ТОП 10:

Финансовая реформа 1861 (?) года.



Среди преобразований второй половины XIX века немаловажное место занимает финансовая реформа. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России — в частности, и финансы, совершенно расстроенные за время Крымской войны. Именно качественная перестройка системы финансов в России стала стержневой частью Великих реформ.

Некоторые даты:

В 1860 г. был учрежден единый Государственный банк России (вместо прежнего многообразия кредитных учреждений) и упорядочен государственный бюджет: впервые в стране начала публиковаться роспись доходов и расходов.

Важное место в финансовой реформе имело введение «Положения о питейном сборе от 4 июля 1861 года», которое упраздняло систему откупов, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.д. Положение вводило вольную продажу спиртных напитков (питей), включая пиво и мед, с взиманием акциза и питейного сбора. Акциз взимался с каждой посудины, содержащей вино или водку, а питейный сбор с винных складов и питейных учреждений, что регулировало поступление косвенных налогов в казну, а не в карманы откупщиков.

В 1863г. были утверждены императором и с 1866г. введены в действие, подготовленные той же Комиссией, «Правила о порядке поступления государственных доходов и производстве государственных расходов». В правилах впервые последовательно проводится принцип единства кассы. Все государственные доходы должны были сосредоточиваться в кассах Министерства финансов, т.е. в казначейских учреждениях, откуда и осуществлялась в соответствии с учрежденными в установленном порядке кредитами финансирование всех расходов казны.


В 1868г. Департамент государственной экономии Государственного совета получил возможность составлять заключения по отчетам Минфина и Госконтроля об исполнении государственной росписи и контролировать деятельность этих учреждений.
Бюджетная реформа была дополнена рядом нововведений в налогообложении.

Предпосылки (для интересующихся): Поражение России в Крымской кампании и падение ее международного престижа стали одной из основных причин, толкнувших правительство на проведение реформы. Перед российским правительством встала неотложная задача - модернизировать вооруженные силы до уровня боеспособности передовых европейских армий. На это требовались деньги, и деньги очень большие: в обновлении нуждались не только вооруженные силы, но и экономика страны в целом. Задачу такого масштаба можно было решить только при условии форсирования строительства железных дорог, создания капиталистической кредитной системы, развития новых отраслей промышленности.

Однако правительство не располагало средствами для финансирования такого рода предприятий. Состояние российских финансов во второй половине 50-х годов было плачевным. В 1856 году расходы государства превышали доходы на 307 млн. рублей, ценность денежных знаков снизилась до 50 %, а половину своего дохода государство получало от продажи водки. «Теперь меня крайне озабочивает положение наших финансов, - писал в марте 1857 года Александр своему брату великому князю Константину Николаевичу, - оно таково, что нам надобно всеми средствами из него выйти.»

На исходе 1858 и в начале 1859 обнаружились уже все признаки банковского кризиса, выдвигавшие на очередь вопрос о коренном переустройстве действующей тогда банковской системы. Происходило катастрофическое уменьшение наличности в государственных кредитных учреждениях – со 150 млн. до 13 млн. рублей. Это могло полностью парализовать финансовую систему империи. Кризис банков был следствием порочной финансовой политики предыдущих правительств, создавших благоприятные условия для затрат помещиков: банки ссужали последним деньги под залог «крепостных душ». В 1858 году помещики, почувствовав неладное, бросились изымать свои денежные средства из банков, чем значительно подорвали их кредитоспособность. Правительство срочно приняло меры: выдачу денежных ссуд помещикам приостановили, а для того, чтобы вернуть уже изъятые из банков деньги, стали продавать помещикам специально выпущенные ценные бумаги, которые обеспечивали 5 % годового дохода в течение 40 последующих лет. Банковский кризис удалось ослабить.

Собственно финансовая реформа. Реформа банковской системы, изменение принципов финансовой политики связаны с именами М.Х.Рейтерна – министра финансов, Е.И.Ламанского, В.А. Татаринова – государственного финансового контролера и Н.А.Милютина, вошедшего в комиссию по банковской реформе. В проведении нового финансового курса все они руководствовались здравым смыслом и точным расчетом. Главная особенность этого курса – активное вмешательство государства в экономику страны.

С 60-х годов 19 в. правительство стало информировать общество о состоянии государственного бюджета, а такие сведения раньше считались чуть ли не государственной тайной. Были уменьшены некоторые государственные расходы, созданы специальные акционерные общества, субсидировавшие строительство железных дорог и облегчившие финансовые обязательства государства.

Таким образом, в российскую экономику не допускалось вмешательство зарубежных капиталистов. Благодаря экономической и финансовой политике, проводимой правительством в годы Великих реформ, в России начал складываться государственный капитализм.

Но была и другая сторона у взятого правительством внутриполитического курса: финансовый кризис 1858-1859 стал настоящим бичом крестьянской реформы. Банк наживался благодаря поступавшим от крестьян платежам за полевые наделы. Выкупная операция очень быстро возвратила Государственному банку долги помещиков.

Все финансовые издержки правительства покрывались за счет крестьянских платежей. В Российской империи быстро нашли источник компенсации государственных расходов – долготерпеливое русское крестьянство. Правительство не потратило ни копейки на проведение Великих реформ.

Итог: После этих реформ финансовая политика царизма стала более рациональной, но сохранила общую сословную направленность. Крестьяне, мещане и ремесленники продолжали выплачивать феодальную подушную подать, которую ввел еще Петр I и от которой привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) были освобождены, а крестьяне, кроме того, задыхались от оброчных и выкупных платежей государству. Государственный бюджет, как и прежде, строился в интересах защиты «верхов» от «низов»: больше 50% расходов шло на содержание армии и государственного аппарата и лишь 9% — на народное образование, медицину, социальное попечение.

Финансовая реформа дала стране единый государственный бюджет, планированием которого ведало Министерство финансов. Госконтроль следил за правильным расходованием бюджетных средств.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.2.109 (0.005 с.)