Оценка уровня сформированности компетенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уровня сформированности компетенции



Показатели оценивания Критерии оценивания компетенций Шкала оценивания
Знать: основы ораторского искусства и культуры речи в историческом и современном аспекте; виды красноречия; основные понятия и категории риторики и культуры речи; положения и ключевые концепции всех разделов программы; нормы русского языка; правила речевого этикета; национальные особенности речевого и делового этикета; основы современного русского языка и культуры речи, основные принципы построения риторических монологических текстов и диалогов; характерные свойства русского языка как средства общения и передачи информации   Уметь: использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; логически строить устную и письменную речь; Владеть: базовыми филологическими и риторическими категориями и понятиями на уровне понимания; владеть основами речевой профессиональной культуры, навыками ораторского мастерства и публичного выступления; нормами русского литературного языка; навыками выражения своих мыслей и мнений в межличностном и деловом общении на родном языке. Знать: основные этапы развития риторического искусства и культуры речи в историческом и современном аспекте. Уметь: анализировать публичную речь, составлять тексты для выступления; логически строить устную и письменную речь. Владеть: базовыми филологическими и риторическими категориями и понятиями на уровне понимания. Пороговый уровень
Знать: основы ораторского искусства и культуры речи в историческом и современном аспекте; виды красноречия; основные понятия и категории риторики и культуры речи Уметь: использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; логически строить устную и письменную речь Владеть: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, постановке цели, задач, путей их достижения; категориальным аппаратом по риторике и культуре речи, базовыми категориями и понятиями на уровне понимания Продвину-тый уровень
Знать: основы ораторского искусства и культуры речи в историческом и современном аспекте; виды красноречия; основные понятия и категории риторики и культуры речи; периодизацию развития русского языка (ортологии) и риторики, имена ученых-филологов и риторов, их вклад в науку Уметь: использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; логически строить устную и письменную речь; свободно составлять речь на заданную тему; уметь анализировать риторические высказывания и выступления партнеров и оппонентов. Владеть: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, постановке цели, задач, путей их достижения; категориальным аппаратом по риторике и культуре речи, базовыми категориями и понятиями на уровне понимания. Высокий уровень

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины

 

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ.

Основными формами текущего контроля знаний являются:

- обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов;

- решение тестов;

- участие в дискуссиях по проблемным темам дисциплины;

-написание рефератов (по желанию студента)

Промежуточный контроль проводится в форме зачета.

Оценка знаний по 100-балльной шкале (40 баллов за работу в семестре, 60 баллов за экзамен) в соответствии с критериями Финансового университета.

 

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков

 

Примерные вопросы к зачету по дисциплине: «Риторика и культура речи»

1. Предмет и задачи риторики и культуры речи. Ораторское искусство как теория красноречия.

2. Современное состояние риторики. Актуальность владения риторическими навыками для профессионала-экономиста. Место риторики в системе вузовского образования.

3. Культура речи оратора (владение орфоэпическими грамматическими, лексическими, стилистическими нормами русского языка. Богатство речи.

4. Ораторское искусство Древней Греции. Горгий – родоначальник софистики.

5. Аристотель и его «искусство убеждать».

6. Сократ и его «умение увлечь души словами». Риторические воззрения Платона.

7. Марк Тулий Цицерон, его судебная и государственная практика. Требования к оратору.

8. Марк Фабий Квинтилиан, его трактат «Образование оратора. 12 книг риторических наставлений».

9. Политическое красноречие. Политика как искусство управлять государством.

10. Деловая речь. Критерии успешности в теории и практике речевой бизнес-коммуникации. Устная и письменная деловая речь.

11. Академическое красноречие и педагогическое общение (научность, глубина, точность, логика).

12. Дипломатическое красноречие. Основные требования, предъявляемые к дипломатическим речам.

13.Военное красноречие. К истории вопроса: выдающиеся военные ораторы России (Петр Великий, А. Суворов).

14. Духовно-нравственное красноречие, его особенности.

15. Судебное красноречие. Критерии успешности в теории и практике судебной речевой коммуникации.

16. Бытовое общение. Особенности бытовой речи, несвойственные другим видам речи. Формирование черт коммуникабельности, гибкости языка.

17. Особенности информирующей речи как важнейшего типа речи в учебно-профессиональной среде. Доклад как жанр научно-информативного типа (частотные ошибки при подготовке и чтении доклада, приемы при чтении доклада).

18. Аргументирующая речь как основополагающий тип публичных выступлений. Типы аргументов и приемы их введения. Аргументы и контраргументы.

19. Эпидейктическая речь, многообразие жанров. Похвала и порицание.

Основные правила данной речи. Русская эпидейктическая традиция (жанры: «Поучения», «Беседы», «Слово»).

20. Риторический канон. Изобретение (инвенция), расположение (диспозиция), украшение (элокуция), запоминание (мемориа), произнесение (акцио).

21. Коммуникативные качества речи (точность, богатство, благозвучие).

22. Коммуникативные качества речи (логичность речи, уместность, выразительность).

23. Виды красноречия в Древней Руси: политическое, военное, дипломатическое, торжественное, духовное красноречие.

24. В.К. Тредиаковский - первый профессор России в области риторики. «Слово о витийстве» от 12 августа 1745 года.

25. «Краткое руководство к красноречию» М. Ломоносова. Речи М.В. Ломоносова на темы отечества, прославления государства, науки.

26. Н.Ф. Кошанский. «Предмет общей и частной риторик». Классификация родов и видов прозаической словесности.

27.Речевой этикет как совокупность специальных приемов и черт общественного поведения. Функции, формулы речевого этикета.

28. Содержание публичной речи. Определение целей речи, сбор материала, создание плана, произнесение речи вслух. Знание особенностей аудитории и ситуации общения.

29. Средства публичной речи (логические средства, понятия и термины, определения, сравнения, примеры, ссылки на авторитеты, статистические данные, наглядность). Правила этикета публичной речи.

30. Методика подготовки речи (самообразование, формирование личной библиотеки и личного архива). Выступление с текстом и без записей. Основные формы работы над текстом выступления: полный текст, конспект, план с цитатами.

31. Структура публичной речи. Композиция (предварительный план, рабочий план, основной план). Структура композиции выступления. Методы изложения материала.

32. Подготовка оратора. Внешний облик, поза, манеры оратора.

33. Техника речи оратора (голос, темп речи, пауза, дикция).

34. Основные приемы привлечения и удержания внимания слушающих. Диалогизация, экспрессия, аргументация выступления, манера изложения.

35. Полемическое мастерство. Содержание, цель спора, классификация. Форма проведения спора.

36. Полемические приемы в процессе спора. Искусство отвечать на вопросы.

37.Убеждение собеседника в споре (аргументы, контраргументы). «Рецепты поведения» во время спора.

38. Структура и содержание деловой беседы (постановка проблемы и передача информации).

39. Риторика общения. Виды, стили общения.

40. Барьеры и ошибки в общении. Антиэтикетное речевое поведение. Манипулирование.

41.Принципы речевого поведения. Правила для говорящего и слушающего.

42. Невербальные средства общения (кинесика, просодика, такесика, проксемика).

43. Выразительные средства речи (логическое ударение, пауза, интонация).

44. Современная риторика. Этнориторика.

45. Культура устной речи и её образно-эмоциональная выразительность. Языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фразеологизмы, афоризмы и др.

46. Нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры речи.

47. Коммуникативный аспект культуры речи оратора: правильность, точность, ясность, логичность, информативность, чистота, краткость, уместность, богатство, выразительность, благозвучие.

48. Ораторская речь и функциональные стили русского языка. Языковые и риторические особенности научного, официально-делового и публицистического стиля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.013 с.)