Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Российская империя (XVIII - XX вв. )

Поиск

Список литературы по теме:

1. Бесов А.Г. Отечественная история: Учеб. пособие.-3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2012

2. Моисеев В.В. История России: учебник М.: Директ-Медиа, 2014

3. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов Спб.: Изд-во «Питер», 2010

4. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов Спб.: Изд-во «Питер», 2009

 


Задания для самостоятельной работы:

1. Что являлось первоначальной целью «великого посольства» Петра I в странах Западной Европы? Была ли достигнута именно эта цель в ходе тайных переговоров юного русского царя с политически более опытными монархами европейских государств? Чем вызвана последующая резкая смена приоритетов курса внешней политики России с южного направления на северо-запад?

2. Каким образом политика «европеизации» обусловлена военно-стратегическими замыслами Петра I?

3. Была ли Северная война со Швецией за выход к Балтийскому морю самой важной, первоочередной задачей, стоявшей тогда перед Россией?

4. Как повлияли на дальнейшее развитие страны политические итоги Северной войны?

5. Как понимать оценку значения реформ Петра I для России выдающимся историком Н.М. Карамзиным: «Мы стали гражданами мира, перестав быть гражданами России?»

6. Русский мыслитель Н.А. Бердяев утверждал, что у Петра I «были черты сходства с большевиками. Он был большевик на троне». Попытайтесь найти факты истории, свидетельствующие в поддержку данного суждения или, наоборот, об ошибочности данной аналогии.

7. Попытайтесь объяснить смысл следующих понятий: «Табель о рангах», «регулярная армия», «рекрутский набор», «коллегия», «подушная подать».

8. С кем из государственных деятелей, близких к Петру I, соотносится стихотворная характеристика, автором которой был А.С. Пушкин: «И счастья баловень безродный, / полудержавный властелин»?

9. Почему за публикацию своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву» русский либерал-просветитель А.Н. Радищев был назван императрицей Екатериной II «бунтовщиком похуже Пугачева»?

10. Как именно развертывался процесс поэтапного освобождения «сверху» российского дворянства от принудительной, фактически крепостной государственной службы в XVIII в.? Сравните два законодательных акта: «Манифест о вольности дворянской» императора Петра III (1761 г.) и «Жалованную грамоту дворянству» императрицы Екатерины II (1785 г.).

11. На протяжении всего XVIII в. дворяне России боролись за свое «раскрепощение» и к концу века получили свободу для себя. Соответствовал ли этот процесс эмансипации коренным интересам абсолютистской верховной власти?

12. Перечислите льготы и привилегии, полученные дворянством в эпоху дворцовых переворотов от наиболее удачливых претендентов на верховную власть в Империи.

13. Имелись ли свои особенности у российской модели «просвещенного абсолютизма»?

14. Чего все-таки было больше в стремлении Екатерины II провести «либерализацию» системы государственного крепостничества: лицемерия или искренности? Почему все её попытки решения «крестьянского вопроса» завершались неудачей?

15. Как изменилось после трех разделов Речи Посполитой XVIII в. положение украинских и белорусских крестьян: в лучшую или худшую сторону?

16. Кто был автором указа «О трехдневной барщине»? Что в указе было новацией по сравнению со всеми предшествующими российскими законодательными актами?

17. Почему, на ваш взгляд, многие помещики не выполняли этот указ?

18. Как вы думаете, почему Александр I, который на протяжении всей своей жизни мечтал даровать Конституцию всем народам России, так и не сумел осуществить реформаторские замыслы?

19. Можно ли утверждать, что если бы проект реформ М.М.Сперанского был реализован, это привело бы к коренным изменениям в политическом строе России?

20. Почему Российская империя оказалась вовлеченной в межгосударственный внутриевропейский военный конфликт начала XIX века?

21. Какую роль стала играть Россия в международных отношениях после победы над наполеоновской Францией?

22. Было ли выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. восстанием или актом гражданского неповиновения?

23. Могла ли закончиться победоносным успехом военная акция декабристов?

24. В одном из своих стихотворений А.С.Пушкин назвал движение декабристов «забавой взрослых шалунов». Согласны ли вы с этой характеристикой?

25. Как вы понимаете слова Николая I: «Россией правят столоначальники»? Почему император, осознавая всю опасность такого засилья бюрократии, не мог его никак ограничить?

26. Истолкуйте смысл следующих словосочетаний: «Негласный комитет», «московская мышеловка», «Венская система», «Священный союз».

27. Как современники событий 14 декабря 1825г и специалисты-историки по-разному определяют причины зарождения «декабризма».

28. Прокомментируйте следующие оценки отдельных авторов:

29. а) «Происшествия 1812, 1813, 1814, 1815 годов сблизили нас с Европою, по крайней мере, многие из нас увидели цель жизни народов» (Н.И. Тургенев)

30. б) «Предлог составления тайных обществ есть любовь к Отечеству» (С.П. Трубецкой).

31. в) «За их (декабристов) спиной стоял «переворотный» XVIII век» (историк Я.А. Гордин).

15. Объясните смысл высказываний, приведенных ниже.

32. «Скорее можно достичь престола Царя Небесного, чем до престола земного» (М.И. Кутузов); «Крепостное право есть пороховой погреб под государством» (А.Х. Бенкендорф); «Не ясно ли, что там, где более не повелевают, а позволяют рассуждать вместо повиновения, там дисциплины более не существует» (Николай I). Как эти мысли политиков характеризуют николаевскую эпоху?

33. Была ли альтернатива бюрократической «отмене крепостного права сверху» в России? Что могли бы, к примеру, дать народу «реформа снизу» или «революция сверху»?

34. Насколько реальной являлась угроза всероссийского народного бунта («революции снизу» в период подготовки правительством императора Александра II отмены крепостного права?

35. Перечислите основные принципы и положения правительственной реформы 1861 г. Могла ли она создать действительно благоприятные условия для развития рыночной экономики буржуазно-предпринимательского типа?

36. По мнению отдельных исследователей, в 1860 - 1870-е гг. и даже позднее традиционный институт крепостного права фактически продолжал существовать в пореформенной России. Разделяете ли вы данную точку зрения?

37. Было ли действительно уничтожено полностью крепостничество как система в ходе проведения «реформы сверху» 1861 г.?

38. Прокомментируйте четверостишие из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Распалась цепь великая, / Распалась – расскочилася: / Одним концом по барину, / Другим по мужику».

39. Можно ли утверждать, что развитие экономики в России пореформенного периода было, действительно, динамичным и успешным?

40. Почему сразу после реформы 1861 г. именно деятели дворянского общественного движения стали ходатайствовать перед «царем-освободителем» о «даровании» России конституции?

41. Почему император Александр II не поддержал общественные проекты введения в России конституции, полного восстановления системы общенациональных учреждений земского представительства и местного самоуправления?

42. Сравните геополитический статус России после русско-турецкой Балканской войны 1877 - 1878 гг. с аналогичным финалом Восточной (Крымской) войны 1853 – 1855 гг. Чем отличалась внешняя политика Александра II от политики его отца – императора Николая I?

43. Какие действия (или, напротив, бездействие) со стороны государственной власти в конце 1860-х – начале 1870-х гг. вызывали сначала крайнее недовольство русской общественности, а затем и рост экстремистских настроений?

44. Кто такие народники? Что вы знаете о русском народничестве как особой политической идеологии?

45. К чему стремились и за что боролись участники «хождений в народ»?

46. В чем проявлялись «утопичность» и «мелкобуржуазность» народнических идей?

47. Как отнеслась верховная государственная власть Российской империи к общественно-просветительским акциям народников – «шестидесятников» и «семидесятников»?

48. Сочувствовали ли в целом представители русской либеральной общественности молодым энтузиастам народного просвещения? Оказывали ли они какую-то действенную поддержку народникам?

49. Можно ли считать однородными в идейно-политическом смысле три течения русского народничества: «бунтарское», «пропагандистское» и «заговорщическое»?

50. Как лично Вы относитесь к политическим взглядам и поступкам деятелей партии «Народная Воля» (например, к терроризму народовольцев)?

51. Существуют две противоположные точки зрения на реальную историческую роль земств. Согласно первой из них, земские учреждения, создававшиеся после 1864 г.,– это «зародыши» гражданского общества и новой, уже ограниченной в правовом отношении монархии конституционного типа в пореформенной России. Согласно другой точке зрения, земства лишь в малой степени влияли на власть, а, по существу, являлись не субъектом, а объектом управления и манипуляций со стороны государственной власти. А какое Ваше мнение насчет политических результатов правительственной «земской» реформы 1860-х гг.?

52. Поясните смысл следующих понятий: «временнообязанное состояние», «уставные грамоты», «мировой (мирской) посредник», «выкупные платежи», «отрезки», «сельские общества», «земство», «суд присяжных».

53. Ваше отношение к суду присяжных. Можно ли судить обвиняемого «по совести», а не по закону?

54. «Победоносцев над Россией простер совиные крыла…», - писал А.А. Блок о самом влиятельном из государственных деятелей эпохи так называемых контр-реформ. В чем состоит политический смысл данной метафоры? А не преувеличивал ли поэт роль К.П. Победоносцева в отечественной истории 1880-х гг.?

55. Можно ли считать политику «заморозков» и «контрреформ», проводившуюся императором Александром III коренным разрывом с тенденциями предыдущего правления?

56. В каких сферах государственной деятельности Александр III продолжал курс, намеченный своим отцом и предшественником по российскому императорскому престолу?

57. Противники С.Ю. Витте обвиняли его в том, что он «распродает Россию иностранцам», «разоряет налогами и спаивает русский народ». В чем состоял реальный смысл его деятельности как политика?

58. Назовите четыре основных направления политического курса на «экономическую модернизацию» страны, инициатором которого был С.Ю. Витте.

59. Назовите главные причины поражения Российской империи в дальневосточной войне с Японией 1904 - 1905 гг.

60. Какие политические партии России легализовались после объявления Манифеста Е.И.В. от 17 октября 1905 г., а какие из общенациональных партий продолжали действовать нелегально?

61. Могут ли считаться изменения, происходившие после революции в политической системе российского государства, действительно коренными, радикальными?

62. Являлась ли государственная Дума 1906 – 1916 гг. реально действовавшим общенациональным законодательным собранием (парламентом)?

63. Почему партийный состав депутатского корпуса I и II Дум не устраивал правительство императора Николая II? Назовите главную причину досрочного роспуска верховной властью I и II Дум.

64. Какие методы решения «крестьянского вопроса» предлагали ведущие депутатские фракции государственной Думы?

65. Сформулируйте свою оценку итогов реформаторского курса правительства П.А.Столыпина.

66. Почему попытки реализации правительственного варианта аграрной реформы вызывали протест ожесточенное сопротивление как со стороны «левых», так и со стороны «правых» общественных деятелей?

67. Насколько кардинальными были изменения в российском избирательном законодательстве после утверждения императором нового Положения о выборах от 3 июня 1907 г.?

68. Почему политический курс премьер-министра П.А. Столыпина вызывал недовольство как «справа», так и «слева»?

69. Современные западные исследователи считают, что Первая мировая война являлась начальным звеном в цепи катастрофических событий глобального характера, вызвавших распад целого ряда сложившихся крупных государств, захват власти маргинальными экстремистскими группировками коммунистов и фашистов, зарождение и временный успех тоталитарной антидемократической альтернативы (фашизм, гитлеризм и сталинизм). Насколько правы, по Вашему мнению, авторы данной концепции всемирной истории?

70. Определите главные причины и характер Февральской (мартовской) революции в России 1917 г. Являлась ли, в действительности, эта революция «буржуазной»?

71. Что значит режим «двоевластия»? Какие факторы обусловили возникновение данной формы правления на обломках Российской империи, государственным символом которой был, как известно, двуглавый орел?

72. Почему в России не смогла в 1917 г. утвердиться демократическая форма правления, а республиканский режим А.Ф.Керенского потерпел сокрушительное поражение?

73. В чем состояли преимущества большевиков перед другими политическими партиями России в борьбе за власть летом-осенью 1917 г? Почему, в конечном итоге, большевизм вариант победил и вытеснил из власти всех своих конкурентов, соперников, противников? Октябрьский переворот (если оценивать его настоящую суть с современной точки зрения) это что: революция или контр-революция?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.109 (0.013 с.)