Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь культурологи с другими науками
Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами: 1. с философией. Особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает смысл человеческой жизни. Философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы; 2. с социологией. Социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения и т.п; 3. с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом; 4. с психологией. Обе науки изучают человека со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями; 5. с этнографией. В ней культурология находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п; 6. с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Произведения искусства и особенно литературы не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. 7. с историей. Исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Свойства и функции культуры Сущность культуры выражается через совокупность ее свойств. 1.Культура возникает только в человеческом обществе при реальном взаимодействии людей. Она формируется в отдельном человеке как ответ на существование других людей. Ни один вид животных не создал собственной культуры. Их жизнь, как и жизнь растений, не выходит за рамки биологических закономерностей. Да и человек как биологическое существо, оказавшись вне общества, как, например, Маугли, собственными усилиями выработать культуру не может. Люди становятся культурными, только будучи включенными в систему социальных связей.
2. Культура имеет знаково-символический характер, опирается на язык как самую совершенную знаковую систему. Знаковость культуры проявляется в своеобразном удвоении окружающего мира. Всякая вещь и всякое действие благодаря культуре приобретают двоякое значение: с одной стороны, они имеют материальный состав, с другой — нечто выходящее за пределы этого состава. Всякий знак предполагает означаемое и означающее. Если взять, скажем, первую букву русского алфавита как знак, то ее графическое изображение (А) будет означающим, а соответствующий звук — означаемым. Знаки используют для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Выделяют несколько разновидностей знаков: признак (покраснение лица - чувство стыда, поседевшие волосы - старость), сигнал (сирены или звонок в учебном заведении), иконический знак (на двери изображена женская фигура), аллегория (лиса - хитрость), схема (географические карты, чертежи машин и сооружений). Символ – это знак особого рода, значение которого не может быть передано конечным числом других знаков. Греки называли словом «символ» половинки разломанной надвое вещи (например, черепка), которыми граждане разных городов обменивались в знак дружбы. В этом смысле символ - часть целого, указывающая на существование другой, оставшейся части. В современном научном языке символ - знак, с помощью которого передается сложное, непознанное и в принципе неисчерпаемое содержание. Человек пользуется символами для того, чтобы выразить глубинные связи между явлениями, которые он постигает интуитивно, но не может сформулировать очевидным образом (символ мудрости – сова или змея, символ военной мощи – орел, символ процветания – рог изобилия). 3.Культура обладает кумулятивным характером, т.е. накапливается, передаваясь из поколения в поколение.
Кумулятивное свойство культуры вытекает из ее знаково-символического характера. Животные, даже самые высокоорганизованные, чрезвычайно ограничены в передаче индивидуально приобретенных навыков поведения. Волчица, играя со своим детенышем, конечно, обучает его некоторым приемам охоты. Но она делает это только до тех пор, пока он не станет способен охотиться самостоятельно. Кроме собственных действий, у нее нет других способов передачи информации. Употребление знаков вместо реальных действий и вещей позволяет сохранить и передать несравненно большее количество информации (орудие – язык, цвет, движение тела в танце и пр.). Во-первых, передача знаков возможна на протяжении всей жизни, а не только в период обучения. Во-вторых, открывается канал обратной связи: от младшего поколения к старшему. Кумулятивное свойство дает культуре возможность развиваться прогрессивно.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.006 с.) |