Предпринимательство как важнейший фактор экономического развития общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательство как важнейший фактор экономического развития общества



 

Предпринимательство (если его можно таковым назвать) существовало еще в плановой советской экономике, носило теневой характер и всячески преследовалось по закону. В СССР существовали целые производства по выпуску той или иной дефицитной продукции (в основном товаров народного потребления – обуви, одежды и др.), находящиеся на нелегальном положении. Часто такие «частные производства» организовывались на каком-нибудь заводе или фабрике, где рабочие днем выполняли свою непосредственную работу, а в свободное время «левачили» на «хозяина». За такое «предпринимательство» немудрено было угодить в тюрьму, хотя народ это не останавливало. Другой формой советского предпринимательства являлись ведение личного подсобного хозяйства и кустарно-ремесленное производство с последующей реализацией продукта своего труда. Такая деятельность государством не запрещалась, но в народе подвергалась осуждению. Был и еще один вид советских «предпринимателей» – перекупщики (валютчики, фарцовщики), занимающиеся реализацией валюты (в СССР валютные сделки с физическими лицами были запрещены), пользующихся популярностью среди населения товаров. Их деятельность тоже находилась под запретом в советском государстве.

Из сказанного выше видно, что дух предпринимательства в России существовал даже в жестких условиях централизованной плановой экономики, хотя официального понятия предпринимательства тогда не существовало.

В современной России предприниматели являются еще достаточно «молодой» социальной группой. Экономические реформы 1990-х гг. коренным образом поменяли ситуацию в стране и послужили своеобразным спусковым крючком для развития российского предпринимательства.

Главной задачей отечественной предпринимательской системы стало эффективное осуществление предпринимательской функции экономического развития России. Таким образом, развитие национальной экономики неразрывно связано с развитием предпринимательства.

При проведении реформ государство определилось, что фундаментом российской экономики станет экономика регионов, от которой и будет зависеть общее процветание государства. Экономика регионов адекватно отражает весь спектр проблем социально-экономического положения России в целом. Субъекты РФ являются крупными экономическими районами и зонами с внутренними и внешними межрегиональными связями, которым и отводится доминирующая роль. Приоритет новой российской экономической политики перед ведомственно-отраслевой очевиден, так первая позволяет решить проблему рационального сочетания отраслевого и территориального фактора экономики страны. Регионы играют все более заметную роль в общероссийских социально-экономических преобразованиях. Некоторые из них имеют уже достаточно большой опыт – это города Санкт-Петербург, Москва, Республика Татарстан, Новосибирская, Ленинградская, Нижегородская и Орловская области и др.

Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют как государственную, так и негосударственную форму собственности, благодаря чему снимается барьер между рыночными и нерыночными методами хозяйствования. Это способствует увеличению динамики и эффективности социально-экономического развития страны, особенно если она находится в стадии переходного периода. В последнее время создается более гибкая система для развития предпринимательской деятельности с учетом особенностей регионов России.

В период становления российской экономики на рыночные рельсы произошло так называемое слияние экономических агентов различных форм собственности и с разной степенью экономической состоятельности. Государство взяло на себя обязательства по оказанию помощи в становлении и развитии предпринимательства путем предоставления различных льгот, налоговых послаблений, кредитования и т. д. Изучение экономики предпринимательства, рыночной экономики, национальной экономики (российской экономики), экономики и управления народным хозяйством, маркетинга и менеджмента открывает путь к детальной проработке основ предпринимательской деятельности, развивающейся в рыночных условиях.

 


Первые предприниматели

 

Осуществление первой предпринимательской деятельности стало возможным уже в 1988 г. после принятия Закона «О кооперации в СССР», согласно которому «право добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него… личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда» были гарантированы.

В 1990 г. были организованы Московская (далее Российская) товарно-сырьевая биржа и биржа «Алиса».

В 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и положение «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», положившие начало формированию российского фондового рынка.

В январе 1992 г. Правительством РФ цены на потребительские товары были отпущены (хотя это и повлекло гиперинфляцию), что позволило развернуться бизнесу. Летом того же года государственная приватизационная программа способствовала приобретению относительно недорогих промышленных активов. Были отменены множественные курсы валют и введен единый курс рубля Центрального Банка России.

В 1995 г. с отменой института спецэкспортеров были упразднены и квоты на экспорт большинства товаров.

В современных странах с развитой экономикой предпринимательство стало неотъемлемой частью. В понятие «предприниматель» укладываются не только род деятельности, но и набор определенных человеческих и профессиональных качеств, специфическое состояние, определяемые расстановкой социальных сил и социальных обстоятельств. На Западе существует своеобразный культ образа предпринимателя.

В России сложилось несколько иное представление о предпринимателе. Общий портрет складывается по нескольким характеристикам.

1. Демографические параметры (в возрасте до 35 лет – свыше 50 %, 36–45 лет – до 30 %, свыше 45 лет – до 20 %), причем женщины-предприниматели составляют 10 % всех предпринимателей России. Предпринимателей с высшим образованием до 80 %.

2. Экономические мотивации (рост доходов выше по отношению к росту цен, расходы на питание до 50 % бюджета семьи). При этом уровень расходов на строительство и ремонт жилья, транспорт и досуг увеличивается.

3. Образ жизни (увеличенный до 12–13 ч рабочий день).

Российских предпринимателей характеризуют ориентация на повышение уровня жизни, желание профессиональной реализации, стремление найти свое место в бизнесе, стать «хозяином».

Чем только не занимались первые предприниматели… Одни наживали состояние изготовлением мебели, обуви, одежды, другие открывали кафе, рестораны, коммерческие ларьки, третьи занимались посреднической деятельностью, четвертые занимались оказанием каких-либо услуг, пятые вообще пришли к предпринимательству через принадлежность к бандитским группировкам и т. д.

Особо следует отметить деятельность наших «челноков», прозванных так за бесконечные поездки за товаром в другие государства (Турцию, Китай, Польшу и др.) с целью его реализации на местных рынках. Благодаря этой категории предпринимателей население получило возможность использовать продукцию иностранного производства тогда, когда страна находилась в стадии перехода к рынку. В этот период отечественное производство и сельское хозяйство пришли в упадок, Народ спасался американскими куриными «ножками Буша», импортной колбасой салями, мясом, пользовался бытовой химией (шампунями, средствами гигиены и др.), одевался и обувался от турецких производителей, а кто был побогаче, то и от польских.

В 1990-х гг. страну накрыла волна бандитизма. Рэкету подвергались почти все представители предпринимательства. Но желание жить лучше и открывавшиеся возможности в ходе возникновения частной собственности, появления устойчивых доходов, расширения собственного дела и постепенного перехода государства к концепции оказания поддержки предпринимательству помогли преодолеть сложное время. Первые предприниматели выстояли. Многие из тех, кто поначалу имел лишь «ракушку» с товаром на базаре, переходили в разряд крупных собственников, т. е. постепенно росли в экономическом смысле.

Первыми предпринимателями становились люди инициативные, которые отлично понимали ситуацию, складывавшуюся в России, самые известные из которых – В. Гусинский, В. Потанин, Д. Якобашвили, С. Петров, Т. Нерсисян, А. Пляцевой, Д. Октябрьский.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.13.254 (0.008 с.)