Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Виды представлений. Двигательное и пространственное представление
Содержание книги
- А вот четвертый этап развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.
- Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
- Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.
- Психология представляется наукой о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, в деятельности живых индивидов.
- Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. Эксперимент в психологии
- Принцип развития психики. Психику можно адекватно интерпретировать только в том случае, если она рассматривается как продукт развития и как результат деятельности.
- Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.
- Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.
- В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.
- Интенсивность – эмоциональная окраска направленности. Имеет большой диапазон выраженности: от смутных, нечетких влечений до полной убежденности.
- В-третьих, теория должна обладать прогностической ценностью, Т. Е. Предсказывать возможное развитие тех или иных явлений.
- Концепция личности В. С. Мерлина
- Каковы же следствия этого принципиального положения?
- Концепция личности В. А. Ядова
- Все элементы и уровни диспозиционной системы не изолированы друг от друга.
- Труд – свойственная только человеку деятельность с использованием орудий труда, направленная на получение конкретного результата, продукта.
- Понятие об ощущении. Природа ощущений
- Интерорецепторы находятся во внутренних органах и отражают их состояние.
- Кроме двигательного анализатора, к специальным механизмам пространственной ориентации следует отнести нервные связи между обоими полушариями, бинокулярное зрение, бинауральный слух и т. д.
- Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.
- Забывание – также очень важный процесс памяти, хотя изучен он недостаточно полно. Определенно установлено, что все связанное с деятельностью личности остается значимым для нее, не забывается.
- Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
- Основные процессы и механизмы памяти. Объем памяти, точность воспроизведения, длительность
- Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.
- Так, для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти.
- Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.
- Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.
- Механизмы переработки представлений в воображсаемые образы
- Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.
- Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
- Причины, связанные с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.
- Отвлекаемость и рассеянность внимания
- Под чувством понимается особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлениям реальности.
- Основные психологические теории воли
- Таким образом, общение – это сложный и многосторонний процесс.
- Социальный контроль и социальные нормы в процессе общения. Информационная концепция эмоций
- Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др.
- Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента
- Чувства у холерика ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого типа отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать.
- В зависимости от преобладающего влияния на деятельность различных психических процессов могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.
- Как и все индивидуальные психологические особенности личности, способности не есть нечто данное от природы, врожденное, получаемое в готовом виде, – они формируются в процессе жизни и деятельности.
- Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
- Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Одаренность, талант и гениальность
- Принято также выделять конкретный и абстрактный интеллект.
- Виды представлений. Двигательное и пространственное представление
- Единичные представления – это представления, основанные на наблюдении одного предмета.
- Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко.
- Понятие об эмоциональном стрессе
- Понятие о личности в психологии
- Гуманистическое направление психологии личности на украине
По характеру возникновения двигательные представления отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда человек представляет себе движение какой-нибудь части своего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают человеку соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Речевые двигательные представления являются слиянием речедвигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слуходвигательными (речевые представления).
Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигательными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слуховые и двигательные речевые представления – качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Однако в этом случае можно говорить о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми образами, так и с двигательными ощущениями.
Таким образом, все основные типы представлений человека в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или на типы весьма условно. Можно говорить об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план.
Завершая рассмотрение классификации представлений, нам необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений – пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним не применим. Однако они все же остаются образами – образами пространства, так как одну сторону действительности – пространственное размещение вещей – они передают с полной наглядностью.
Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда – двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни человек тоже пользуется данным типом представлений, например когда необходимо добраться из одной точки населенного пункта в другую. В этом случае он представляет себе маршрут и движется по нему.
ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Все представления также различаются и по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.
|