Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
САНКХЬЯ (The Sankhya Philosophy)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из шести известных философских систем Индии, включающая классифицированное описание 25 составляющих, принципов, или истин (таттва) нашего мира восприятия, истинным знанием которых человек способен достичь Освобождения (см.). Эта философия особо примечательна в связи с раджа-йогой, описываемой Патанджали, терминология которой в большой степени базируется на понятиях санкхьи. Слово "санкхьи" означает перечисление и классификацию, поэтому эта система считается научной, и представляется в этом виде начальной частью учения Шри Кришны в "Бхагавад-Гите", в которой он объясняет отношения между телом и душой и говорит о своих описаниях как о "согласных с санкхьей", только после этого дополняя их своим собственным учением (Глава II, стих 39 и далее). В двадцать пять категорий, таттва (см.), входят две основных — дух (пуруша) и материя (пракрити), последняя из которых далее подразделяется на (3) интеллект (махат, или буддхи); (4) индивидуальность, или персональность (аханкара); (5) разум как координатор и логический интерпретатор чувственного опыта; (6-10) пять органов восприятия (джнянендрийя); (11-15) пять органов действия (кармендрийя); (16-20) пять грубых элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля); (21-25) пять тонких чувств (см. Танматра).
САННЬЯСА (Sannyasa) Отречение от обладания материальными ценностями и деятельности. Санньяси называется тот, кто отвергает плоды действий или действует вне желаний; при этом, однако, осторожно объясняется, что он должен действовать в соответствии с другим мотивом, а именно, согласно мудрости, с тем чтобы его деяния полностью входили в сферы даны (свободного даяния), яджны (жертования, то есть действия во благо других) и тапаса (сохранения правильного состояния собственного тела, речи и мышления). В "Бхагавад-Гите" и других религиозных тесктах путь отречения описывается и рекомендуется как высочайший. Он являет собой отречение от любых желаний, наград и возмещений добра, которое творит человек. Это не означает прекращение активной деятельности во внешнем мире; наоборот, дары (дана), жертвы (яджня, см.) и тапас (см.) чрезвычайно необходимы.
САНСАРА (Sansara) Течение человеческого существования в цепи перерождений.
САНСКАРА (Sanskara) Санскара представляет собой привычку, или влияние прошлого на настоящее, проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния (см.). Она рассматривается как психический центр части всеобщей инерции, который функционирует как основной инстинкт, управляющий телом, или склонность, управляющая потоком мыслей в данный момент. Когда воля это допускает, в низшем уме (читта) происходит перемена к состоянию расслабленности, в котором в нем свободно, "от центра" (ассоциативно сменяя друг друга) текут мысли, либо когда воля того требует, низший ум переходит в управляемое состояние, течению мыслей "к центру" (к выбранному предмету), что называется концентрацией (дхарана, см.). Такое состояние является привычкой; другими словами, воля устанавливает склонность разума к контролированию (ниродха). Человек, познавший ощущения при концентрации, способен вновь устанавливать это состояние, или привычку, благодаря своим "воспоминаниям", или "возвращению" этих ощущений, и затем это состояние остается в силе без специального внимания, ему уделяемого (ибо оно стало привычным) в течение определенного периода времени. Таким образом, человек может обладать либо привычкой концентрации, либо склонностью к распылению внимания. Общим, обычным состоянием разума является разрешение свободного ассоциативного течения мыслей (дрейфа, распыления), но йога предусматривает практику концентрации, что устанавливает новую санскару, обращающую течение мыслей к центру. В ней каждое мгновение внимание возвращается и оживляет один и тот же объект. Когда исчезающие и возникающие друг за другом образы становятся схожими, наступает сфокусированное состояние разума. Привычная склонность превращает этот процесс в спокойное течение концентрации, которое вскоре начинает происходить без усилий внимания и становится основой медитации (см. Дхьяна) и созерцания (см. Самадхи), то есть полной саньямы (см.). Все объекты мира, включая органы восприятия человека, обладают своими собственными привычками благодаря их санскарам.
САНТОША (Santosha) Удовлетворение. Оно требуется от практикующего йогу как один из пяти обрядов ниямы (см.), предписываемых повседневной мирской жизни.
САНЧИТА (Sanchita) Определение, применяемое к скрытой части кармы (см.) человека, которая пребывает в состоянии "сохранения" до тех пор, пока для нее не возникнет возможность проявиться в окружении человека. Такой кармы, как считается, можно избежать путем искупляющих ее противоположных по характеру действий в настоящем. Например, жестокость, имевшая место в прошлом, может быть нейтрализована добротой в настоящем.
САНЬЙОГА (Sanyoga) Буквально: "воссоединение". Мысленное объединение наблюдателя с наблюдаемым объектом (см. Аханкара).
САНЬЯМА (Sanyama) Фиксация разума на одной мысли или предмете средствами сочетания концентрации, медитации и созерцания (см. соответственно Дхарана, Дхьяна и Самадхи), непрерывно следующих друг за другом. См. также Плоды Медитации; Высшая Самьяма.
САРВАНГАСАНА (Sarvangasana) "Поза всех конечностей". Стойка на плечах, с ногами, направленными вертикально вверх; при этом спина поддерживается ладонями, а локти упираются в землю, помогая плечам удерживать вес тела.
САРУПЬЯ (Sarupya) Богоподобность, сходство с Богом. См. Путь к Богу.
САТ (Sat) Реальность, Истина, Брахман, или Бог (см. также Чит; Ананда; Сат-Чит-Ананда).
САТТВА (Sattwa) Упорядоченность, порядок; качество, или сила Природы (гуна, см.), заставляющая предметы сохранять их взаимные отношения и реакции после того, как они установлены. Означает также закон природы, порядок в ней. То же понятие используется иногда применительно к разуму, так как его деятельность направлена на установление порядка в природе, как например, при изготовлении часов, в которых разные части механизма пребывают в согласованных отношениях, или при развитии физических тел человека и животных. В человеке этот порядок проявляется в незаметных и согласованных функциях дыхания, кровообращения, пищеварения — непрерывных обыденных процессах, хорошо скоординированных и помогающих друг другу. Более широким примером может быть явление наследственности.
САТ-ЧИТ-АНАНДА (Sat-Chit-Ananda) Три характеристики, присущие Реальности, или Брахману — бытие (сат), знание, или сознание (чит) и неомраченное счастье, радость, или блаженство (ананда). Они рассматриваются не как три свойства, или качества, так как каждое из них тождественно с двумя другими, и Реальность обладает одной единой сущностью, хотя человеческий разум, наблюдая их сквозь покров майи, ошибочно считает их тремя в одном. См. также Саччидананда.
САТЬЯ (Satya) Правдивость; вторая из форм воздержаний ямы (см.). Эта добродетель приводит к прояснению разума и облегчению работы памяти. Обманывающий других неизбежно приходит к самообману. Худшим в лжи является то, что она вызывает взаимное недоверие и портит социальные отношения. Мы часто слышим, как люди говорят: "Я не могу доверять этому человеку, потому что он следует ложным принципам, утверждая, что 'они ведут к лучшему', и не я не могу верить моему врачу, ибо он считает, что если я узнаю о своих болезнях, то буду беспокоиться и только усугублю их." Решение йога — не вовлекаться в эти проблемы и быть правдивым по отношению к себе и к другим. Это не связано с верным или ложным пониманием, но только с правдивостью.
САХАСРАРА ПАДМА (The Sahasrara Padma) "Тысячелепестковый лотос" — название центра сознания, расположенного на вершине позвоночного столба, на макушке головы каждого человеческого существа. Каждой букве алфавита соответствует по двадцать его лепестков, которые покрывают весь спектр цветов. Он соответствует самой атме (и Параматме). Помимо божеств шести чакр, он является обителью непроявленного Шивы, поэтому когда кундалини достигает его, а затем возвращается вниз, к основанию позвоночника, пронизывая на своем пути все чакры, она не только восстанавливает их силы, ставшие латентными, когда она проходила через них вверх, но и придает им новые качества, происшедшие от ее единения с Шивой.
САЧЧИДАНАНДА (Sachchidananda) Суть Того (Тат) как отличная от Этого (идам). "Это" означает все, пребывающее в области проявленного, как объективное, так и субъективное. Понятие саччидананда составлено из слов сат, чит и ананда (см.). См. также Сат-Чит-Ананда.
САЮДЖЬЯ (Sayujya) Воссоединение с Богом. См. Путь к Богу.
СВАДХИШТХАНА ЧАКРА (The Swadhishthana Chakra) Колесо, или лотос, расположенный на уровне гениталий. У него шесть лепестков оранжево-красного цвета, которым соответствуют буквы "б", "бх", "м", "н", "р" и "л". В ее неокрашенном центре может размещаться образ макара (крупного водного животного, совмещающего образы крокодила и кита, или дельфина; в литературе он рассматривается также как символ бога любви), который считается указанием на жидкую, текучую, водную энергию, или силу. Божества, которым следует поклоняться в связи с этим центром, относятся к группе проявлений Вишну, то есть ответственны за силы мудрости и любви; однако на низших уровнях это означает внешнее чувственное искушение, низшую форму любви под названием кама (страсть), подобно случаю с проявлениями муладхары (см.).
СВАДХЬЯЯ (Swadhyaya) Самоизучение. Слово происходит от "сва" ("собственный, само-") и "адхьяя" ("изучение"). Обычно оно считается размышлением на собственными сочинениями и записями, но в широком смысле означает постижение всего, что связано с подлинной сутью человека.
СВАПНА (Swapna) Состояние сновидения. См. Авастха.
СВАСТИКАСАНА (Swastikasana) "Поза Свастики". Сидячая поза, в которой корпус выпрямлен, ноги скрещены; ступни находятся под икрами и бедрами.
СВЕРХ-Я (Overself) Введенный доктором Полом Брантоном термин, указывающий, что святой источник нашего существа и корень нашего сознания находится в нас, является нашим подлинным Я. В санскрите эквивалентом является понятие "адхиатма", встречающееся в главе 7, стихах 28-29, и в главе 8, стихе 3 "Бхагавад-Гиты". См. также Высшее Я.
СВЯЩЕННАЯ НИТЬ (Sacred Thread) См. Яджнопавита.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.011 с.) |