Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел IV. Основы теории мировой↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭКОНОМИКИ............................................. 445 Глава 13. Мировая экономика и экономические аспекты глобализации................................. 445 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран 445 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве 454 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы.............................................................. 465 13.4. Платежный баланс страны и его структура... 478 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция 484 13.6. Республика Беларусь в системе мирохо Основные выводы...................................................... 503 Основные понятия...................................................... 506 Вопросы для самопроверки........................................ 507 Задачи и тесты.......................................................... 508 Литература................................................................ 511 Глоссарий................................................................................ 512
Раздел I ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Данный раздел, являясь по своему характеру вводным в курс «Экономическая теория», раскрывает первые и, пожалуй, главные базовые понятия и категории. Что такое экономика и какая наука изучает процессы, происходящие в ней? Как «работает» рынок? Почему разные модели рыночный экономики функционируют с различной степенью эффективности? Ответы на эти вопросы составляют содержание раздела.
Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД Понять сложные процессы экономической жизни невозможно, не уяснив основные закономерности функционирования экономики. Прежде всего необходимо узнать, что представляет собой экономика как специфическая сфера жизнедеятельности человека, что и как изучает экономическая теория как наука, какими базовыми категориями она оперирует. Кроме того, требуется определенный багаж знаний, позволяющий понять основные модели, которые описывают экономическую жизнь человеческого общества. 1.1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества Человеческое общество на длительном пути развития создало различные культуры, религии и хозяйства. Но люди, прежде чем заняться политикой и искусством, наукой и идеологией,. должны были есть, пить, иметь крышу над головой, одеваться. Материальная составляющая, таким образом, являлась и является весьма важной в жизни общества. 9 Один американский ученый заметил: «Человеческие существа — несчастные создания, обремененные потребностями. И числе прочего нам нужны любовь, общественное признание, материальные блага и жизненные удобства». Экономика — именно та сфера жизнедеятельности, которая создает человеческому обществу материальную базу. И не просто материальную базу, а комфортную для данного уровня развития техники и технологии. Производство материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей, прошло множество этапов: от изготовления палки-копалки и топора — элементарных орудий труда первобытного человека для добывания пищи до создания современных информационных и биологических технологий. Таким образом, производство является, пожалуй, главной составляющей экономики. Оно — двигатель человеческой цивилизации. Экономика как подсистема человеческой цивилизации выполняет ряд функций, которые и позволяют отделить ее от других подсистем, в частности от идеологии, религии. Любая система, любая подсистема появляется и развивается для того, чтобы выполнять совершенно определенные функции. Соответственно и экономика призвана выполнять конкретные функции. Из множества функций экономики выделяются три наиболее важных: 1) производственная, 2) трансакционная (обмена) и 3) перераспределительная. В основе жизнедеятельности общества лежит производство. Оно создает самое элементарное и вместе с тем главное условие существования человечества — жизненные блага. Не подлежит сомнению тот факт, что, остановись производство даже на короткое время, общество окажется перед угрозой голодной смерти. Вот почему важнейшей в экономической жизни общества ниляется производственная функция. Производить блага, в которых нуждаются каждый человек, каждое домашнее хозяйство, каждое предприятие, невозможно it рамках одного хозяйства или предприятия. Неизбежен обмен 11 родуктами труда между предприятиями и деятельностью (способностями людей) в рамках данного производства. Таким образом, блага недостаточно создать, их нужно обменять, т.е. произвести трансакцию. Хорошо отлаженная трансакционная функция в экономике обеспечивает непрерывность и согласованность производства, а любые сбои ведут к подрыву его нормального хода, отрицательно сказываются на результатах. 10 Раздел I. Основные Современное цивилизованное общество не может игнорировать социальную сторону своего развития. Ни одна группа населения не должна пребывать в крайней нищете, тогда как другие купаются в роскоши. Задача общества — облегчить существование хронических больных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев, создать условия для обеспечения доступа к образованию и здравоохранению каждому своему члену. Вот почему экономика выполняет такую важную функцию, как перераспределительная. Она предполагает перераспределение средств, полученных в сфере материального и нематериального производства, через систему государственного бюджета в сферы социального обеспечения, здравоохранения и образования. 1.2. Предмет и функции экономической теории Человеческое общество представляет собой достаточно сложную систему, а экономика является ее частью, подсистемой, сферой жизнедеятельности людей. Изучением закономерностей развития экономики занимается экономическая теория. Все науки — эмпирические. Это значит, что они базируются на фактах, т.е. наблюдаемых и поддающихся проверке изменениях известных данных или определенных явлений. Например, данные, используемые в физике, химии, касаются неодушевленных предметов. Экономическая теория — наука общественная, она изучает поведение индивидов и институтов, занимающихся производством и обменом, распределением и перераспределением, а также потреблением товаров и услуг. Предметом экономической теории в широком смысле является анализ рыночного хозяйства. Конкретизировать его можно, обратив внимание на «редкость» ресурсов, их ограниченность и связанную с этим проблему выбора, решаемую людьми. Следует уточнить, что экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а поведение людей по отношению к ним. Поэтому экономическая теория не техническая, а общественная наука. Итак, экономическая теория — это наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование. Похожее определение находим у Л. Роббинса: «Экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотно- закономерности функционирования экономики ____________ 11 тения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»*.
Начиная учиться, вы наверняка задавались вопросом: «А зачем, собственно, изучать экономическую теорию?» Понимание роли прави- тельства и проблем мирового рынка — это лишь две из причин, ради которых люди изучают сегодня экономику... Самым важным экономическим решением, зависящим только от вас, является выбор профессии. Ваше будущее зависит не только от ваших способностей, но и от экономических факторов, находящихся вне вашего контроля и оказывающих влияние на вашу зарплату. Кроме того, используя законы экономики, можно выгодно вложить деньги, накопленные вами. Конечно, после изучения экономики вы вряд ли превратитесь из Иванушки-дурочка в Ивана-царевича или в финансового гения. Но без экономики счастливая карта не выпадет вам никогда. Самуэльсон П.Э., Нордхауз 8.Д. Экономика: Учеб. пособие. М.: Вильяме, 2000. С. 28—29 С точки зрения объекта исследования выделяются следующие разделы экономической теории: • микроэкономика; • макроэкономика; • мировая экономика. Объектом исследования микроэкономики является поведение участников экономических процессов на уровне предприятий, фирм, домашних хозяйств и государственных органов (для сокращения в экономической теории используются термины «государство», «правительство»). Поведение последних (государственных органов) изучается в микроэкономике с точки зрения влияния принимаемых ими решений на поведение субъектов на микроуровне — фирм, предприятий и домашних хозяйств. Макроэкономика рассматривает процессы, происходящие на уровне национального хозяйства в целом, а также показатели национального дохода, занятости, динамики цен, определяет закономерности государственной политики. Сегодня ни одна страна не может развиваться изолированно от внешнего мира, как закрытая экономика. Все страны связаны с мировой экономикой. Следовательно, существуют экономические закономерности в мировой экономике, которые описываются теоретически. С их позиций мировая экономика как паука есть составная часть экономической теории. * Р оббинс Л. Предмет экономической науки. М.: THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 1. 12_________________________________ Раздел I. Основные Наиболее известное деление экономической науки на разделы (дисциплины) основано на классификации объектов и предметов исследования....Р. Пиндайк и Д. Рубинфельд подразделяют экономическую науку на две основные области: микроэкономику и макроэкономику. Однако дихотомическое деление всей экономической науки на две дисциплины не отвечает потребностям ни преподавания, ни аттестации научных кадров, ни организации исследований, ни библиотечного дела, ни статистики. В каждой из этих сфер принята своя классификация, утверждаемая соответствующим государственным органом или общественным институтом. Так, верхний уровень классификационной системы экономических дисциплин журнала Journal of Economic Literature, издаваемого Американской экономической ассоциацией, кроме макро- и микроэкономики содержит еще 17 разделов. ...Наноэкономика, описывающая мотивацию и факторы поведения отдельного социального индивида (агента), относится к самому низшему уровню в структуре экономических систем, в то время как мегаэкономика — к высшему. Но сколько естественных уровней должно быть между ними? С точки зрения объекта изучения традиционным является деление экономики на регионы, отрасли (имеются в виду «чистые» отрасли), вертикально или горизонтально интегрированные группы (комплексы) и предприятия. Если объединить все промежуточные образования в рамках одного среднего уровня, а уровень предприятия оставить в качестве самостоятельного, то мы получаем такую последовательность: мегаэкономика (мировая экономика); макроэкономика (страновая экономика); мезоэкономика (отраслевая, региональная и групповая экономика); микроэкономика (экономика предприятия); наноэкономика (эономическое поведение индивида). Клейнер Г. Наноэкономика // Вопр. экономики. № 12. 2004. С. 73, 74 Любая система материального мира, и экономическая теория как наука в том числе, выполняет совершенно определенные функции. Экономическая теория имеет следующие функции: • познавательную; • методологическую; • практическую. Познавательная функция подразумевает постижение закономерностей, по которым развивается экономика, формулирование принципов ее развития, предвидение последствий этого, составление и описание моделей, действующих в экономике. Экономическая теория существует не сама по себе, как кип-линговская кошка. Она связана с другими экономическими науками, имеющими собственные объекты исследования в экономике. Например, экономика и организация промышленного предприятия изучает вопросы организации производства на уровне предприятия и инструменты, использование которых делает производство максимально эффективным; менеджмент как наука — проблемы управления коллективом людей, работающих на данном предприятии, решение которых позволит им трудиться с максимальной отдачей. закопомерности функционирования экономики__________ 13
Но каждая из экономических наук базируется на экономических закономерностях, формулируемых экономической теорией. Таким образом, экономическая теория выполняет методологическую функцию. Иначе говоря, совокупность устанавливаемых закономерностей, формулируемых принципов экономики, предугадываемых последствий служит фундаментом, базой для других экономических наук. На картине литовского художника Н. Чюрлениса «Истина» изображен человек со свечой в руках, идущий в кромешной тьме. Образно выражаясь, роль свечи в экономике выполняет экономическая теория. Только с помощью практики можно проверить верность того или иного суждения, теоретического постулата. Познавая действительность, выводя теоретические закономерности, экономическая теория служит основой для принятия экономических решений на различных уровнях регулирования и управления субъектами хозяйствования. Таким образом, суть практической функции заключается в том, что закономерности, формулируемые в экономической теории, могут использоваться в практической деятельности человека. Это прежде всего касается прогнозирования и экономической политики. Человек выделяется из животного мира именно тем, что стремится познать себя и окружающий мир, определить свое место в нем, распознать ценности, которые находятся вокруг него. Немецкий философ Ф. Ницше писал, что «...человек обозначает себя как существо, которое измеряет ценности, оценивает и мерит, как оценивающее животное само по себе»*. Для чего человек познает реальность? Прежде всего, чтобы получить ключ, позволяющий заглядывать в будущее, учиться предвидеть его, предугадывать и исходя из познанных закономерностей выстраивать свое поведение и влиять на поведение окружающих. Таким образом, возникает потребность в прогно-зировании будущего. Прогноз — это предвидение будущего, но он не имеет ничего общего с «гаданием на кофейной гуще». Прогноз основывается на знании закономерностей развития. И. Стюарт отмечал: «...Слово «прогноз», если его интерпретировать в строгом смысле, означает просто то, что «конкретное событие, которое предполагается в теории, будет наблюдаться в реальности»; отнесение такого события к реальному моменту времени не обязательно... это слово часто имеет подразумевае- * Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Мн.: Беларусь, 1992. С. 247. 14 _________________________________ Раздел I. Основные мое дополнительное значение, а именно: «событие, которое, как ожидается, будет иметь место в будущем»*. Экономическая теория служит фундаментом прогнозирования.
Проблема выбора эффективных форм, методов и механизмов прогнозирования и регулирования социально-экономического развития всегда имели и продолжают иметь исключительно важное значение для любого государства. Особенно остро они стоят перед странами с переходной экономикой, что обусловлено отмиранием старого административно-распределительного механизма хозяйствования, становлением рыночных отношений, изменением роли прогнозирования и регулирования, необходимостью трансформации этих функций... В мировой практике сформировалось два методологических подхода к прогнозированию. Первый основывается на марксистской теории расширенного воспроизводства, второй — на кейнсианской, монетарной и др. На первом базировалось планирование в условиях командно-административной системы. Второй является основой прогнозирования в странах с рыночной экономикой. В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям формируется единая методология прогнозирования, определяющая основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных расчетов. ...Разработка прогнозов должна основываться на определенных методологических принципах. Главнейший из них — принцип альтернативности — требует проведения многовариантных прогнозных разработок. Основой при этом должен служить наилучший из нескольких реально возможных вариантов. Данный принцип основан на характеристиках прогноза и связан с возможностями развития экономики и ее звеньев по разным траекториям. К другим важнейшим методологическим принципам относятся системность, непрерывность, комплексность, адекватность, целенаправленность и приоритетность, оптимальность, сбалансированность и пропорциональность, сочетание отраслевого и регионального аспектов и некоторые другие. .. В условиях нестабильной экономики особая значимость должна придаваться макроэкономическому прогнозированию. Первая часть слова — «макро» означает, что прогнозирование отнесено к высшему уровню государственной структуры управления, а в качестве его объекта используется экономическая система в целом, национальная экономика. Субъектами макроэкономического прогнозирования являются центральные экономические органы. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы Моногр. Мн.: БГЭУ, 2003. С. 54—55 Связанные с экономическими процессами функции управления и регулирования в рамках общества выполняет государство в лице своих органов. Государство есть политическая организация особого рода, которая использует политические каналы, чтобы добиться стабильности в обществе. До его возникновения стабильность в обществе обеспечивали родоплеменные * Стюарт Иэн М.Т. Роль методолога // Панорама экономической мысли конца XX века: В 2 т. СПб.: Экон. шк., 2002. Т. 1. С. 10. закономерности функционирования экономики 15 институты (традиции, обычаи, авторитет старейшин и т.д.). Политические каналы предполагают деятельность по регулированию отношений между индивидами, большими социальными группами (прежде всего классами), а также нациями, с одной стороны, и государством — с другой. Так как в основе политического регулирования лежат не только социально-политические, но и экономические интересы, то политические каналы становятся средством, с помощью которого государство воздействует на экономическую среду в интересах общественной стабильности. В качестве инструмента оно использует политику, прежде всего экономическую. Политика — это искусство управления государством, деятельность субъективная, зависящая от воли, желания, уровня образования и культуры и многих других факторов, которые характеризуют индивидов, стоящих у власти и влияющих на развитие экономической материи. В свою очередь управление государством может либо способствовать развитию экономической системы, выступая по отношению к ней как внешняя сила, либо тормозить его. Вот почему большую роль в принятии политических решений, проведении той или иной экономической политики играют прогнозы, а соответственно и выводимые экономической теорией закономерности, лежащие в их основе. Только познав экономические закономерности развития, научившись прогнозировать экономические и социальные процессы, можно грамотно принимать решения. Таким образом, значение государственного регулирования экономическими процессами возрастает. 1.3. Экономические цели общества Для чего нужна людям экономика и как она выполняет свои функции? Объяснить это и просто, и одновременно сложно. Просто, потому что экономика как подсистема обеспечивает производство материальных благ, необходимых человеку: чтобы есть, пить, удовлетворять другие материальные потребности, люди должны производить материальные блага, обмениваться ими, а затем потреблять их. Сложность обусловлена ограниченностью ресурсов, из которых человечество производит блага. Независимо от того, на какой ступени развития находится общество, перед ним всегда стоят три фундаментальных вопроса: что, для кого и как производить. В производстве участвуют три группы ресурсов: труд, капитал, природные ресурсы (земля). Невозможность производить 16_________________________________ Раздел I. Основные столько благ, сколько хотелось бы, есть следствие редкости ресурсов. Ни труд, ни капитал, ни природные ресурсы не безграничны. Труд включает в себя все производственные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал (капитальные ресурсы, капитальные блага) объединяет все производственные ресурсы, созданные людьми, — инструменты, машины, оборудование, здания, сооружения, а также нематериальные активы — программные продукты (компьютерные программы), патенты, лицензии и т.п. Иначе говоря, капитал представляет собой набор товаров длительного пользования, предназначенных для производства других товаров. Земля, или, в более широком смысле, природные ресурсы — это природный дар, используемый людьми в процессе производства, т.е. все то, что можно использовать в натуральном состоянии, без обработки: плодородные земли, площадки для строительства, леса, сырье. Выше мы отмечали, что экономика есть подсистема человеческой цивилизации, выполняющая совершенно определенные функции. Но любая система (или ее часть) возникает тогда, когда она выполняет определенные функции для системы более высокого уровня. Следовательно, подсистема «экономика» имеет свои цели и наделена соответствующими функциями. Говоря о том, что предметом экономической теории является изучение поведения людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование, логично предположить, что в масштабе национальной экономики целью общества и смыслом его развития является экономический рост. По устойчивости, уровню и качественному наполнению последнего можно судить об экономическом «здоровье» или «нездоровье» общества. Проблему темпов экономического роста нельзя сводить только к количественной стороне. Важно обеспечение качественного наполнения темпов, учет того, что стоит за каждым процентом прироста — давно устаревшая продукция или современная, отвечающая самым высоким мировым стандартам. Значит, необходимо стремиться к экономическому росту, который в свою очередь обеспечивал бы более высокий уровень жизни людей. В связи с этим большую роль играет достижение второй цели общества — создание условий для экономической эффективности. Поскольку ресурсы, которыми располагает общество, закономерности функционирования экономики ____________ 17 ограниченны, их необходимо скомпоновать и использовать таким образом, чтобы получить максимально возможную отдачу. Важным показателем, свидетельствующим о благополучии в обществе и его стабильности, является полная занятость — такое положение, когда каждый желающий работать может найти работу, обеспечивающую ему достойное существование. Вот почему в предвыборных кампаниях кандидаты, стремящиеся попасть в парламент, убеждают избирателей, что сумеют добиться сохранения рабочих мест и социального равновесия в обществе. Стабильность цен, или отсутствие инфляции, также является важной целью, к которой стремится общество. Высокие или, напротив, низкие цены в конечном итоге «бьют» как по производителю, так и по потребителю. Говоря о рыночной системе, следует иметь в виду, что только экономическая свобода как цель общества может обеспечить нормальное функционирование этой системы. Без свободы выбора (из множества товаров, из располагаемых в экономике ресурсов) рынок не может существовать. Цивилизованное общество не должно допускать больших разрывов в распределении доходов. Как доказала практика, если разрыв между высоко- и низкодоходными группами превышает соотношение 1:6, в обществе начинаются социальные взрывы, разрушается стабильность. Таким образом, соблюдение социальной справедливости при распределении дохода — важная цель цивилизованного общества. Белорусское общество провозгласило создание социально ориентированного рыночного хозяйства своей целью. Наш курс - создание социально ориентированной рыночной экономики с адекватной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими восприимчивость к научно-техническому прогрессу. Из опыта экономических преобразований в других странах мы увидели, что универсальной модели развития нет. Практику одной страны механически переносить в другую невозможно в силу специфичности условий, особенностей хозяйственной жизни и национальных традиций каждой страны. Именно наш подход в наибольшей степени отвечает традициям белорусского народа, интересам граждан. Он предполагает, что решение даже самых сложных социально-экономических проблем общества должно проходить с наименьшими социальными издержками. Каковы характерные особенности этой модели? Первая из них — сильная и эффективная государственная власть. Роль государства в том и заключается, чтобы обеспечить безопасность граждан, социальную справедливость и общественный порядок, не дать развернуться криминалу и коррупции. И только сильная власть позволила вытянуть экономику Беларуси из бездны экономического кризиса. 18_________________________________ Раздел I. Основные
Вторая характерная особенность нашей модели состоит в том, что частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Однако не в ущерб национальным интересам. Национальные интересы, государство должны быть главным приоритетом и главной целью, во имя которой работает каждый гражданин, предприятие или предприниматель, основавший свое производство на частной форме собственности. Третья составляющая белорусской модели — приватизация — не самоцель, а средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника. Четвертая особенность белорусской модели — интеграционные процессы со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Они направлены на получение высокого экономического эффекта. Пятая характерная черта нашей модели — сильная социальная политика государства, краеугольный камень нашей политики. Мы хорошо понимаем, что эффективная экономика — экономика социально ориентированная. И такая ее ориентация — не только в помощи нуждающимся. Это и инвестиции в здоровье человека, в его профессиональное, культурное личностное развитие. Значит — в его будущее и будущее страны. Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов 22 марта 2002 г. Общество должно взять на себя обеспечение хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев. Именно в этом проявляется его цивилизованность. Следовательно, социальная обеспеченность — еще одна немаловажная цель общества. Следует помнить, что в современных условиях ни одна экономика не существует как закрытая. Все экономики в той или иной степени открыты. Они связаны с внешним миром различными формами экономических отношений. Вот почему поддержание разумного баланса между экспортом и импортом, притоком и оттоком капитала, а соответственно и стабильность валютного курса так важны для современной экономики. Эту его цель можно сформулировать как поддержание платежного баланса и валютного курса в соответствии с требованиями, решаемыми в экономике. 1.4. Современные направления экономической теории Экономическая теория сформировалась на основе познавательного опыта прошлых поколений в области исследования экономических явлений. Она впитала все лучшее, что было создано учеными в сфере экономического анализа, прошла долгий и сложный путь развития. закономерности функционирования экономики ____________ 19
...Современная теория покрыта шрамами вчерашних проблем, ныне разрешенных, вчерашних промахов, ныне выправленных, и не может быть полностью понята, если не рассматривать ее как наследие прошлого. Бпауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.:Дело, 1994. P.XXIV Обращение к истории формирования и развития экономической науки позволяет глубже понять ее логику, взаимосвязь категорий, законов и концепций. Мы ограничимся краткой характеристикой экономической теории, остановимся на основных этапах ее развития. Следует отметить, что появление тех или иных взглядов и концепций связано с объективными условиями развития, потребностями и интересами экономической практики, воздействием таких крупных событий, как великие географические открытия, промышленный переворот, мировые войны и революции, экономические кризисы, научно-техническая революция и т.д. Однако в течение долгого времени экономическая наука оставалась простым набором заповедей или рецептов, приспособленных к частным задачам. Лишь в XVIII в. было дано целостное объяснение экономической жизни, которое продолжает развиваться и сегодня. Большинство известных ученых-историков выделяют четыре фазы в развитии экономической теории: 1) донаучного развития (до XVIII в.); 2) рождения экономической науки (середина XVIII — середина XIX в.); 3) открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870—1930 гг.); 4) современного углубления и развития экономических исследований в области функционирования национальной и мировой рыночной системы. Первая, самая длительная по времени фаза относится к до-индустриальному периоду истории, она охватывает древние цивилизации и средневековье. Обзор ее первой половины показывает, что экономические идеи еще не имели самостоятельного выражения, были переплетены с религиозной идеологией и политико-правовыми воззрениями. Об этом свидетельствуют социально-философские трактаты просвещенных людей того времени, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже — Корана. В эпохи Возрождения и Реформации начался период, в котором проявилась тенденция к объяснению пилений общественной жизни исходя из изучения реальных фактов и опыта, а не ссылок на богословское учение. Мощным импульсом к развитию экономических знаний послужили меж- 20_________________________________ Раздел I. Основные дународная торговля и политика. В условиях формирования национальных экономических интересов они способствовали становлению экономического анализа и введению таких базовых экономических понятий, как «деньги», «доходы», «цены». Ведущее учение того времени — меркантилизм, возникший из экономико-теоретического обоснования торговой политики как источника богатства нации. Главной заботой меркантилистов XVI—XVII вв. стало изыскание способов привлечения в государственную казну золота и серебра. Вклад меркантилистов в экономическую науку незначителен, так как результатом их исследований в области национальной экономики, протекционизма, валютного курса стал всего лишь набор предписаний для правительственного пользования. Однако уже в конце XVII — начале XVIII в. общие знания о взаимосвязях в экономических процессах преобразовались в первые теоретические системы. Появилось несколько произведений, ознаменовавших развитие новой науки — политической экономии. Это «Политическая арифметика» сэра Уильяма Петти, в которой экономические проблемы анализировались с помощью методов статистики, и «Очерк о природе торговли» Ричарда Кантильона, прояснявший роль предпринимателя в экономике. Начиная с 50-х гг. XVIII в. характер экономических исследований изменился. Они систематизировали, упорядочивали накопленное теоретическое богатство, рассматривали экономику как целостный организм. Новая фаза открылась двумя произведениями: «Экономической таблицей», которую подготовил глава школы физиократов Франсуа Кенэ (1758), и фундаментальным трудом Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), заложившим основы классической школы политэкономии. В произведениях представителей этой школы Давида Рик-кардо, Томаса Роберта Мальтуса и Джона Стюарта Милля были выработаны основные понятия экономической науки («стоимость», «цена», «капитал», «продукт», «рента», «прибыль» и т.д.), дана общая картина эволюции экономики. Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и, по сути, как особая отрасль знаний. Классическая школа сложилась как единство двух начал: теории обмена (рынка) и теории производства (богатства). Обе теории имели общие истоки. Тем не менее, каждая из них имела свою предметную область, свой подход к изучению, свои линии размежевания с меркантилизмом Теория обмена развивала идеи рыночного саморегулирования в противовес закономерности функционирования экономики ___________ 21
практике государственного протекционизма, расчищая тем самым дорогу идео-логии либерализма; теория производства отвергала меркантилизм за его пе-реоценку роли торговли, стремясь за внешними проявлениями богатства (пре-жде всего в торговле и денежном обращении) постичь его истинную природу.
В конце этого периода возникла концепция К. Маркса, ос-новные положения которой составили содержание первого тома "Капитала" (1867). Как экономист Маркс разделял идеи английской классической школы и использовал теорию и приемы анализа Д. Рикардо. Но значение Маркса как ученого связано со вкладом в развитие методологии общественных наук. Маркс впервые выдвинул теорию развития капиталистической системы, соединив экономическую теорию с историческими факторами. Его особенно интересовали те закономерности функционирования капитализма, которые подрывают устойчивость последнего, создавая препятствие общественному прогрессу. В последней трети XIX в. экономическая наука обрела прочный фундамент благодаря развитию экономической теории. Стало очевидным, что для решения экономических проблем и объяснения конкретных явлений не обойтись без поиска повторяющихся регулярных связей, обретающих затем форму закона. В это время в экономической теории господствовали три школы: венская (австрийская), лозаннская и кембриджская. Наиболее характерной чертой их аналитического метода было использование предельных (маржиналистских) величин, заимствованных из математики, в решении ряда проблем. Это позволило характеризовать данный период как своего рода научный переворот, «маржинальную революцию». Ее суть в том, что за исходный пункт экономического анализа принимались потребности человека и законы их насыщения. В противовес объективной концепции стоимости товаров, которую английские классики выводили из количества воплощенного в этих товарах труда, маржиналисты предложили собственную субъективную концепцию: стоимость товара связывалась с его полезностью и ограниченностью, учитывались не только затраты, но и результаты, причем как в сфере обращения, так и в сфере производства. Представители лозаннской школы показали, каким образом все экономические ценности взаимно определяют друг друга. Они охарактеризовали устойчивое равн
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.017 с.) |