ТОП 10:

Определенная степень развития разделения труда.



Названные условия, во-первых, предполагают способность отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить, а во-вторых, закладывают противоречие между многообразием потребностей производителя и ограниченностью видов продуктов для их удовлетворения за счёт самостоятельного производства. Именно эти обстоятельства являются предпосылкой возникновения у производителей отношений обмена.

Первостепенное значение имеет также структура отношений обмена между двумя субъектами по поводу объектов обмена, которыми они владеют. Содержание этого отношения составляет приравнивание разнородных объектов. Совокупность единичных актов обмена между двумя субъектами составляет рыночные отношения.

Объектами рыночных отношений являются средства удовлетворения потребностей людей. Поскольку процессу движения продукта от производителя к потребителю присуще материальное (вещественное) и экономическое содержание, то существуют два основных условия рыночного обмена: они должны удовлетворять различные потребности, т.е. быть качественно различными и эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.

Иными словами, объекты обмена качественно различны как потребительные стоимости (иначе нет смысла производить обмен), но равны как стоимости.

На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара становятся деньги — всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости или перемене состояния. В актах купли и продажи, опосредствованных деньгами, происходит движение потребительных стоимостей, реализация товаров.

По мере совершенствования рыночных отношений структура объектов обмена получает качественное развитие. Экономическая теория связывает этот момент с двумя основными процессами:

1. происходит превращение в объекты рыночного обмена факторов производства — земли, капитала, труда;

2. наблюдается качественное развитие самих денег как средства
и объекта обмена.

Проблема реализации не сводится лишь к обеспечению продажи созданного продукта. Единство натуральной и стоимостной форм продукта в этом процессе предполагает регулирование соответствия денежной массы определённому количеству средств производства, предметов потребления и услуг.

Экономические методы регулирования товарного обращения

В силу функциональных возможностей и экономико-правового статуса торговые организации не в состоянии решить задачи, возложенные на них обществом.

Эффективного функционирования предприятий различных форм собственности в рыночных условиях можно достичь при помощи регулирования процессов, происходящих в сфере товарного обращения.
Регулирование товарного обращения осуществляется в форме сочетания государственного регулирования на все уровни управления и внутрисистемного саморегулирования предприятий оптовой и розничной торговли.

Необходимость государственного регулирования на рынке потребительских товаров определяется такими факторами, как:

1. отсутствие адекватного рыночного механизма, заменяющего систему централизованного доведения товаров до потребителей;

2. различный уровень развития рыночных отношений в сфере производства и сфере обращения;

3. значительная дифференциация потребительского рынка, связанная с резким социальным расслоением населения;

4. требование координации формирования и распределения товарных ресурсов в связи со значительными объёмами их завоза из стран СНГ и по импорту;

Незаинтересованность коммерческих структур в обеспечении потребности рынка в товарах, как по объему, так и по ассортименту.

Существуют экономические, административные, организационные методы государственного регулирования товарного обращения, что обусловлено спецификой переходного периода. Однако в соответствии с рыночными законами хозяйствования основным методом является экономический, т.е. непосредственное или косвенное воздействие на товарное обращение как систему с помощью различных экономических инструментов.

Непосредственная форма воздействиясвязана с государственным управлением формированием товарных ресурсов.

Прямое воздействие государства на формирование товарного обеспечения происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности.

Государство в лице уполномоченных на это органов координирует деятельность всех участников процесса по формированию товарных ресурсов и стабилизации положения на потребительском рынке, в том числе: поставки товаров по федеральным фондам и фондам для иных государственных нужд.

Косвенное воздействие государства на товарное обращениепроисходит путём применения экономических рычагов стимулирования промышленных и торговых предприятий, использования кредитно-финансовой системы, тарифов на услуги.

Оптимальное сочетание экономических, административных и организационных методов регулирования товарного обращения определяется на региональных уровнях в соответствии с особенностями хозяйствования субъектов системы. Местные органы власти вправе решать вопросы о предоставлении целевых креди­тов и формировании заказа на товары массового спроса и социально значимые товары, об освобождении от уплаты налога на прибыль, местных налогов и сборов, коммунальных платежей при закупках, накоплении и реализации этих товаров. При этом обязателен контроль за качеством реализуемых товаров, ассортиментом, соблюдением правил торговли, выполнением условий договоров и норм законодательных актов.

2. Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность смены как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок.

В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно. Например, американский ученый Роджер Вод, даёт своеобразное толкование понятия «рынок»: «это сфера, где покупатели и продавцы отдельных товаров находятся в таком тесном информационном общении, что цены товаров стремятся быть одинаковыми в границах всей этой сферы».

Филипп Котлер, известный специалист в области рыночных отношений, считает, что рынок — это «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара».

Согласно положениям современной российской экономической теории, рынок — это «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда». В «узком» смысле рынок — сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.

Характерными чертами рыночных отношений в условиях свободной экономической деятельности являются:

1. добровольность;

2. возмездность[1];

3. эквивалентность;

4. свободный обмен информацией.

Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития включает три основных элемента: предложение, спрос, цену. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, «вечным» двигателем, питательной средой жизнедеятельности рынка, — это конкуренция.Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды. Необходимыми предпосылками возникновения конкуренции являются:

1. наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;

2. отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов: материальных, финансовых, трудовых;

3. доступность информации, генерируемой рынком (за исключением составляющей коммерческую тайну), о предложении и спросе, ценах, норме прибыли.

Рыночная конкуренция — борьба предприятия за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей на конкретном сегменте потребительского рынка. Конкуренция — важнейшая составная часть отношений между продавцами либо между покупателями. В перспективе в более выгодных экономических условиях окажутся те предприятия, которые стремятся усовершенствовать технологию продаж, использовать передовые методы и инструменты управления, тщательно следят за качеством реализуемых товаров, рационально используют ресурсы, ведут взвешенную ценовую политику, активно работают с поставщиками, обеспечивают эффективное послепродажное обслуживание покупателей.
Позитивное влияние конкуренции среди торговых предприятий на состояние потребительского рынка проявляется:

1. в предложении товаров, отвечающих запросам потребителей;

2. в стимулировании роста эффективности хозяйственной деятельности;

3. в ориентации производства на выпуск необходимых обществу товаров;

4. в ликвидации неконкурентоспособных предприятий;

5. в сдерживании роста цен, а иногда и их снижении;

6. в других важных проявлениях свободного предпринимательства и свободы покупательского выбора.

Конкуренция разоряет предприятия, реализующие некачественные и устаревшие товары. Напротив, те из них, чей товарный ассортимент пользуется спросом, а качество обслуживания превосходит сложившийся средний уровень, имеют высокую экономическую эффективность.

В литературе, посвященной изучению проблем конкуренции, получила распространение модель М. Портера, согласно которой на конкуренцию оказывает влияние совокупность пяти векторов или «пять сил»:

1. соперничество среди конкурирующих продавцов;

2. конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены;

3. угроза появления новых конкурентов;

4. экономические возможности и торговые способности поставщиков;

5. экономические возможности и торговые способности покупателей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.93.2 (0.007 с.)