Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология разработки событийного тура.

Поиск

 

Туризм представляет собой отраслевой комплекс, деятельность которого непосредственно связана с предоставлением туристических услуг. Необходимо отметить, что значительный объем оказываемых предприятиями туристской инфраструктуры услуг приходится на клиентов, которых можно классифицировать как неорганизованных туристов.

Специфика бизнес-планирования в отрасли, в том числе и в туризме, определяется, прежде всего, особенностями видов деятельности, материально базой и организационно-правовыми формами их осуществления.

Для понимания сути туристской деятельности полезно прибегнуть к системному подходу. В этом случае первичным в туризме, на наш взгляд, можно считать объект туристского интереса. Таким объектом в самом общем понимании является некоторый территориально закрепленный комплекс свойств, обусловливающий у туристов интерес, побуждающий их предпринять туристскую поездку для ознакомления с ним.

Показатель туристкой привлекательности мог бы выступать как характеристика тех или иных объектов или территорий. Однако сложность здесь состоит в том, что туристский интерес обусловливается множеством разнородных и, порой трудно измеримых количественно, факторов[18].

Это же можно сказать и о конкретных формах проявления туристского интереса, выражающих туристскую привлекательность объектов или территорий. Следует также отметить в некотором роде “виртуальный” характер понятия туристский интерес.Здесь имеется в виду тот факт, что при всей объективности лежащих в его основе причин во многом этот интерес зависит от формирующихся культурно-ценностных ориентиров населения и воздействия на него средств массовой информации.

Необходимо отметить, что одним из путей формализации оценки туристской привлекательности именно с учетом разнородных и качественных факторов экономического, социального, политического и т.п. характера является использование теории многокритериального принятия решений. При таком системном подходе легко заметить, что развитие туризма в регионе процесс управляемый, существенно зависящий от рекламно-информационной деятельности. В этом случае туристская привлекательность определенных территорий и объектов может повышаться в результате проведения политики патриотического воспитания и усиления в образовательном процессе исторической и культурной составляющих, то есть вследствие роста общего образовательного и культурного уровня. Естественно, это не является единственным фактором.

Туристский интерес должен стать в бизнес-планировании развития объектов туристской сферы важнейшим отправным моментом. Без его учета невозможно обосновать вероятный спрос на туристские услуги и определить их оптимальную структуру. В стратегических планах развития объектов туризма должны содержаться предложения по формированию и поддержанию к ним туристского интереса. Эти моменты должны быть базовыми в разделах маркетингового планирования отраслевых бизнес-планов.

Как хорошо видно на примере текущей экономической ситуации в стране, важнейшим фактором развития сферы туризма является уровень материального благосостояния, как основы для обеспечения необходимой степени мобильности населения и наличия платежеспособного спроса на туристские услуги.

При системном подходе к туристской сфере или индустрии туризма мы можем отнести весь комплекс материально-вещественных, информационных, организационных и других предпосылок, обеспечивающих для туриста условия, позволяющие ему удовлетворить свой интерес. Особая роль в этом принадлежит участвующих в этом комплексе предприятий и организаций.

При самом общем рассмотрении в его составе можно выделить следующие основные объекты:

· оказывающие услуги по размещению (гостеприимству) туристов;

· осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность;

предприятия, выполняющие вспомогательные и обслуживающие функции при оказании туристских услуг (рекламные агентства, транспортные организации, предприятия, производящие сувениры и т.п. продукцию).

Объекты первой группы составляют материально-вещественную основу индустрии туризма. К ней относятся объекты размещения гостиничного типа (гостиницы, пансионаты, отели и мотели) а также дополнительные средства размещения (кемпинги, молодежные общежития, гостевые дома, туристические и спортивно-оздоровительные комплексы и базы и т.п.). В мире нет единой системы классификации объектов размещения. Даже объекты сравнительно однородного по составу гостиничного хозяйства в различных странах классифицируются по различным признакам (по типу и характеру назначения, по качеству предоставляемых услуг, по степени полноты предоставляемых услуг и т.д.).

Ко второй группе относятся фирмы – туроператоры и фирмы, осуществляющие агентскую деятельность.

К последней весьма многочисленной группе относятся предприятия, деятельность которых является по характеру вспомогательной и обслуживающей по отношению к процессу оказания основных туристских услуг. Здесь можно выделить рекламные агентства, автотранспортные предприятия, переводческие бюро, информационно-аналитические службы, предприятия по производству сувениров и товаров с символикой и т.п.

Как уже отмечалось, на объекты размещения в индустрии туризма приходится большая часть основных фондов отрасли. Как и туризм в целом, эта сфера также подверглась за годы реформ глубоким преобразованиям. Во многом эти преобразования были обусловлены тем, что само общество, ранее довольно однородное заметно расслоилось и проявило спрос на существенно более разнообразные, чем ранее, по видам и качеству туристские услуги.

Анализируя процессы развития предприятий индустрии туризма, обеспечивающих функции гостеприимства, можно выделить два основных направления инвестиционной деятельности[19]:

развитие и совершенствование существующих объектов размещения;

создание новых объектов размещения с учетом расширившегося разнообразия видов туристской деятельности и туристских услуг.

Инвестиционные проекты по существующим объектам размещения состоят, как правило, в их доведении в результате реконструкции или модернизации до требуемого уровня по полноте набора и качеству предоставляемых туристских услуг. Потребность в объектах размещения, предоставляющих услуги очень высокого качества, обусловили в ряде городов, отличающихся наличием на них устойчивого спроса (это, прежде всего, столица, ряд курортных городов и т.п.) и довольно масштабное их новое строительство. Весьма перспективным направлением инвестиций в туризм для России будет, создание (преимущественно, в результате нового строительства) не получивших ранее по трем или иным причинам широкого распространения предприятий сферы гостеприимства, как гостиничного хозяйства, так и дополнительных средств размещения. Здесь, прежде всего, следует отметить такие объекты размещения, как отели, кемпинги и т.п. Инициаторы инвестиционных проектов создания новых руководствуются принципом рациональной достаточности. По степени свободы собственников участвовать в управлении своим имуществом (в том числе и самим правом собственности) и бизнесом все организационно-правовые формы можно по степени гибкости распределить от простых товариществ до открытых акционерных обществ. Однако в обратной зависимости эти организационно-правовые формы располагаются по степени простоты и жесткости требований при создании конкретных юридических лиц. И это является естественным, поскольку на предприятиях, созданных в более гибких организационно-правовых формах, с одной стороны, именно эта свобода действий должна регламентироваться федеральным законодательством и, в том числе, разумно ограничиваться, с другой, федеральным законодательством должна обеспечиваться защита интересов собственников, что обусловливает массу условий, требований и ограничений в таких вопросах, как взаимоотношение собственников, взаимоотношение собственников и менеджеров и т.п. И еще следует помнить, особенно, инициаторам и разработчикам инвестиционных проектов создания или развития объектов размещения о том, что многие процессы в реальной экономике весьма инерционны. Одним из самых удобных для действующих предприятий способов привлечения финансовых средств, как показывает зарубежный опыт, является эмиссия ценных бумаг[20].

Если предприятие рассчитывает в среднесрочной перспективе прибегнуть к привлечению для своего развития финансовых средств с помощью такого инструмента, как ценные бумаги, ему следует уже в настоящее время задуматься о необходимости формирования необходимо образа. Наличие временного лага даже при выборе наиболее гибких организационно-правовые форм при реализации инвестиционных проектов предусмотрен и действующим законодательством. Одним из возможных способов привлечение капитала может быть эмиссия облигаций. И в этом случае, акционерные общества имеют преимущества, так не менее чем через три года с момента создания они могут выпускать облигации даже без обеспечения.

В туризме формирование и потребление продукта происходит раздельно. Турист, покупая у турфирмы туристский продукт, оплачивает право на его получение во время его путешествия. Таково юридическое определение турпродукта. Создание нового турпродукта последовательно проходит через следующие этапы: генерирование идей относительно турпродукта, его количественных и качественных свойств на основе постоянного изучения действительного и постоянного спроса; эта работа должна проводиться постоянно, ибо в туризме мода, привязанности, предпочтения часто меняются; разработка концепции нового турпродукта – заключается в придании ему конкретных потребительских свойств, соответствующих спросу целевого рынка и материально-техническим и финансовым возможностям турфирмы; имеется в виду выбор маршрута, программы, вида туризма, набора и классности услуг; пробный маркетинг, означающий продажу на рынке первой партии нового турпродукта с целью определения отношения к нему потенциальных покупателей, а также выявления и устранения возможных недостатков; чаще всего это исследование проводится при проведении ознакомительного тура для турагентств – партнеров данного туроператора; коммерциализация данного турпродукта, заключающаяся в организации его массовой продажи[21].

Основным турпродуктом в практической деятельности туристских фирм является тур, то есть поездка (путешествие) по кольцевому маршруту (турне) на основе комплексного обслуживания. В международной туристской терминологии туристские поездки, продаваемые на основе стандартных наборов или пакетов услуг, называются инклюзив-турами или пэкидж-турами. Их организация и продажа являются главным направлением деятельности многочисленных рецептивных турфирм. Принимающие турфирмы обязаны хорошо знать туристские ресурсы РФ, которые могут привлечь внимание иностранных туристов, и умело использовать их при разработке конкретных туристских маршрутов. Маршрут тура играет большую роль в придании последнему необходимой привлекательности, удовлетворении пожеланий и интересов туристов. Выбор и разработка того или иного маршрута связаны прежде всего с целями поездок иностранных туристов в РФ.

Так, для экскурсионно-познавательный туров выбираются города с наиболее интересными туристскими достопримечательностями, например, историческими и культурными памятниками, музеями, картинными галереями и др. при организации туров на отдых в маршрут включаются курортные, морские, горные или сельские центры с соответствующими природно-климатическими ресурсами[22]. Привлекательность туристского маршрута зависит также и от способа перевозки туристов между включенными в него городами (пунктами). Далеко не все города, посещаемые в нашей стране иностранными туристами, имеют равнозначные транспортные связи. Турфирмам следует очень тщательно подходить к выбору тех или иных средств перевозки туристов. В частности, турфирмы должны учитывать следующие требования:

- при составлении маршрута не допускать повторного транзитного посещения туристами городов (пунктов), в котором они уже были; необходимо искать варианты транспортных перевозок туристов по маршруту, обеспечивающие однократное посещение ими запланированных городов;

- при выборе средств перевозки следует отдавать предпочтение тем перевозчикам, которые могут обеспечить более быструю и максимально комфортабельную доставку туристов из города в город;

- при планировании пассажирских перевозок по маршруту необходимо также стараться оставить как можно больше светового времени для организации экскурсий или свободной активности туристов, использовав в этих целях, например, ночные часы для перевозки поездом, а утренние или вечерние – для перевозки самолетом или автобусом.

Особое значение для привлекательности туров имеет их продолжительность. Рекламируются, например, краткосрочные туры конца недели – «уик-энд». Самыми массовыми являются туры продолжительностью 7 – 10 дней, поездки продолжительностью 14 дней и более занимают уже значительно меньшую долю в общем ассортименте предлагаемых зарубежных поездок. Существует связь между содержанием маршрута (перечень посещаемых городов и пунктов) и продолжительностью тура. Российские турфирмы должны быть заинтересованы в расширении географии маршрутов и продолжительности путешествия иностранных туристов в РФ[23]. Для этого необходимо постоянно изучать возможности использования все новых туристских ресурсов, способных привлечь внимание иностранных туристов.

Пакет услуг – составляющая тура, от содержания и качественных показателей которого также зависит спрос на него.

Под влиянием имеющегося спроса и конкуренции на инклюзив- (пэкидж-) туры – сокращается набор услуг. С одной стороны, к этому турфирмы толкает конкурентная борьба и стремление выйти на рынок с предложением более низких цен, чем у конкурентов. За счет исключения из комплексного обслуживания некоторых услуг у туристов создается иллюзия дешевых поездок. С другой стороны, фирмы должны учитывать и психологию туристов, которые всегда добиваются максимум свободы в выборе потребляемых ими услуг. Исключение большинства услуг из обязательного комплекса создает условия для такой свободы во время путешествий туристов по маршруту и тем самым способствует увеличению спроса.

Комплексное обслуживание, предлагаемое иностранным тури­стам в нашей стране, за многие годы претерпело большие изме­нения. Если на начальных этапах оно включало максимум услуг (размещение в гостинице, трехразовое питание, встречи и прово­ды в каждом городе, ежедневные экскурсии), то впоследствии на­бор услуг в комплексном обслуживании был сокращен. На потребительские свойства турпродукта, помимо механиче­ского набора отдельных услуг, влияет ряд других важных факто­ров, которые обязательно должны учитываться при его формиро­вании.

Как и во многих отраслях материального производства, в ком­плексном обслуживании используются различные стандарты.

Комплексное обслуживание включает больший или меньший набор туристских услуг. В зависимости от их содержания этот па­кет в практике международного туризма подразделяется на пол­ный пансион, полупансион, «ночлег и завтрак» и просто «ночлег». Если в основе качественной классификации комплексного обслуживания лежит качество гостиничного размещения (разряд го­стиницы, категория номера), то различия между пансионом, полупансионом и категорией «ночлег и завтрак» определяются прежде всего набором ресторанных услуг[24]. Все эти категории могут дополняться другими туруслугами: встречи, проводы, трансферы, экскурсии, посещения театров и т.д., что придает турпродукту окончательные потребительские свойства, соответствующие тому или иному целевому спросу.

Производство и реализация дополнительных услуг имеет боль­шое значение в деятельности турфирм. Как было сказано, ком­мерческая политика многих иностранных турфирм строится на том, чтобы первоначально привлечь внимание своих клиентов минимально необходимым пакетом услуг в продаваемых турах, по более низким ценам, а затем во время поездки продать как можно больше дополнительных туруслуг. В зарубежной практике расходы туристов на оплату основных и дополнительных услуг составляют от 60 до 40 %. Это соотношение, разумеется, достига­ется за счет исключительно развитой инфраструктуры производ­ства туруслуг в местах пребывания иностранных туристов (кафе, бары, таверны, аттракционы, казино, диско-клубы, залы иг­ральных автоматов и т. п.).

Поскольку в наших туристских центрах такая инфраструктура пока еще не получила достаточного развития, вышеуказанное соотношение в организованном иностранном туризме складыва­ется в менее выгодной пропорции. Но даже при таком положении доходы, получаемые туристскими организациями от продажи до­полнительных услуг, достаточно ощутимы. При этом следует ука­зать, что, отвечая на вопросы социологических исследований, иностранные туристы сообщали, что могли бы во время своих поездок в нашу страну потратить значительно больше денег на приобретение дополнительных услуг и сувениров, но не сделали этого по причинам:

ограниченного ассортимента, низкого качества и непривлека­тельности дополнительных услуг, особенно сувенирной продук­ции. Туристов не совсем устраивает тот сувенирный ширпотреб, который часто заполняет киоски в гостиницах; они хотели бы приобрести дорогостоящие и ценные подарки: меховые изделия, кустарно-ремесленные изделия высокохудожественного исполне­ния, картины художников, изделия из драгоценных металлов и камней и т.п.; плохой рекламы дополнительных услуг в гостиницах и ресто­ранах.

Российские принимающие турфирмы должны иметь подробно разработанные каталоги и прейскуранты туруслуг, включающие максимально возможное количество их наименований. Эти ката­логи и прейскуранты необходимо заранее передать иностранным фирмам-туроператорам, чтобы они могли проинформировать ту­ристов, направляющихся в РФ, о возможности приобретения до­полнительных услуг за наличный расчет во время своего путеше­ствия по нашей стране. Поскольку многие туристы предпочитают рассчитываться посредством кредитных пластиковых карточек, рос­сийским турфирмам предлагается заключить соглашения с меж­дународными кредитными компаниями об использовании их кре­дитных карточек. Известно, что владелец кредитной карточки по­зволяет себе делать больше расходов на покупку услуг и сувениров, чем при наличном расчете.

Необходимо уже с первого дня пребывания туристов (групп и индивидуалов) проводить среди них активную рекламную работу с целью продажи как можно большего количества дополнительных услуг. Как показывает многолетняя практика, наиболее эффективную такую рекламу проводят с иностранными туристами их гиды-переводчики. Рекомендуется также в первый день пребывания иностранных туристов в РФ провести с ними небольшую беседу за чашечкой кофе об особенностях путешествия в РФ и о возможности покупки дополнительных услуг[25]. Хорошим рекламным подспорьем может стать раздача туристам небольших рекламных листовок с перечнем наиболее интересных дополнительных экскурсий и других услуг.

Принимающие турфирмы должны извлекать максимальную выгоду от продажи дополнительных услуг, так как дополнительные услуги повышают конкурентоспособность фирмы на рынке. Принимающим турфирмам необходимо сделать все возможное, чтобы самим производить и продавать как можно большее количество дополнительных услуг, если же нет такой возможности, то следует договориться с продавцами дополнительных услуг о получении от них комиссионных вознаграждений.

Все туристские поездки в зависимости от особенности лично­сти, характера туриста и его бюджета совершаются на групповой или индивидуальной основе. Индивидуальные поездки предостав­ляют потребителю больше независимости и самостоятельности, но они более дорогостоящие и поэтому малодоступны массовому туристу. Групповые поездки, наоборот, более дешевые, доступ­ные массовому туристу, но в таких поездках каждый участник обязан подчиняться установленному для группы порядку путеше­ствия.

Доля индивидуальных поездок иностранных туристов в нашу страну в рамках организованного туризма составляет около 10 %. Остальные 90 % приходятся на групповые поездки. По сравнению с зарубежной практикой доля индивидуального туризма в нашей стране незначительна. Возможность ее увеличения связана с необ­ходимостью улучшения качества обслуживания, что может быть достигнуто за счет развития инфраструктуры индивидуального обслуживания и соответствующей подготовки обслуживающего пер­сонала. Кроме того, организация индивидуальных поездок явля­ется трудоемким процессом, требующим максимального исполь­зования компьютерной технологии для бронирования, проведения расчетов и других операций, а также высокой квалификации пер­сонала турфирм.

Организация групповых туров связана с использо­ванием большего объема туруслуг, которые в разгар туристского сезона становятся крайне дефицитными, формирование туров на­чинается задолго до их продажи и исполнения. На рынок выно­сятся групповые туры, под которые принимающая турфирма уже получила от предприятий обслуживания твердую гарантию бро­нирования услуг. Групповым туром считается поездка нескольких человек по еди­ным маршруту, программе, срокам и набору услуг. Не существует жестких норм количественного состава участников группового тура. Минимальной нормой обычно считается 10 человек. [26]

Виды туризма указывают на потребительские свойства комп­лексного обслуживания, которые отвечают мотивации выбора пу­тешествия иностранным туристом. Здесь, как правило, проявля­ются психологические факторы, воздействующие на принятие ре­шения о поездке. Поэтому изучение этих факторов и их использо­вание при формировании турпродукта являются важнейшими ус­ловиями реализации маркетинговой стратегии.[27]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.93 (0.012 с.)