ТОП 10:

Вопрос 6: Особенности государственного строя ВКЛ. Три статута ВКЛ



Политическая структура и государственный строй в ВКЛ отличались от таковых в Московском государстве. Все присоединенные к Литовскому государству славянские земли сохраняли свою самобытность и относительную самостоятельность. Формировалась система федерализма. В Великом княжестве Литовском утвердилась система наместничества: после смерти князя один из наследников занимал его место, а остальные уходили «кормиться» в другие края. Великое княжество Литовское формировалось как монархия с элементами федерализма, где княжества сохраняли относительную самостоятельность. В дальнейшем Великое княжество Литовское постепенно приобретало статус ограниченной монархии. Это произошло потому, что условия Кревской унии 1385 г. с Польшей предусматривали не наследственную, а выборную великокняжескую власть. В Великом княжестве Литовском имелись некоторые особенности государственного управления. Во-первых, они проявлялись в том, что упразднение областных княжений и введение системы наместничества в ВКЛ не сопровождалось переносом функций местного управления в центр. В руках великого князя литовского не концентрировалось так много текущих дел, как у московского государя и его Думы. Поэтому в Великом княжестве Литовском первоначально не создавалось почти никаких централизованных учреждений. Во-вторых, в XIV в. при великом князе литовском по аналогии с Московским государством существовала Дума. Однако в отличие от Московского государства Дума в Великом княжестве Литовском не была государственным учреждением. Это было совещательное учреждение при великом князе. В-третьих, Дума постепенно трансформировалась в высший орган исполнительной власти страны - раду панов (паны-раду). В ее состав входили канцлер, подканцлер, католические епископы, воеводы и каштеляны, гетман, подскарбий, маршалки дворовые и клерки-чиновники, маршалки земские, некоторые местные старосты. Названия государственных чинов были польские. Основные дела Великого княжества Литовского решались вольным сеймом. Местное управление в Великом княжестве Литовском было довольно сложным. В стране еще сохранялись некоторые древние княжества во главе с князьями, правда, лишенными бывших привилегий. Часть княжеств была преобразована в воеводства во главе с воеводами. Крупной административно-территориальной единицей были поветы во главе с поветовыми старостами.

9 сентября 1529 г. издан Первый Статут ВКЛ. Статут закрепил нормы государственного права, ограничил власть великого князя. В 1564-1566 гг. в Великом княжестве Литовском была проведена судебная реформа. Рассмотрением дел шляхты, мещан и крестьян, пойманных на месте совершения тяжких криминальных преступлений, занимался гродский суд. Суд рассматривал также прошения о возвращении зависимых крестьян, выполнял нотариальные функции. Шляхта требовала, чтобы ее судила так же шляхта. С этой целью были созданы земские суды - выборные шляхетские сословные суды, независимые от местной администрации. Земский суд состоял из судьи, подсудьи и писаря, которые избирались пожизненно на поветовом сеймике шляхтой и утверждались потом великим князем литовским. Действовал в княжестве подкоморский суд, который занимался разрешением земельных споров между феодалами. Самым высоким судебным органом был великокняжеский суд, суд панов-рады. С 1581 г. высшей апелляционной инстанцией Великого княжества Литовского стал Главный литовский трибунал.

1 марта 1566 г. был введен в действие Второй Статут Великого княжества Литовского, в котором сохранялись структура и статьи предыдущего статута. В Статут 1566 г. были введены новые нормы государственного и гражданского права. В 1588 г. был утвержден Третий Статут Великого княжества Литовского. Он законодательно оформил самостоятельность Великого княжества Литовского, провозгласил неприкосновенность его границ и территориальную целостность. Статут сформулировал «золотые шляхетские вольности». Таким образом, в XIII-XIV вв. Великое княжество Литовское являлось феодальной наследственной монархией с относительной самостоятельностью княжеств, зачатками федерализма.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.112.145 (0.005 с.)