Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятый этап —распространение за пределы России.

Поиск

В мае 1997 года был проведен вводный семинар в Киеве. В результате последовало предложение включить Украину в качестве участницы программы. Подобные предложения поступили от Беларусии и Узбекистана. Многие страны ближнего зарубежья встретились со сходными проблемами, связанными с заменой предмета «Трудовое обучение» на образовательную область «Технология». Как перейти на новые развивающие методы обучения? Как использовать гуманистический подход, ориентированный на ребенка, в области дизайн-технологической деятельности?

 

 

Планы выполнения программы

________ 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 _____

Санкт-Петербург

Калининград
1-й этап. Нижний Новгород

Пилотные проекты Карелия — Северо-Западный регион

Разработка методических материалов.
2-й этап. Пособие для учителей.

Разработка материалов Проект стандартов

Курсы для преподавателей университетов.
3-й этап. Проект «Интернет».

Подготовка учителей «Каскадный» метод в пилотных регионах

Обмены и визиты.
4-й этап. Распространение в России.

Распространение

Распространение за пределы России

Программа на Украине 5-й этап.

Расширение программы за
пределы России Другие государства

 

 

Регионы, проявившие интерес к участию программы

Программа поддерживается Российской Академией образования, Институтом общего и среднего образования, министерством общего и профессионального образования РФ.

Члены координационного комитета:

1. Директор с российской стороны — Ирина Абрамовна Сасова.

2. Директор с британской стороны — Барлекс Дэвид.

3. Заместитель директора по научной работе — Маргарита Борисовна Павлова.

4. Заместитель директора по организационной работе — Галина Васильевна Пичугина.

5. Исполнительный директор с британской стороны — Джеймс Питт.

6. Королевский инспектор — Майк Айв.

7. Представитель организации по разработке и оценке учебного плана — Мик Уолкер.

8. Британский Совет — Рибека Уолтон.

9. Руководители региональных программ:

Симоненко Виктор Дмитриевич — координатор программы по Брянской области.

Гуревич Марк Иосифович — координатор программы по Нижегородской области.

Шмидова Валентина Александровна— координатор программы по Ленинградской области.

 

— Мигунов Владимир Александрович — координатор программы по Новгородской области. Учреждения: Университет, г. Йорк

Комитет по образованию, Санкт-Петербург Санкт-Петербургский Университет педагогического мастерства Британский Совет

Департамент образования, Нижний Новгород Нижегородский институт развития образования «Проект Наффилд по Дизайну и Технологии» Комитет по образованию, Калининград Калининградский институт развития образования Британский департамент по стандартам в образовании Комитет по образованию администрации, Новгород Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого Брянский Государственный педагогический университет

 

Часть II

Теоретические подходы

к технологическому образованию

С конца 1980-х годов технологическое образование было введено в учебные планы общеобразовательных школ многих стран. То разнообразие подходов, которое существует в мире в настоящий момент, отражает необходимость широкого обсуждения проблем, связанных с новым предметом,или образовательной областью «Технология».

В России образовательная область «Технология» была введена в 1993 году. Почему возникла необходимость заменить «Трудовое обучение» на нечто новое? Вернемся к новейшей истории. В 1989 году появились концепция трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ (1), концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования (2), где единодушно признавалось, что «результаты трудового обучения, профессиональной ориентации признать удовлетворительными нельзя» (1:3), «что революционная перестройка всех сфер жизни общества обусловливает необходимость внесения радикальных изменений в систему трудовой подготовки подрастающего поколения» (1:4), что, «несмотря на известные всем успехи трудового обучения, нужно признать, что его современное состояние не соответствует высоким требованиям социального и научно-технического прогресса» (2).

В процессе развития общества с 1989 года по 1993 год эти несоответствия усугублялись, и вариантом их разрешения было введение новой образовательной области «Технология». Довольно долго это было лишь формальным решением, так как официальная экспериментальная программа появилась лишь в 1996 году (3).

Теоретический подход, представленный в данной книге, является дальнейшей проработкой подходов, представленных в концепции технологии как учебного предмета (М.Б. Павлова, 1996). Он базируется на следующих основаниях:

1. Проблема формирования творческой личности многие десятилетия является предметом пристального изучения педагогов всего мира. Наряду со многими другими качествами школа должна сформировать у учащихся потребность в самостоятельной, творческой деятельности. Российские педагоги традиционно придавали этому чрезвычайно важное значение. Например, Лев Толстой писал, что этот процесс особенно важен, ибо «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» (4:115).

 

 

2. Смена образовательных парадигм в нашей стране с «педоцентризма»

к «детоцентризму» подразумевает, что цели развития ребенка являются

ведущими по отношению к цели усвоения содержания, которое в свою

очередь является лишь средством в процессе развития ученика.

Идея развития заложена в российском Законе «Об образовании», в федеральной программе развития образования, в модели Санкт-Петербургской школы и других документах: ориентация на общечеловеческие ценности, гуманизация, вариативность, подготовка к непрерывному образованию, воспитание активности, независимости, учет культурных традиций стали базой для реформирования школы.

Целью общего образования является достижение учащимися «уровня образованности, который создаст основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности... Под уровнем образованности понимается качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт» (5:7).

Методологическая компетентность выпускника является тем уровнем образованности, который позволяет учащемуся самостоятельно, творчески решать задачи теоретического и прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности. Она включает:

• знания о реальном мире, о существующих в нем наиболее значимых
связях и зависимостях, проблемах; о природе знаний, способах их получения,
передачи в устной и письменной форме; методология исследовательской
деятельности; этапы творческой деятельности;

. умение использовать методы исследования;

• готовность к исследовательскому взаимодействию с действительностью
(5:115).

Уровень развития личности характеризуется уровнем развития умений и навыков:

— коммуникативных,

— социальных,

— профессиональных,

— исследовательских,

— информационных,

— общекультурных.

Таким образом, цель образования предусматривает не только передачу знаний, но и развитие ребенка, его социализацию в обществе, достижение определенного уровня образованности.

Опыт показывает, что увеличение объема усвоенных фактов или понятий, правил или теоретических выводов не обязательно оказывает существенное воздействие на изменение уровня образованности. Нужен новый подход к выбору «познавательных единиц», на базе которых конструируется содержание

 

 

школьного образования (5:12). Для технологического образования «познавательной единицей» является процесс проектирования и изготовления (процесс дизайна).

Важно отметить сходство в подходах к определению модели выпускника общеобразовательной школы в России и других странах. Формированием образовательной политики в большинстве стран занимаются не только педагоги. В США одним из влиятельных источников информации для разработки образовательных реформ является Департамент Труда. Поскольку школа не в состоянии дать все знания, необходимые для дальнейшей жизни, то выпускника представляют как обладателя минимально требуемого уровня знаний и носителя ряда качеств.

В 1991 году Департамент Труда выделил 5 областей, в которых выпускник должен быть достаточно компетентен для дальнейшей успешной карьеры:

• умение использовать ресурсы — находить, организовывать, планировать,
распределять;

. обладать соответствующими межличностными характеристиками для успешной работы с другими людьми;

• приобретать и использовать информацию, иметь системный взгляд на вещи, понимать их комплексную взаимосвязь;

• работать с различными технологиями, уметь использовать их.

Компетентность в этих областях строится на трех основаниях:

• базовые навыки — умение читать, писать, выполнять арифметические
действия и математические операции, высказывать свои мысли, слушать;

. навыки мышления — творчески мыслить, принимать решения, моделировать, решать проблемы, знать, как учиться, искать всему обоснование;

. личные качества — проявление ответственности, уверенность в себе, самоуправление, честность, общительность.

Как в России, так и в США,перед школой не ставится задача научить выпускника выпиливать лобзиком или уметь выполнять обтачку, хотя до недавнего времени именно так формулировались задачи предмета «Трудовое обучение».

3. Теория развития содержания образования говорит о как минимум двух детерминантах, определяющих содержание образования: инвариантно-деятельностные стороны личности и генеральные отрасли научного знания (6:71). В соответствии с этим подходом, пре­образовательной деятельности с материальными объектами соответствуют практические науки, и им в свою очередь, должен соответствовать некий учебный предмет или образовательная область в школьном учебном плане, интегративные по своей сути.

4. Сложилась новая отрасль философии — философия технологии. Можно выделить несколько основных традиций, оказавших влияние на развитие философии технологии. В одном измерении, это дихотомия «технология — техника» (в англоязычных странах — философия технологии, германоязычных странах и России — философия техники). В другом

 

измерении, это инженерная философия технологии (или парадигма «технология как прикладная наука») и гуманистическая философия технологии (подход социальных конструктивистов, например). В настоящее время осуществляются попытки соединить эти традиции.

5. Складывается новая отрасль научного знания — технологическое
знание, которое является рядоположенным с естественнонаучным
знанием. Морфология технологии, определяющая разницу между древней
и современной технологией, поддерживает тезис о том, что исторически
движение шло от скрытого типа знания к явному знанию. Если наши
предшественники опирались на сенсомоторные навыки, правила,
полученные на основе опыта, описательные законы, то современники
руководствуются еще и технологическими законами и теориями.

Существуют разные подходы к классификации технологического знания. Наиболее распространенный — по уровню генерализации: на одном конце спектра находятся систематизированные и формализованные знания инженеров, на другом конце — скрытое знание ремесленников.

6. Высокий уровень образованности может быть достигнут только при
высоком уровне мотивации учащихся. Основным средством развития
мотивов в существующих условиях является гуманитаризация
образования и отказ от технократизации (5:11), поэтому чрезвычайно
важно развивать технологическое образование в гуманистической
парадигме.

7. Рыночные отношения также оказали серьезное воздействие на
формирование концепции технологии. Ориентация на потребителя, на
рынок, на покупателя, а не на усредненного человека — важные и
неотъемлемые черты процесса дизайна.

Представленные основания, а также работы многих других авторов послужили основой для разработки предлагаемого в этой книге подхода к технологическому образованию в школе.

Технология является новым этапом в развитии предмета «Трудовое обучение». История появления практических предметов в школе свидетельствует о том, что обучение практическим навыкам не было единственной целью: развитие ребенка, развитие мышления «через руки», знакомство с реальным миром были не менее важны. В 20-х годах текущего столетия об этом в нашей стране помнили, но постепенно от этого отошли, и «Трудовое обучение» стало выступать в качестве идеологической основы школы в тоталитарном государстве: тогда требовалось воспитать очередной «винтик», а не человека-творца.

В развитии навыков и умений при работе с различными материалами наша школа преуспела чрезвычайно, в этом ей нет равных в мире. Не менее интересен опыт по возрождению и развитию народных ремесел, составлению учебных программ творческими учителями, использованию межпредметных связей, обучению на основе принципа политехнизма — этот опыт необходимо тщательно сохранять и использовать при создании нового предмета (области).

 

Несмотря на успехи учителей-новаторов, творчески подходящих к процессу обучения, в массовой практике «Трудовое обучение» не является «престижным» предметом, и многие школы вообще пытаются вычеркнуть его из расписания. Это свидетельствует о неразрешенности противоречия между требованиями сегодняшней жизни и предметом — его содержанием и методами обучения, существующими в массовой практике.

Почему именно «Технология» является тем новым интегративным предметом, который будет способствовать разрешению данного противоречия?

Понятие «технология»

Понятие «технология» развивается на разных уровнях: философском, общенаучном и специальном. На философском уровне оно начало формироваться в рамках философии техники. Анализ проблем, рассматриваемых на этом уровне, позволяет выделить четыре структурообразующих отношения, которые определяют способ рассмотрения техники:

техника и человек — антропология,

техника и природа — натуралистическая онтология,

техника и бытие — онтология,

техника и социокультурный мир — культурология.

До недавнего времени техника рассматривалась то шире, то уже, чем технология, а иногда их определения просто совпадали. Например, крупнейший испанский философ XX века Хосс Ортега-и- Гассет (1883 — 1955) дает следующее определение: «Техника — это практические действия, которые изменяют или преобразуют природу. Техника — совокупность таких актов, которые преображают природу ради удовлетворения потребностей человека». В эти практические действия обязательно входят изобретения и технические устройства (7:27).

Немецкий философ М. Хайдеггер (1889 — 1976) писал, что техника несет с собой и выражает собой новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. В этом техника сродни искусству и сопряжена с истинным познанием. Подобно искусству, техника — творчество, отражающееся в произведении, а поскольку всякое произведение выводит из потаенности в открытость, техника относится к той же области, где сбывается истина (7:30).

Начиная с 1960-х годов интерес к философии технологии возрастает. Технологию определяют как более широкое понятие по отношению к технике (объектом в технологии может быть компот, а не только металло-электронная конструкция). Технологию определяют как процесс преобразования предмета, направленный на получение желаемого результата, как материализованную методологию (выше мы говорили о методологической компетенции ученика), как транслируемую инвариантную структуру преобразования.

На общенаучном уровне технологию трактуют по-разному. Мы предлагаем определить ее как многоаспектное понятие, сочетающее в себе четыре сущностных составляющих: объект, знание, процесс и волю (мотивация, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в сложном

 

взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком (от космического корабля до бутерброда).

На специальном уровне — это конкретные технологии обработки ткани, древесины, пищевых продуктов и т. д. До недавнего времени уровень понимания технологии в пределах предмета «Трудовое обучение» был связан со специальными технологиями. И именно на этом уровне идет разговор о педагогических технологиях, информационных технологиях и т. п.

Для развития технологического образования наиболее приемлемым является понятие «технологии» на общенаучном уровне. Интегративной основой для разработки технологического образования является алгоритм преобразовательной деятельности, или процесс дизайна, который включает в себя две основные составляющие: процесс проектирования и процесс изготовления. Можно выделить несколько этапов, составляющих «инвариантную структуру преобразования» (или процесса дизайна): выявление потребности, краткая формулировка задачи, исследование, составление спецификации, выработка идей, их анализ, выбор одной идеи и ее проработка, планирование и изготовление, проверка и оценка.

Изготовление является одним из важных этапов дизайн технологической деятельности. И несмотря на то что на него отводится до 50% учебного времени, другие этапы процесса являются не менее важными. Ведь именно они позволяют сформировать творческого человека, способного отвечать требованиям сегодняшнего дня.

Технология рассматривается как образовательная область, в основе которой лежит процесс преобразовательной деятельности, нацеленный на решение проблем и подразумевающий использование различных материалов для реализации своих решений. Этот предмет ориентирован на индивидуальность каждого ребенка. Его содержание отражает специфику условий, сложившихся в разных странах и регионах. Это один из предметов, в рамках которого учащихся учат решению проблем посредством использования знаний и навыков проектирования и изготовления с целью создания качественных изделий в контексте местной культуры. Он также включает в себя приобретение и практическое применение экономических знаний.

Отказ от технократизма предусматривает повышение мотивации деятельности учащихся за счет осознанного выбора проблемы. Важным аспектом гуманитаризации является то, что в центр всей дизай-технологической деятельности ставятся потребности людей.

Цели образовательной области «Технология»

Развитие каждого учащегося посредством разработки и изготовления объектов и систем для наиболее полного удовлетворения потребностей человека как:

• человека, умеющего принимать обоснованные решения и выбирать нужную стратегию для решения возникающих проблем;

 

 

• сознательного, открытого к изменениям, критически мыслящего члена общества, напрямую взаимодействующего с миром и чувствующего ответственность за принятые решения;

• творческую личность, обладающую и когнитивными навыками, и навыками практической работы с различными материалами и инструментами.

Содержание технологического образования в школе

Процесс является основой интегрирующей практические науки, поэтому и обучение необходимо строить на включении ребенка в процесс дизайн-технологической деятельности. Именно деятельность является основой структурирования знаний учащихся. Таким образом, основное отличие «Трудового обучения» от Технологии состоит в том, что в первом случае содержанием предмета являются разделы или образовательные модули, а во втором случае содержанием предмета является процесс, процесс дизайн-технологической деятельности.

Методы обучения

Основной метод обучения — активное включение учащихся в процесс проектирования и изготовления посредством проектов. Дополнительными методами являются упражнения и дизайн-анализ.

Учебный план для мальчиков и девочек

Технология — это интегративный предмет (образовательная область). И мальчики, и девочки должны иметь одинаковые возможности работы с разными материалами. Даже Н. К. Крупская в начале века в статье «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу» писала: «Надо обучать и мальчиков, наравне с девочками, шитью, вязанию, всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других. Это одна из тех мелочей, которые создают общий дух школы и на которые следует обращать внимание». Конечно же, она указывала на те ремесла, которые существовали в школе того времени. Для полноценного развития ребенок должен получить опыт взаимодействия с различными материалами, но более глубокое и полное ознакомление — с тем, что ему наиболее интересно. В западных школах чаще всего существует одинаковый учебный план для мальчиков и девочек.

Рассмотрим некоторые из упомянутых вопросов (проблем) подробнее.

 

Цели образования

Чему должна учить школа? В различные исторические периоды перед школой стояли разные задачи. Они отличались от страны к стране, от одного социального класса к другому. Передача разных сторон культуры от поколения к поколению в одном случае понималась как воспитание моральных качеств, во главу угла ставилась глубина знаний, а не их широта. В другом случае это был энциклопедический подход, основанный на убеждении, что знание — это путь к свободе и равенству, что надо передать весь набор знаний каждому ребенку, в третьем — прагматический подход, определявший важным только то, что может пригодиться в жизни. По разному расставлялись акценты -воспитание гражданина, интеллектуала, высокоморального человека.

Переход на развивающее обучение является одним из приоритетных направлений реформы образования в России. Детоцентристский подход (термин использован в Отчетном докладе Е. В. Ткаченко, 26 января 1996 г.), подчеркивающий важность развития ребенка, использовался педагогами разных стран в рамках разных педагогических парадигм. Он выступал и как единственная основа развития педагогического процесса, и как его часть. Детоцентристский подход нацелен на развитие уникальной личности каждого ребенка посредством включения его в различные виды деятельности. Индивидуальность не вступает в противоречие с моральным воспитанием, так как каждая личность является частью семьи, ближайшего окружения и общества в целом. Важной частью развития является осознание себя в обществе, признание обязанностей и ответственности по отношению к нему.

Задача учителя — создать обучающую среду, которая позволит ребенку учиться через свой опыт и мудрость других, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и физические навыки. Ребенок рассматривается как активный участник процесса познания, а не как объект, пассивно воспринимающий информацию.

Подход к технологическому образованию, описанный в данной книге, нацелен на развитие каждого ребенка как активного, ответственного члена общества, умеющего определить проблему и решить ее средствами дизайн -технологической деятельности. Идеи, заложенные в нем, подвергались экспертной проверке в школах Санк-Петербурга, Калиниграда, Нижнего Новгорода, Пскова и имеют многочисленные положительные отзывы со стороны учителей практиков.

Тип личности

Существует множество подходов к классификации типа личности. В данном случае рассмотрим один, определяющий отношение человека к поставленной задаче. Вы просите вашего ребенка купить что-нибудь на ужин. Одному ребенку нужны подробные инструкции: что купить, в каком количестве, в какой магазин пойти, иными словами, точные знания, на основе которых он может безошибочно

 

 

действовать. Другому — ничего этого не нужно. Он сам может придумать, что приготовить, какие продукты понадобятся, где их будет дешевле купить в соответствии со своим пониманием ситуации.

Современные психологи говорят о «многосторонних способностях». Учащегося оценивают не как умного, среднего или неспособного, а делают различие между лингвистическими, музыкальными, логико-математическими, пространственными, кинестетическими и другими способностями и качествами. Школа должна способствовать развитию всех способностей для более полной реализации всего потенциала ребенка. Технология как образовательная область имеет в этом плане уникальные возможности. Учащиеся развивают социальные навыки, моторные навыки, широкий спектр когнитивных характеристик: анализ, дивергентное мышление, конвергентное мышление, вербальная и невербальная коммуникация, способность оценивать и исследовать. Подход к технологическому образованию, описанный в этой книге, предполагает, что школа нацелена на развитие гибкого, творческого, активного человека, обладающего мета-навыками приобретения новых навыков и знаний по мере необходимости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.011 с.)