Система оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. Применение локальных систем оповещения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. Применение локальных систем оповещения.



План

проведения занятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях

со студентами _________группы ____ _____________ 200 г.

со студентами _________ группы ____ _____________ 200 г.

со студентами _________ группы ____ _____________ 200 г.

 

Тема №7. Контроль радиационной обстановки, определение мер по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах.

Учебные вопросы:

1. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. Применение локальных систем оповещения.

2. Убежища, их назначение и устройство. Правила поведения людей в убежищах.

3.Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля.

Учебно-воспитательные цели занятия:

1. Довести до студентов порядок меры по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах. Выработать навыки по спасению и эвакуация людей при различных стихийных бедствиях

Метод: Лекция.

Время: 2 часа (80 минут)

Место занятия: Учебная аудитория № 702

Учебные пособия и литература: Учебник сержанта. химических войск.

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. (Г.С.Ястребов)

Учебник Гражданская оборона (В.Г.Атаманюк).

Материальное обеспечение: Стенды, плакаты, таблицы, схемы, графопроектор, видеофильмы.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

№ п/п Учебные вопросы Время (минут) Действия руководителя и обучаемых, содержание учебных вопросов
1. Вводная часть   Принимаю доклад дежурного по группе. Проверяю наличие студентов по журналу учета. Довожу новую тему занятия, учебные цели и учебные вопросы темы.
  Основная часть   Учебные вопросы: 70'     10' 30' 30'     1. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. Применение локальных систем оповещения. 2. Убежища, их назначение и устройство. Правила поведения людей в убежищах. 3.Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля.
3. Заключительная часть. 5' - Напоминаю тему и цель занятия; - Подвожу итог занятия; - Отмечаю положительные моменты при проведении занятия. - Даю задание на самоподготовку: 1.Изучить конспект. 2. Изучить раздел 1. (ст.ст.16-24) Учебника «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф». (Г.С.Ястребов)  

 

Руководитель занятия _______________________________________

 

 

Система оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. Применение локальных систем оповещения.

 

Система оповещения о чрезвычайных ситуациях

Мирного и военного времени.

Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои особенности и конкретный перечень мероприятий, выполняемых в интересах обеспечения безопасности населения. Вместе с тем, есть общий алгоритм действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), который включает мероприятия, проводимые заблаговременно и непосредственно при возникновении ЧС.

Заблаговременно проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории; мероприятия, направленные на снижение потерь от возможных ЧС; планирование действий, осуществляемых при возникновении ЧС; подготовка сил и средств, для реагирования на ЧС; обучение населения правилам поведения в ЧС; создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС.

Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляется: оповещение органов управления Гражданской обороны (ГО) ЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или факте ЧС, информирование населения о мерах защиты; уточнение сложившейся обстановки; перевод органов управления на соответствующий обстановке режим функционирования; приведение в готовность сил и средств и их выдвижение в район ЧС; комплекс работ по ликвидации ЧС и их последствий.

Оповестить население - это, значит, предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении, оползне или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого используются все средства связи, радио- и телевизионного вещания.

Время - главный фактор. В чрезвычайных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

В Республике Казахстан широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы ни было радиотрансляционного узла. Большинство предприятий, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Существуют мощные республиканские, областные телевизионные центры и ретрансляторы, широковещательные и местные радиостанции.

Сегодня нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы ни было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Это дает исключительную возможность своевременно оповестить население о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.

В Великую Отечественную войну для оповещения населения об опасности нападения с воздуха использовались городская радиотрансляционная сеть и сирены. Сигналы воздушной тревоги и ее отбоя подавались своевременно. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийских обстрелах. Были дни, например, 9 октября 1941г., когда команда "Воздушная тревога" в течение суток в Ленинграде подавалась 6 раз, а общая продолжительность нахождения людей в убежищах составляла 9 и более часов. Это сохранило жизнь многим тысячам людей.

С появлением Гражданской обороны все знали, что если звучит сирена - это сигнал "Воздушная тревога". Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа).

До недавнего времени в республике были установлены единые сигналы оповещения Гражданской обороны на случай нападения противника: "Воздушная тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Радиационная опасность", "Химическая опасность". Однако не было сигналов, которые предупреждали бы население о приближающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе. Нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку, только тогда можно рассчитывать на разумные и осознанные действия, борьбу с паникой и другими негативными явлениями. Поэтому в конце 1988 года в республике был пересмотрен и изменен порядок оповещения населения.

Для оповещения местного населения при серьезной опасности было решено использовать сирены. Их звучание означают новый сигнал - "Внимание всем!", вместо прежнего - "Воздушная тревога".

В течение всего периода режима ЧС, ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все информационные средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и организаций переводятся на круглосуточную работу.

 

ПОМНИТЕ! Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или управлений по чрезвычайным ситуациям городов, областей.

Речевая информация.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные власти совместно с органами управления по чрезвычайным ситуациям заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к соответствующим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

К примеру, произошла авария на химическом объекте. Какую информацию необходимо получить населению? Возможен следующий вариант: "Внимание! Говорит управление (отдел) ЧС города. Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора – сильнодействующего, ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в восточном направлении. В зону химического заражения попадают Ауэзовский и Бостандыкский районы. Населению, проживающему на улице Джандосова и в микрорайонах, из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и подвалы. Населению, проживающему на улицах Абая, Розыбакиева, Тимирязева, Навои немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия. Перед выходом наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2-процентным раствором питьевой соды. Сообщите о ЧС соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

Такая информация с учетом того, что ее следует повторить несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия -наводнения. В этом случае сообщение может быть таким: "Внимание! Говорит управление (отдел) ЧС. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды на реке Урал ожидается затопление домов по улицам Маметовой и Виноградова. Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Всем быть в готовности покинуть дома и выходить в направлении шоссе. Перед уходом не забудьте отключить электроэнергию, газ, воду, погасить огонь в печах. Захватите с собой документы и деньги. Оповестите о ЧС соседей. Окажите помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие. Если вода застанет вас в поле, лесу, надо выходить на возвышенные места, если нет такой возможности, заберитесь на дерево, используйте все предметы, способные удержать человека на воде - бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки. Следите за нашими сообщениями".

Могут быть и другие заготовки речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин.

Отсутствие информации или ее недостаток способствуют возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы "очевидцев". Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника повлечет значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует информация. К примеру: "Внимание! Говорит управление (отдел) ЧС. "Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!" и далее очень коротко диктор напоминает, что надо быстро сделать, что взять с собой, где укрыться.

Таким образом, ныне действующая система оповещения имеет ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное. В-третьих, каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Принцип работы с ними.

Обнаружение отравляющих веществ в воздухе, на местности, технике и других объектах производится при помощи приборов химической разведки или путем взятия проб и последующего анализа их в химической лаборатории. Принцип работы всех приборов основан на химическом методе индикации, заключающемся в том, что при взаимодействии отравляющих веществ (ОВ) с реактивом меняется цвет реактива или выпадает осадок, если реакция идет в жидкой среде.

 

 

Рис. 17. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР).

1- ручной насос; 2- плечевой ремень; 3- насадка к насосу; 4- защитные колпачки

для насадки; 5- противодымные фильтры; 6- патрон грелки; 7- электрический фонарь; 8- корпус грелки; 9- штырь; 10- лопатка; 11- индикаторные трубки в кассетах.

 

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР). Предназначен для обнаружения ОВ в воздухе, на местности и на поверхностях объекта (рис. 17). Он смонтирован в металлическом корпусе с крышкой и ремнями для переноски. В корпусе размещается ручной насос, насадка к насосу, три бумажных кассеты с индикаторными трубками, противодымные фильтры, защитные колпачки, фонарь, грелка и патроны к ней. Снаружи корпуса крепится лопатка для отбора проб.

Определение отравляющих веществ в воздухе, в почве, на поверхности вооружения и техники определяют путем прокачивания воздуха через соответствующие индикаторные трубки (ИТ) входящих в состав прибор. По изменению и степени изменения окраски адсорбирующего вещества в индикаторной трубке судят о наличии и степени заражения той или иной среды исследовании.

 

 

Руководитель занятия ________________________________________

План

проведения занятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях

со студентами _________группы ____ _____________ 200 г.

со студентами _________ группы ____ _____________ 200 г.

со студентами _________ группы ____ _____________ 200 г.

 

Тема №7. Контроль радиационной обстановки, определение мер по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах.

Учебные вопросы:

1. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. Применение локальных систем оповещения.

2. Убежища, их назначение и устройство. Правила поведения людей в убежищах.

3.Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля.

Учебно-воспитательные цели занятия:

1. Довести до студентов порядок меры по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах. Выработать навыки по спасению и эвакуация людей при различных стихийных бедствиях

Метод: Лекция.

Время: 2 часа (80 минут)

Место занятия: Учебная аудитория № 702

Учебные пособия и литература: Учебник сержанта. химических войск.

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. (Г.С.Ястребов)

Учебник Гражданская оборона (В.Г.Атаманюк).

Материальное обеспечение: Стенды, плакаты, таблицы, схемы, графопроектор, видеофильмы.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

№ п/п Учебные вопросы Время (минут) Действия руководителя и обучаемых, содержание учебных вопросов
1. Вводная часть   Принимаю доклад дежурного по группе. Проверяю наличие студентов по журналу учета. Довожу новую тему занятия, учебные цели и учебные вопросы темы.
  Основная часть   Учебные вопросы: 70'     10' 30' 30'     1. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. Применение локальных систем оповещения. 2. Убежища, их назначение и устройство. Правила поведения людей в убежищах. 3.Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля.
3. Заключительная часть. 5' - Напоминаю тему и цель занятия; - Подвожу итог занятия; - Отмечаю положительные моменты при проведении занятия. - Даю задание на самоподготовку: 1.Изучить конспект. 2. Изучить раздел 1. (ст.ст.16-24) Учебника «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф». (Г.С.Ястребов)  

 

Руководитель занятия _______________________________________

 

 

Система оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. Применение локальных систем оповещения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.029 с.)