов одной стороны для другой; - при применении принуждения. Условия возникновения горизонтальных отношений: - органы должны находиться на одинаковом правовом уровне; - между ними не должно быть организационной соподчиненности; - объем властных полномочий по данному вопросу должен быть примерно одинаков. Сущность управленческих отношений прекрасно иллюстрирует управленческий треугольник Б.П. Курашвили. Это позволяет выделить реординационные отношения, которые в традиционной правовой схеме не выделялись. В современном обществоведении выделилась теория отношений социального обмена, происходящего во всех сферах общественной жизни, не только экономической. Между государством и гражданином возникают такие же отношения «обмена». Чем больше дает государство гражданину (гарантия зарплаты, сохранности жизни, здоровья, имущества, вкладов и т.д.), тем больше члены общества дорожат связью, отношениями с государством, признавая его авторитет как субъекта управления. И наоборот, если государство не гарантирует гражданину условий нормальной жизни, то последний свободен от моральных и материальных обязательств перед государством (в смысле соблюдения законов и других повелений государства, уплаты налогов, исполнения решений судов в плане возмещения материального ущерба и т.д.). Вывод: ужесточение требовательности со стороны государства не даст результата без одновременного гарантированного выполнения обязательств в отношении граждан со стороны государства
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.199 (0.017 с.) |