Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обеспечивает приемлемые для общества образцы удовлетворения жизненных потребностей.
Органическую основу поведения животных и людей образуют влечения к нападению, бегству, пище и спариванию. Искоренить эти влечения культура не может, по крайней мере, без ущерба жизни индивида или вида. Но она находит такие способы реализации влечений, которые минимально вредят благополучию других людей. По отношению к пище, например, она движется от запрета на каннибализм (людоедство) и других пищевых табу к детальным предписаниям застольного этикета, однозначно определяющим, в какой руке следует держать вилку, а в какой — нож. Культура может быть более или менее строгой в отношении различных влечений, но она всегда держит их в рамках (инцест, Эдипов комплекс, комплекс Электры).
Функции культуры Свойства культуры раскрываются в ее функциях. Культура имеет три основные функции: 1. ориентирующую - структурирует пространство, время и другие аспекты реальности; 2. продуктивную - производит мир вещей и знаков. 3. воспитательную - определяет внешний и внутренний облик человека; организует мир людей.
1. Подобно животным, люди обладают способностью перемещаться в пространстве. В этом плане развитие культуры начинается с тропы или дороги. Именно они способствуют установлению прочных и постоянных связей между удаленными территориями, а стало быть, и между живущими там людьми. Один из центральных символов культуры — крест — восходит, вероятно, к образу перекрестка дорог (сказки, мифы). Перекресток - участок пространства, где перед человеком открываются четыре возможности: идти вперед, свернуть направо или налево, возвратиться. Среди этих возможностей есть лучшая и худшая. Поэтому культурное освоение пространства предполагает умение ориентироваться в нем. Термин «ориентация» образован от латинского «orient» — «восток». Выбор именно этой стороны света едва ли случайный: на востоке восходит солнце. От животных человек унаследовал двойственное отношение к пространству. С одной стороны, для него характерна тяга к перемене мест, к путешествиям и странствиям, кочевому образу жизни. Его манят неведомые дали, новые территории. От движения вдаль и возникло само представление о пространстве. С другой стороны, у человека есть привязанность к одному определенному месту - к своей родине. И он готов защищать это место от посягательств врага даже ценой собственной жизни (героический эпос).
Культура дает возможность человеку ориентироваться не только в пространстве, но и во времени. Основой здесь выступает противоположность между прошлым и будущим. Людям интересно не только то, что находится «там, за горизонтом», «за горами, за лесами», но и то, что ждет их завтра. Желание предусмотреть будущее - один из самых мощных стимулов культурного развития. Но будущее скорее относится к плану небытия, чем бытия. Оно - то, чего еще нет. Поэтому способность предвидеть будущее напрямую связана со способностью сохранять в памяти информацию о прошлом. Сопоставляя то, что есть, с тем, что было, человек получает возможность узнать то, что будет. В этом заключена разгадка особого интереса традиционной культуры к прошлому и особой ценности мифов и преданий. Память о прошлом удерживает людей от действий, которые были бы для них разрушительными. Способность сохранять информацию о прошлом называется исторической памятью, способность предвидеть будущее — прогнозированием (метафоры времени: поток, цепь, восьмерка, цикл).
2. Продуктивная функция культуры выражается в двух противоположных моментах: а) производстве орудий, механизмов, сооружений; б)изготовлении и использовании знаков, необходимых для человеческого общения. При обработке вещей, придании им удобной формы, свойства материала соединяются с богатством души того, кто с этим материалом работает. Таким образом, наряду с производством возникает художественное творчество, или искусство. Суть его в созидании эстетических ценностей — того, что радует и возвышает человеческую душу (оружие самураев, мечи катана - длинный и вакидзаси - короткий). 3.Воспитательная функция культуры. Название основано на метафоре: передача информации уподобляется питанию, т.е. снабжению средствами, необходимыми для жизни. Воспитательная функция направлена на возделывание человеческого в человеке: а) формирование определенного строя чувств, мыслей и действий через объединение людей в различные общности: семью, общину, род, племя и т.п.; б) развитие неповторимой человеческой индивидуальности (Винсент ван Гог).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.004 с.) |