Возможность избежать общения с огромным количеством потребителей и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможность избежать общения с огромным количеством потребителей и др.



АНО «ООВО» «УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой менеджмента и управления персоналом

____________________________

«______» _____________ 2016 г.

 

Учебная дисциплина: «Экономика товарного обращения»

Образовательно-квалификационный уровень: бакалавры

Форма обучения: очная

Лекция 1

Тема: Введение в курс “Экономика товарного обращения”

Цель лекции: ознакомление студентов со сферой обращения, потребительским рынком, торговлей как формой товарного обращения.

Введение

Основные вопросы:

1. Сфера обращения: понятие, экономическая сущность.
2. Потребительский рынок: экономическая сущность, структура.
3. Торговля как форма товарного обращения.

Выводы (10 мин)

 

Основные понятия: обращение, товарный обмен, торговый посредник, рынок, конъюнктура рынка.

Литература:

Основная:

1. Трофимова А.Н. Бухгалтерский учет в сфере товарного обращения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Трофимова А.Н.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35470.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность [Электронный ресурс]: учебник/ Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 500 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24790.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

1. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит [Электронный ресурс]: учебник/ Нешитой А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 640 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11004.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Щеголева Н.Г. Деньги и денежное обращение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Щеголева Н.Г., Васильев А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2011.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17014.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Экономика торговли [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.С. Шелег [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 559 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20303.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

ВВЕДЕНИЕ

 

Всего на изучение дисциплины отводится 72 часа

Лекции – 18 часов

Семинары и практические занятия – 18 часов

СР – 36 часов

Зачет

Обращение — это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Совершенствование общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.

Товарный обмен, осуществляемый по формуле: Т — Т, изначально предполагает участие в нём двух хозяйствующих субъектов, каждый из которых является одновременно производителем одного товара и потребителем другого.

Товарный обмен, совершаемый посредством денег по формуле: Т — Д — Т, распадается на два последовательных акта: продажу и покупку. Товаропроизводитель в данном случае выступает в роли продавца-производителя и покупателя-потребителя. На этом этапе развития товарного обмена торговая деятельность уже отделилась от покупки товара, но пока ещё не отделилась от самого товаропроизводителя.

Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к появлению ещё одного участника процесса обмена — торгового посредника, который связывает производителя и потребителя, попеременно выступая покупателем и продавцом. Посредник приобретает товар не для потребления, а для перепродажи. Товарный обмен осуществляется по формуле: Д — Т... Т — Д. В результате производитель получает целый ряд выгод:

1. гарантированный сбыт;

2. возможность продавать большие партии товаров;

Экономические методы регулирования товарного обращения

Незаинтересованность коммерческих структур в обеспечении потребности рынка в товарах, как по объему, так и по ассортименту.

Существуют экономические, административные, организационные методы государственного регулирования товарного обращения, что обусловлено спецификой переходного периода. Однако в соответствии с рыночными законами хозяйствования основным методом является экономический, т.е. непосредственное или косвенное воздействие на товарное обращение как систему с помощью различных экономических инструментов.

Непосредственная форма воздействия связана с государственным управлением формированием товарных ресурсов.

Прямое воздействие государства на формирование товарного обеспечения происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности.

Государство в лице уполномоченных на это органов координирует деятельность всех участников процесса по формированию товарных ресурсов и стабилизации положения на потребительском рынке, в том числе: поставки товаров по федеральным фондам и фондам для иных государственных нужд.

Косвенное воздействие государства на товарное обращение происходит путём применения экономических рычагов стимулирования промышленных и торговых предприятий, использования кредитно-финансовой системы, тарифов на услуги.

Оптимальное сочетание экономических, административных и организационных методов регулирования товарного обращения определяется на региональных уровнях в соответствии с особенностями хозяйствования субъектов системы. Местные органы власти вправе решать вопросы о предоставлении целевых креди­тов и формировании заказа на товары массового спроса и социально значимые товары, об освобождении от уплаты налога на прибыль, местных налогов и сборов, коммунальных платежей при закупках, накоплении и реализации этих товаров. При этом обязателен контроль за качеством реализуемых товаров, ассортиментом, соблюдением правил торговли, выполнением условий договоров и норм законодательных актов.

2. Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность смены как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок.

В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно. Например, американский ученый Роджер Вод, даёт своеобразное толкование понятия «рынок»: «это сфера, где покупатели и продавцы отдельных товаров находятся в таком тесном информационном общении, что цены товаров стремятся быть одинаковыми в границах всей этой сферы».

Филипп Котлер, известный специалист в области рыночных отношений, считает, что рынок — это «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара».

Согласно положениям современной российской экономической теории, рынок — это «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда». В «узком» смысле рынок — сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.

Характерными чертами рыночных отношений в условиях свободной экономической деятельности являются:

1. добровольность;

2. возмездность [1];

3. эквивалентность;

4. свободный обмен информацией.

Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития включает три основных элемента: предложение, спрос, цену. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, «вечным» двигателем, питательной средой жизнедеятельности рынка, — это конкуренция. Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды. Необходимыми предпосылками возникновения конкуренции являются:

1. наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;

2. отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов: материальных, финансовых, трудовых;

3. доступность информации, генерируемой рынком (за исключением составляющей коммерческую тайну), о предложении и спросе, ценах, норме прибыли.

Рыночная конкуренция — борьба предприятия за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей на конкретном сегменте потребительского рынка. Конкуренция — важнейшая составная часть отношений между продавцами либо между покупателями. В перспективе в более выгодных экономических условиях окажутся те предприятия, которые стремятся усовершенствовать технологию продаж, использовать передовые методы и инструменты управления, тщательно следят за качеством реализуемых товаров, рационально используют ресурсы, ведут взвешенную ценовую политику, активно работают с поставщиками, обеспечивают эффективное послепродажное обслуживание покупателей.
Позитивное влияние конкуренции среди торговых предприятий на состояние потребительского рынка проявляется:

1. в предложении товаров, отвечающих запросам потребителей;

2. в стимулировании роста эффективности хозяйственной деятельности;

3. в ориентации производства на выпуск необходимых обществу товаров;

4. в ликвидации неконкурентоспособных предприятий;

5. в сдерживании роста цен, а иногда и их снижении;

6. в других важных проявлениях свободного предпринимательства и свободы покупательского выбора.

Конкуренция разоряет предприятия, реализующие некачественные и устаревшие товары. Напротив, те из них, чей товарный ассортимент пользуется спросом, а качество обслуживания превосходит сложившийся средний уровень, имеют высокую экономическую эффективность.

В литературе, посвященной изучению проблем конкуренции, получила распространение модель М. Портера, согласно которой на конкуренцию оказывает влияние совокупность пяти векторов или «пять сил»:

1. соперничество среди конкурирующих продавцов;

2. конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены;

3. угроза появления новых конкурентов;

4. экономические возможности и торговые способности поставщиков;

5. экономические возможности и торговые способности покупателей.

Выводы.

Товарный обмен, осуществляемый по формуле: Т — Т, изначально предполагает участие в нём двух хозяйствующих субъектов, каждый из которых является одновременно производителем одного товара и потребителем другого.

АНО «ООВО» «УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой менеджмента и управления персоналом

____________________________

«______» _____________ 2016 г.

 

Учебная дисциплина: «Экономика товарного обращения»

Образовательно-квалификационный уровень: бакалавры

Форма обучения: очная

Лекция 1

Тема: Введение в курс “Экономика товарного обращения”

Цель лекции: ознакомление студентов со сферой обращения, потребительским рынком, торговлей как формой товарного обращения.

Введение

Основные вопросы:

1. Сфера обращения: понятие, экономическая сущность.
2. Потребительский рынок: экономическая сущность, структура.
3. Торговля как форма товарного обращения.

Выводы (10 мин)

 

Основные понятия: обращение, товарный обмен, торговый посредник, рынок, конъюнктура рынка.

Литература:

Основная:

1. Трофимова А.Н. Бухгалтерский учет в сфере товарного обращения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Трофимова А.Н.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35470.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность [Электронный ресурс]: учебник/ Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 500 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24790.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная:

1. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит [Электронный ресурс]: учебник/ Нешитой А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 640 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11004.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Щеголева Н.Г. Деньги и денежное обращение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Щеголева Н.Г., Васильев А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2011.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17014.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Экономика торговли [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.С. Шелег [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 559 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20303.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

ВВЕДЕНИЕ

 

Всего на изучение дисциплины отводится 72 часа

Лекции – 18 часов

Семинары и практические занятия – 18 часов

СР – 36 часов

Зачет

Обращение — это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Совершенствование общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.

Товарный обмен, осуществляемый по формуле: Т — Т, изначально предполагает участие в нём двух хозяйствующих субъектов, каждый из которых является одновременно производителем одного товара и потребителем другого.

Товарный обмен, совершаемый посредством денег по формуле: Т — Д — Т, распадается на два последовательных акта: продажу и покупку. Товаропроизводитель в данном случае выступает в роли продавца-производителя и покупателя-потребителя. На этом этапе развития товарного обмена торговая деятельность уже отделилась от покупки товара, но пока ещё не отделилась от самого товаропроизводителя.

Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к появлению ещё одного участника процесса обмена — торгового посредника, который связывает производителя и потребителя, попеременно выступая покупателем и продавцом. Посредник приобретает товар не для потребления, а для перепродажи. Товарный обмен осуществляется по формуле: Д — Т... Т — Д. В результате производитель получает целый ряд выгод:

1. гарантированный сбыт;

2. возможность продавать большие партии товаров;

возможность избежать общения с огромным количеством потребителей и др.

В свою очередь, покупатель также получает определённые выгоды от появления торгового посредника и согласен оплачивать его услуги в виде надбавки к цене производителя товара.

В основе актов обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий, среди которых объективно необходимыми являются два:

1. возможность получения прибавочного продукта;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.032 с.)