Обеспечивает приемлемые для общества образцы удовлетворения жизненных потребностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечивает приемлемые для общества образцы удовлетворения жизненных потребностей.



Органическую основу поведения животных и людей об­разуют влечения к нападению, бегству, пище и спариванию. Искоре­нить эти влечения культура не может, по крайней мере, без ущерба жизни индивида или вида. Но она находит такие способы реализации влечений, которые минимально вредят благополучию других людей. По отношению к пище, например, она движется от запрета на канни­бализм (людоедство) и других пищевых табу к детальным предписа­ниям застольного этикета, однозначно определяющим, в какой руке следует держать вилку, а в какой — нож. Культура может быть более или менее строгой в отношении различных влечений, но она всегда держит их в рамках (инцест, Эдипов комплекс, комплекс Электры).

 

Функции культуры

Свойства культуры раскрываются в ее функци­ях. Культура имеет три основ­ные функции:

1. ориентирующую - структурирует пространство, время и другие аспекты ре­альности;

2. продуктивную - производит мир вещей и знаков.

3. воспитательную - определяет внешний и внутренний облик че­ловека; организует мир людей.

 

1. Подобно животным, люди обладают способностью перемещать­ся в пространстве. В этом плане развитие культуры начинается с тропы или дороги. Именно они способствуют установлению прочных и постоянных связей между удаленными территориями, а стало быть, и между живущими там людьми. Один из центральных символов культу­ры — крест — восходит, вероятно, к образу перекрестка дорог (сказки, мифы). Перекре­сток - участок пространства, где перед человеком открываются четыре возможности: идти вперед, свернуть направо или налево, возвратиться. Среди этих возможностей есть лучшая и худшая. Поэтому культурное освоение пространства предполагает умение ориентироваться в нем. Термин «ориентация» образован от латинского «orient» — «вос­ток». Выбор именно этой стороны света едва ли случайный: на восто­ке восходит солнце.

От животных человек унаследовал двойственное отношение к про­странству. С одной стороны, для него характерна тяга к перемене мест, к путешествиям и странствиям, кочевому образу жизни. Его манят не­ведомые дали, новые территории. От движения вдаль и возникло само представление о пространстве. С другой стороны, у человека есть при­вязанность к одному определенному месту - к своей родине. И он готов защищать это место от посягательств врага даже ценой собственной жизни (героический эпос).

Культура дает возможность человеку ориентироваться не только в пространстве, но и во времени. Основой здесь выступает противо­положность между прошлым и будущим. Людям интересно не только то, что находится «там, за горизонтом», «за горами, за лесами», но и то, что ждет их завтра. Желание предусмотреть будущее - один из са­мых мощных стимулов культурного развития. Но будущее скорее относится к плану небытия, чем бытия. Оно - то, чего еще нет. По­этому способность предвидеть будущее напрямую связана со способ­ностью сохранять в памяти информацию о прошлом. Сопоставляя то, что есть, с тем, что было, человек получает возможность узнать то, что будет. В этом заключена разгадка особого интереса традиционной культуры к прошлому и особой ценности мифов и преданий. Память о прошлом удерживает людей от действий, которые были бы для них разрушительными. Способность сохранять информацию о прошлом называется исторической памятью, способность предвидеть будущее — прогнозированием (метафоры времени: поток, цепь, восьмерка, цикл).

 

2. Продуктивная функция культуры выражается в двух противоположных моментах:

а) производстве орудий, механизмов, сооружений;

б)изготовлении и использовании знаков, необходимых для человеческого общения.

При обработке ве­щей, придании им удобной формы, свойства материала соединя­ются с богатством души того, кто с этим материалом работает. Таким образом, наряду с производством возникает художественное творче­ство, или искусство. Суть его в созидании эстетических ценностей — того, что радует и возвышает человеческую душу (оружие самураев, мечи катана - длинный и вакидзаси - короткий).

3.Воспитательная функция культуры. Название основано на метафоре: передача информации уподобляется питанию, т.е. снабжению средствами, необходимыми для жизни. Воспитательная функция направлена на возделывание человеческого в человеке: а) фор­мирование определенного строя чувств, мыслей и действий через объ­единение людей в различные общности: семью, общину, род, племя и т.п.; б) развитие неповторимой человеческой индивидуальности (Винсент ван Гог).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.004 с.)