Тайные общества в России первой трети XIX В. Как социо-культурный феномен. Движение декабристов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тайные общества в России первой трети XIX В. Как социо-культурный феномен. Движение декабристов.



Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в

себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на

общественное сознание передовой России первой половины XIX века.

Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы против

самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России.

Великая заслуга декабристов

заключалась в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов,

презреть сословные привилегии и пойти сознательно на явную гибель, во имя

высоких и благородных идеалов.

Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была

нравственной и духовной почвой для декабристов, но она непосредственно

воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень.

. Многие из декабристов учились в Московском и

Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных заведениях

того времени, в чьих стенах царил дух вольномыслия.

С историей декабристского движения неразрывно связаны имена Пушкина и

Грибоедова, среди самих декабристов было немало известных писателей, поэтов,

ученых, художников (К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский, А.А.Бестужев-Марлинский,

Н.А.Бестужев, Ф.П.Толстой).

Декабристы выросли и сформировались в условиях русской действительности, в их

мировоззрении отразились назревшие в русском историческом процессе очередные,

коренные по значению исторические задачи – уничтожение крепостного права и

ликвидация самодержавия. Принадлежа в большинстве своем к поколению,

родившемуся на рубеже XVIII и XIX веков, они наблюдали сложную и полную

социальных противоречий русскую действительность, где ярко выражались

классовые контрасты, борьба старого с новым; в их среде постоянно обсуждалась

деятельность самодержавия и сложные международные столкновения начала века.

Передовые русские учебные заведения, как Московский университет, «школа

колонновожатых» (будущая академия Генерального штаба) и Царскосельский лицей

явились «питомниками» декабристов. Тут, под воздействием русской

революционной традиции, лекций передовых русских ученых, а также вдумываясь в

произведения западноевропейских политических писателей и философов (Вольтер,

Руссо, Монтескье), сыгравших немалую роль в подготовке французской революции,

работала над русской действительностью пытливая молодая мысль будущих русских

революционеров. Мысли о несправедливости дворянских привилегий, о вреде

крепостничества, о деспотизме царя зародились у многих декабристов еще до войны 1812г.

Отечественная война была воспринята декабристами как народная война и

заставила их размышлять над тяжелым положением закрепощенного русского

народа, доблестно боровшегося за родину. Вернувшись на родину, с победой, будущие декабристы стали еще глубже вдумываться в угнетенное положение любимой родины. Всюду царило крепостное право, произвол

самодержавия, сословный суд угнетал простой народ,. С каждым днем усиливалась реакция, свирепствовала «аракчеевщина». В этой атмосфере и возникло первое тайное общество

декабристов.

 

Союз Спасения или Общество истинных и верных сынов отечества.

Первое тайное общество декабристов возникло в 1816г. Оно называлось Союзом

Спасения, а позже, после принятия Устава, - Обществом истинных и верных сынов

отечества. Основатель полковник генерального штаба Александр

Муравьев, членами – С.Трубецкой, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита

Муравьев, М.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин и другие. Это была дворянская

военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и сблизившаяся на

почве передовых идей времени. Всего насчитывалось 30 членов.

Это Общество имело писаный «статут», в котором были объединены и программа и

устав общества. Первое время целью считалось лишь освобождение крестьян от

крепостной зависимости, но вскоре к этой цели добавилась и другая – введение

в России конституционной монархии. Но как осуществить эти цели? Иногда у

декабристов возникали планы цареубийства, но после обсуждения они

отвергались; в обществе еще не было полного политического единодушия; группа

более радикальных членов боролась с более умеренными. Внутренняя идейная

борьба и неясность тактики заставили декабристов ликвидировать первое тайное

общество.

Союз Благоденствия.

в 1818 году Союз Благоденствия, как и Союз Спасения, был тайным революционным обществом.

Члены его также ставили перед собой целью борьбу с крепостным правом и

самодержавием. Но, в отличие от первой, узкой и малочисленной, заговорщицкой

организации они хотели значительно расширить ее численный состав и активно

воздействовать на создание в стране передового «общественного» мнения,

которое, по мысли декабристов, могло явиться решающей силой в подготовке

будущего переворота. Организация численно увеличилась до 200 человек.

Был написан устав нового общества, по цвету переплета названный «Зеленой

книгой». Его первая часть излагала общие правила и цели общества, она

содержала формулировку основных политических целей, известных только

руководящим членам. Обществом руководила так называемая «Коренная управа».

Согласно уставу в члены Союза могли быть приняты не только дворяне, но и

купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. Члены Союза благоденствия

обязывались постоянно развивать и поддерживать повсюду передовые мнения,

осуждать крепостное право, деспотизм власти, угнетение народа.

Но, вместе с ростом недовольства угнетенных масс в стране, а также с

нарастанием общеевропейской революционной ситуации 1818-1820гг. Союз стал

явно «леветь» в политическом отношении. В нем получили преобладание

сторонники республики и решительного открытого выступления. В начале 1820г в

Петербурге состоялось совещание Коренной управы, где был поставлен доклад

Пестеля о наилучшей форме правления. Пестель характеризовал все «за» и

«против» конституционной монархии и республики, отдав решительное

предпочтение последней. При поименном голосовании все члены общества

высказались за республику.

В связи с изменением программы возникла потребность и в новой тактике,

которая бы обеспечила быстрое осуществление поставленных политических целей.

Около 1820г. декабристы, люди военные, стали обсуждать вопрос о решительном

военном натиске на самодержавие. Возмущение Семеновского полка как бы

подтвердило правильность решения о новой тактике: солдаты-гвардейцы уже

организовал самостоятельное выступление.

В январе 1821г. в Москве собрался съезд Коренной управы Союза Благоденствия.

Съезд объявил Союз «распущенным», и под прикрытием этого постановления,

которое облегчало отбор ненадежных членов, тайно общество вновь

реорганизовалось: возникло Южное и Северное общества, которые и подготовили

восстание декабристов в 1825г.

Основание Южного общества.

Во 2-й армии, расквартированной на Украине, работала так называемая Южная

управа Союза Благоденствия с центром в Тульчине – местопребывании штаба 2-й

армии. Руководителем Южной управы был Пестель. Узнав от своих делегатов,

присутствовавших на съезде Коренной управы Союза Благоденствия, о закрытии

общества, Пестель и его единомышленники – декабристы Юшневский, Крюковы,

Вольф, Ивашев, Барятинский и другие – решили постановлению о «закрытии» не

подчиняться в «общество продолжать». Новая организация, возникшая в марте

1821г. в тульчине, получила название Южного общества.

Было решено периодически созывать съезды руководящих членов тайного общества.

Первый съезд руководителей Южного общества собрался в Киеве в январе 1822г. и

заслушал доклад Пестеля об основах его конституционного проекта («Русская

Правда»). А год спустя, на втором съезде руководителей в январе 1823г. основы

конституции Пестеля были приняты.

«Русская Правда» – первая дошедшая до нас республиканская конституция в

истории революционного движения России. В ней объявлялось, что крепостное

право («Рабство») должно быть «решительно уничтожено» и «дворянство должно

непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми».

Помимо нового устройства органов власти, утверждалась свобода

вероисповедования, свобода слова, свобода печати с ответственностью за

опубликованные произведения лишь по суду, свобода передвижения и равный для

всех суд.

Основание Северного общества.

После ликвидации Союза Благоденствия в 1821г. в Петербурге также образовалось

тайное общество. Его основное ядро составили Н.Муравьев, Николай Тургенев,

М.Лунин, С.Трубецкой, Е.Оболенский и И.Пущин. В дальнейшем состав значительно

расширился. В нем явственно была заметная борьба двух течений – умеренного,

конституционно-монархического, и более радикального, отмеченного

республиканскими симпатиями. Ряд членов Северного общества вернулся к лозунгу

конституционной монархии и менее радикально, чем члены Южного общества, решал

крестьянский вопрос. Но общая борьба с крепостным правом и самодержавием все

же тесно объединила оба общества, решившие выступить совместно. Северное

общество, как и Южное, приняло тактику военного переворота.

Влиятельным членом Северного общества, особенно в первые годы его

существования, был один из инициаторов движения декабристов – Никита

Муравьев. Он разработал конституционный проект, который весьма оживленно

обсуждался среди декабристов.

Проект конституции Никиты Муравьева характеризовался высоким имущественным

цензом. Уничтожались сословия, и устанавливалось равенство всех перед

законом. Россия объявлялась федерацией, которая делилась на 15 «держав» со

своей столицей. В каждой державе высшим органом власти было особое

представительское учреждение, делившееся на две палата: Верхнюю палату –

Державную думу и Нижнюю – палату выборных депутатов державы. Императору

принадлежала лишь исполнительная власть, он мог задержать принятие закона,

вернув его в парламент и, поставив на вторичное обсуждение, но совсем

отклонить его не мог. Табель о рангах уничтожалась, должности в государстве

становились выборными. Объявлялось немедленное уничтожение военных поселений,

провозглашалась свобода вероисповедования, свобода слова, печати, собраний,

передвижений.

Общество соединенных славян.

Общество соединённых славян, как и основная декабристская организация, имело

сложную первоначальную историю. В том же 1818г., когда в Москве оформился

Союз Благоденствия, на Украине, в местечке Решетиловке, Полтавской губернии,

юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано

тайное политическое Общество первого согласия, преследовавшее цель борьбы за

демократический строй. В 1823г. молодая организация преобразовалась в

Общество соединённых славян, которое поставило целью основание мощной

демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию

должны были войти страны, которые общество считало славянскими: Россия,

Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия,

Далмация и Кроация. Границы этой обширной федерации должны были достигать

четырёх морей - Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического; четыре якоря -

в соответствии с четырьмя морями - символизировали в предполагаемом гербе

морскую мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее в состав

федерации, должно было разработать свою конституцию, отражавшую его

особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из

«правил» Соединённых славян гласило: «Не желай иметь раба, когда сам быть

рабом не хочешь». Эта республиканская федерация славянских стран

представлялась членам общества богатым, свободным государством с кипучей

экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу

соединённых славян. Его члены считали, что военные революции бывают «не

колыбелью, но гробом свободы, именем которой совершаются», и были

сторонниками народной массовой революции; правда, программа Славянского

общества ещё не была подробно разработана и ясно оформлена.

Так вошёл в русское революционное движение вопрос о славянском единении. В

основу его легла не только идея о кровном единстве народов, близких по

культуре и говоривших на славянских языках, но - что особенно важно -

демократическая идея нового, завоёванного революцией строя, в котором

уничтожалось как крепостное право, так и самодержавие. «Общество имело

главною целью освобождение всех славянских племён от самовластия», -

сообщается в воспоминаниях члена общества Горбачевского.

Слияние Общества соединенных славян с Южным обществом декабристов.

Осенью 1825г., накануне выступления, Общество соединённых славян влилось в

Южное общество и составило его особое отделение - Славянскую управу. Это не

значит, однако, что все члены общества отказались от своей пели создания

всеславянской демократической федерации. Эта цель, по их мнению, лишь

отодвигалась в будущее; первоочерёдным признавался революционный переворот в

России. Впоследствии освобождённая революцией Россия сама должна была стать

опорой освободившихся славянских народов. «Россия, освобождённая от

тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского Союза - освободить

Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные

правления и соединит всех федеративным союзом», - убеждал славян Бестужев-

Рюмин, советуя им соединиться с Южным обществом.

 

Билет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.063 с.)