Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор темы и выполнение дипломной работы↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В библиотеке: № 3338 Для ссылок: Составители: П.П.Кравченко, С.Н.Дроздов, Д.И.Попов, О.Н.Родзина. Методические указания по выполнению дипломной работы. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 24 с.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Выполнение дипломной работы является заключительным этапом обучения студента в вузе и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний студента, демонстрацию его профессионального уровня на основе самостоятельного решения поставленной задачи, относящейся к области разработки программного обеспечения ЭВМ. К выполнению и защите дипломной работы допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план соответствующей специальности и прошедшие все установленные практики. Дипломная работа является творческой работой студента, на основе которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении ему квалификации инженера по соответствующей специальности. За принятые в дипломной работе технические решения, достоверность результатов, соответствие оформления чертежей, схем, пояснительной записки и демонстрационных плакатов ГОСТам, ЕСКД и требованиям настоящих методических указаний, общую и техническую грамотность отвечает студент – автор работы. Практическим результатом дипломных работ, связанных с разработкой программных средств, должен быть, по крайней мере, полностью законченный программный продукт, включающий исходный и исполняемый модули и описание применения на машинном носителе. В приложении приведены выдержки из Государственного образовательного стандарта, касающиеся требований к содержанию дипломной работы, а также к прохождению преддипломной практики. Выбор темы и выполнение дипломной работы Выбор темы дипломной работы Каждый преподаватель выпускающей кафедры в рамках запланированной ему учебной нагрузки предлагает список тем дипломных работ, которыми он может руководить. Преподаватель может либо указать фамилию конкретного студента, для которого предназначена тема, либо оставить тему свободной. Списки тем собираются воедино и после утверждения на заседании кафедры предлагаются студентам для ознакомления в печатном виде или в форме файла в кафедральной сети. Каждый студент вправе выбрать любую из свободных тем. Студент должен встретиться с преподавателем, предложившим тему, и согласовать с ним свой выбор, а затем сообщить о выбранной теме ответственному за дипломирование (в произвольной, но письменной форме, с подписью руководителя). Студент может сам предложить интересующую его тему работы. Однако в этом случае он должен найти преподавателя, который согласится руководить этой темой (вместо одной из запланированных тем либо сверх плана). Возможны сторонние темы, т.е. такие, которыми руководят не преподаватели кафедры МОП ЭВМ. Это могут быть преподаватели и сотрудники других подразделений ТТИ ЮФУ, а также сотрудники других организаций, в том числе иногородних. В первом случае студент передает ответственному за дипломирование служебную записку, подписанную руководителем подразделения ТТИ ЮФУ. В остальных случаях требуется договор о проведении преддипломной практики с печатью соответствующей организации, а также письмо с просьбой о направлении на практику и на дипломирование. Образцы документов имеются в локальной сети кафедры. Преддипломная практика Преддипломная практика имеет своей целью подготовку к выполнению дипломной работы. Во время практики студент работает над темой своей будущей работы и оформляет выполненную часть работы как отчет о прохождении практики. Возможно уточнение формулировки темы дипломной работы по результатам практики, однако полная смена темы рассматривается как явление чрезвычайное и нежелательное. Продолжительность практики – 6 недель. Для прохождения практики студент, как правило, направляется на то предприятие, где он будет выполнять дипломную работу. Те студенты, у которых руководителем работы является преподаватель выпускающей кафедры, проходят практику на кафедре. Направление на другие кафедры делается на основании служебной записки, направление на сторонние предприятия – на основании договора о практике и письма, в котором предприятие просит направить студента(ов) и принимает на себя все расходы по проведению практики. Такое письмо не означает, что университет собирается требовать деньги с предприятия; он просто не намерен ничего платить предприятию за проведение практики. Распределение студентов на практику оформляется приказом по ТТИ ЮФУ, который вывешивается на доске объявлений либо хранится в виде файла в кафедральной сети. По завершении прохождения практики студент сдает зачет (с оценкой). Для приема зачета образуются комиссии из преподавателей кафедры. К отчету о практике должен прилагаться стандартный бланк характеристики прохождения практики, на котором руководитель практики формулирует задание на практику, характеризует проявленные студентом качества и рекомендует оценку. Окончательную оценку ставит комиссия. 2.5. Техническое задание и план-график выполнения дипломной работы Техническое задание является документом, фиксирующим требования к содержанию дипломной работы, поставленные руководителем работы перед студентом. Техническое задание составляется руководителем на соответствующем бланке в двух экземплярах, подписанных руководителем, консультантами и студентом. Один экземпляр задания хранится на кафедре, другой находится у студента и затем подшивается в пояснительную записку. В разделе «Исходные данные» перечисляются установки, полученные студентом от руководителя. Это могут, например, быть: · параметры задачи (размерность и т.п.); · используемые аппаратные и программные средства; · конкретные алгоритмы; · требования к функциональным возможностям программы; · требования к эффективности (память, время реакции и т.п.); · требования к исходным данным и выходным формам; · ссылка на литературу, откуда взяты алгоритмы или задача. Упоминание чего-то в исходных данных снимает со студента необходимость обоснования выбора, но и, соответственно, может привести к обеднению содержания работы. В разделе «Вопросы, подлежащие разработке» обычно принято перечислять названия разделов будущей работы. Возможно и более подробное перечисление вопросов. В разделе «Список иллюстративного материала» перечисляются названия плакатов (и чертежей, если таковые имеются). В разделе «Консультанты по работе» указываются фамилии и должности консультантов по безопасности жизнедеятельности и, при необходимости, по вопросам экономического обоснования или по отдельным техническим вопросам. Техническое задание должно быть согласовано с консультантами и подписано ими. План-график выполнения работы составляется руководителем работы в произвольной форме и содержит сроки выполнения основных этапов работы. План-график подписывается руководителем и студентом, у каждого из которых хранится по экземпляру. В плане-графике должны быть предусмотрены встречи студента с руководителем не реже, чем раз в неделю. Содержание пояснительной записки Введение Введение (обычный объем которого 3 – 7 страниц) должно содержать предельно внятный пересказ цели и основного содержания работы. Следует писать так, чтобы человек, не являющийся специалистом в данной узкой области, мог получить из введения общее представление о следующем: · что представляет собой решаемая задача; · с чем связана актуальность ее решения; · какие конкретные цели ставились в работе; · какие средства применялись для достижения этих целей; · что реально сделано в работе. Кроме того, во введении желательно очень кратко (1-2 абзаца) охарактеризовать содержание каждого раздела работы и приложения. Разделы записки Первый раздел пояснительной записки носит, как правило, постановочный характер. В нем должны быть проанализированы требования технического задания, уточнена постановка задачи, выполнен анализ известных методов и алгоритмов решения подобных задач. На основании проведенного анализа определяются пути решения поставленной задачи и необходимые для этого средства. Второй раздел записки может, если это необходимо, содержать описание используемых программных средств, алгоритмов, математического аппарата. Не следует описывать общеизвестные вещи. Изложение чужих результатов уместно лишь в той степени, в которой оно необходимо для понимания собственного вклада автора записки. Если данная работа представляет собой часть большой коллективной разработки, следует кратко охарактеризовать работу в целом и указать место, которое занимает выполненная дипломная работа. Последующие разделы записки посвящаются решению поставленной задачи. Они включают описания разработанных моделей, методов, алгоритмов, программ, структур данных, исходных и выходных форм и т.п. Для разработанных программ должна быть с разумной степенью подробности описана их структура, функции отдельных модулей программы. Если это возможно, следует привести примеры выполнения программ, результаты численных экспериментов и т.п. Если разработанная программа представляет собой самостоятельный программный продукт, рекомендуется в качестве одного из разделов привести руководство пользователя. Последний разделы записки посвящаются разработке вопросов технико-экономического обоснования работы и безопасности жизнедеятельности. Заключение Заключение (обычный объем которого от 0,5 до 1 страницы) содержит кратко сформулированные итоги работы, перечисляет достигнутые результаты. Кроме того, в заключении указываются возможности применения полученных результатов и перспективы дальнейших разработок в данном направлении. 4. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Стандарты ЕСПД Оформление пояснительной записки должно соответствовать стандартам Единой системы программной документации (ЕСПД), список которых приведен ниже. · ГОСТ 19.001-77 ЕСПД. Общие положения. · ГОСТ 19.101-77 ЕСПД. Виды программ и программных документов. · ГОСТ 19.102-77 ЕСПД. Стадии разработки. · ГОСТ 19.103-77 ЕСПД. Обозначение программ и программных документов. · ГОСТ 19.104-78 ЕСПД. Основные надписи. · ГОСТ 19.105-78 ЕСПД. Общие требования к программным документам. · ГОСТ 19.106-78 ЕСПД. Требования к программным документам, выполненным печатным способом. · ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению. · ГОСТ 19.202-78 ЕСПД. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению. · ГОСТ 19.301-79 ЕСПД. Порядок и методика испытаний. · ГОСТ 19.401-78 ЕСПД. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению. · ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы. · ГОСТ 19.404-79 ЕСПД. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению. · ГОСТ 19.501-78 ЕСПД. Формуляр. Требования к содержанию и оформлению. · ГОСТ 19.502-78 ЕСПД. Описание применения. Требования к содержанию и оформлению. · ГОСТ 19.503-79 ЕСПД. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению. · ГОСТ 19.504-79 ЕСПД. Руководство программиста. · ГОСТ 19.505-79 ЕСПД. Руководство оператора. · ГОСТ 19.506-79 ЕСПД. Описание языка. · ГОСТ 19.508-79 ЕСПД. Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению. · ГОСТ 19.604-78 ЕСПД. Правила внесения изменений в программные документы, выполняемые печатным способом. · ГОСТ 19.701-90 ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения. · ГОСТ 19.781-74 ЕСПД. Машины вычислительные. Математическое обеспечение. Термины и определения. · ГОСТ 19.781-90. Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения. 4.2. Общие требования к оформлению пояснительной записки 4.1.1. Пояснительная записка к дипломной работе готовится в виде файла и печатается на принтере. Объем записки без учета приложений – 50 – 80 страниц. Отпечатанная работа подшивается в твердую обложку. На внутренней стороне задней обложки приклеивается кармашек, в который вкладывается дискета, содержащая файлы с пояснительной запиской и иллюстративным материалом, а также исходные тексты программ, примеры данных и другие материалы, имеющие отношение к работе. 4.1.2. Пояснительная записка должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 7.32-81, СТП 2069132-09-88. Текст пояснительной записки выполняют на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с левым полем не менее 30 мм, правым – не менее 10, верхним – не менее 15 и нижним – не менее 20 мм. Шрифт основного текста должен быть пропорциональным, c засечками (например, Times New Roman, Schoolbook и т.п.), четким, черного цвета, нормальной жирности, размером от 12 до 14 пунктов. Текст печатается через 1 или 1,5 интервала. Допускается вписывать отдельные слова, формулы, знаки тушью, пастой или чернилами черного цвета. Шрифт примеров программного текста должен быть постоянной ширины (например, Courier). Допускается выделение отдельных слов или предложений курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием, разрядкой. Рекомендуется готовить пояснительную записку в виде DOC-файла в редакторе Microsoft Word на основе шаблона DIPLOM.DOT, содержащего определения необходимых стилей текста. 4.1.3. Порядок подшивки листов пояснительной записки следующий: титульный лист, лист технического задания на дипломирование, аннотация на русском и английском (немецком, французском) языках, перечень графического материала, содержание, введение, разделы пояснительной записки, заключение, список использованных источников, приложения. Титульный лист и лист технического задания на дипломированиеоформляются на печатных бланках университета (бланки студенты получают в деканате или на выпускающей кафедре) и содержат название темы квалификационной работы, утвержденное приказом ректора. Титульный лист должен быть подписан автором работы, руководителем и консультантами по работе. Аннотация– краткое изложение содержания квалификационной работы, отражающее объект исследования, цель работы, методы исследования, полученные результаты и их новизну, степень внедрения, эффективность, область применения. При оформлении аннотации в правом верхнем углу листа записываются индексы универсальной десятичной классификации (УДК). Например: УДК 681.3.007.001.33 Иванов И.И.
Дипломная работа. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2003. – 105с.
Далее с красной строки помещают текст аннотации объемом не более 500 печатных знаков. В перечень графического материала записывают все чертежи, схемы, плакаты: чертежи и схемы (если таковые имеются) – в порядке их записи в спецификации на разрабатываемое изделие, плакаты – в конце перечня после чертежей деталей. Например: ЦТРК.23939.001 СБ. МикроЭВМ. Сборочный чертеж – формат А1, 2 листа. ЦТРК.23939.001 Э4. МикроЭВМ. Схема соединений – формат А1. ЦТРК.738631.006. Рамка – формат А2. УДК 681.3.007.001.33. Технико-экономические показатели. Плакат – формат А1. Раздел «Содержание» включает наименование всех частей пояснительной записки, имеющих заголовки. Наименования записывают строчными буквами, кроме первой прописной, с указанием номеров страниц, на которых они расположены. Список использованных источниковдолжен содержать перечень источников, использованных при выполнении дипломной работы. Источники необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте пояснительной записки. В ссылке в тексте на источник указывают его порядковый номер по списку, выделенный двумя косыми чертами. Оформление списка соответствует ГОСТ 7.1 – 84. Приложенияоформляют как продолжение пояснительной записки на последующих ее страницах или в виде отдельного документа, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в верхнем правом углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного прописными буквами, и иметь, по возможности, содержательный заголовок. Если приложений несколько, то их нумеруют арабскими цифрами. В приложение следует помещать вспомогательный материал, необходимый для полноты пояснительной записки: описание алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ; иллюстрации вспомогательного характера; таблицы вспомогательных данных. Иллюстрации Иллюстрации (схемы, графики, рисунки) должны быть выполнены на отдельных листах белой непрозрачной бумаги формата А4. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в пределах раздела, разделенных точкой. Ссылку на иллюстрацию делают по ее номеру, например: рис. 7.2, рис. 1.2 и т.п. Лист с иллюстрацией помещают вслед за страницей, на которой находится первая ссылка на нее. Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации заключают в круглые скобки и делают их с сокращенным словом «смотри», например: (см. рис. 1.2). Каждая иллюстрация должна иметь наименование, помещаемое над ней, и при необходимости поясняющие данные (подрисуночный текст) – под ней. Номер иллюстрации помещают ниже поясняющих данных. Иллюстрации должны быть частью основного файла пояснительной записки, вставленные иллюстрации допускаются в исключительных случаях. Таблицы Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в пределах раздела, разделенных точкой. В конце номера таблицы точка не ставится. Надпись «Таблица» с указанием номера помещают над правым верхним углом таблицы. Таблица может иметь заголовок. Заголовок помещают под словом «Таблица» по центру таблицы. Заголовки граф таблиц начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Если подзаголовки имеют самостоятельное значение, то их начинают с прописных букв. Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия можно заменять буквенными обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте и размещать так, чтобы ее можно было читать без поворота пояснительной записки. При переносе таблицы на следующую страницу пояснительной записки головку таблицы следует повторить, при этом над продолжением таблицы помещают слова «Продолжение табл.» с указанием ее номера, заголовок таблицы не повторяют. При ссылке на таблицу в тексте пояснительной записки указывается ее полный номер и слово «таблица» пишут в сокращенном виде, напр.: табл. 1.1. После таблиц и иллюстраций могут быть примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставят точку. Если примечаний несколько, то после слова «Примечания» ставят двоеточие и указывают арабскими цифрами с точкой номера примечаний. Формулы В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. Значения символов и числовых коэффициентов должны приводиться непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку расшифровки начинают со слова «где», двоеточие после него не ставится. Например:
P 2 = I · R, где P – мощность, выделяемая на резисторе, Вт; I – ток, протекающий через резистор, А; R – сопротивление резистора, Ом.
Изложение пояснительной записки должно быть четким, лаконичным, грамотным. Сокращение слов и терминов, кроме разрешенных ГОСТ 2.316 – 68 и общепринятых, не допускается. Описки и графические неточности, обнаруженные в пояснительной записке, могут быть исправлены подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста. Оформление графического материала Графический материал должен выполняться на листах формата А1. Материалы могут быть оформлены на листах формата А4, А3, А2, размещенных на общем листе формата А1. Графический материал должен содержать не менее 4 листов по основной теме и 1 листа по безопасности жизнедеятельности. Плакаты оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 2.605 – 68 на листах ватмана формата А1 по форме, показанной на рис. 4.1.
Оформление плаката Рис. 4.1
Здесь (1) – место написания УДК; (2) – место написания темы дипломной работы; (3) – место написания наименования плаката; (4) – место для материалов, помещенных на плакате. Подготовка к защите и защита дипломной работы Отзыв руководителя работы Руководитель дипломной работы дает отзыв о работе после ее завершения. Объем отзыва – 1-2 страницы. В отзыве должны быть обязательно освещены следующие вопросы: · актуальность темы работы, ее значение для практики и/или теории; · связь дипломной работы с общей тематикой работ предприятия или подразделения, с конкретными научно-исследовательскими или конструкторскими проектами; · если дипломная работа представляет часть более крупного проекта, то следует выделить личный вклад студента в общую работу; · качество полученных результатов, полнота выполнения технического задания; · возможность применения полученных результатов на практике и/или их публикации, перспективы дальнейшей разработки данной темы; · участие студента в научно-технических конференциях, конкурсах и т.п. · проявленная студентом квалификация и личностные качества. В заключение отзыва руководитель делает вывод о том, достоин ли студент присвоения квалификации инженера по соответствующей специальности, а также указывает рекомендуемую оценку дипломной работы. Отзыв подписывается руководителем дипломной работы. Если руководитель является сотрудником сторонней организации, его отзыв должен быть заверен печатью этой организации. Допуск работы к защите Полностью готовая пояснительная записка, со всеми подписями на титульном листе, с плакатами, отзывом и рецензией, представляется заведующему выпускающей кафедрой или его заместителю для получения разрешения на защиту. О времени, когда руководители кафедры будут подписывать дипломные работы к защите, вывешивается объявление. Списки, устанавливающие очередность защиты на каждый день работы ГАК, составляются секретарем кафедры с учетом пожеланий студентов. Накануне дня защиты следует сдать пояснительную записку секретарю ГАК и установить в компьютер программы для демонстрации, проверив при этом их работоспособность. В библиотеке: № 3338 Для ссылок: Составители: П.П.Кравченко, С.Н.Дроздов, Д.И.Попов, О.Н.Родзина. Методические указания по выполнению дипломной работы. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 24 с.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Выполнение дипломной работы является заключительным этапом обучения студента в вузе и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний студента, демонстрацию его профессионального уровня на основе самостоятельного решения поставленной задачи, относящейся к области разработки программного обеспечения ЭВМ. К выполнению и защите дипломной работы допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план соответствующей специальности и прошедшие все установленные практики. Дипломная работа является творческой работой студента, на основе которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении ему квалификации инженера по соответствующей специальности. За принятые в дипломной работе технические решения, достоверность результатов, соответствие оформления чертежей, схем, пояснительной записки и демонстрационных плакатов ГОСТам, ЕСКД и требованиям настоящих методических указаний, общую и техническую грамотность отвечает студент – автор работы. Практическим результатом дипломных работ, связанных с разработкой программных средств, должен быть, по крайней мере, полностью законченный программный продукт, включающий исходный и исполняемый модули и описание применения на машинном носителе. В приложении приведены выдержки из Государственного образовательного стандарта, касающиеся требований к содержанию дипломной работы, а также к прохождению преддипломной практики. Выбор темы и выполнение дипломной работы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.01 с.) |