Очерк развития экономической науки во второй половине XIX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Очерк развития экономической науки во второй половине XIX В.



- исторический контекст: развитие капитализма и социальные конфликты; новые тенденции в естественных науках и философии

- маржиналистская революция, ее основные направления

- новая историческая школа

- развитие экономической мысли в России в конце XIX - начале ХХ вв. (А.А.Чупров, Туган-Барановский, Струве, Ленин, Богданов, Чаянов, Кондратьев)

- “спор о методе” между Г. Шмоллером и К. Менгером: исторический контекст, основное содержание, значение для экономической науки.

3.2.Новые теории классического типа: первые маржиналистские школы:

(а) Возникновение науки об экономическом поведении:

- маржиналистская картина экономической реальности: атомизм, потребитель как основной субъект экономики, тенденции к установлению равновесия

-методология австрийской школы

(б) Математизация экономической теории: первый этап

- первые опыты применения математики в экономике (Курно, Госсен, Тюнен)

- версия Л.Вальраса: экономический порядок как общее равновесие, “аукционист” как метафора координации, временной горизонт, информированность агентов и деньги)

- версия У.Джевонса: оптимизационный подход к поведению; предпосылки и проблемы моделирования торга между рациональными агентами; теория и опыт в методологии Джевонса.

3.3. Институционально-эволюционное направление:

(а) Эволюционистская исследовательская программа Т. Веблена:

- влияние дарвинизма, критика таксономического подхода и экономический эволюционизм; эволюционная картина экономической реальности (инстинкты и институты; консерватизм и изменчивость; технократическая перспектива); неудача программы Веблена и ее методологические уроки;

- философия прагматизма как методологическая основа “старого” институционализма; прагматистская трактовка экономических институтов

(б) Эмпирико-статистическая исследовательская программа Митчелла:

- развитие статистики и ее влияние на экономическую науку

- эмпирический подход к теории экономических циклов; дискуссия между “теоретиками” и “эмпириками”

- методологические уроки эволюции взглядов Кондратьева.

3.4. Исследовательская программа Макса Вебера и экономика:

- неокантианская дихотомия: науки о природе и науки о культуре;

- объективность знания и ценностные суждения; методологические установки Туган-Барановского;

- политическая экономия как “промежуточная” наука и роль “идеальных типов”;

- влияние М.Вебера на методологию неолиберализма; принципы сравнительного анализа экономических систем.

3.5. Исследовательская программа А. Маршалла:

- соотношение науки и здравого смысла, теория как “мотор открытия”; принцип частичного равновесия

- временная размерность экономической деятельности как фактор интеграции экономического знания

- рождение неоклассического направления в экономической науке;

3.6.Структура и методология экономической науки на рубеже XIX - XX вв.: формирование научного сообщества:

- разграничение основного (“mainstream”) и альтернативных течений; национальные школы и международные взаимосвязи.

Тема 4Методологическая характеристика «мейнстрима» в экономической науке: неоклассическое направление.

 

4.1.Очерк развития “мейнстрима” в экономической науке:

- общекультурный контекст: наступление модернизма в культуре и неопозитивизма в философии; утверждение неклассического типа научной рациональности.

4.2. Позитивистские установки в неоклассике:

- проблема проверки теоретических результатов,

- исследовательская программа П. Самуэльсона и ее эволюция;

- исследовательская программа М.Фридмана.

4.3. Эволюция неоклассической картины экономической реальности:

- эволюция представлений о homo oeconomicus

- “расслоение” субъектов: переход на микро-микро уровень

- оппортунистическое поведение и “переоткрытие” институтов

- от теории равновесия к теории контрактов.

4.4. Этические моменты в “чистой теории”:

- этические дилеммы в экономической теории благосостояния; влияние утилитаризма и роулсианской этики

- парадокс Эрроу и функция общественного благосостояния

- “дилемма заключенного”: ее экономические интерпретации и этические последствия.

4.5. Аналитический инструментарий неоклассики:

- принцип методологического индивидуализма, предпосылка рациональности и парадоксы экономического поведения; феномен “экономического империализма”

- споры о “микро основаниях макроэкономики” и проблемы агрегирования экономического поведения;

- типы экономических моделей и их функции в процессе познания

- теория игр и ее роль в развитии экономической теории

- эволюции роли формализованных методов в экономическом анализе.

4.6.Две линии развития неоклассического направления: линия Вальраса и линия Маршалла:

- дилемма: “истинность против строгости”

- эволюция отношения к эконометрике

- альтернативные интерпретации неоклассики в современной методологической литературе.

Тема 5Альтернативные методологические установки в современной экономической науке

 

5.1. Эволюция альтернативных течений экономической мысли в ХХ веке:

- развитие марксистской политической экономии (особенности эволюции экономической мысли в СССР, современная зарубежная марксистская и неомарксистская мысль)

- теория плановой экономики и рыночного социализма как отражение нового объекта экономического познания

- рикардианские традиции в ХХ в.

- эволюция австрийской школы

- традиционный институционализм в середине ХХ в. (Д.Коммонс, Д.Гэлбрейт, К.Поланьи), его интернационализация на рубеже ХХ-ХХI вв.).

5.2.Опыт построения новой макроэкономики Д. Мейнарда Кейнса:

- задачи и притязания науки; связь с политикой и этикой

- кейнсианская картина экономической реальности

- концепция вероятности и проблема агрегирования

- фактор неопределенности, время и проблема неравновесия.

5.3. Новые подходы к экономическому поведению:

- принцип ограниченной рациональности Саймона как альтернатива неоклассике;

- проблема двух онтологий Р. Коуза: неоинституционализм против “нового институционализма”.

5.4. Плюрализм современной экономической науки: разнообразие и взаимосвязь методологических подходов. Дифференциация и интеграция знания. Научные традиции.

Темы семинарских занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.009 с.)