Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История и методология экономической науки↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе
___________ С.А.Рогожин
Рабочая программа дисциплины
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Наименование направления подготовки Экономика
Направленность (профиль) Все профили
Автор(ы) Илюхин А.А. Пермякова Н.П.
Екатеринбург
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целью учебной дисциплины является развитие у магистрантов экономического образа мышления, позволяющего им овладеть современными методами анализа экономического поведения с учетом их эволюции и сравнения различных экономических теорий, и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих уровню магистерской подготовки. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Дисциплина направлена на формирование компетенций, представленных в таблице 1.
В результате освоения дисциплины магистрант должен: Знать: - основные факты истории экономической науки, с выделением методологического аспекта; - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ. Уметь: - понимать движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей; - объяснить логику становления и развития основных научных школ; - определить их вклад в процесс эволюции экономической теории, -выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии. Владеть/быть в состоянии продемонстрировать, что: - способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор, аналитический отчет или научный доклад; - способен преподавать экономические дисциплины в высших учебных заведениях, используя существующие программы и учебно-методические материалы; - способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Настоящая дисциплина относится к базовой части блока Б1.Б. "Дисциплины (модули)" учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.01 «Экономика» (все профили). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История экономических учений», «Микроэкономика (базовый курс)», «Макроэкономика (базовый курс)». Студенты должны владеть знаниями и компетенциями, сформированными в процессе освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Экономика». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знать: · закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровне; · основные понятия, категории и инструменты экономической теории; · основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; · методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов; · основы построения, расчета и анализа современной системы микро- и макроэкономических показателей; · основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства. Уметь: · анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне; · выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; · рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; · использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; · анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; · осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы; · строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; · прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне; · представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи; · организовать выполнение конкретного порученного этапа работы; · организовать работу малого коллектива, рабочей группы; · разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений; · анализировать и оценивать социальную информацию; · планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа. Владеть: · методологией экономического исследования; · современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; · современной методикой построения эконометрических моделей; · методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей; · современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне; · навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; История и методология экономической науки – важная составная часть экономического образования высшей квалификации. На ее основе формируются различные разделы многих современных экономических дисциплин. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Микроэкономика (продвинутый уровень)», «Макроэкономика (продвинутый уровень)», «Эконометрика (продвинутый уровень)», «Экономика фирмы (продвинутый уровень)», «Методика преподавания экономических дисциплин», «Современные теории фирмы», «Современные проблемы экономической науки».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе: для студентов очной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 52 часа; для студентов очно-заочной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 52 часа. для студентов заочной формы обучения: лекции – 4 часа, практические занятия – 6 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 62 часа. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 5.1 Тематический план изучения дисциплины
Для студентов очной формы обучения:
Для студентов очно-заочной формы обучения:
Для студентов заочной формы обучения:
5.2. Содержание учебной дисциплины Тема 1.Возникновение самостоятельной экономической науки Экономика как отрасль современного научного знания. Исторический и культурный контекст развития экономической науки, влияние философских и общенаучных тенденций на экономическую теорию. Связь экономической науки с политикой, идеологией, этикой. Основные этапы развития экономической науки (эволюция предметной области и усложнение структуры знания; изменения в предмете, методологических установках и аналитическом инструментарии; формирование основных институтов экономической науки; кризисы в развитии экономической науки). Ключевые теоретико-методологические проблемы экономической теории: универсальность и историческая специфика экономических закономерностей; соотношение в экономическом познании микро- и макро- уровней анализа; статического и динамического; индивидуалистического и социального подходов. Экономика как сфера практического разума, экономическая мысль как часть моральной философии в античности и средневековье. Особенности экономической мысли эпохи меркантилизма. Тема 2Классический этап развития экономической науки: Политическая экономия.
2.1. Очерк развития экономической мысли в период классической политической экономии: Основные этапы эволюции классической политической экономии (физиократы, А.Смит, Ж.Б.Сэй, Т.Мальтус, Д.Рикардо, Д.С.Милль, поздние классики, неортодоксальные направления, К.Маркс как “классик” и как критик классической школы) -особенности развития экономической мысли в России до 70-х гг. ХIХ в 2.2. Становление политической экономии как науки: - философские и общенаучные предпосылки в теориях Ф.Кенэ и А.Смита (идеал естествознания, рационализм, соотношение науки и религии, гармония миропорядка и образ “невидимой руки”) - картина экономической реальности классической школы (общественный продукт как субстанция, разделение труда, конкуренция, роль государства); двойственная природа понятия “естественной цены”, эгоистическое поведение как предпосылка - споры внутри экономической науки между рационалистами (Д.Рикардо) и эмпиристами (Т.Мальтус), споры вокруг “закона Сэя” и о природе кризисов как проявление узости предмета науки - методологические установки Д.С.Милля (абстракция экономического поведения, политэкономия как наука и как искусство). Темы семинарских занятий Библиографический список Басовский Л.Е. История и методология экономической науки:Учебник.М.:Инфра-М,2011. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. M., 1987. T. 1. Гл.19. История экономических учений. М., 1983. Гл.2. История экономических учений. М., 1989. Ч. 1. Гл.8. История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова. М., 2004. Гл. 2. Экономическая теория. Хрестоматия. М., 1995. С.7-11. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2005. Гл. 4.
Библиографический список Басовский Л.Е. История и методология экономической науки:Учебник.М.:Инфра-М,2011. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. М., 1987. Т.1. Гл.21, 22. История экономических учений. В 6 т.М., 1983. Гл.3. История экономических учений. М., 1989. Ч.1. Гл.9, 10. История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова. М., 2004. Гл. 3. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М., 1960. Петти У. Экономические и статистические работы. М., 1940. Т. 1,2. Тюрго А. Избранные экономические произведения. М., 1961. Экономическая теория. Хрестоматия. М., 1995. С. 12-16. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2005. Гл. 5,6,7.
Библиографический список Басовский Л.Е. История и методология экономической науки:Учебник.М.:Инфра-М,2011. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. М., 1988. Т.2. Гл. 1. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995. Кн.1. Гл. II. История экономических учений. М., 1983. Гл.4. История экономических учений. М., 1989. Ч. 1. Гл.11. История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова. М., 2004. Гл. 4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. Экономическая теория. Хрестоматия. М., 1995. С. 17-27. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2005. Гл. 8.
Тема 4. Методологическая характеристика «мейнстрима (2часа)- круглый стол 1.Очерк развития “мейнстрима” в экономической науке: 2. Позитивистские установки в неоклассике 3. Эволюция неоклассической картины экономической реальности 4. Этические моменты в “чистой теории”: 5.Аналитический инструментарий неоклассики: 6.Две линии развития неоклассического направления: линия Вальраса и линия Маршалла
Библиографический список Басовский Л.Е. История и методология экономической науки:Учебник.М.:Инфра-М,2011. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. М., 1988. Т.2. Гл.2. История экономических учений. М., 1983. Гл.4. История экономических учений. М., 1989. Ч. 1. Гл.12. История экономических учений/Под ред.В.С.Автономова.М.,2004. Гл. 9. Рикардо Д. Сочинения. М., 1955-1961. Экономическая теория. Хрестоматия. М., 1995. С. 17-27. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2005. Гл. 9.
Библиографический список Всемирная история экономической мысли: В 6 т. М., 1988. Т. 2. Гл. 4,13, 14. История экономических учений. М., 1983. Гл. 5. История экономических учений. М., 1989. Ч. 1. Гл. 13. Сисмонди С. Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению. М., 1936. Т. 1,2. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.,2005. Гл. 11.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) Самостоятельная работа, наряду с лекционным курсом и семинарскими занятиями, является неотъемлемой частью изучения данной дисциплины. Для организации самостоятельной работы магистрантов кафедрой подготовлены и размещены на портале электронных образовательных ресурсов тексты лекций и учебно-методический комплекс дисциплины. В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы: · аудиторная · внеаудиторная Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «История и методология экономической науки» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям (работа с практическими заданиями, разбор конкретных ситуаций). Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется магистрантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем времени, отведенной на внеаудиторную самостоятельную работу, отражен в учебном плане магистерской программы и составляет 52 часа на изучение курса. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работ и их содержание и характер имеют вариативный и дифференцированный Виды самостоятельной работы магистрантов 1.Реферирование учебной и научной литературы. 2.Выполнение контрольных заданий. 3.Самостоятельно организованная групповая дискуссия по изученной теме. 4.Изучение конкретного материала по дискуссиям в истории экономической науки и его использование на семинарских занятиях. 5.Подготовка эссе по проблематике дисциплины. 6.Выполнение заданий по сбору, систематизации и анализу исторического материала по выбранной теме. 7.Составление таблиц и схем. 8.Составление аннотированных списков литературы по выбранной теме. 9.Подготовка статей и тезисов доклада для сборников научных работ. 10.Поиск альтернативных вариантов решения экономических проблем с использованием разной методологии. 11. Участие в госбюджетной и хоздоговорной работе. Участие в конференциях и форумах разного уровня. 12. Публикация тезисов и статей. 13. Разработка электронного сопровождения курса и отдельных тем. Формы отчетности и контроля за самостоятельной работой магистрантов
Результаты освоения учебной дисциплины оцениваются следующими средствами текущего контроля: круглые столы с использованием материалов подготовленных эссе, обсуждение литературных обзоров и научных докладов, обсуждение презентаций проектов.
Обоснование затрат времени на самостоятельную работу студентов (СРС) для магистрантов очной и заочной форм обучения. Суммарный объем часов на СРС составляет ____52____ часа.
6.1.Содержание самостоятельной работы магистрантов Подготовка к обсуждению на основе вопросов для самопроверки.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему, по мнению Д.Рикардо, реальная заработная плата рабочих удерживается на низком уровне? 2. На чем основывается теория доходов Д.Рикардо? 3. Какие идеи Д.Рикардо в теории зар на аботной платы сохранили свою актуальность? 4. Какое представление о бумажных деньгах отличает Д.Рикардо? 5. Какими затратами труда, по мнению Д.Рикардо, определяется стоимость товара? 6. Назовите позиции, на которых стоял Т. Р.Мальтус. 7. Укажите основные положения, которые были выдвинуты Ж.Б. Сэем. 8. Определите основные положения теории денег Дж.С.Милля. 9. На каких принципах строится теория реализации Ж.Б.Сэя? 10. В чем заключается суть теории стоимости (ценности) Ж.Б.Сэя? 11. Какие свойства товаров отмечал К.Маркс? 12. Что, по мнению К.Маркса, лежит в основе стоимости товара? 13. За счет какого источника, по мнению К.Маркса происходит накопление капитала?
14. Что представляет собой заработная плата, по К.Марксу? 15. Каким образом, по мнению К.Маркса, создается абсолютная и относительная прибавочная стоимость? 16. Что объединяет неоклассическую и классическую школы? 17. В чем заключаются отличия второго этапа маржинализма от первого? 18. Что отличает производительные блага от потребительских в теории производительных благ австрийской школы? 19. Что означает понятие «крест Маршалла» в теории рыночного ценообразования?В чем особенности анализа частичного равновесия? 20. Определите особенности теории спроса и предложения А.Маршалла.
Примерные вопросы для самостоятельной работы в рамках подготовки к практическим аудиторным занятиям – круглым столам
1. Почему, по мнению Д.Рикардо, реальная заработная плата рабочих удерживается на низком уровне? 2. На чем основывается теория доходов Д.Рикардо? 3. Какие идеи Д.Рикардо в теории заработной платы сохранили свою актуальность? 4. Какое представление о бумажных деньгах отличает Д.Рикардо? 5. Какими затратами труда, по мнению Д.Рикардо, определяется стоимость товара? 6. Назовите позиции, на которых стоял Т. Р.Мальтус. 7. Укажите основные положения, которые были выдвинуты Ж.Б. Сэем. 8. Определите основные положения теории денег Дж.С.Милля. 9. На каких принципах строится теория реализации Ж.Б.Сэя? 10. В чем заключается суть теории стоимости (ценности) Ж.Б.Сэя? 11. Какие свойства товаров отмечал К.Маркс? 12. Что, по мнению К.Маркса, лежит в основе стоимости товара? 13. За счет какого источника, по мнению К.Маркса происходит накопление капитала? 14. Что представляет собой заработная плата, по К.Марксу?Выделите особенности методологии. 15. Каким образом, по мнению К.Маркса, создается абсолютная и относительная прибавочная стоимость? 16. Что объединяет неоклассическую и классическую школы? 17. В чем заключаются отличия второго этапа маржинализма от первого? 18. Что отличает производительные блага от потребительских в теории производительных благ австрийской школы? Какие особенности методологии здесь сфокусированы? 19. Что означает понятие «крест Маршалла» в теории рыночного ценообразования?В чем особенности анализа частичного равновесия? 20. Определите методологические особенности теории спроса и предложения А.Маршалла.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
7.1.Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
Текущий контроль Результаты освоения учебной дисциплины оцениваются следующими средствами текущего контроля успеваемости: Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме экзамена. Вопросы к экзамену: 1. Возникновение и сущность меркантилизма. 2.Два этапа развития меркантилизма: монетаризм и «теория торгового баланса». 3. Роль меркантилизма в развитии экономических идей. 4. Особенности западноевропейского меркантилизма. 5. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии. 6. У. Петти как основоположник английской классической политической экономии. Его основные идеи. 7. Особенности экономического развития Франции в ХVII–ХVIII вв. и их отражение во взглядах П. Буагильбера. 8. Общая характеристика физиократизма. Экономические идеи Ф. Кенэ и их развитие А. Тюрго. 9. А. Смит как экономист мануфактурного периода. Учение о разделение труда и обмене. 10. Теория стоимости. Учение о деньгах. 11. Учение А. Смита о капитале, его структуре и воспроизводстве. 12. А. Смит о распределении доходов между классами. Учение о производительном и непроизводительном труде. 13. Д. Рикардо как экономист эпохи промышленного переворота. 14. Развитие Д.Рикардо трудовой теории стоимости. Учение о деньгах. 15. Теория распределения Д.Рикардо. 16.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.014 с.) |