Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Четвертый этап — распространение.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение Технология играла важную роль в развитии всех цивилизаций на нашей планете, но, несмотря на это, объектом теоретического анализа она стала относительно недавно. На рубеже XIX — XX веков одна из сторон технологии — технический объект начал изучаться философской мыслью в Германии, Испании, России. Признание технологии как одной из важнейших культурных детерминант нашего времени, нарастающая скорость технологических изменений включили в орбиту дискуссий и другие составляющие этого понятия — процесс, ценностные аспекты, знания. В течение последних двух — трех десятилетий сущность технологии как философская проблема обсуждается довольно широко. На бытовом уровне многоаспект-ность понятия еще не стала всеобщим достоянием. Большинство людей в англоязычном мире понимают технологию как объект: компьютеры, машины, оборудование. В России технологию воспринимают как процесс, и первый вопрос, который возникает при упоминании о технологии,— «технология чего?». Этот разрыв между теоретическим осмыслением феномена и общепринятым уровнем его восприятия является одним из источников непонимания целей и основ технологического образования. Политические установки, культурные особенности, педагогические теории также влияют на формирование стереотипов в трактовке технологического образования. В данной книге изложены подходы к технологическому образованию, разработанные в рамках программы «Технологическое и предпринимательское образование в России». Авторы надеются, что книга станет еще одним шагом в развитии данного предмета и будет полезна как для школьных учителей, так и для преподавателей вузов. Поскольку в настоящий момент существует многообразие подходов в понимании феномена технологии и в определении технологии как образовательной области, то целесообразно определить основные термины. Технология — это многоаспектное понятие, сочетающее в себе четыре сущностных составляющих: объект, знание, процесс и волю (мотивация, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в сложном взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком (от космического корабля до бутерброда). Дизайн — это целенаправленная деятельность, ориентированная на совершенствование технологии. Технология — образовательная область, в основе которой лежит преобразовательная деятельность человека в материальном мире (основанная на процессе дизайна), нацеленная на создание обучающей среды для развития у учащихся способностей в области дизайна и изготовления посредством работы с различными материалами, информацией и другими ресурсами в ответ на потребности людей. Обучение ориентировано на индивидуальность каждого ребенка.
Часть I Программа «Технологическое и предпринимательское образование в России» Важнейшим направлением Закона «Об образовании» Российской Федерации стала гуманизация и гуманитаризация образования, переход от «педоцентризма» к «детоцентризму» (Е. В. Ткаченко, 1996). Педагогическая наука и практика встали перед задачей разработки новых подходов к обучению, направленных на развитие творческого, активного ребенка, подготовленного к обучению в течение жизни. Образовательная область «Технология», которая была введена в учебные планы школ в 1993 году, также встала перед этой проблемой. В настоящее время в мире не существует однозначного подхода к трактовке того, что такое технологическое образование. Для разработки основ технологического образования в России необходимо внимательно изучить весь многообразный опыт, имеющийся в мире на сегодняшний момент, и с учетом всех особенностей смоделировать систему, которая подходила бы для нынешнего этапа развития общества и в тоже время была ориентирована на перспективу; включала в себя как российскую энциклопедическую традицию с сильной теоретической ориентацией, так и методы обучения, направленные на развитие ребенка. Одна из таких попыток осуществляется в рамках международной программы «Технологическое и предпринимательское образование в России». Программа началась в 1990-х годах в Санкт-Петербурге и явилась продолжением диссертационного исследования М. Б. Павловой, сравнившей дизайн-подход к предмету «Технология» и традиционную концепцию трудового обучения. Важным этапом в развитии программы стал 1996 год, когда в нее включилось несколько регионов России. Была проведена серия семинаров совместно с британскими специалистами Джеймсом Питтом и Роз Джаксон о теории, содержании и методах дизайн-подхода к технологии. Вызвав большой интерес, эти семинары заложили основу развития региональных проектов. В рамках данной программы В. Д. Симоненко был организован семинар в Брянске для деканов факультетов «Технология и предпринимательство», что способствовало дальнейшему расширению регионов-участников и распространению данного подхода. В результате министерство общего и профессионального образования России поддержало программу, создание экспериментальных регионов, отслеживание и оценку их результатов, разработку учебных материалов по итогам работы и подготовку проекта стандартов, соответствующих предлагаемому подходу.
В течение 1996 и 1997 годов учителя Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Калининграда и других регионов освоили основы теории и методики обучения учащихся дизайну изделий. Результаты были поразительные. Несколько высказываний по поводу программы: Семинары Маргариты Павловой и Джеймса Питта позволили понять философию нового предмета «Технология». Вместе мы разработали учебный план и возможные проекты. В течение последней четверти я проводила их апробацию с учащимися. Я видела энтузиазм детей, их желание реализовать проекты и довести работу до конца. Учащиеся предложили множество идей и даже обучили меня делать некоторые вещи. В целом их поведение очень отличалось от поведения на традиционном уроке. Я уже немолода, но очень довольна, что познакомилась, наконец-то, с подходом, который пыталась найти в течение всей жизни. Я чувствовала, что существуют методы обучения, которые делают учащихся счастливыми. Теперь я знаю, каковы они. Я очень довольна, полна энтузиазма и готова много работать, чтобы продвигать идеи технологического образования в наших школах. Валентина Александровна Шмидова, Санкт-Петербург, школа № 223. Очень важно, что деканы из многих регионов России смогли принять участие в этом семинаре. Это наиболее эффективный способ распространения информации по всей стране. Необходимо организовать серию подобных встреч с целью разработать учебные программы для студентов разных категорий. Британский опыт интересен и полезен для нас. Виктор Дмитриевич Симоненко, председатель Методического объединения деканов факультетов «Технология и предпринимательство». Эта программа занимает важное место в наших планах. Я рад, что она возникла как российская инициатива на местном уровне. Уже сейчас видны результаты. Я думаю, что этот проект будет одним из серии проектов между Россией и Великобританией в области развития учебного плана и педагогических технологий. Сергей Евгеньевич Шишов, заместитель начальника Управления образовательных стандартов и программ, министерство общего и профессионального образования РФ. Я очень рада, что имела возможность участвовать в семинаре в Санкт-Петербурге. Атмосфера в классе и обсуждавшиеся идеи были так близки моему пониманию того, какие изменения должны быть сделаны в плане преподавания образовательной области «Технология», что я решила, что наш регион должен быть среди первых, где этот подход будут использовать. Книги Маргариты Борисовны Павловой помогли мне распространить знания среди учителей области. Год работы в этом направлении прояснил для меня многое, и уже сейчас видны результаты. Наряду с этим возникло много вопросов и проблем. Нам необходимы дальнейшие семинары, методические пособия, дальнейшее обсуждение. Галина Петровна Борковская, зав. кафедрой Технологии, Псковский институт развития образования. Этапы выполнения программы «Технологическое и предпринимательское образование в России» Первый этап — проекты в экспериментальных регионах. В основе программы лежат проекты в четырех регионах — Санкт-Петербург, Новгород, Нижний Новгород и Калининград. В каждом из этих регионов действует комитет управления программой с представителями из местных комитетов образования, институтов усовершенствования учителей, педагогических университетов и школ. В 1995/1996 учебном году было проведено пять семинаров в Санкт-Петербурге, по три семинара в Нижнем Новгороде и Калининграде, один установочный семинар в Новгороде. После процесса обучения основным принципам и подходам учителя начинали самостоятельно разрабатывать и применять активные методы обучения, отслеживать результат. В 1997/1998 учебном году семинары в экспериментальных регионах продолжаются. Второй этап —разработка учебных материалов. По результатам работы в регионах, на основе теоретического осмысления эксперимента, а также анализа мирового опыта разрабатываются следующие материалы: • учебное пособие для учителей; • методические материалы для использования в классе; • обучающий курс для переподготовки учителей на слайдах (для реализации «каскадного» метода: учителя, обученные М. Б. Павловой и Джеймсом Питтом, обучают учителей своего района и города); • проект стандартов для образовательной области «Технология» (для использования на федеральном уровне). Министерство общего и профессионального образования проявило заинтересованность в этих публикациях. Третий этап — подготовка преподавателей. Этот этап будет проводиться совместно с Брянским педагогическим университетом и Методическим объединением деканов факультетов «Технология и предпринимательство» на базе опыта, полученного в
экспериментальных регионах. Предлагается разработка дистанционных учебных курсов через Интернет и поддержка «каскадного» метода обучения. Планы выполнения программы ________ 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 _____ Санкт-Петербург Калининград Пилотные проекты Карелия — Северо-Западный регион Разработка методических материалов. Разработка материалов Проект стандартов Курсы для преподавателей университетов. Подготовка учителей «Каскадный» метод в пилотных регионах Обмены и визиты. Распространение Распространение за пределы России Программа на Украине 5-й этап. Расширение программы за
Часть II Теоретические подходы к технологическому образованию С конца 1980-х годов технологическое образование было введено в учебные планы общеобразовательных школ многих стран. То разнообразие подходов, которое существует в мире в настоящий момент, отражает необходимость широкого обсуждения проблем, связанных с новым предметом,или образовательной областью «Технология». В России образовательная область «Технология» была введена в 1993 году. Почему возникла необходимость заменить «Трудовое обучение» на нечто новое? Вернемся к новейшей истории. В 1989 году появились концепция трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ (1), концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования (2), где единодушно признавалось, что «результаты трудового обучения, профессиональной ориентации признать удовлетворительными нельзя» (1:3), «что революционная перестройка всех сфер жизни общества обусловливает необходимость внесения радикальных изменений в систему трудовой подготовки подрастающего поколения» (1:4), что, «несмотря на известные всем успехи трудового обучения, нужно признать, что его современное состояние не соответствует высоким требованиям социального и научно-технического прогресса» (2). В процессе развития общества с 1989 года по 1993 год эти несоответствия усугублялись, и вариантом их разрешения было введение новой образовательной области «Технология». Довольно долго это было лишь формальным решением, так как официальная экспериментальная программа появилась лишь в 1996 году (3). Теоретический подход, представленный в данной книге, является дальнейшей проработкой подходов, представленных в концепции технологии как учебного предмета (М.Б. Павлова, 1996). Он базируется на следующих основаниях: 1. Проблема формирования творческой личности многие десятилетия является предметом пристального изучения педагогов всего мира. Наряду со многими другими качествами школа должна сформировать у учащихся потребность в самостоятельной, творческой деятельности. Российские педагоги традиционно придавали этому чрезвычайно важное значение. Например, Лев Толстой писал, что этот процесс особенно важен, ибо «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» (4:115).
2. Смена образовательных парадигм в нашей стране с «педоцентризма» к «детоцентризму» подразумевает, что цели развития ребенка являются ведущими по отношению к цели усвоения содержания, которое в свою очередь является лишь средством в процессе развития ученика. Идея развития заложена в российском Законе «Об образовании», в федеральной программе развития образования, в модели Санкт-Петербургской школы и других документах: ориентация на общечеловеческие ценности, гуманизация, вариативность, подготовка к непрерывному образованию, воспитание активности, независимости, учет культурных традиций стали базой для реформирования школы. Целью общего образования является достижение учащимися «уровня образованности, который создаст основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности... Под уровнем образованности понимается качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт» (5:7). Методологическая компетентность выпускника является тем уровнем образованности, который позволяет учащемуся самостоятельно, творчески решать задачи теоретического и прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности. Она включает: • знания о реальном мире, о существующих в нем наиболее значимых . умение использовать методы исследования; • готовность к исследовательскому взаимодействию с действительностью Уровень развития личности характеризуется уровнем развития умений и навыков: — коммуникативных, — социальных, — профессиональных, — исследовательских, — информационных, — общекультурных. Таким образом, цель образования предусматривает не только передачу знаний, но и развитие ребенка, его социализацию в обществе, достижение определенного уровня образованности. Опыт показывает, что увеличение объема усвоенных фактов или понятий, правил или теоретических выводов не обязательно оказывает существенное воздействие на изменение уровня образованности. Нужен новый подход к выбору «познавательных единиц», на базе которых конструируется содержание
школьного образования (5:12). Для технологического образования «познавательной единицей» является процесс проектирования и изготовления (процесс дизайна). Важно отметить сходство в подходах к определению модели выпускника общеобразовательной школы в России и других странах. Формированием образовательной политики в большинстве стран занимаются не только педагоги. В США одним из влиятельных источников информации для разработки образовательных реформ является Департамент Труда. Поскольку школа не в состоянии дать все знания, необходимые для дальнейшей жизни, то выпускника представляют как обладателя минимально требуемого уровня знаний и носителя ряда качеств. В 1991 году Департамент Труда выделил 5 областей, в которых выпускник должен быть достаточно компетентен для дальнейшей успешной карьеры: • умение использовать ресурсы — находить, организовывать, планировать, . обладать соответствующими межличностными характеристиками для успешной работы с другими людьми; • приобретать и использовать информацию, иметь системный взгляд на вещи, понимать их комплексную взаимосвязь; • работать с различными технологиями, уметь использовать их. Компетентность в этих областях строится на трех основаниях: • базовые навыки — умение читать, писать, выполнять арифметические . навыки мышления — творчески мыслить, принимать решения, моделировать, решать проблемы, знать, как учиться, искать всему обоснование; . личные качества — проявление ответственности, уверенность в себе, самоуправление, честность, общительность. Как в России, так и в США,перед школой не ставится задача научить выпускника выпиливать лобзиком или уметь выполнять обтачку, хотя до недавнего времени именно так формулировались задачи предмета «Трудовое обучение». 3. Теория развития содержания образования говорит о как минимум двух детерминантах, определяющих содержание образования: инвариантно-деятельностные стороны личности и генеральные отрасли научного знания (6:71). В соответствии с этим подходом, преобразовательной деятельности с материальными объектами соответствуют практические науки, и им в свою очередь, должен соответствовать некий учебный предмет или образовательная область в школьном учебном плане, интегративные по своей сути. 4. Сложилась новая отрасль философии — философия технологии. Можно выделить несколько основных традиций, оказавших влияние на развитие философии технологии. В одном измерении, это дихотомия «технология — техника» (в англоязычных странах — философия технологии, германоязычных странах и России — философия техники). В другом
измерении, это инженерная философия технологии (или парадигма «технология как прикладная наука») и гуманистическая философия технологии (подход социальных конструктивистов, например). В настоящее время осуществляются попытки соединить эти традиции. 5. Складывается новая отрасль научного знания — технологическое Существуют разные подходы к классификации технологического знания. Наиболее распространенный — по уровню генерализации: на одном конце спектра находятся систематизированные и формализованные знания инженеров, на другом конце — скрытое знание ремесленников. 6. Высокий уровень образованности может быть достигнут только при 7. Рыночные отношения также оказали серьезное воздействие на Представленные основания, а также работы многих других авторов послужили основой для разработки предлагаемого в этой книге подхода к технологическому образованию в школе. Технология является новым этапом в развитии предмета «Трудовое обучение». История появления практических предметов в школе свидетельствует о том, что обучение практическим навыкам не было единственной целью: развитие ребенка, развитие мышления «через руки», знакомство с реальным миром были не менее важны. В 20-х годах текущего столетия об этом в нашей стране помнили, но постепенно от этого отошли, и «Трудовое обучение» стало выступать в качестве идеологической основы школы в тоталитарном государстве: тогда требовалось воспитать очередной «винтик», а не человека-творца. В развитии навыков и умений при работе с различными материалами наша школа преуспела чрезвычайно, в этом ей нет равных в мире. Не менее интересен опыт по возрождению и развитию народных ремесел, составлению учебных программ творческими учителями, использованию межпредметных связей, обучению на основе принципа политехнизма — этот опыт необходимо тщательно сохранять и использовать при создании нового предмета (области).
Несмотря на успехи учителей-новаторов, творчески подходящих к процессу обучения, в массовой практике «Трудовое обучение» не является «престижным» предметом, и многие школы вообще пытаются вычеркнуть его из расписания. Это свидетельствует о неразрешенности противоречия между требованиями сегодняшней жизни и предметом — его содержанием и методами обучения, существующими в массовой практике. Почему именно «Технология» является тем новым интегративным предметом, который будет способствовать разрешению данного противоречия? Понятие «технология» Понятие «технология» развивается на разных уровнях: философском, общенаучном и специальном. На философском уровне оно начало формироваться в рамках философии техники. Анализ проблем, рассматриваемых на этом уровне, позволяет выделить четыре структурообразующих отношения, которые определяют способ рассмотрения техники: техника и человек — антропология, техника и природа — натуралистическая онтология, техника и бытие — онтология, техника и социокультурный мир — культурология. До недавнего времени техника рассматривалась то шире, то уже, чем технология, а иногда их определения просто совпадали. Например, крупнейший испанский философ XX века Хосс Ортега-и- Гассет (1883 — 1955) дает следующее определение: «Техника — это практические действия, которые изменяют или преобразуют природу. Техника — совокупность таких актов, которые преображают природу ради удовлетворения потребностей человека». В эти практические действия обязательно входят изобретения и технические устройства (7:27). Немецкий философ М. Хайдеггер (1889 — 1976) писал, что техника несет с собой и выражает собой новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. В этом техника сродни искусству и сопряжена с истинным познанием. Подобно искусству, техника — творчество, отражающееся в произведении, а поскольку всякое произведение выводит из потаенности в открытость, техника относится к той же области, где сбывается истина (7:30). Начиная с 1960-х годов интерес к философии технологии возрастает. Технологию определяют как более широкое понятие по отношению к технике (объектом в технологии может быть компот, а не только металло-электронная конструкция). Технологию определяют как процесс преобразования предмета, направленный на получение желаемого результата, как материализованную методологию (выше мы говорили о методологической компетенции ученика), как транслируемую инвариантную структуру преобразования. На общенаучном уровне технологию трактуют по-разному. Мы предлагаем определить ее как многоаспектное понятие, сочетающее в себе четыре сущностных составляющих: объект, знание, процесс и волю (мотивация, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в сложном
взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком (от космического корабля до бутерброда). На специальном уровне — это конкретные технологии обработки ткани, древесины, пищевых продуктов и т. д. До недавнего времени уровень понимания технологии в пределах предмета «Трудовое обучение» был связан со специальными технологиями. И именно на этом уровне идет разговор о педагогических технологиях, информационных технологиях и т. п. Для развития технологического образования наиболее приемлемым является понятие «технологии» на общенаучном уровне. Интегративной основой для разработки технологического образования является алгоритм преобразовательной деятельности, или процесс дизайна, который включает в себя две основные составляющие: процесс проектирования и процесс изготовления. Можно выделить несколько этапов, составляющих «инвариантную структуру преобразования» (или процесса дизайна): выявление потребности, краткая формулировка задачи, исследование, составление спецификации, выработка идей, их анализ, выбор одной идеи и ее проработка, планирование и изготовление, проверка и оценка. Изготовление является одним из важных этапов дизайн технологической деятельности. И несмотря на то что на него отводится до 50% учебного времени, другие этапы процесса являются не менее важными. Ведь именно они позволяют сформировать творческого человека, способного отвечать требованиям сегодняшнего дня. Технология рассматривается как образовательная область, в основе которой лежит процесс преобразовательной деятельности, нацеленный на решение проблем и подразумевающий использование различных материалов для реализации своих решений. Этот предмет ориентирован на индивидуальность каждого ребенка. Его содержание отражает специфику условий, сложившихся в разных странах и регионах. Это один из предметов, в рамках которого учащихся учат решению проблем посредством использования знаний и навыков проектирования и изготовления с целью создания качественных изделий в контексте местной культуры. Он также включает в себя приобретение и практическое применение экономических знаний. Отказ от технократизма предусматривает повышение мотивации деятельности учащихся за счет осознанного выбора проблемы. Важным аспектом гуманитаризации является то, что в центр всей дизай-технологической деятельности ставятся потребности людей. Цели образовательной области «Технология» Развитие каждого учащегося посредством разработки и изготовления объектов и систем для наиболее полного удовлетворения потребностей человека как: • человека, умеющего принимать обоснованные решения и выбирать нужную стратегию для решения возникающих проблем;
• сознательного, открытого к изменениям, критически мыслящего члена общества, напрямую взаимодействующего с миром и чувствующего ответственность за принятые решения; • творческую личность, обладающую и когнитивными навыками, и навыками практической работы с различными материалами и инструментами. Содержание технологического образования в школе Процесс является основой интегрирующей практические науки, поэтому и обучение необходимо строить на включении ребенка в процесс дизайн-технологической деятельности. Именно деятельность является основой структурирования знаний учащихся. Таким образом, основное отличие «Трудового обучения» от Технологии состоит в том, что в первом случае содержанием предмета являются разделы или образовательные модули, а во втором случае содержанием предмета является процесс, процесс дизайн-технологической деятельности. Методы обучения Основной метод обучения — активное включение учащихся в процесс проектирования и изготовления посредством проектов. Дополнительными методами являются упражнения и дизайн-анализ. Учебный план для мальчиков и девочек Технология — это интегративный предмет (образовательная область). И мальчики, и девочки должны иметь одинаковые возможности работы с разными материалами. Даже Н. К. Крупская в начале века в статье «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу» писала: «Надо обучать и мальчиков, наравне с девочками, шитью, вязанию, всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других. Это одна из тех мелочей, которые создают общий дух школы и на которые следует обращать внимание». Конечно же, она указывала на те ремесла, которые существовали в школе того времени. Для полноценного развития ребенок должен получить опыт взаимодействия с различными материалами, но более глубокое и полное ознакомление — с тем, что ему наиболее интересно. В западных школах чаще всего существует одинаковый учебный план для мальчиков и девочек. Рассмотрим некоторые из упомянутых вопросов (проблем) подробнее.
Цели образования Чему должна учить школа? В различные исторические периоды перед школой стояли разные задачи. Они отличались от страны к стране, от одного социального класса к другому. Передача разных сторон культуры от поколения к поколению в одном случае понималась как воспитание моральных качеств, во главу угла ставилась глубина знаний, а не их широта. В другом случае это был энциклопедический подход, основанный на убеждении, что знание — это путь к свободе и равенству, что надо передать весь набор знаний каждому ребенку, в третьем — прагматический подход, определявший важным только то, что может пригодиться в жизни. По разному расставлялись акценты -воспитание гражданина, интеллектуала, высокоморального человека. Переход на развивающее обучение является одним из приоритетных направлений реформы образования в России. Детоцентристский подход (термин использован в Отчетном докладе Е. В. Ткаченко, 26 января 1996 г.), подчеркивающий важность развития ребенка, использовался педагогами разных стран в рамках разных педагогических парадигм. Он выступал и как единственная основа развития педагогического процесса, и как его часть. Детоцентристский подход нацелен на развитие уникальной личности каждого ребенка посредством включения его в различные виды деятельности. Индивидуальность не вступает в противоречие с моральным воспитанием, так как каждая личность является частью семьи, ближайшего окружения и общества в целом. Важной частью развития является осознание себя в обществе, признание обязанностей и ответственности по отношению к нему. Задача учителя — создать обучающую среду, которая позволит ребенку учиться через свой опыт и мудрость других, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и физические навыки. Ребенок рассматривается как активный участник процесса познания, а не как объект, пассивно воспринимающий информацию. Подход к технологическому образованию, описанный в данной книге, нацелен на развитие каждого ребенка как активного, ответственного члена общества, умеющего определить проблему и решить ее средствами дизайн -технологической деятельности. Идеи, заложенные в нем, подвергались экспертной проверке в школах Санк-Петербурга, Калиниграда, Нижнего Новгорода, Пскова и имеют многочисленные положительные отзывы со стороны учителей практиков. Тип личности Существует множество подходов к классификации типа личности. В данном случае рассмотрим один, определяющий отношение человека к поставленной задаче. Вы просите вашего ребенка купить что-нибудь на ужин. Одному ребенку нужны подробные инструкции: что купить, в каком количестве, в какой магазин пойти, иными словами, точные знания, на основе которых он может безошибочно
действовать. Другому — ничего этого не нужно. Он сам может придумать, что приготовить, какие продукты понадобятся, где их будет дешевле купить в соответствии со своим пониманием ситуации. Современные психологи говорят о «многосторонних способностях». Учащегося оценивают не как умного, среднего или неспособного, а делают различие между лингвистическими, музыкальными, логико-математическими, пространственными, кинестетическими и другими способностями и качествами. Школа должна способствовать развитию всех способностей для более полной реализации всего потенциала ребенка. Технология как образовательная область имеет в этом плане уникальные возможности. Учащиеся развивают социальные навыки, моторные навыки, широкий спектр когнитивных характеристик: анализ, дивергентное мышление, конвергентное мышление, вербальная и невербальная коммуникация, способность оценивать и исследовать. Подход к технологическому образованию, описанный в этой книге, предполагает, что школа нацелена на развитие гибкого, творческого, активного человека, обладающего мета-навыками приобретения новых навыков и знаний по мере необходимости. Теория знания В учебных программах всех предметов говорится о знании. Но что такое знание? Какие типы знания существуют? Чем технологическое знание отличается от естественнонаучного? Какие педагогические методы мы должны использовать в разных случаях? Технологическое знание не является таким «устоявшимся» как знание в математике, естественных науках. В последнем случае существуют дисциплины на уровне высшего образования, которые являются отправной точкой для создания соответствующих предметов в школе. Поэтому важно в настоящий момент выработать соответствие между природой технологического знания и используемой методикой преподавания. Что такое знание? Достаточно устоявшиеся представления о природе знания, заложенные около 300 лет назад Рене Декартом, подверглись серьезной критике в XX столетии. Прежние представления о том, что знания индивидуальны в своей основе (человек может сказать, что он что-то знает только тогда, когда знание стало его собственным), что природа знания связана с психологическими процессами познающего, протекающими в его разуме, и что знания верны в том случае, если простроены из блоков, правильность которых можно доказать с помощью умозаключений, поэтому знания приобретали форму дедуктивной системы (и для Декарта, и для Платона). К середине 1960-х годов появилось достаточное количество работ, вынуждающих пересмотреть эти устоявшиеся позиции: Дьюи в США, Л. С. Выгодский, М. Бахтин в России, Герберт Мед в США, Р. Ж. Колингвуд в Англии. Все знание социально и культурно обусловлено. Для того чтобы быть значимым, оно должно в первую очередь фокусироваться на группе, коллективе, а не на индивиде. Все, связанное со знанием и (или познанием, становится значимым, только становясь общественным. Знания носят диалоговый характер. Философия естествознания ушла от индуктивной логики и начала уделять большее внимание историческому и социальному контексту знания. Анализ коммуникации и аргументации разрушил барьеры XVII века, отделяющие логику от риторики. Коммуникация стала темой эпистемологических исследований. Практическое и формальное знание становятся ближе друг к другу, происходит интеграция знания и ценностей. Современная философия четко разделяет знание от процесса познания; факты от когнитивного процесса, посредством которого человеческий мозг обнаруживает, структурирует, обрабатывает и хранит эти факты; между самой «правдой» и субъективным мыслительным процессом, который ведет к этой правде. Например, Карл Поппер (1972) этот дуализ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.018 с.) |