Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Очерк развития экономической науки во второй половине XIX В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
- исторический контекст: развитие капитализма и социальные конфликты; новые тенденции в естественных науках и философии - маржиналистская революция, ее основные направления - новая историческая школа - развитие экономической мысли в России в конце XIX - начале ХХ вв. (А.А.Чупров, Туган-Барановский, Струве, Ленин, Богданов, Чаянов, Кондратьев) - “спор о методе” между Г. Шмоллером и К. Менгером: исторический контекст, основное содержание, значение для экономической науки. 3.2.Новые теории классического типа: первые маржиналистские школы: (а) Возникновение науки об экономическом поведении: - маржиналистская картина экономической реальности: атомизм, потребитель как основной субъект экономики, тенденции к установлению равновесия -методология австрийской школы (б) Математизация экономической теории: первый этап - первые опыты применения математики в экономике (Курно, Госсен, Тюнен) - версия Л.Вальраса: экономический порядок как общее равновесие, “аукционист” как метафора координации, временной горизонт, информированность агентов и деньги) - версия У.Джевонса: оптимизационный подход к поведению; предпосылки и проблемы моделирования торга между рациональными агентами; теория и опыт в методологии Джевонса. 3.3. Институционально-эволюционное направление: (а) Эволюционистская исследовательская программа Т. Веблена: - влияние дарвинизма, критика таксономического подхода и экономический эволюционизм; эволюционная картина экономической реальности (инстинкты и институты; консерватизм и изменчивость; технократическая перспектива); неудача программы Веблена и ее методологические уроки; - философия прагматизма как методологическая основа “старого” институционализма; прагматистская трактовка экономических институтов (б) Эмпирико-статистическая исследовательская программа Митчелла: - развитие статистики и ее влияние на экономическую науку - эмпирический подход к теории экономических циклов; дискуссия между “теоретиками” и “эмпириками” - методологические уроки эволюции взглядов Кондратьева. 3.4. Исследовательская программа Макса Вебера и экономика: - неокантианская дихотомия: науки о природе и науки о культуре; - объективность знания и ценностные суждения; методологические установки Туган-Барановского; - политическая экономия как “промежуточная” наука и роль “идеальных типов”; - влияние М.Вебера на методологию неолиберализма; принципы сравнительного анализа экономических систем. 3.5. Исследовательская программа А. Маршалла: - соотношение науки и здравого смысла, теория как “мотор открытия”; принцип частичного равновесия - временная размерность экономической деятельности как фактор интеграции экономического знания - рождение неоклассического направления в экономической науке; 3.6.Структура и методология экономической науки на рубеже XIX - XX вв.: формирование научного сообщества: - разграничение основного (“mainstream”) и альтернативных течений; национальные школы и международные взаимосвязи. Тема 4Методологическая характеристика «мейнстрима» в экономической науке: неоклассическое направление.
4.1.Очерк развития “мейнстрима” в экономической науке: - общекультурный контекст: наступление модернизма в культуре и неопозитивизма в философии; утверждение неклассического типа научной рациональности. 4.2. Позитивистские установки в неоклассике: - проблема проверки теоретических результатов, - исследовательская программа П. Самуэльсона и ее эволюция; - исследовательская программа М.Фридмана. 4.3. Эволюция неоклассической картины экономической реальности: - эволюция представлений о homo oeconomicus - “расслоение” субъектов: переход на микро-микро уровень - оппортунистическое поведение и “переоткрытие” институтов - от теории равновесия к теории контрактов. 4.4. Этические моменты в “чистой теории”: - этические дилеммы в экономической теории благосостояния; влияние утилитаризма и роулсианской этики - парадокс Эрроу и функция общественного благосостояния - “дилемма заключенного”: ее экономические интерпретации и этические последствия. 4.5. Аналитический инструментарий неоклассики: - принцип методологического индивидуализма, предпосылка рациональности и парадоксы экономического поведения; феномен “экономического империализма” - споры о “микро основаниях макроэкономики” и проблемы агрегирования экономического поведения; - типы экономических моделей и их функции в процессе познания - теория игр и ее роль в развитии экономической теории - эволюции роли формализованных методов в экономическом анализе. 4.6.Две линии развития неоклассического направления: линия Вальраса и линия Маршалла: - дилемма: “истинность против строгости” - эволюция отношения к эконометрике - альтернативные интерпретации неоклассики в современной методологической литературе. Тема 5Альтернативные методологические установки в современной экономической науке
5.1. Эволюция альтернативных течений экономической мысли в ХХ веке: - развитие марксистской политической экономии (особенности эволюции экономической мысли в СССР, современная зарубежная марксистская и неомарксистская мысль) - теория плановой экономики и рыночного социализма как отражение нового объекта экономического познания - рикардианские традиции в ХХ в. - эволюция австрийской школы - традиционный институционализм в середине ХХ в. (Д.Коммонс, Д.Гэлбрейт, К.Поланьи), его интернационализация на рубеже ХХ-ХХI вв.). 5.2.Опыт построения новой макроэкономики Д. Мейнарда Кейнса: - задачи и притязания науки; связь с политикой и этикой - кейнсианская картина экономической реальности - концепция вероятности и проблема агрегирования - фактор неопределенности, время и проблема неравновесия. 5.3. Новые подходы к экономическому поведению: - принцип ограниченной рациональности Саймона как альтернатива неоклассике; - проблема двух онтологий Р. Коуза: неоинституционализм против “нового институционализма”. 5.4. Плюрализм современной экономической науки: разнообразие и взаимосвязь методологических подходов. Дифференциация и интеграция знания. Научные традиции. Темы семинарских занятий
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.008 с.) |