Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Современная Российская Федерация (1991-2011 гг. )

Поиск

Список литературы по теме:

1. Бесов А.Г. Отечественная история: Учеб. пособие.-3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2012

2. Моисеев В.В. История России: учебник М.: Директ-Медиа, 2014

3. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов Спб.: Изд-во «Питер», 2010

4. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов Спб.: Изд-во «Питер», 2009

Задания для самостоятельной работы:

1. Политический смысл «перестройки». Горбачев и Ельцин (варианты реформирования отечественной государственности).

2. Становление новой российской государственности и политическое развитие России в 1992-2010 гг. – Проведите сравнение: как отличаются основы новой российской государственности от советской системы?

3. Социально-экономическое развитие РФ в 1992-2010 гг.: достижения, проблемы, трудности. – Сравните экономическую систему современной России и советскую экономическую системы: каковы их различия.

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) «История»

Приложение №1 к рабочей программе дисциплины.

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

 

  Авторы, составители Наименование, наличие грифа Издательство, год Кол-во экз. в библиотеке АИТиП, ЭБС
  1. Основная литература
Л 1.1 Бесов А. Г.   Отечественная история: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2012. -384 с. - (Cogito ergo sum). - ISBN 5-238-00945-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118345 (Минобр) Университетская библиотека «Онлайн»

 

Л 1.2 под ред. Г.Б. Поляка История России: учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. - 687 с.: ил. - (Cogito ergo sum). - ISBN 978-5-238-01639-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299 (Минобр) Университетская библиотека «Онлайн»
  1. Дополнительная литература
Л 2.1 Зиновьева В. И., Берсенев М. В. Отечественная история: учебное пособие. Томск: Эль Контент, 2012.-162 с. - ISBN 978-5-4332-0043-2; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705 Университетская библиотека «Онлайн»
Л 2.2 Фортунатов В.В. Отечественная история: учебное пособие. (НМС) СПб.: Питер 2010. – 352 с.  
Л 2.3 Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008 СПб.: Питер 2009. – 288 с.  
Л 2.5 Кулишер И.М. История русского народного хозяйства. 2-е изд. Челябинск: Социум, 2004. – 743 с.  
Л 2.7 Моисеев В. В.   История России: учебник. (ГУУ) М.: Директ-Медиа, 2014.-901 с. - ISBN 978-5-4458-6475-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980 (06.07.2015). Университетская библиотека «Онлайн»
Л 2.8 Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб.: Питер, 2011.- 640 с.  
Л 2.9 Кузнецов И. Н.   Отечественная история: учебник. М.: Дашков и Ко, 2011.-815 с. - ISBN 978-5-394-01272-3; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116019 (Минобр) Университетская библиотека «Онлайн»
Л 2.10 Иванов Б. Ю., Караев Е. И., Куксина Е. И., Орешников А. С., Сухарева О. В. История отечества. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Эксмо; Большая Российская энциклопедия, 2003. – 704 с.  
Л 2.11 Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Медведева. Люди. События. Даты. СПб.: Питер, 2011. -592 с.  
Л 2.12 / под ред. Г.Б. Поляк. История России: учебник М.: Юнити-Дана, 2012. - 687 с. - (Cogito ergo sum). - ISBN 978-5-238-01639-9; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299 (Минобр) Университетская библиотека «Онлайн»
Л 2.13 Степанова Л.Г. История России: практикум для студентов вузов: учебное пособие для студентов всех специальностей и направлений подготовки. Ростов - на - Дону: Феникс, 2015. – 284 с.  

 

 


8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля):

1. www.rsl.ru - Российская Государственная Библиотека.

2. www.arbicon.ru - Ассоциация региональных библиотечных консорциумов.

3. www.akunb.altlib.ru - АКУНБ им. В.Я. Шишкова.

4. www.nlr.ru - Российская Национальная библиотека.

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по философии. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу.

Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия.

Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с набором вопросов по каждой теме дисциплины. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.

Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:

- изучение понятийного аппарата дисциплины;

- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;

- работа над основной и дополнительной литературой;

- работу над статьями ведущих историков;

- изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);

- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;

- самостоятельная работа студента при подготовке к экзамену;

- самостоятельная работа студента в библиотеке;

- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;

- консультация преподавателя дисциплины.

Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.

Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану проводится в соответствии настоящим учебно-методическим комплексом. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий социального страхования, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.

Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.

Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя не является озвученным учебником, а представляет плод его индивидуального творчества. Он читает свой авторский курс со своей логикой, со своими теоретическими и методическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя интересным индивидуально-личностным событием, которым вряд ли студенту стоит пренебрегать. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение сложные вопросы Федерального государственного образовательного стандарта, которые вызывают затруднения у студентов.

Сетка часов, отведенная для лекционного курса, не позволяет реализовать в лекциях всей учебной программы. Исходя из этого, каждый лектор создает свою тематику лекций, которую в устной или письменной форме представляет студентам при первой встрече. В создании своего авторского лекционного курса преподаватель руководствуется двумя документами - Федеральным государственным образовательным стандартом и учебной программой.

Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, конечно, лучше в письменной форме, чтобы не мешать ему, не нарушать его логики. Квалифицированный преподаватель в ходе лекции глазами читает полученный письменный вопрос и находит форму реагирования на него. Вопросы можно задать и во время перерыва (письменно или устно), а также после лекции или перед началом очередной, конечно, до звонка, во время перерыва - начало очередной лекции нельзя прерывать вопросами. Лектор найдет формы и способы реагирования на вопросы студентов.

10. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

- технические средства: компьютерная техника и средства связи (проектор, экран, видеокамера);

- методы обучения с использованием информационных технологий (компьютерное тестирование, демонстрация мультимедийных материалов);

– перечень интернет-сервисов и электронных ресурсов (поисковые системы «Консультант плюс», электронная почта, электронные учебные и учебно-методические материалы);

– перечень программного обеспечения (системы тестирования) – перечень информационных справочных систем (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн, «Консультант плюс»).

 

11. Материально-техническая база, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

 

Для проведения лекционных и практических занятий требуется аудитория, оборудованная мультимедийной техникой, компьютерный класс с выходом в Интернет, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для практических занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 38.03.01 Экономика.

Образовательные технологии

В рамках изучения данной дисциплины предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции, практические занятия, контрольная работа и экзамен.

Тематическим планом данного курса предусмотрены практические занятия, задачами которых являются закрепление знаний и приобретение навыков эффективного использования языковых средств применительно к цели и ситуации общения: практические занятия в форме семинаров с устным публичным выступлением студентов; практические занятия в форме выполнения тренировочных заданий под руководством преподавателя. Изучение дисциплины ориентировано как на индивидуальную, так и на групповую работу студентов. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Аудиторное изучение данной программы сочетается с самостоятельной работой студентов (проработка лекционного материала, самостоятельное изучение отдельных аспектов тем, подготовка к практическим занятиям, выполнением домашних заданий).

Активное участие студента во всех формах учебного процесса, а также самостоятельная работа позволят ему овладеть необходимым объемом теоретических знаний и сформировать навыки работы с философскими текстами.

Образовательные технологии:

1. Проблемное обучение;

2. Разноуровневое обучение;

3. Проектные методы обучения;

4. Исследовательские методы в обучении;

5. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии.

Суть использования технологий в учебном процессе изложена в таблице ниже:

 

Педагогические технологии   Достигаемые результаты   Интерактивный метод  
     
1. Разноуровневое обучение Ориентация на различный уровень обучающихся позволяет динамично корректировать процесс обучения, результаты корректировки напрямую влияют на уровень освоения компетенций   · творческие задания; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · разбор конкретных ситуаций; · эвристическая беседа.
2. Исследовательские образовательные технологии Дает возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно для определения индивидуальной траектории развития компетентности каждого студента · творческие задания; · метод проектов; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · эвристическая беседа.
3. Технология обучения в сотрудничестве Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности студентов · работа в малых группах; · метод проектов; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · эвристическая беседа.

 

Краткое описание сути интерактивных методов обучения, используемых в рамках образовательных технологий.

Дискуссия как метод интерактивного обучения успешно применяется в системе учебных заведений на Западе, в последние годы стала применяться и в нашей системе образования. Метод дискуссии (учебной дискуссии) представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.

Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Однако дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.

Дискуссия на семинарском (практическом) занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у студентов умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр.– нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании– это коллективное мышление, или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения (проблемно-поисковая беседа). Объясним, почему эвристическую беседу мы рассматриваем не в ряду методов проблемного обучения, хотя она построена на мыслительном поиске решения учебной проблемы. Дело в том, что в беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга.

Следует иметь в виду, что этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий. При подготовке к беседе преподаватель должен: а) четко определить цель; б) составить план-конспект; в) подобрать наглядные средства; г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Важно правильно формулировать и задавать вопросы:

–они должны быть логически связаны;

–они должны соответствовать уровню развития учащихся;

–они не должны подсказывать ответ.

Помните: вопрос задается всей группе. После небольшой паузы для обдумывания вызывается учащийся. Необходимо привлекать других учащихся исправлять, уточнять, дополнять ответ. Беседа – сложный метод, так как требует определенного напряжения сил, соответствующих условий, мастерства преподавателя, который внимательно слушает ответы, правильные одобряет, ошибочные комментирует, уточняет и вовлекает в процесс работы всю группу.

Разбор конкретных ситуаций — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат).

Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода разработки конкретных ситуаций состоит в предоставлении обучающимися возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Если говорить о методе разработки конкретных ситуаций как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках данного метода отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Метод разработки конкретных ситуаций всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Метод разработки конкретных ситуаций всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты данного метода должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе разработки конкретных ситуаций как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.


6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы, описание шкал оценивания

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К экзамену

1. Древняя Русь: общество и государство (IX-XII вв.).

2. Причины политической дезинтеграции древнерусских земель в XII-XIII вв.

3. Монгольский период отечественной истории. Золотая Орда.

4. Московское государство в XIV-XV вв.: от Руси к России.

5. Россия в XVI в. Реформы и «контрреформы» Ивана IV Грозного.

6. «Великая Смута» (начало XVII в.) и выход Российского государства из кризиса.

7. Россия в середине и во второй половине XVII в. Крепостное право и крепостничество.

8. Начало имперского периода. Россия в эпоху преобразования Петра I.

9. Российская империя в XVIII в.

10. Россия в первой половине XIX вв.: реформы «сверху» императорских правительств.

11. Общественные движения в России XIX в. (от декабристов до народников).

12. «Великие реформы» 1860-1870-х и «контрреформы» 1880-х гг.

13. Кризис Российской империи (переменный рубеж XIX – начала XX вв.).

14. Россия в эпоху «великих потрясений» начала XX в.

15. Октябрьский переворот 1917 г. и формирование тоталитарного режима (Ленин и ленинизм).

16. «Военный коммунизм» и НЭП: варианты политики советского государства.

17. СССР в 1930-е годы. «Большой террор» и режим Сталина.

18. СССР в период Второй мировой войны.

19. Эпоха противостояния двух сверх держав (СССР и США). «Холодная война».

20. СССР в период кризиса (1970-1980-е гг.).

21. Политический смысл «перестройки». Горбачев и Ельцин (варианты реформирования отечественной государственности).

22. Российская Федерация на рубеже XX-XXI в.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.117 (0.012 с.)